Дело № 3а-223/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2020 г. г.Тамбов
Тамбовский областной суд
В составе председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,
при секретаре Кулеш Е.М.,
с участием прокурора Гущиной А.А.,
представителя административного истца по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества «ГТ Энерго» (далее – АО «ГТ Энерго») к Управлению по регулированию тарифов Тамбовской области о признании недействующими в части приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19 февраля 2019 года № 14-т «Об определении долгосрочных параметров регулирования и установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом «ГТ Энерго» потребителям г.Тамбова, на 2019-2022 гг.», от 19 февраля 2019 года № 15-т «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую акционерным обществом «ГТ Энерго» потребителя г.Тамбова, на 2019-2022 гг.»,
УСТАНОВИЛ:
АО «ГТ Энерго» (далее – административный истец, общество) обратилось в Тамбовский областной суд с названным административным исковом заявлением, в котором указывает, что постановлением администрации города Тамбова от 15 января 2019 года № 100 обществу с 01 февраля 2019 года был присвоен статус единой теплоснабжающей организации города Тамбова в системе теплоснабжения от ГТ ТЭЦ, на основании чего с названной даты общество осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя потребителям города Тамбова. Поскольку названная деятельность подлежит тарифному регулированию, общество обратилось в Управление по регулированию тарифов Тамбовской области (далее – административный ответчик, Управление) с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию и горячее водоснабжение потребителям города Тамбова. Управление 19 февраля 2019 года приняло приказы № 14-т «Об определении долгосрочных параметров регулирования и установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом «ГТ Энерго» потребителям г.Тамбова, на 2019-2022 гг.» и № 15-т «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую акционерным обществом «ГТ Энерго» потребителя г.Тамбова, на 2019-2022 гг.» (далее – приказы № 14-т, 15-т, оспариваемые приказы), которыми установило административному истцу тариф на тепловую энергию и горячее водоснабжение. При этом, по мнению административного истца, административным ответчиком были допущены нарушения положений ст.7, ч.1 ст.9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении»), пунктов 12, 22, 25, 42, 48 (1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пунктов 20, 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения,, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2010 г. № 1075, поскольку административным ответчиком были занижены расходы на оплату труда персонала и производные от них отчисления на социальные нужды и расчетная предпринимательская прибыль. По мнению административного истца, административный ответчик при определении размера экономически обоснованных расходов на оплату труда персонала необоснованно не применил положения отраслевого тарифного соглашения и не учел прогнозный индекс потребительских цен.
В административном исковом заявлении административный истец просит признать оспариваемые приказы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, обязать Управление опубликовать сообщение о принятии решения суда и принять заменяющие нормативные правовые акты, а также взыскать с Управления расходы по оплате государственной пошлины.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил административные исковые требования, в ходатайстве об уточнении административных исковых требований (л.д.161-164 том 3) 04 марта 2020 года просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1, 2, 4 приказа № 14-т, пункты 1, 4 приказа № 15-т, обязать Управление опубликовать сообщение о принятии решения суда и принять заменяющие нормативные правовые акты, а также взыскать с Управления расходы по оплате государственной пошлины.
Управление по регулированию тарифов Тамбовской области возражает против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, полагает оспариваемые приказы законными и обоснованными. Указывает, что административным истцом при обращении за установлением тарифов не был представлен расчет фонда оплаты труда согласно приложению 4.9 «Расчет расходов на оплату труда» к Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э), также у административного истца отсутствуют локальные нормативные акты, устанавливающие тарифную сетку. Кроме того, приказами Управления от 17 декабря 2019 г. № 193-т «О внесении изменений в приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19 февраля 2019 года № 14-т «Об определении долгосрочных параметров регулирования и установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом «ГТ Энерго» потребителям г.Тамбова, на 2019-2022 гг.» и № 194-т «О внесении изменений в приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19 февраля 2019 года № 15-т «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую акционерным обществом «ГТ Энерго» потребителя г.Тамбова, на 2019-2022 гг.» тарифы на тепловую энергию и горячую воду, установленные приказами № 14-т и № 15-т, скорректированы на 2020 год, соответственно тарифы, установленные на 2019 год, с 01 января 2020 года, утратили силу.
