ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-223/20 от 05.08.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2020 г. город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Селютиной О.В.,

с участием прокурора Лазукиной О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-223/2020 по административному исковому заявлению Ефимова В.Н. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании недействующими пунктов "..." и "..." перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22.11.2019 № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»,

установил:

22 ноября 2019 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 26 ноября 2019 г. в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» http://npatula.ru, и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень, Перечень на 2020 год) согласно приложению.

В названный Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, под номерами "..." и "..." включены нежилые помещения с кадастровыми номерами "..." и "...".

Ефимов В.Н., являясь собственником указанных помещений, обратился в суд с административным иском о признании недействующими данного Перечня в части включения в него вышеуказанных объектов недвижимого имущества, ссылаясь на противоречие названного Перечня в оспариваемых частях положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду того, что принадлежащие ему нежилые помещения не обладают признаками административно-делового или торгового центра, не предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, и для таких целей не используются. Неправомерное включение, по утверждению административного истца, вышеупомянутых помещений в Перечень на 2020 год повлекло для него увеличение размера платежей по налогу на имущество физических лиц.

В судебное заседание административный истец Ефимов В.Н. не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя по доверенности.

В судебном заседании представитель административного истца Ефимова В.Н. по доверенности Шкуратенко М.А., заинтересованное лицо Ефимова В.Д. заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в административном иске, и просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области и правительства Тульской области по доверенности Трухтанов С.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что оспариваемое распоряжение издано компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, поскольку принадлежащие административному истцу нежилые помещения по своему назначению, разрешенному использованию в соответствии с данными технических паспортов не исключают использование для размещения торговых объектов и фактически используются для таких целей; прав и законных интересов административного истца указанное распоряжение не нарушает.

Представители заинтересованных лиц администрации муниципального образования г. Новомосковск, администрации муниципального образования город Тула в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Лазукиной О.Г., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества предоставлено субъекту Российской Федерации также и подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются плательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.

На основании подпунктов 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По состоянию на даты принятия оспариваемого нормативного правового акта органом исполнительной власти Тульской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно подпункту 77 пункта 5 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 г. № 452, является министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

Пунктом 7 вышеназванного Положения регламентировано, что министерство возглавляет министр имущественных и земельных отношений Тульской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Тульской области в установленном законодательством порядке.

Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 г. № 6, предусмотрено издание министром в пределах своей компетенции приказов и распоряжений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области (подпункт 4 пункта 8).

Согласно пункту 2 постановления правительства Тульской области от 17 февраля 2014 г. № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете «Тульские известия» и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое распоряжение издано уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, и стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя данное распоряжение в оспариваемых частях на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым и третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.

Законом Тульской области от 20 ноября 2014 г. № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» была установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 г.

Решением Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск от 28.10.2014 № 17-3 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен на территории муниципального образования налог на имущество физических лиц на объекты налогообложения, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом ставка налога на имущество физических лиц установлена от кадастровой стоимости объектов налогообложения в размере 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень подлежат включению административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого определяется из его кадастровой стоимости, если данное помещение входит в состав здания (строения, сооружения), обладающего признаками административно-делового центра или торгового центра (комплекса), - на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо если данное помещение является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании (строении, сооружении), не относящемся ни к административно-деловому центру, ни к торговому центру (комплексу). В первом случае основанием для включения помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является, среди прочего, предназначение здания для использования или фактическое использование здания, в котором находится данное помещение, в целях размещения торговых объектов, а во втором – предназначение или фактическое использование самого помещения.

Судом установлено, что Ефимов В.Н. является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами

"..." площадью 94 кв.м, расположенного по адресу: "...";

"..." площадью 44,8 кв.м, расположенного по адресу: "...".

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от "..." №№ "..." и "...", от "..." №№ "..." и "..." от "..." №№ "..." и "...".

