РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Кравченко Е.Г., при секретаре Тарарухиной И.Л.,
с участием представителя административного истца заместителя прокурора Иркутской области Румянцевой А.А.,
представителя административного ответчика Правительства Иркутской области ФИО1,
представителя заинтересованного лица администрации Онгуренского муниципального образования ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3 – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-40/2018 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года № 567-пп «О переводе земельных участков»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года № 567-пп земельные участки, находящиеся в собственности ФИО5, с кадастровыми "номер изъят", площадью 6800 кв.м., "номер изъят", площадью 1170 кв.м., "номер изъят", площадью 1000 кв.м., "номер изъят", площадью 1030 кв.м., "номер изъят", площадью 1000 кв.м., "номер изъят", площадью 1000 кв.м., "номер изъят", площадью 1000 кв.м., расположенные "адрес изъят", переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства объектов рекреационной деятельности: база отдыха. Постановление опубликовано в общественно-политической газете «Областная» от 5 декабря 2014 года № 137.
Заместитель прокурора Иркутской области оспаривает нормативный правовой акт Правительства Иркутской области, которым земельные участки с кадастровыми "номер изъят", расположенные в "адрес изъят", переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для строительства объектов рекреационной деятельности.
Согласно выпискам из ЕГРН земельные участки с кадастровыми "номер изъят" находятся в собственности ФИО5 Земельные участки с кадастровыми "номер изъят" находятся в собственности ФИО6 Земельный участок с кадастровым "номер изъят" находится в собственности ФИО3
В обоснование административных исковых требований заместитель прокурора Иркутской области указал, что постановление Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года № 567-пп, которое является нормативным правовым актом, принято в рамках предоставленных Правительству области полномочий, однако не соответствует требованиям федерального законодательства.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон №172-ФЗ) установлено, что перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае создания особо охраняемых территорий, создания туристско-рекреационных особых экономических зон, в иных установленных Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами случаях. Ни Земельным кодексом РФ, ни другими федеральными законами не предусмотрены иные основания для перевода земель в земли особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии с п.27 ч.1 ст. 14, п.22 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 №131-ФЗ органы местного самоуправления вправе создавать только лечебно-оздоровительные местности и курорты. Особо охраняемая территория в рассматриваемой местности органами государственной власти области не создавалась, соответственно, законные основания для принятия решения о переводе земельных участков с кадастровыми "номер изъят" из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов отсутствовали.
Кроме того, прокурор указывает, что в результате неправомерного перевода этих земельных участков были созданы предпосылки для нарушения законодательства об охране озера Байкал. Согласно ст.6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 года №94-ФЗ на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал. На Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации. Ольхонский район входит в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 года №643 в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, входит строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Законные основания для принятия решения о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов отсутствовали.
Административный истец просит признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года № 567-пп «О переводе земельных участков» с кадастровыми "номер изъят" из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
В судебном заседании прокурор Румянцева А.А. административные исковые требования поддержала, изложив доводы, указанные в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Иркутской области ФИО1 административные исковые требования не признала. Указала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление Правительства Иркутской области. Пояснила, что полномочия на принятие оспариваемого нормативного правового акта у Правительства Иркутской области имеются. Подпунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона №172-ФЗ установлено, что перевод земель в земли особо охраняемых территорий и объектов допускается в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ (далее - ЗК РФ). Статьей 7 Федерального закона №172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения. Необходимость создания каких-либо особых территорий в данном случае закон не предусматривает. Перевод, осуществленный постановлением №567-пп, и послужил отнесением земельных участков к землям рекреационного назначения. Кроме того, статьей 4 Федерального закона №172-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категорию в другую. У Правительства Иркутской области отсутствовали основания для отказа в переводе земельных участков.