Как следует из пояснений представителя административного истца в судебном заседании, административный истец оспаривает приказы № 14-т и № 15-т в первоначальной редакции, тарифы, установленные на 2020 год, им не оспариваются, в связи с чем, а также с учетом объема административных исковых требований, суд полагает необходимым проверить на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемых приказов в первоначальной редакции, действовавшей до 01 января 2020 года.
Выслушав представителей, исследовав материалы дела с участием специалистов ФИО3 и ФИО4, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению в части, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.8, 9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Понятие нормативного правового акта определено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно п.9, 10 которого существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. О нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения.
Оспариваемые приказы являются нормативными правовыми актами, поскольку содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Содержащиеся в оспариваемых приказах нормы непосредственно затрагивают права административного истца как теплоснабжающей организации, и несмотря на то, что на момент вынесения настоящего решения оспариваемые правовые нормы утратили силу, в период действия они применялись к административному истцу, следовательно, административный истец был вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту - ФЗ «О теплоснабжении») установлено, что подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
Частью 3 статьи 7 ФЗ «О теплоснабжении» определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункту 53 части 4 статьи 10 Устава (Основного Закона) Тамбовской области к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статус Управления как исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего в пределах своих полномочий государственное регулирование цен (тарифов), определен постановлением главы администрации области от 06.11.2012 № 110 «Об утверждении Положения об управлении по регулированию тарифов Тамбовской области» (далее - Положение об управлении). Функция по установлению тарифов на тепловую энергию закреплена подпунктом 3.1.3 Положения об управлении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, которые определяют основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту - Основы ценообразования, Правила регулирования, Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций).
Согласно п.29, 30 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов).
Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы (пункт 30 Правил регулирования цен (тарифов).
Из материалов дела следует, что постановлением администрации города Тамбова от 15 января 2019 года № 100 обществу с 01 февраля 2019 года был присвоен статус единой теплоснабжающей организации города Тамбова в системе теплоснабжения от ГТ ТЭЦ.
На основании заявления АО «ГТ Энерго» от 31 января 2019 г. приказами Управления от 05 февраля 2019 г. № 03/07 и № 03/08 открыто дело об установлении тарифов в отношении АО «ГТ Энерго» об установлении тарифов на тепловую энергию и на горячую воду на долгосрочный период регулирования 2019-2020 гг.
В рамках дела об установлении тарифов административным ответчиком была проведена экспертиза предложений административного истца об установлении тарифов, что подтверждается экспертным заключением (л.д.104-108 том 3).
Оспариваемые приказы были приняты единогласно на заседании коллегиального органа Управления по регулированию тарифов Тамбовской области 19 февраля 2019 г., на котором присутствовали представители административного истца (л.д.90-110 том 2).
Форма оспариваемых приказов и приложений к ним соответствует требованиям пункта 28 и 31 Правил регулирования, Приказа Федеральной службы по тарифам от 7 июня 2013 г. № 163 «Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения».
Оспариваемые приказы были опубликованы в газете «Тамбовская жизнь» 22 февраля 2019 года, в этот же день размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, что соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе ст.30 Закона Тамбовской области от 23 июня 2006 года № 51-З «О правовых актах Тамбовской области».
Таким образом, оспариваемый приказ был принят уполномоченным государственным органом с соблюдением требований закона, регулирующих его форму, вид, процедуру принятия, порядок введения в действие.
Тарифное регулирование осуществлялось Управлением с использованием метода индексации установленных тарифов.
Регулируемый вид деятельности регулируемой организацией АО «ГТ Энерго» осуществляется впервые. Ранее той же деятельностью на территории города Тамбова занималось ООО «ТТК», являющееся дочерней организацией АО «ГТ Энерго».