Нежилое помещение с кадастровым номером "..." расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером "...", который находится на земельном участке с кадастровым номером "...", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация жилого дома, по адресу: "...", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от "...""...".

Нежилое помещение с кадастровым номером "..." расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером "...". Сведения о местоположении многоквартирного дома с названным кадастровым номером на земельном участке в ЕГРН отсутствуют. По сведениям ЕГРН по адресу: "..." находится земельный участок с кадастровым номером "...", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования под жилой дом.

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. № 39 (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7) и др.).

Такой вид разрешенного использования земельных участков как «для использования под жилой дом», «эксплуатация жилого дома» не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. № 39, и, следовательно, не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков с названными выше кадастровыми номерами не предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а сами здания, в которых находятся нежилые помещения, торговыми объектами не являются, не предназначены для использования и не используются в указанных целях, в оспариваемый Перечень не включены.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером "..." состоит на государственном кадастровом учете с 16.05.2018, имеет назначение «нежилое помещение», наименование – нежилое помещение.

Объект образован в результате раздела встроенного нежилого помещения с кадастровым номером "..." площадью 577,8 кв.м, принадлежавшего Ефимову В.Н. Данное помещение было разделено на два помещения с кадастровыми номерами "..." и "..." также на основании технического плана от 26.04.2018 года. Помещение "..." снято с кадастрового учета "..." года, право собственности Ефимова В.Н. на него прекращено.

Согласно технической документации (технический паспорт от "...", соответствующий техническому плану от "..." и сведениям о составе помещения, содержащимся в ЕГРН (раздел 5)), объект состоит из следующих помещений первого этажа: 1 - склад (31,8 кв.м), 2 - коридор (7 кв.м), 3 - фасовочная (23,9 кв.м), 4 - торговый зал (18,1 кв.м), 17 - разгрузочная (6,6 кв.м), 19 и 22 - моечная (3,4 кв.м, 3,2 кв.м).

Названные помещения по данным техпаспорта расположены в нежилом встроенно-пристроенном помещении – 1.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером "..." состоит на государственном кадастровом учете с 31.03.2017, имеет назначение «нежилое помещение», наименование – нежилое помещение.

Объект образован в результате раздела встроенного нежилого помещения с кадастровым номером "..." площадью 181,4 кв.м. Данное помещение было разделено на два помещения с кадастровыми номерами "..." и "..." на основании технического плана от "..." года и декларации об объекте. Помещение с кадастровым номером "..." снято с кадастрового учета, право собственности Ефимова В.Н. на него прекращено.

Согласно технической документации (технический паспорт от "...", соответствующий техническому плану от "..." и сведениям о составе помещения, содержащимся в ЕГРН (раздел 5)), объект состоит из следующих помещений первого этажа: 2, 3, 4 - коридоры (3,2 кв.м, 9,2 кв.м, 1,9 кв.м), 5 - кладовая (0,8 кв.м), 6, 7 - туалеты (1,5 кв.м,1,0 кв.м), 8 - комната приема пищи (4,5 кв.м), 9 - кабинет (7,2 кв.м), 10 и 11 – кладовые (6,7 кв.м, 7,8 кв.м), 12 – лифт (1 кв.м).

Названные помещения по данным техпаспорта расположены во встроенном нежилом помещении с назначением «нежилое».

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определений торгового объекта, торговой деятельности и в силу пункта 1 статьи 11 Налогового Кодекса Российской Федерации данные понятия применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно названному федеральному закону под торговой деятельностью понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, которая осуществляется в виде оптовой торговли (вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием) или розничной торговли (вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности); к торговому объекту относится здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (часть 3 статьи 1, пункты 1 - 4 статьи 2 Федерального закона № 381-ФЗ).

В смысле приведенных требований к помещениям, предназначенным для торговли, из перечисленных выше, можно отнести только торговый зал объекта с кадастровым номером "...", площадь которого составляет 19,25 % от общей площади объекта.

