ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-224/18 от 13.09.2018 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 сентября 2018 г. № 3а-224/18

г.Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,

при секретаре Опрячиной Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО12 о признании не действующим в части решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 22 ноября 2017 года № 85 «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2018 год»,

установил:

решением Муниципального собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 22 ноября 2017 года № 85 утверждены ставки арендной платы и коэффициенты за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2018 год.

Согласно приложению к решению Муниципального собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 22 ноября 2017 года № 85 в кадастровом квартале 35:20:0402006 по 5 группе видов разрешённого использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, установлена ставка арендной платы за пользование земельным участком в размере 343,8%.

Административный истец Мошанов Л.В. обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части указанного выше решения.

В обоснование исковых требований указал, что на основании договора аренды от <ДАТА>№... (с учётом дополнительного соглашения от <ДАТА>) является арендатором земельного участка с кадастровым номером №..., площадью ..., категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - магазины, расположенного по адресу: <адрес>

Полагал, что установление оспариваемым нормативным правовым актом в кадастровом квартале 35:20:0402006 по 5 группе видов разрешённого использования ставки арендной платы за пользование земельным участком в размере 343,8% не соответствует части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582. По мнению административного истца, оспариваемая процентная ставка арендной платы установлена без соответствующего экономического обоснования, с нарушением принципа предсказуемости расчёта размера арендной платы, нарушает его права и законные интересы как арендатора муниципального имущества.

Указал, что средняя ставка арендной платы по остальным 253 кадастровым кварталам Кадуйского муниципального района на земельные участки, относящиеся к 5-му виду использования, составляет 20,16%. Применение оспариваемой ставки привело к существенному повышению размера арендной платы за пользование указанным земельным участком. Установление ставки аренды 343,8% явилось следствием снижения кадастровой стоимости земельного участка, что нарушает принцип экономической обоснованности при определении арендной платы за аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Просил суд признать не действующим с момента принятия решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 22 ноября 2017 года № 85 «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2018 год» в части установления ставки арендной платы 343,8% в кадастровом квартале 35:20:0402006.

Административный истец Мошанов Л.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.

Представитель административного истца Мошанова Л.В. по доверенности Шумилов И.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования.

Представитель административного ответчика Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района по доверенности Бережной С.А. исковые требования не признал. Указал, что в январе 2013 года кадастровая стоимость земельных участков по 5 виду использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в п. Хохлово снизилась в 28,6 раза. Полагал, что ставки арендной платы экономически обоснованы, при расчёте которых применялся единый подход ко всем кадастровым кварталам. Ставка арендной платы 343,8% в кадастровом квартале 35:20:0402006 по 5 виду использования была установлена в 2014 году решением Муниципального Собрания от 11 декабря 2013 года № 130 и по настоящее время ставка арендной платы не изменялась. Поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д.70-77).

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Кадуйского муниципального района Вологодской области председатель Цветкова Л.В. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указала, что к проекту оспариваемого решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района приложено финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы и пояснительная записка. Поддержала доводы отзыва на исковое заявление (л.д.126-127).

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования посёлок Хохлово Кадуйского муниципального района Вологодской области Кротова К.А. поддержала позицию представителя Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района, полагала, что расчёт ставок арендной платы экономически обоснован правильно.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. Представил отзыв на административное исковое заявление, в котором полагал, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.131-133).

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Исходя из положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Постановлением Правительства Вологодской области от 01 декабря 2014 года № 1083 утверждён Порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Вологодской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области.

Пунктом 2.2. Порядка предусмотрено, что ставки арендной платы и коэффициенты (К1, К2,.. . Кn) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, на территории которых расположены земельные участки.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Устава Кадуйского муниципального района Вологодской области Кадуйский муниципальный район является муниципальным образованием Вологодской области. Муниципальный район имеет статус муниципального района.

В структуру органов местного самоуправления муниципального района входит Муниципальное Собрание, являющееся представительным органом муниципального района (статьи 19,20 Устава).

Муниципальное Собрание по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Вологодской области, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района.

В систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты Муниципального Собрания. Официальным опубликованием муниципального нормативного правового акта района считается первая публикация его полного текста в районной газете «Наше время» или приложении к ней (статья 44 Устава).

В соответствии с решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 25 февраля 2009 года № 10 (в редакции решения от 11 декабря 2013 года № 129) «О разграничении полномочий в области регулирования земельных отношений» Муниципальное Собрание района осуществляет полномочия по регулированию земельных отношений на территории района, в том числе утверждает порядок определения размера арендной платы за землю, условия и сроки её внесения за земли, находящиеся в муниципальной собственности, утверждает ставки арендной платы и коэффициенты в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (л.д.78-80).

22 ноября 2017 года Муниципальным Собранием Кадуйского муниципального района Вологодской области принято решение № 85 «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2018 год».