Административный истец не согласен с размером расходов на оплату труда работников, занятых сбытовой деятельностью, которые приняты органом тарифного регулирования в сумме 4 338,47 тыс.руб. против заявленной в разногласиях 7 414,19 руб., в связи с чем обратился в ФАС России с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования тарифов.
Решением ФАС России от 27 августа 2019 года требования АО «ГТ Энерго» были частично удовлетворены, Управление по регулированию тарифов Тамбовской области было признано нарушившим п.29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, органу тарифного регулирования Тамбовской области предписано определить величину экономически обоснованных расходов в том числе по статье «Расходы на оплату труда» с учетом мотивировочной части решения, отразив в экспертном заключении соответствующий анализ с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение.
В мотивировочной части решения ФАС России указывает, что органом тарифного регулирования не был проведен и отражен анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, предусмотренный п.29 Правил, в том числе то, каким образом принималось решение. Следовательно, органу тарифного регулирования необходимо проанализировать затраты по статье «Расходы на оплату труда», при необходимости запросив у регулируемой организации дополнительные обосновывающие материалы, в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования, результат анализа отразить в экспертном заключении.
Во исполнение решения ФАС России органом тарифного регулирования было составлено экспертное заключение, рассмотренное на заседании правления 10 сентября 2019 г., где орган тарифного регулирования указывает следующее.
В соответствии с протоколом заседания Совета директоров приказом АО «ГТ Энерго» от 30 января 2019 г. на территории города Тамбова создан Тамбовский филиал АО «ГТ Энерго», расположенный по адресу: ***, по месту расположения газотурбинной станции. Датой начала работы филиала определено 1 февраля 2019 г.
Статьей 3 Положения о Тамбовском филиале АО «ГТ Энерго» определены виды деятельности и функции филиала, в том числе поставка (продажа) электрической и тепловой энергии и осуществлении иных видов деятельности, осуществляемых Обществом в соответствии с его уставом. Таким образом, в функции филиала входят все виды деятельности, осуществляемые АО «ГТ Энерго» на территории Тамбовской области.
При этом в материалах тарифного дела отсутствует актуализированная Учетная политика общества. Сбытовая деятельность общества как отдельный объект учета затрат не отражена в представленной к регулированию учетной политике в целях бухгалтерского учета.
При рассмотрении величины фонда заработной платы работников АО «ГТ Энерго», занимающихся сбытом тепловой энергии на территории Тамбовской области, органом тарифного регулирования рассматривалось штатное расписание и уровень заработной платы сотрудников, осуществляющих деятельность на территории Тамбовской области. Регулируемой организацией для целей тарифного регулирования также были представлены должностные инструкции работников (в части) и положение об оплате труда. Расчет фонда оплаты труда в надлежащей форме, коллективный трудовой договор, локальные нормативные акты регулируемой организации, устанавливающие тарифную сетку, в орган тарифного регулирования не были представлены и у регулируемой организации отсутствую.
В связи с отсутствием на момент регулирования фактических показателей по фонду оплаты труда и численности работников орган тарифного регулирования произвел расчет по плановым показателям.
Плановая численность работников, осуществляющих сбытовую деятельность, в количестве 14 единиц рассчитана по нормативам согласно приказа Госстроя России от 12 октября 1999 года № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» Данная величина принята с учетом фактической численности работников, осуществляющих сбытовую деятельность ООО «ТТК», ранее осуществляющего функции единой теплоснабжающей организации в зоне АО «ГТ Энерго». Плановую численность работников, осуществляющих сбытовую деятельность, регулируемая организация не оспаривает.
Фонд оплаты труда работников, занятых сбытовой деятельностью, определен органом тарифного регулирования на основании п.42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения на основании требований отраслевого тарифного соглашения работников ЖКХ на 2017-2019 гг, а также с учетом межразрядных тарифных коэффициентов к ставке рабочего 1 разряда. Размер ставки рабочего 1 разряда составил согласно положений отраслевого тарифного соглашения 10303 руб., и регулируемой организацией не оспаривается. Размер межразрядных коэффициентов к ставке рабочего 1 разряда был рассчитан на основе принятой тарифной сетки ООО «ТТК» в связи с отсутствием в АО «ГТ Энерго» локального нормативного акта об утверждении тарифной сетки, размер премии в максимальном размере 50% был принят согласно п.2.8.2.4. ОТС на 2017-2019 гг. При этом в установленном для АО «ГТ Энерго» тарифе на производство тепловой энергии в Тамбовской области учтена средняя зарплата работников в размере 37 182 руб., что выше чем в среднем по Тамбовской области.
Дополнительный анализ, проведенный органом тарифного регулирования согласно решения ФАС России, показал, что фактическая численность персонала общества по форме П4 за апрель 2019 года составила 19,5 чел. При плановой численности, учтенной в тарифах, 24 чел. Таким образом, при учтенном в тарифе на тепловую энергию на 2019 год годовом фонде оплаты труда работников, занятых сбытовой деятельностью, в сумме 4 338,47 руб. и фактической численности работников 9,5 чел., среднемесячная зарплата составит 38 057 руб., что существенно выше, чем зарплата по отраслевому тарифному соглашению и в среднем по Тамбовской области. Сведений о размере фактических отчислений в Пенсионный фонд РФ общество Управлению не представило.
Таким образом, в экспертном заключении от 10 сентября 2019 года Управление приходит к выводу о том, что фонд заработной платы в размере 4 338,47 руб., рассчитанный Управлением в рамках регулирования тарифа на тепловую энергию на 2019 год является достаточным для ведения хозяйственной деятельности АО «ГТ Энерго» и остается без изменения, равно как базовый уровень операционных расходов.
Из содержания административного искового заявления, возражений административного ответчика, письменных и устных пояснений сторон следует, что в рамках настоящего судебного разбирательства между сторонами нет разногласий относительно штатной численности персонала общества, размера ставки первого разряда работников организаций коммунального хозяйства, размера премий, квалификационных уровней работников общества, учтенных при расчете оспариваемых тарифов. Разногласия между сторонами имеются относительно размеров межразрядных тарифных коэффициентов и размера прогнозного индекса потребительских цен.
В обоснование своей позиции Управление ссылается на письмо ФАС России от 26 ноября 2018 года № ВК/96368/18, в котором ФАС России по вопросу применения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы при регулировании тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства сообщает, что поскольку пункт 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской от 22 октября 2012 г. № 1075, пункт 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской от 13 мая 2013 года № 406, пункт 42 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской от 30 мая 2016 г. № 484 содержат схожие положения по определению расходов на оплату труда в регулируемых тарифах, в целях единообразного подхода к расчету расходов регулируемых организаций ФАС России считает необходимым при определении размера фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства Российской Федерации, учитывать результаты анализа следующих сведений:
- гарантий работников, предусмотренных Отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными в соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации между представителями сторон: работниками, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления;
- условий коллективного договора;
- размеров фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденных данными годовой бухгалтерской отчетности и соответствующими данными статистической отчетности, а также размеров фонда оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях;
- прогнозного индекса потребительских цен;
- уровня средней заработной платы в регионе по соответствующему виду экономической деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики;
- среднегодовой фактической численности, подтвержденной статистической отчетностью;
- нормативной численности;
- штатного расписания.
Также Управление ссылается на пункт 10.7 Отраслевого тарифного соглашения от 08 декабря 2016 года в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых приказов, которым предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное регулирование цен и тарифов вправе требовать от работодателя, являющегося регулируемой организацией, официальное подтверждение от ОООР ЖКК, позволяющее установить юридически значимый факт распространения на организацию прав и обязательств по соблюдению отраслевого тарифного соглашения в установленном законом порядке. При этом положения отраслевого тарифного соглашения могут применяться органом тарифного регулирования в части социальных гарантий, только в отношении регулируемой организации, имеющей данное официальное подтверждение. На основании изложенных положений Управление полагает, что, поскольку обществом при тарифном регулировании не было представлено официальное подтверждение от ОООР ЖКХ, вышеуказанное отраслевое тарифное соглашение не подлежит применению при тарифном регулировании деятельности административного истца.
