№ 3а-7/2022
10OS0000-01-2021-000352-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2022 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при секретаре Сафоновой М.В.
с участием прокурора Лахтиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-7/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим постановления Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 г. № 346-П «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2046 годы» (в редакции постановлений Правительства Республики Карелия от 26 мая 2016 г. № 192-П, от 10 ноября 2016 г. № 400-П, от 29 сентября 2017 г. № 330-П, от 28 сентября 2018 г. № 356-П, от 26 сентября 2019 г. № 367-П, от 29 сентября 2020 г. № 481-П, от 30 сентября 2021 №435-П) в части,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (.....).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 №346-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы (далее - Региональная программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов на территории Республики Карелия, подлежащих капитальному ремонту в обозначенный период.
Согласно Региональной программе в отношении многоквартирного жилого дома (.....) установлен срок проведения капитального ремонта – 2022 год.
Впоследствии в указанный нормативный правовой акт вносились изменения постановлениями Правительства Республики Карелия от 26.05.2016 №192-П, от 10.11.2016 № 400-П, от 29.09.2017 № 330-П, от 28.09.2018 № 356-П, от 26.09.2019 № 367-П, от 29.09.2020 № 481-П, от 30.09.2021 №435-П, реализация Региональной программы продлена до 2046 года, срок капитального ремонта жилого дома № 2 по ул. Советов в г.Кондопога Республики Карелия был перенесен на 2044 год, затем - на 2026 год.
Административный истец считает, что решение о переносе планового периода проведения капитального ремонта указанного многоквартирного дома на более поздний срок не соответствует действующему жилищному законодательству, поскольку принято при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собственники настаивали на проведении капитального ремонта в первоначально установленные сроки, нарушает права административного истца как собственника жилого помещения на благоприятные условия проживания.
ФИО1 просила признать не действующим постановление Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 № 346-П в действующий на настоящий момент редакции в части переноса планового срока проведения капитального ремонта дома (.....) с 2022 года.
Административный ответчик в отзыве на иск указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта уполномоченным государственным органом, официально опубликован и не нарушает права административного истца. Перенос срока проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома на более поздний период обусловлен внесением изменений Федеральным законом от 29.06.2015 №176-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации. Перенос сроков капитального ремонта осуществлялся без согласования с собственниками помещений многоквартирного дома, поскольку указанное не предусмотрено действующим законодательством.
Заинтересованное лицо - Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия - в отзыве на иск позицию административного ответчика поддержало.
Заинтересованное лицо - администрация Главы Республики Карелия - в отзыве на административный иск указало на отсутствие при проведении правовой экспертизы проекта оспариваемого нормативного правового акта противоречий Жилищному кодексу Российской Федерации.
Участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (часть 4).
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7).
Приказом Минстроя России от 29.10.2015 №774/пр были утверждены Методические рекомендации по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в подпункте «б» пункта 7 которых предусмотрено, что обращения о внесении изменений в отношении сроков проведения капитального ремонта и (или) перечня работ по капитальному ремонту могут быть направлены в уполномоченный орган в случае переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (срока оказания отдельных услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту) на более поздний период в случаях, если:
- запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторное оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
- общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о переносе капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту) на более поздний срок и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что отсутствует необходимость в проведении капитального ремонта (отдельного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в предусмотренный региональной программой срок;
- собственники помещений в многоквартирном доме, формировавшие фонд капитального ремонта на специальном счете, не провели капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в срок, предусмотренный региональной программой, в связи с чем после изменения способа формирования фонда капитального ремонта в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса возникает необходимость определить иной срок для проведения капитального ремонта многоквартирного дома региональным оператором.
Указанный приказ отменен приказом Минстроя России от 24.09.2020 № 538/пр.
Минстроем России 09.12.2020 издан приказ № 758/пр «Об утверждении методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
В пункте 6 указанного приказа предусмотрено, что по общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требуется для внесения в региональную программу изменений в части переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме на более поздний период, сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса.
20.12.2013 принят Закон Республики Карелия № 1758-ЗРК «О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия» (далее – Закон).