То обстоятельство, что по данным техпаспорта помещение с кадастровым номером "..." расположено во встроено-пристроенном помещении с назначением по данным техпаспорта «объект торговли», в смысле приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации не имеет правового значения, поскольку первичный объект не являлся самостоятельным отдельно стоящим зданием.

Таким образом, нежилые помещения с кадастровыми номерами "..." и "..." на момент их включения в Перечень являлись самостоятельными объектами недвижимости и по своим признакам не относились к объектам торговли (или объектам административно-делового назначения), состояли из помещений, назначение которых не предусматривает ведение соответствующей деятельности, за исключением нежилого помещения с кадастровым номером "...", однако последнее состояло из помещений, торговое назначение которых имеется только у одного из них, не составляющей 20% общей площади.

Судом не установлено и фактическое использование спорных нежилых помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ, действующий на момент принятия оспариваемых распоряжений).

Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 № 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из письма администрации муниципального образования город Новомосковск от 28.08.2019 № 2778-то/03-01-22, органом местного самоуправления в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области были представлены сведения об объектах недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, в отношении которых налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость, в число которых включены нежилые помещения с кадастровыми номерами "..." и "..." с указанием на их фактическое использование «торговое».

Между тем, согласно информации, представленной по запросу суда администрацией муниципального образования город Новомосковск от "...", нежилые помещения с кадастровыми номерами "..." и "..." предложены для включения в Перечень на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также визуального осмотра данных объектов сотрудниками администрации.

Согласно имеющимся в материалах актам обследования от "...", от "...", от "...", письму администрации от "..." объекты осматривались снаружи, внутренние обмеры помещений не производились, идентификация помещений с использованием данных технических паспортов, технических планов, не осуществлялась; в акте осмотра помещения с кадастровым номером "..." от "..." не указаны конкретные объекты (магазины, объекты общественного питания, иные), расположенные в помещении, при этом 100% площади отнесено к торговой. Более того, органом местного самоуправления не конкретизировано какие данные позволили сделать вывод об использовании не менее 20 процентов общей площади нежилых помещений с названными кадастровыми номерами для размещения торгового объекта. Представленные же акты обследования от "..." не могут быть приняты во внимание, поскольку необходимые действия проводились после принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Кроме того, по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическое использование не устанавливается исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о назначении помещений или здания, необходимо установление фактического использования здания, помещений в нем в процентном соотношении от общей площади здания (помещения) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что фактическое использование не менее 20 процентов общей площади нежилых помещений с кадастровыми номерами "..." и "..." для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не устанавливалось.

Ссылка административного ответчика о том, что объект недвижимости с кадастровым номером "..." сдается в аренду ООО "...", суд, учитывая, что помещение с данным кадастровым номером не входит в состав иных помещений и находится в пределах многоквартирного жилого дома, приходит к выводу о том, что в данном случае предназначение объекта недвижимости и составляющих его помещений без установления вида фактического использования помещений объекта с кадастровым номером "..." и предоставления дополнительных сведений об осмотре конкретных помещений и расчетов о количестве площадей этого объекта, предусматривающих размещение офисов или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позволяли отнести данный объект, к объектам недвижимого имущества, поименованным в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Кроме того, из договора аренды недвижимого имущества № "..." от "..." и дополнительного соглашения к нему от "..." следует, что помещения, входящие в состав объекта с кадастровым номером "...", сдаются в аренду АО "..." для использования под склад, а для организации розничной торговли - помещения, входящие в состав нежилого помещения с иным кадастровым номером ("...").

При таких обстоятельствах и учитывая, что административный ответчик не исполнил процессуальную обязанность, установленную частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не представил доказательств законности включения нежилых помещений в пункты "..." и "..." Перечня на 2020 год, а также исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Ефимова В.Н.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания оспариваемых положений Перечня недействующими с момента их принятия.

Руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Ефимова В.Н. удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия пункты "..." и "..." перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22.11.2019 № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или размещению в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, либо в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий