ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-223/20 от 18.06.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Дело №3а-223/2020

УИД 61OS0000-01-2020-000163-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2020 года г.Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд

в составе судьи Абрамова Д.М.

при секретаре Гальковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области о ликвидации Ростовской Региональной общественной организации «Федерация Армспорта», исключении сведений о нём из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области обратилось в суд с заявлением о ликвидации Ростовской Региональной общественной организации «Федерация Армспорта», исключении сведений о нём из Единого государственного реестра юридических лиц, сославшись на следующие обстоятельства. Государственная регистрация общественной организации осуществлена распоряжением от 30 июля 2009 года №1217-р, устав организации утверждён протоколом общего собрания учредителей 8 июля 2009 года. Распоряжением от 17 января 2020 года назначено проведение плановой документарной проверки общественной организации за период с 14 февраля 2017 года по 13 февраля 2020 года, проверка окончена 16 марта 2020 года, в этот день составлен акт проверки. В результате проверки установлены грубые и неоднократные нарушения федерального законодательства (Гражданского кодекса Российской Федерации – статей 50,52,65.2,123.6,123.7; Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»): наименование федерации не содержит указания на характер её деятельности; Уставом не определён предмет деятельности; п.3 Устава предусматривает осуществление предпринимательской деятельности; пп.3.3, 6.3 Устава предусматривают создание хозяйственных обществ и иных хозяйственных организаций; Устав не содержит символики общественного объединения; Уставом не определён постоянно действующий руководящий орган; Уставом не определён единоличный исполнительный орган; организацией не соблюдаются положения Устава в части периодичности проведения заседаний высшего органа управления (общего собрания), руководящего органа управления (президиума), осуществления ревизии финансовой и хозяйственной деятельности; пп.7.2, 8.1-8.7 Устава предусматривают создание филиалов и открытие представительств; членами организации не исполнялась обязанность по уплате членских взносов; организация не публиковала отчёт об использовании своего имущества или не обеспечивала доступность ознакомления с указанным отчётом; обязанность по ежегодному предоставлению отчётности организацией исполнялась несвоевременно; организацией к проверке не представлены запрашиваемые документы с указанием на отсутствие запрошенных документов и начале процедуры ликвидации. В отношении организации 8 июня 2018 года и 4 июня 2019 года составлялись протоколы об административном правонарушении по статье 19.7 КоАП РФ в связи с непредоставлением в установленный срок до 15 апреля соответствующего года отчёта о своей деятельности и информации о продолжении своей деятельности, организация привлечена к административной ответственности в виде предупреждений. Изложенные обстоятельства являются основанием для ликвидации общественной организации в соответствии со статьёй 61 ГК РФ.

Представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области Оганесян Д.Э., действующая по доверенности, в суд явилась, административный иск просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Стеценко Л.В., действующая по доверенности, в суд явилась, представила и поддержала возражения на административный иск, в удовлетворении которого просила отказать.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что 10 августа 2009 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Региональной общественной организации «Федерация Армспорта» (ОГРН 109610000626, ИНН 6164292586) на основании распоряжения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области от 30 июля 2009 года №1217-р.

Устав региональной общественной организации утверждён протоколом общего собрания учредителей 8 июля 2009 года.

В силу п.2.1 Устава основными целями Федерации являются: популяризация и пропаганда армрестлинга в Ростовской области; проведение спортивных соревнований; развитие армрестлинга в области, широкое его использование во всестороннем и гармоничном развитии личности, в организации активного отдыха и формировании здорового образа жизни.

Распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области от 17 января 2020 года назначено проведение плановой документарной проверки общественной организации за период с 14 февраля 2017 года по 13 февраля 2020 года, организации направлена копия распоряжения, предложено представить указанные в нём документы. Организацией запрошенные документы не предоставлены с указанием в ответе от 30 января 2020 года на отсутствие документов за проверяемый период, принятие решение о начале процедуры ликвидации организации (л.д.84).

Проверка окончена 16 марта 2020 года, в этот день составлен акт проверки.

В акте проверки сделан вывод о наличии в деятельности общественной организации нарушений федерального законодательства и собственного устава.

В акте отмечены следующие нарушения:

1) наименование федерации не содержит указания на характер её деятельности (вопреки абзацу 1 статьи 28 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»);

2) Уставом не определён предмет деятельности (в нарушение пункта 4 статьи 52 ГК РФ, согласно которому в уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц);

3) п.3 Устава предусматривает осуществление предпринимательской деятельности (в нарушение пункта 4 статьи 50 ГК РФ, согласно которому некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям);

4) пп.3.3, 6.3 Устава предусматривают создание хозяйственных обществ и иных хозяйственных организаций (в нарушение пункта 1 статьи 65.2 ГК РФ, определяющего права участника корпорации);

5) Устав не содержит символики общественного объединения (в нарушение абзаца 9 статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», в силу которого в случае использования общественным объединением символики общественного объединения её описание должно содержаться в уставе общественного объединения);

6) Уставом не определён постоянно действующий руководящий орган (в нарушение абзаца 3 статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ, в силу которого постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию);

7) Уставом не определён единоличный исполнительный орган (в нарушение пункта 3 статьи 65.3, п.2 статьи 123.7 ГК РФ, абзаца 5 статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ);

8) организацией не соблюдаются положения Устава в части периодичности проведения заседаний высшего органа управления (общего собрания), руководящего органа управления (президиума), осуществления ревизии финансовой и хозяйственной деятельности (в нарушение пункта 1 статьи 52 ГК РФ);

9) пп.7.2, 8.1-8.7 Устава предусматривают создание филиалов и открытие представительств (в нарушение статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ, в соответствии с которой под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации; создание филиалов и представительств в этой статье предусмотрено для общероссийских и межрегиональных общественных объединений);

10) членами организации не исполнялась обязанность по уплате членских взносов (вопреки пункту 4 статьи 65.2, пункту 2 статьи 123.6 ГК РФ);

11) организация не публиковала отчёт об использовании своего имущества или не обеспечивала доступность ознакомления с указанным отчётом (в нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ);

12) обязанность по ежегодному предоставлению отчётности организацией исполнялась несвоевременно (в нарушение статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ, в силу которой общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти);

13) организацией к проверке не представлены запрашиваемые документы (в нарушение статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области в пределах проверяемого периода - 8 июня 2018 года и 4 июня 2019 года в отношении общественной организации составлялись протоколы об административном правонарушении по статье 19.7 КоАП РФ в связи с непредоставлением в установленный срок до 15 апреля соответствующего года отчёта о своей деятельности и информации о продолжении своей деятельности (л.д.37-42). Постановлениями мировых судей судебных участков №№1-2 Ленинского судебного района г.Ростова-на-Дону соответственно 13 июля 2018 и 11 июля 2019 года общественная организация признавалась виновной в совершении указанного административного правонарушения, ей назначались наказания в виде предупреждения.

Суд установил, что предусмотренные статьёй 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ сведения о продолжении своей деятельности, отчёты по форме №ОН003 за 2017-2018 годы (применительно к обстоятельствам привлечения к административной ответственности) организацией предоставлены в июне 2018 года, в мае 2019 года. Аналогичные данные за 2019 год предоставлены в феврале 2020 года (в сообщении о продолжении деятельности было указано о приостановлении деятельности федерации в 2019 году).

Кроме возбуждения дел об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок обязанностей, предусмотренных статьёй 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ, иных мер реагирования к общественной организации административным истцом не принималось. Выводы о несоответствии Устава организации требованиям вышеприведенных требований федерального законодательства впервые сделан в ходе проведённой проверки.

Оценивая доводы сторон о содержании Устава и правомерности деятельности общественной организации, суд приходит к следующему заключению.

Как следует из объяснений представителей административного истца и административного ответчика, данные о фактической деятельности общественной организации в проверяемый период и ранее отсутствуют. Предпринимательская деятельность в той или иной форме не осуществлялась, хозяйственные товарищества и иные хозяйственные организации не создавались, равно как филиалы и представительства.