Кроме того, в письменных возражения Управление указывает, что на момент принятия оспариваемых приказов действовало также Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ 14 апреля 2017 года между Союзом коммунальных предприятий и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, в приложении № 3 к которому установлен иной механизм определения межразрядных тарифных коэффициентов.
Также Управление указывает, что принятие предложений административного истца привело бы к росту тарифа на 4,1 % при предельном индексе, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2018 года № 2490-р для Тамбовской области в размере 2%.
Суд полагает доводы Управления не основанными на положениях действующего законодательства о тарифном регулировании и материалах дела, исходя из следующего.
Согласно пп. «а» п.17 Основ ценообразования в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), при установлении тарифов применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат).
При применении данного метода в силу положений п.32, 33 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа, при этом в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, входит оплата труда и отчисления на социальные нужды.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права следует, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, методом экономически обоснованных расходов в порядке приоритетности используются следующие сведения: отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, плановое значение индекса потребительских цен.
Приоритетность применения условий Отраслевых тарифных соглашений следует и из структуры письма ФАС России от 26 ноября 2018 года № ВК/96368/18.
Кроме того, суд не может согласиться с тем, что положения пункта 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской от 22 октября 2012 г. № 1075, полностью совпадают с положениями пункта 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской от 13 мая 2013 года № 406, пункта 42 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской от 30 мая 2016 г. № 484, поскольку, в отличие от указанных нормативных актов, пункт 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской от 22 октября 2012 г. № 1075, не предусматривает возможности применения органом тарифного регулирования при определении размера фонда оплаты труда регулируемой организации размера фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях.
Таким образом, поскольку положения отраслевых тарифных соглашений являются приоритетными, то при определении размера фонда оплаты труда, подлежащего включению в необходимую валовую выручку регулируемой организации, Управлению необходимо в первую очередь руководствоваться положениями действующего в отношении административного истца Отраслевого тарифного соглашения.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, АО «ГТ Энерго» членом Отраслевого тарифного соглашения от 08 декабря 2016 года не является, однако на Общество в силу частей 7 - 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835 распространяется действие названного Отраслевого тарифного соглашения, как на организацию, не подавшую в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к указанному соглашению мотивированного письменного отказа от присоединения к нему.
Довод Управления о неприменении положений Отраслевого тарифного соглашения от 08 декабря 2016 года в связи с отсутствием у регулируемой организацией официального подтверждения от ОООР ЖКК, позволяющего установить юридически значимый факт распространения на организацию прав и обязательств по соблюдению отраслевого тарифного соглашения в установленном законом порядке, судом отклоняется исходя из следующего.
Из анализа положений ст.48 Трудового кодекса РФ и раздела 10 Отраслевого тарифного соглашения от 08 декабря 2016 года следует, что такое подтверждение носит формальный характер, и его отсутствие в силу прямого действия положений ст.48 Трудового кодекса РФ, не может свидетельствовать о его неприменении в отношении административного истца. Для получения такого подтверждения регулируемой организации достаточно обратиться в ОООР ЖКХ с заявлением по установленной форме, и оснований для отказа во включения регулируемой организации в региональный регистр организаций, на которые распространяется действие соглашения, и выдачи официального подтверждения у ОООР ЖКХ в данном случае не имелось, поэтому отраслевым тарифным соглашением от 08 декабря 2016 года предусмотрена возможно регулируемого органа запросить у регулируемой организации такое официальное подтверждение, однако Управление такого подтверждения у административного истца не запрашивало.