В судебное заседание представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО7 не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в установленном порядке. В письменном отзыве на административный иск возражала относительно удовлетворения административных исковых требований, поддержав позицию Правительства Иркутской области. В обоснование возражений указала, что в соответствии со статьей 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия у Правительства Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта имелись в соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 года №99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», п.1 ч.2 ст. 64 Устава Иркутской области, ч.2 ст. 4 Закона Иркутской области от 11 мая 2010 года №30-оз «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области». Оспариваемое постановление принято на основании поступившего 30 апреля 2014 года в Министерство ходатайства ФИО5 о переводе земельного участка из одной категории в другую для строительства объекта рекреационной деятельности – базы отдыха. В соответствии с требованиями ч.4.1 ст.2 Федерального закона №172-ФЗ Министерством была запрошена выписка из государственного кадастра недвижимости и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним относительно сведений о земельном участке и правах на земельные участки. Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельные участки находились в собственности ФИО5 Согласно кадастровым паспортам на земельные участки категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №172-ФЗ фактически установил два основания для изменения категории земель сельскохозяйственного назначения: в связи с созданием особо охраняемых природных территорий; в связи с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного ценного назначения. Статья 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий отнесла, в том числе, земли рекреационного назначения, понятие которых дано в статье 98 ЗК РФ. Полагает, что административным истцом не представлены доказательства, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц. Федеральным законом №172-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую. При рассмотрении ходатайства несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования не было. Основания для отказа в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов отсутствовали.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области, Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО8 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом в установленном законом порядке. В письменном отзыве на административный иск представитель поддержал административные исковые требования. Указал, что частью 2 статьи 10 Федерального закона №172-ФЗ предусмотрены основания для перевода земельных участков в земли особо охраняемых территорий и объектов. Данная норма, учитывающая особенности правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов, а также их предназначение, ограничивает возможность произвольного перевода в данную категорию иных земель, а в качестве необходимых оснований для перевода предусматривает принятие уполномоченными органами решений о создании особо охраняемых территорий или туристско-рекреационных особых экономических зон, что предполагает необходимость последующего комплексного освоения и развития соответствующих земельных участков в общественных интересах. Оспариваемый акт не содержит основания изменения категории в земли особо охраняемых территорий и объектов, а именно решения о создании особо охраняемой территории с определением особого правового режима, туристско-рекреационной особой экономической зоны либо иного, установленного Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами случая. Оспариваемый перевод земельных участков из одной категории в другую осуществлен в отношении земельных участков, расположенных в водоохраной зоне озера Байкал, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, правовые основы охраны которой урегулированы Федеральным законом от 1 мая 1999 года №94-ФЗ «Об охране озера Байкал». В соответствии со статьей 5 указанного закона в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципом учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал. Указание в оспариваемом акте цели перевода – для строительства объектов рекреационной деятельности осуществлено без учета положений нормативных требований охраны Байкальской природной территории, сама возможность строительства объектов рекреационной деятельности – базы отдыха на спорном земельном участке не обоснована, что создает потенциальную экологическую опасность и противоречит Федеральному закону от 1 мая 1999 года №94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился. Представитель Министерства ФИО9, действующий на основании доверенности, направил в суд письменные пояснения, в которых указал, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года №1219, Минприроды России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий в земли другой категории. Спорный земельный участок не входит в границы особо охраняемых природных территорий федерального значения, не относится к землям водного и лесного фонда.
Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился. Представитель Министерства ФИО10, действующая на основании доверенности, направила в суд письменные пояснения, указав, что Минсельхоз России считает административные исковые требования прокурора Иркутской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных пояснениях представитель заинтересованного лица ФИО11 указала, что в настоящее время на территории спорных земельных участков особо охраняемая природная территория регионального значения «Заворотная» не создана и не планируется к созданию. На территории Онгуренского муниципального образования Иркутской области особо охраняемые природные территории в районе расположения спорных земельных участков отсутствуют.
Представитель администрации Ольхонского районного муниципального образования ФИО12 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом в установленном законом порядке. В письменном отзыве на административный иск возражал относительно удовлетворения требований. Указал, что Правительство Иркутской области имело полномочия на перевод указанных земельных участков из одной категории в другую. Законодательство не запрещает перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в Центральной природной территории. Спорные земельные участки не входят в границы Прибайкальского национального парка и Байкало-Ленского заповедника.
Представитель администрации Онгуренского муниципального образования ФИО2 в судебном заседании возражал относительно удовлетворения административных исковых требований. Указал, что в соответствии с документами территориального планирования спорные земельные участки расположены в рекреационной зоне.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО3 - ФИО4 возражал относительно удовлетворения административного иска. Изложил доводы, указанные в письменном отзыве на административный иск, поддержав позицию административного ответчика. Указал, что ФИО3 принадлежит земельный участок с кадастровым "номер изъят", который был приобретен у ФИО5 после перевода в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. На земельном участке строительство не осуществлялось, капитальные строения отсутствуют, используется участок для отдыха. Перевод земельных участков в категорию особо охраняемых территорий и объектов осуществлен в соответствии с действующим законодательством. Полагает, что создание туристско – рекреационных особых экономических зон для осуществления указанного перевода не обязательно, законодательством предусмотрена возможность Правительства Иркутской области устанавливать особо охраняемые территории в Иркутской области путём отнесения земель к соответствующей категории.