При регистрации общественной организации у регистрирующего органа отсутствовали замечания по наименованию организации с точки зрения статьи 5 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и иных положений данного закона. При этом к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации на дату регистрации федерации были отнесены физкультурно-спортивные организации. Статья 34.1 данного Федерального закона была введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 412-ФЗ. Каких-либо нареканий к наименованию, предмету деятельности организации не предъявлялось до окончания проведения проверки, учитывая ранее предпринятые контрольные мероприятия. Вместе с тем, уточняющие данные о характере и предмете деятельности общественной организации (указанные в акте проверки), подлежат указанию в Уставе.Уставом (параграф 7) определены органы управления Федерации: Общее собрание (высший руководящий орган), Президиум Федерации (руководящий орган в период между Общими собраниями, который собирается ежемесячно), Президент Федерации, избираемый сроком на 4 года, к компетенции которого относится деятельность от имени Федерации без доверенности, организация работы Президиума, принятие всех оперативных решений, касающихся деятельности Федерации. Действительно, Устав в данной части не содержит формулировок «постоянно действующий руководящий орган» и «единоличный исполнительный орган». При регистрации организации Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ в статье 8 предусматривал создание постоянно действующего руководящего органа (выборный коллегиальный орган), содержание параграфа 7 Устава не привело к выводу о несоответствии его закону. Возможность создания единоличного исполнительного органа предусмотрена Федеральным законом от 02.06.2016 №179-ФЗ. Анализ Устава приводит к выводу о том, что постоянно действующим руководящим органом является Президиум, а единоличным исполнительным органом является Президент, что подтверждено выпиской из ЕГРН. Рассматриваемые положения Устава в части дословного соответствия статье 8 указанного Федерального закона подлежат учёту административным ответчиком, что правомерно отражено в акте проверки. Из писем общественной организации о продолжении своей деятельности (л.д.85) усматривается использование символики в виде рисунка, который не имеет описания в Уставе, с утверждением административного истца в этой части также следует согласиться. Данных об использовании этой символики в иных правоотношениях не установлено. Согласно статье 37 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации. Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ) предусматривает, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Пункт 4 статьи 50 ГК РФ вместо категории «предпринимательская деятельность» предусматривает возможность ведения некоммерческой организацией приносящей доход деятельности. Поскольку ГК РФ в системе законодательства подлежит приоритетному применению, соответствующее положение Устава организации подлежит приведению в соответствие с действующей правовой нормой. Административным ответчиком не оспаривалось, что не соблюдались требования Устава о периодичности проведения высшего органа управления, Президиума, о ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Федерации (в связи с её отсутствием). Членские взносы не уплачивались, их размер не определён. Отчёты об использовании своего имущества не публиковались, при этом представитель административного ответчика сослалась на предоставление отчётов по установленной форме в Главное управление, что не оспаривалось, имущество у организации отсутствует. По смыслу статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ статус общероссийских и межрегиональных объединений предусматривает возможность создания филиалов и представительств. Между тем, содержание данной нормы права не подвергалось изменению со времени регистрации организации, в период с 2009 по март 2020 года в этой части к административному ответчику не предъявлялось претензий административным истцом, сведений о нарушении организацией своей территориальной сферы деятельности не имеется. Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Данные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом. В силу пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В силу пунктов 20, 25, 26, 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" при рассмотрении дела о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан суд оценивает обоснованность предупреждения (представления) об устранении нарушений закона, а также решения уполномоченного органа о приостановлении деятельности, если они не были ранее оспорены административным ответчиком в судебном порядке. Основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан является нарушение им прав и свобод человека и гражданина, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (статья 14 Закона об общественных объединениях, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 9 и 19 Закона о свободе совести). Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. В каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения. Административным истцом не представлено доказательств и обоснования того, что общественной организацией были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов. Вышеприведённые обстоятельства нарушений в части содержания отдельных положений Устава, использования символики на бланке без её описания в Уставе, несвоевременность представления отчётов (повлекшая привлечение к административной ответственности в виде предупреждений) не содержат признаков грубого нарушения. Нарушения либо устранены, либо являются по своим свойствам устранимыми, обратное не доказано. Неоднократность выявленных фактов нарушения сроков предоставления сообщений о продолжении организацией деятельности и отчётов по форме №ОН003 не являлась основанием для предъявления требований о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица. В ходе проверки новые аналогичные нарушения не установлены. Обстоятельства, установленные в ходе проверки (содержание Устава применительно к нормам действующего законодательства, невыполнение положений Устава), выявлены впервые, предупреждение, направленное на устранение таких нарушений не выносилось. Суд учитывает, что непосредственно после окончания проверки был предъявлен административный иск о ликвидации организации, что нельзя признать соразмерной нарушениям мерой реагирования. Возможность устранения указанных в акте нарушений не была предоставлена. При изложенных обстоятельствах, доводы, указанные в административном исковом заявлении в их совокупности, не могут служить основанием для ликвидации общественной организации. Административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного иска Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области о ликвидации Ростовской Региональной общественной организации «Федерация Армспорта», исключении сведений о нём из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.М. Абрамов

В окончательной форме решение принято 25 июня 2020 года