Согласно ст. 11 Закона определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации региональной программы осуществляется исходя из следующих критериев: 1) степень износа многоквартирного дома; 2) срок эксплуатации многоквартирного дома; 3) дата последнего проведения комплексного капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) наличие неисполненного судебного решения об обязании органа местного самоуправления провести комплексный капитальный ремонт или выборочный капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Региональной программой в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Порядок использования критериев определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – Порядок) утвержден Постановлением Правительства Республики Карелия от 14.04.2014 № 108-П.
Пункт 2 Порядка устанавливает, что для определения очередности проведения капитального ремонта органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным в сфере жилищно-коммунального хозяйства, используются критерии определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленные статьей 11 Закона.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 №346-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы (в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 29.09.2020 №481-П - на 2015-2045 годы, постановления от 30.09.2021 №435-П - на 2015-2046 годы), приложением к которой является перечень многоквартирных домов на территории Республики Карелия, подлежащих капитальному ремонту в обозначенный период.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: (.....).
Согласно Региональной программе в отношении многоквартирного жилого дома (.....), построенного в ХХ.ХХ.ХХ году, с учетом имеющихся характеристик балл дома определен как 155.58742141, установлен срок проведения капитального ремонта – 2022 год. Перечень работ по капитальному ремонту указанного дома следующий: ремонт фундамента многоквартирного дома, ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, утепление и ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме. Общая площадь помещений – 1516,50 кв.м., стоимость работ по дому – 8402926,5 руб.
Впоследствии постановлением Правительства Республики Карелия от 26.05.2016 №192-П планируемый период проведения работ по капитальному ремонту общедомового имущества в названном многоквартирном жилом доме перенесен на более поздний срок - 2044 год, постановлением от 10.11.2016 №400-П - на 2026 год.
В связи с изложенным, исходя из положений ч.1 ст.4, ч.1 ст.208 КАС РФ, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе заявить настоящий административный иск.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Решение о переносе периода проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома (.....) на более поздний срок общим собранием собственников помещений дома не принималось. Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.
Ссылка представителя административного ответчика и Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия на то, что указанное решение не требовало согласования с собственниками помещений многоквартирного жилого дома, поскольку принято на основании пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», судом отклоняется.
На основании приведенной нормы в течение 2015 - 2016 годов без согласования с собственниками помещений многоквартирного дома допускалась актуализация региональных программ капитального ремонта в целях приведения этих программ в соответствие с требованиями пункта 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ).
Пункт 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ) устанавливает правила определения в региональных программах планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ. Согласно данной норме такой плановый период может определяться указанием либо на календарный год, либо на период, в течение которого должен быть проведен такой ремонт, при этом данный период не должен превышать трех лет. До введения в действие Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации не ограничивал плановый период проведения капитального ремонта общедомового имущества многоквартирного жилого дома трехлетним сроком.
Исходя из содержания положений пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, пункта 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции данного федерального закона), части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в их системном истолковании, без согласования с собственниками помещений многоквартирных жилых домов в 2015 - 2016 годах могла быть проведена актуализация региональных программ капитального ремонта в целях сокращения продолжительности плановых периодов проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах до трехлетнего срока. Названные нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право переносить уже установленные региональными программами, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов.
Иных предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для принятия решения о переносе установленного Региональной программой планового периода проведения капитального ремонта многоквартирного дома (.....) на более поздний срок в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этого многоквартирного дома, административный ответчик не указал, из материалов дела таких оснований не усматривается.
Учитывая изложенное, нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для его признания не действующим в части.
Определяя момент, с которого вышеназванный нормативный правовой акт подлежит признанию недействующими, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся к моменту рассмотрения настоящего дела, он подлежит признанию не действующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.
На основании статьи 111 КАС РФ понесенные административным истцом при подаче иска расходы по уплаченной государственной пошлине подлежат взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать не действующей со дня вступления решения суда в законную силу Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2046 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 г. №346-П в редакции с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Карелия от 26 мая 2016 г. № 192-П, от 10 ноября 2016 г. № 400-П, от 29 сентября 2017 г. № 330-П, от 28 сентября 2018 г. № 356-П, от 26 сентября 2019 г. № 367-П, от 29 сентября 2020 г. № 481-П, от 30 сентября 2021 г. №435-П в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (.....), с 2022 года.
Сообщение о принятии решения суда подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.
Взыскать с Правительства Республики Карелия в пользу ФИО1 расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Е. Иванова
Мотивированное решение составлено 26.01.2022