Представитель Службы архитектуры Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Руководитель Службы архитектуры Иркутской области ФИО13 указала на отсутствие заинтересованности в данном деле, представила истребованные судом документы.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области, о времени и месте рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В письменных пояснениях указали на отсутствие заинтересованности в данном деле, представили истребованные судом документы.
Заинтересованные лица ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Возражений по административным исковым требованиям не представили, об отложении дела слушанием не заявили.
В соответствии с положениями статей 150 и 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении разбирательства административного дела и не представивших доказательств уважительности причин отсутствия.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив соответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Иркутский областной суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации вправе обратиться в областной суд.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Компетенция прокурора на обращение в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов определена в пункте 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В данном административном деле прокурор Иркутской области оспаривает постановление Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года № 567-пп, которым земельные участки, находящиеся в собственности ФИО5, с кадастровыми "номер изъят", площадью 6800 кв.м., "номер изъят", площадью 1170 кв.м., "номер изъят", площадью 1000 кв.м., "номер изъят", площадью 1030 кв.м., "номер изъят", площадью 1000 кв.м., "номер изъят", площадью 1000 кв.м., "номер изъят", площадью 1000 кв.м., расположенные "адрес изъят", переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства объектов рекреационной деятельности - базы отдыха.
Согласно подпункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Перевод земель из одной категории в другую в соответствии со статьей 8 ЗК РФ является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а определяют назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом в зависимости от их целевого использования. Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков. Таким образом, оспариваемое постановление хотя и не содержит непосредственно в себе общеобязательных правил поведения, но является условием для применения иных, чем прежде, правовых норм, федеральных законов.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года №567-пп, которым осуществлен перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, является нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение всего срока действия оспариваемого нормативного правового акта.
В силу положений части 8 статьи 213 указанного кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Правительства Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает семь категорий земель по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7), земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4 пункта 1 статьи 7).
Как усматривается из оспариваемого постановления Правительства Иркутской области, земля, категория которой изменена, по целевому назначению относится к землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в частной собственности.
В соответствии со статьей 8 ЗК РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель в силу положений подпункта 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со статьей 4 Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 года № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет полномочия в соответствии с законами Иркутской области.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 года № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности области, земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной или частной собственности относится к полномочиям Правительства Иркутской области.
Из анализа положений федерального и регионального законодательства следует, что оспариваемое постановление Правительства Иркутской области принято в пределах предоставленных полномочий.
Правительство Иркутской области как высший исполнительный орган государственной власти Иркутской области вправе принимать решение о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Иркутской области.
В соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 67 Устава Иркутской области, пункта 5 части 1 статьи 7 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Правительство Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Согласно статье 12 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года № 567-пп, Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Постановления Правительства Иркутской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области, указам и распоряжениям Губернатора Иркутской области.
Постановления Правительства Иркутской области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.
Постановления Правительства Иркутской области подписываются Губернатором Иркутской области.
Как усматривается из содержания оспариваемого нормативного правового акта, он принят в форме постановления, подписан Губернатором Иркутской области.
Таким образом, форма и вид нормативного правового акта соблюдены при его принятии.
Проверяя правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу, суд установил, что постановление Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года № 567-пп «О переводе земельных участков» в соответствии со статьей 54 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» опубликовано в общественно-политической газете «Областная» 5 декабря 2014 года № 137 (л.д.71 том 1), которая учреждена для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области на основании Закона Иркутской области от 12 марта 2010 года № 10-ОЗ. Постановление Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года № 567-пп «О переводе земельных участков» вступило в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 57 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», поскольку принято по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.
Судом проверена процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми "номер изъят" поставлены на государственный кадастровый учет 12 сентября 2013 года на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 6 сентября 2013 года, свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым "номер изъят" и межевого плана от 6 сентября 2013 года. Указанные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым "номер изъят". Категория указанных земельных участков на момент постановки на государственный кадастровый учет – земли сельскохозяйственного назначения.
Сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым "номер изъят" были внесены в государственный кадастр недвижимости 21 декабря 2006 года на основании заявления от 20 декабря 2006 года, свидетельства о государственной регистрации права от 20 июля 2000 года. Категория земельного участка на момент постановки на государственный кадастровый учет – земли сельскохозяйственного назначения. 11 февраля 2013 года на основании заявления об учете изменений объекта недвижимости в связи с исправлением кадастровой ошибки от 24 января 2013 года, межевого плана от 20 декабря 2012 года в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в сведения о площади и координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым "номер изъят".
4 декабря 2014 года в порядке межведомственного взаимодействия, предусмотренного статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 № 250-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в сведения о категории земель земельных участков с кадастровыми "номер изъят" на основании постановления Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года №567-пп «О переводе земельных участков», на основании которого сведения о категории земель указанных земельных участков были изменены с земель сельскохозяйственного назначения на земли особо охраняемых территорий и объектов.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми "номер изъят" полностью, а земельный участок с кадастровым "номер изъят" частично находятся в границах зоны с особыми условиями использования территорий - Центральная экологическая зона Байкальской природной территории, установленной на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года №1641-р.
На момент принятия оспариваемого постановления все спорные земельные участки находились в собственности ФИО5 Земельный участок с кадастровым "номер изъят" на основании распоряжения мэра Ольхонского района Иркутской области №239-р от 27 апреля 2000 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 7 июня 2000 года сделана запись регистрации. Земельные участки с кадастровыми "номер изъят" на основании договоров купли-продажи земельных участков от 11 августа 2000 года, заключенного с ФИО14, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 7 октября 2013 года сделаны записи регистрации. Все земельные участки относились к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.
В настоящее время земельные участки с кадастровыми "номер изъят" находятся в собственности ФИО5, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
Земельные участки с кадастровыми "номер изъят" находятся в собственности ФИО6, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25 июля 2016 года и 22 ноября 2016 года сделаны записи регистрации.
Земельный участок с кадастровым "номер изъят" находится в собственности ФИО3, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 марта 2016 года сделана запись регистрации.
Все указанные земельные участки в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости в настоящее время относятся к категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, о чем 4 декабря 2014 года внесены сведения в государственный кадастр недвижимости на основании оспариваемого постановления.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области в виде соответствующих выписок из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровыми выписками о земельных участках от 14 мая 2014 года и от 15 августа 2017 года.
По сведениям Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», осуществляющего управление национальным парком в силу закона (пункт 2 статьи 16 Федерального закона №33-ФЗ), и положения «О федеральном государственном учреждении «Прибайкальский национальный парк» (с изменениями, утвержденными приказом МПР России от 17 марта 2005 года №66, приказами Минприроды России от 27 февраля 2009 года №48 и от 26 марта 2009 года №72), земельные участки с кадастровыми "номер изъят" в границы Прибайкальского национального парка не входят, все указанные участки входят в Центральную экологическую зону Байкальской природной территории, что подтверждается картой Байкальской природной территории (границы утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года №1641-р).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 2 статьи 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года №264/43-пп, Министерство имущественных отношений Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимые функции по подготовке и представлению Правительству Иркутской области предложений о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона №172-ФЗ, в редакции от 7 июня 2013 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок; категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Частью 4 статьи 2 Федерального закона №172-ФЗ установлен перечень документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.
30 апреля 2014 года в Министерство имущественных отношений Иркутской области поступило ходатайство представителя ФИО5 – ФИО15 о переводе земельных участков из одной категории в другую (л.д.207 том 2, л.д. 19 том 1), из которого следовало, что земельные участки с кадастровыми "номер изъят", находящиеся по адресу: "адрес изъят" входят в состав земель сельскохозяйственного назначения, находятся в собственности ФИО5, который планирует использовать указанные земельные участки для строительства объектов рекреационной деятельности – базы отдыха, строительство которой будет осуществляться за счет физического лица ФИО5
К ходатайству прилагались свидетельства о праве собственности на земельные участки, кадастровые выписки на земельные участки, согласие администрации Ольхонского районного муниципального образования на перевод земельных участков.
В соответствии с требованиями части 4.1 статьи 2 Федерального закона №172-ФЗ в порядке межведомственного взамодействия Министерством имущественных отношений Иркутской области запрошены выписки из государственного кадастра недвижимости и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним относительно сведений о земельных участках и правах на земельные участки, перевод которых из состава земель одной категории в другую предполагалось осуществить.
Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли особо охраняемых территорий и объектов.