Суд приходит к выводу, что по общему правилу на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы. Вместе с тем, в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела тарифный орган в случае недостаточности обосновывающих документов должен был предложить Обществу представить дополнительные материалы.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере теплоснабжения, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций, и их потребителей, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункты 5 и 6 части 2 статьи 3 ФЗ «О теплоснабжении»).
Исходя из указанных принципов, а также практики оценки обосновывающих материалов, подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Кроме того, доводы Управления о том, что положения Отраслевого тарифного соглашения от 08 декабря 2016 года не подлежат применению при определении размера фонда оплаты труда, подлежащего включению в необходимую валовую выручку административного истца на 2019 год, не основаны на материалах дела, поскольку Управление применяет положения названного тарифного соглашения в части минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, что прямо следует из текста экспертного заключения от 10 сентября 2019 года
Экспертное заключение от 19 февраля 2019 года не содержит анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, что подтверждается решением ФАС России от 27 августа 2019 года.
Суд также обращает внимание на то, что доводы Управления в части применения Отраслевого тарифного соглашения от 08 декабря 2016 года при тарифном регулировании административного истца противоречивы, так как Управлением представлено в суд несколько возражений и письменных пояснений, в которых по данному вопросу содержатся разные позиции.
Из пункта 2.8 Отраслевого тарифного соглашения от 08 декабря 2016 года следует, что расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, и включают в себя: тарифную составляющую расходов (средств), направляемых на оплату труда, которая рассчитывается исходя из суммы месячных тарифных ставок (должностных окладов) (пункт 2.8.1); выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации (пункт 2.8.2).
В приложении № 3 к Отраслевому тарифному соглашению от 08 декабря 2016 года установлены рекомендуемые размеры тарифных коэффициентов для организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Из материалов тарифного дела, исследованных с участием специалиста ФИО3, следует, что при расчете фонда оплаты труда общества Управлением были использованы межразрядные тарифные коэффициенты, установленные в тарифной сетке ООО «Тамбовская теплоэнергетическая компания», ранее осуществлявшего тот же регулируемый вид деятельности, что и административный истец, на том же оборудовании, и являющегося дочерней организацией ООО «ГТ Энерго», которые существенно отличаются от рекомендуемых размеров тарифных коэффициентов, установленных приложением № 3 к ОТС от 08 декабря 2016 года.
Каких-либо мотивов неприменения положений Отраслевого тарифного соглашения от 08 декабря 2016 года в части межразрядных тарифных коэффициентов ни в экспертном заключении от 19 февраля 2019 года, ни в экспертном заключении от 10 сентября 2019 года не приведено.
Доводы Управления о действии в период принятия оспариваемых приказов Отраслевого тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ 14 апреля 2017 года между Союзом коммунальных предприятий и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, судом отклоняются, поскольку административный истец не является членом объединения работодателей, заключившего соглашение, членом объединения работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, на участие в переговорах Союз коммунальных предприятий не уполномачивал, к названному соглашению после его заключения не присоединялся. Поскольку Министр труда и социальной защиты Российской Федерации не издавал писем об официальном присоединении к названному отраслевому тарифному соглашению, в силу положений статьи 48 Трудового кодекса Российско Федерации действие Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, заключенного 14 апреля 2017 года между Союзом коммунальных предприятий и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, на административного истца не распространяется.
Также суд обращает внимание на то, что ни в экспертном заключении от 19 февраля 2019 года, ни в экспертном заключении от 10 сентября 2019 года не содержится сведений о применении Управлением при расчете размера фонда оплаты труда, подлежащего включению в необходимую валовую выручку Общества на 2019 год, прогнозного индекса потребительских цен.
Таким образом, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемых приказов положениям пункта 42 Основ ценообразования № 1075 в части размера расходов на оплату труда персонала.
Поскольку размер отчислений на социальные нужды и расчетной предпринимательской прибыли рассчитываются исходя из размеров расходов на оплату труда персонала, в данной части оспариваемые приказы также не соответствуют требованиям Основ ценообразования № 1075.