Указанное решение опубликовано районной газете «Наше время» от 30 ноября 2017 года № 93 (11727) (л.д. 119-121).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом. Соблюдены форма, в которой Муниципальное Собрание Кадуйского муниципального района вправе принимать нормативные правовые акты, и порядок их опубликования.

Исходя из разъяснений пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как усматривается из материалов дела, ставка арендной платы в размере 343,8% в кадастровом квартале 35:20:0402006 по 5 виду использования (земельные участки, предназначенные для объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) была установлена в 2014 году решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 11 декабря 2013 года № 130.

Ставки арендной платы на 2018 год приняты в таком же размере, как и действующие ранее в 2014-2016 годах, т.е. начиная с 2014 года и по настоящее время ставки арендной платы не изменялись.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02 марта 2017 года № 2-АПГ16-30 было отменено решение Вологодского областного суда от 25 октября 2016 года, принятое по административному делу по иску Мошанова Л.В., и вынесено новое решение о признании не действующим решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 25 ноября 2015 года № 123 «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2016 год» в части установления ставки арендной платы за земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 35:20:0402006 и предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 343,8% от кадастровой стоимости со дня вступления в силу определения.

Судебная коллегия установила, что в качестве мотива увеличения арендной ставки для земельных участков, предоставленных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с 12% до 343,8% от кадастровой стоимости таких участков послужило снижение поступления в местные бюджеты доходов от арендной платы по причине изменения кадастровой стоимости этого имущества в связи с введением в действие с 1 января 2013 года приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов Вологодской области». При этом доказательств того, что уровень доходности предоставленного в аренду административному истцу земельного участка за период с 2012 по 2016 г.г. изменился, что позволило повысить ставку арендной платы с соблюдением баланса интересов арендодателя и арендатора, административным ответчиком в материалы дела не представлено. Также в материалах дела отсутствовали документы, свидетельствующие о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта проводились анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земель Кадуйского муниципального района Вологодской области, а установленные им ставки арендной платы имеют экономическое обоснование.

Решением Вологодского областного суда от 30 мая 2017 года, принятым по административному делу по иску Мошанова Л.В., признано не действующим решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 23 ноября 2016 года № 90 «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2017 год» в части установления ставки арендной платы за земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 35:20:0402006 и предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 343,8% со дня вступления решения суда в законную силу.

При рассмотрении дела было установлено, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта проводились анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земель Кадуйского муниципального района Вологодской области, а установленные им ставки арендной платы имеют экономическое обоснование.

Решение обжаловано, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2017 года № 2-АПГ 17-13 оставлено без изменения.

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определённому уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учёт не только объёма планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, а также оценку статуса арендатора, что обусловлено необходимостью соблюдения принципа необоснованных предпочтений и поддержки социально значимых видов деятельности.

При рассмотрении настоящего дела административным ответчиком представлены пояснительная записка и финансово - экономическое обоснование ставок арендной платы к проекту решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2018 год» (л.д.92-105).

Изучив указанные документы, суд пришёл к выводу о том, что административным ответчиком не подтверждено экономическое обоснование установления ставки арендной платы за земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 35:20:0402006 и предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 343,8%, поскольку представленные документы не содержат анализа и оценки различных экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Пояснительная записка фактически содержит выдержки из постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, постановления Правительства Вологодской области от 01 декабря 2014 года № 1083, которым утверждён Порядок определения размера арендной платы.

В финансово-экономическом обосновании сделан вывод, что произошло существенное снижение кадастровой стоимости земельных участков, связанное с процессами её пересмотра, что приводит к снижению арендной платы. За основу расчёта ставок арендной платы были взяты средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов, утверждённые постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 года № 2154 и приказом Департамента земельных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206. Указанная методика расчёта применялась при расчёте ставки арендной платы на 2014 - 2017 годы.

Из оспариваемого нормативного правового акта усматривается, что ставки арендной платы за земельные участки 5 вида разрешённого использования, расположенные на территории Кадуйского муниципального района, варьируются от 10,9 % до 343,8%, при этом экономическое обоснование такого различия ставок по одному и тому же виду использования отсутствует

Административным ответчиком не представлено доказательств того, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта проводились анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земель Кадуйского муниципального района Вологодской области, а установленные им ставки арендной платы имеют экономическое обоснование, обоснования установления ставки в размере 343,8% административным ответчиком не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 22 ноября 2017 года № 85 в оспариваемой части не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

Нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку приводит к необоснованному увеличению размера арендной платы за земельный участок, арендатором которого является Мошанов Л.В.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При определении момента, с которого следует признать в части не действующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает разъяснения абзаца 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» о том, что суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 22 ноября 2017 года № 85 «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2018 год» применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан, следовательно, оспариваемое положение нормативного правового акта подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в районной газете «Наше время» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 22 ноября 2017 года № 85 «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2018 год» в части установления ставки арендной платы за земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 35:20:0402006 и предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 343,8%.

Сообщение о принятом решении суда опубликовать в районной газете «Наше время» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2018 года.