В силу пункта 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного данным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В силу пункта 2 части 4 статьи 3 Федерального закона №172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Согласно статье 4 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае создания особо охраняемых территорий, туристско-рекреационных особых экономических зон, а также в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.
Указанная норма статьи 10 Федерального закона № 172-ФЗ учитывает особенности правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов, а также их предназначение, ограничивает возможность произвольного перевода в данную категорию иных земель, а в качестве необходимых оснований для перевода предусматривает принятие уполномоченными органами решений о создании особо охраняемых территорий или туристско-рекреационных особых экономических зон, что предполагает необходимость их последующего комплексного освоения в общественных интересах.
В силу части 1 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Из системного толкования положений статей 94 и 98 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что землями рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организации массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Из анализа указанных норм следует, что для перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов предполагается установление их особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного ценного значения, они должны быть изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота.
Поскольку до перевода земельных участков с кадастровыми "номер изъят" из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов органами государственной власти субъекта Российской Федерации – Иркутской области не создавалась рекреационная зона регионального значения, суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года №567-пп.
В связи с этим, суд считает ошибочной правовую позицию Правительства Иркутской области и Министерства имущественных отношений Иркутской области о том, что перевод земельных участков возможен путем отнесения к землям рекреационного назначения без создания рекреационной зоны и о том, что сам факт издания постановления о переводе земельных участков с указанием цели перевода – для строительства объектов рекреационной деятельности – базы отдыха является отнесением земельного участка к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
На региональном уровне принят Закон Иркутской области от 19 июня 2008 года № 27-оз «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области», который на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года № 567-пп действовал в редакции Закона Иркутской области от 6 июня 2014 № 57-ОЗ и не предусматривал принятие решений об образовании особо охраняемых территорий, за исключением особо охраняемых природных территорий.
В указанный Закон Иркутской области внесены изменения Законом Иркутской области от 11 декабря 2015 года № 116-ОЗ, что дополнительно подтверждает необходимость создания рекреационной зоны, поскольку федеральное законодательство не изменялось в части создания рекреационных зон, а создание данной территории привело бы к соблюдению федерального законодательства об особо охраняемых территориях.
Так, согласно статье 11 указанного Закона Иркутской области (в редакции Закона Иркутской области от 11 декабря 2015 года № 116-ОЗ) решения об образовании особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения должны содержать наименование, сведения о площади, описание местоположения границ особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения. Решения об образовании особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения подлежат официальному опубликованию. Одновременно с принятием решений об образовании особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения Правительство Иркутской области утверждает положения о них.
В соответствии с указанным Законом Иркутской области постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2017 года №905-пп в Положение о порядке образования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2016 года №542-пп, внесены соответствующие изменения, касающиеся порядка образования особо охраняемой территории рекреационного назначения регионального значения.
Доводы заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области о том, что при рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов были соблюдены требования статей 2 и 3 Федерального закона №172-ФЗ и был соблюден порядок предоставления государственной услуги, не свидетельствуют о соблюдении федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Указанные положения федерального закона регламентируют процедуру рассмотрения ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую, но не предусматривают в качестве основания для перевода земельного участка ходатайство заинтересованного лица. Таким основанием для перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов является создание рекреационной зоны с соблюдением требований статьи 10 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми "номер изъят" в соответствии с генеральным планом Онгуренского муниципального образования, утвержденного решением Думы Онгуренского муниципального образования от 26 декабря 2013 года №38 (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) располагались в границах планируемого функционального зонирования «Рекреационные территории».
В соответствии со схемой территориального планирования Ольхонского района Иркутской области, утвержденной решением Думы Ольхонского районного муниципального образования от 19 декабря 2012 года №147 (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) указанные земельные участки располагались в границах зонирования «ФГУ Байкало-Ленский заповедник».
Указанные сведения подтверждены документами территориального планирования, представленными Онгуренским муниципальным образованием, Ольхонским районным муниципальным образованием, Службой архитектуры Иркутской области.
В ходе соотношения имеющегося электронного вида Карты комплексной оценки территории / Туристско-рекреационного потенциала схемы территориального планирования Иркутской области (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого нормативного правового акта), а также Публичной кадастровой карты Росреестра Иркутской области в отношении спорных земельных участков специалистами Службы архитектуры Иркутской области установлено, что указанные земельные участки располагались на территории перспективных рекреационных центров в зоне стационарного отдыха, туризма, что подтверждено выкопировкой из схемы территориального планирования Иркутской области.