Суд также отклоняет довод административного ответчика о том, что принятие предложений административного истца привело бы к росту тарифа на 4,1 % при предельном индексе, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2018 года № 2490-р для Тамбовской области в размере 2%, поскольку ни в экспертном заключении от 19 февраля 2019 года, ни в экспертном заключении от 10 сентября 2019 года выводов об этом не содержится.
Поскольку расходы на оплату труда персонала, отчисления на социальные нужды и расчетная предпринимательская прибыль при принятии приказа № 15-т были учтены только при расчете компонента «тепловая энергия» тарифа на горячую воду, суд полагает необходимым признать недействующим пункт 1 приказа № 15 только в указанной части.
Суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания недействующими пункта 4 приказа № 14-т и пункта 4 приказа № 15-т, которыми были установлены периоды действия тарифов, установленных соответственно пунктом 2 приказа № 14-т и пунктом 1 приказа № 15-, поскольку в названной части оспариваемые приказы соответствуют требованиям пункта 18 Основ ценообразования.
В остальной части административные исковые требования также не подлежат удовлетворению как не основанные на положениях действующего законодательства.
Поскольку судом установлено несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов в части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, их следует признать недействующими в части размера расходов на оплату труда персонала, отчислений на социальные нужды и расчетной предпринимательской прибыли, учтенных при определении долгосрочных параметров регулирования деятельности акционерного общества «ГТ Энерго» на 2019 год и тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом «ГТ Энерго» потребителям г.Тамбова на 2019 год, и при расчете компонента «тепловая энергия» тарифа на горячую воду, поставляемую акционерным обществом «ГТ Энерго» потребителям г.Тамбова на 2019 год.
Учитывая, что на момент вынесения настоящего решения оспариваемые нормативные правовые акты в оспариваемой редакции утратили силу, в новой редакции административным истцом не оспариваются, суд полагает, что признание их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу не приведет к восстановлению прав административного истца, следовательно их следует признать недействующими с момента принятия.
Суд также приходит к выводу о том, что поскольку оспариваемые правовые акты в оспариваемой части прекратили свое действие, в настоящее время отсутствует недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, следовательно, отсутствуют основания для возложения на административного истца обязанности по принятию заменяющих нормативных правовых актов.
Согласно п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в газете «Тамбовская жизнь».
В силу статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Административным истцом понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 руб., которые подлежат возмещению за счет административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление акционерного общества «ГТ Энерго» удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента принятия пункты 1 и 2 и приложения № 1 и № 2 к приказу Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19 февраля 2019 года № 14-т «Об определении долгосрочных параметров регулирования и установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом «ГТ Энерго» потребителям г.Тамбова, на 2019-2022 гг.» в части размера расходов на оплату труда персонала, отчислений на социальные нужды и расчетной предпринимательской прибыли, учтенных при определении долгосрочных параметров регулирования деятельности акционерного общества «ГТ Энерго» на 2019 год и тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом «ГТ Энерго» потребителям г.Тамбова на 2019 год.
Признать недействующими с момента принятия пункт 1 и приложение № 1 к приказу Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19 февраля 2019 года № 15-т «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую акционерным обществом «ГТ Энерго» потребителя г.Тамбова, на 2019-2022 гг.» в части размера расходов на оплату труда персонала, отчислений на социальные нужды и расчетной предпринимательской прибыли, учтенных при расчете компонента «тепловая энергия» тарифа на горячую воду, поставляемую акционерным обществом «ГТ Энерго» потребителям г.Тамбова на 2019 год.
В удовлетворении административных исковых требований в оставшейся части отказать.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в газете «Тамбовская жизнь».
Взыскать с Управления по регулированию тарифов Тамбовской области в пользу акционерного общества «ГТ Энерго» судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тамбовский областной суд.
Судья Гурулева Т.Е.
Решение суда в окончательной форме составлено 27 мая 2020 года.
Судья Гурулева Т.Е.