В ходе соотношения имеющегося электронного вида Карты планируемых особо охраняемых природных территорий регионального значения схемы территориального планирования Иркутской области (в поздней редакции), а также Публичной кадастровой карты Росреестра Иркутской области в отношении спорных земельных участков специалистами Службы архитектуры Иркутской области установлено, что указанные земельные участки располагаются на резервной территории для создания особо охраняемых природных территорий в пределах Байкальского сегмента Иркутской зоны, что подтверждено соответствующей выкопировкой из схемы территориального планирования Иркутской области.
Тот факт, что в соответствии с документами территориального планирования органа местного самоуправления земельный участок отнесен к зоне рекреации, не подтверждает соответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 14, пунктом 22 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 №131-ФЗ в редакции от 18 июля 2011 года (действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) и в редакции от 18 апреля 2018 года (действовавшей на момент принятия решения судом), органы местного самоуправления вправе создавать только лечебно-оздоровительные местности и курорты и не обладают правом на создание рекреационной зоны, предусмотренной требованиями статьи 10 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Тот факт, что в соответствии со схемой территориального планирования Иркутской области указанные земельные участки располагаются на резервной территории для создания особо охраняемых природных территорий в пределах Байкальского сегмента Иркутской зоны, не подтверждает соответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, поскольку указывает на планируемую, а не созданную зону особо охраняемой территории. По сведениям Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в настоящее время на территории спорных земельных участков особо охраняемая природная территория регионального значения «Заворотная» не создана и не планируется к созданию. На территории Онгуренского муниципального образования Иркутской области особо охраняемые природные территории в районе расположения спорных земельных участков с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного или иного особо ценного назначения отсутствуют, туристско-рекреационная особая экономическая зона с установлением особого правового режима не создана.
Кроме того, суд полагает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Правительством Иркутской области не принято во внимание, что земельные участки в кадастровыми "номер изъят" входят в центральную экологическую зону Байкальской природной территории, что не оспаривалось административным ответчиком и заинтересованными лицами, подтверждается картой Байкальской природной территории, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года №1641-р, подтверждается сведениями Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало – Ленский и Прибайкальского национального парка», сведениями ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области.
В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы (статья 6 Федерального закона №94-ФЗ «Об охране озера Байкал»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал. На Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов (пункт 2 статьи 6 Федерального закона №94-ФЗ).
Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона №94-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года №643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» установлен запрет на размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.
В состав особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», образованной на основании постановлений Правительства РФ от 3 февраля 2007 года №72, от 8 сентября 2010 года №692, территория Ольхонского района не входит.
Судом установлено, что в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта органа исполнительной власти Иркутской области в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории находятся земельные участки, которые отнесены к рекреационным землям без создания особо охраняемых территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, что позволяет осуществлять строительство и эксплуатацию туристических баз в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, что прямо запрещено Федеральным законом №94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года №643.
Суд приходит к выводу, что административным ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие об установлении испрашиваемым земельным участкам статуса особо охраняемой территории с объектами рекреационного назначения с определением им особого правового режима, а также подтверждающих наличие оснований для изменения целевого назначения спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения.
При принятии оспариваемого нормативного правового акта не соблюдены нормы федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.
В связи с этим, суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта и его несоответствии требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, и полагает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушены права неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в интересах которых прокурором заявлен административный иск.
Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.
Суд установил, что оспоренный прокурором нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, поэтому требования заместителя прокурора Иркутской области о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года № 567-пп «О переводе земельных участков» подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что он применялся в период с 13 ноября 2014 года по день вынесения решения суда и на основании него были реализованы права граждан.
В связи с этим, оспариваемое прокурором Иркутской области постановление Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года №567-пп «О переводе земельных участков» с кадастровыми "номер изъят" из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов должно быть признано недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в газете «Областная», в которой и было опубликовано оспариваемое постановление Правительства Иркутской области, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования заместителя прокурора Иркутской области об оспаривании постановления Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года № 567-пп «О переводе земельных участков» удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Иркутской области от 13 ноября 2014 года №567-пп «О переводе земельных участков» с кадастровыми "номер изъят" из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Резолютивная часть решения подлежит публикации в газете «Областная» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.Г. Кравченко
Мотивированное решение изготовлено 8 июня 2018 года.