Дело №3а-37/2022 (№3а-224/2021)
УИД 68OS0000-01-2021-000193-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 февраля 2022 г. г. Тамбов
Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой М.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Деевой А.С. и помощником судьи Кирилловой Э.П.
с участием прокурора Ермаковой Е.С.
представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика администрации Тамбовской области ФИО2, представителя заинтересованного лица Управления по регулированию тарифов Тамбовской области ФИО3, специалиста ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РКС-Тамбов» о признании недействующим постановления администрации Тамбовской области от 29 октября 2020 года №889 «Об установлении предельных уровней нагрузки и диаметра трубопровода, при превышении которых плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается индивидуально» и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
29 октября 2020 года администрацией Тамбовской области принято постановление №889 «Об установлении предельных уровней нагрузки и диаметра трубопровода, при превышении которых плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается индивидуально» (далее по тексту решения – постановление от 29 октября 2020 года №889), официально опубликованное на сайте интернет-портала правовой информации (www.pravo.gov.ru) 2 ноября 2020 года, на сайте сетевого издания газеты «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru) 3 ноября 2020 года и в специальном выпуске газеты «Тамбовская жизнь» №82(2125) 6 ноября 2020 года.
В соответствии с частью 13 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту решения – Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении), пунктом 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее по тексту решения - пункт 85 Основ ценообразования) в постановлении установлено, что при подключении (технологическом присоединении) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения на территории Тамбовской области в отношении лиц, обратившихся в организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 350 мм, размер платы за подключение (технологическое присоединение) устанавливается исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Обладая статусом гарантирующей организации, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим постановление от 29 октября 2020 года №889 со дня его принятия и взыскать с администрации Тамбовской области судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что из буквального содержания оспариваемого нормативного правового акта следует, что установление индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения в Тамбовской области осуществляется только в одном случае, а именно, при подключении объектов с величиной подключаемой (присоединяемой) нагрузки более 250 куб. метров в сутки с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 350 мм. То есть, данным постановлением изменен не только наружный диаметр трубопровода по сравнению с указанным в пункте 85 Основ ценообразования, но и порядок применения критериев установления индивидуальной платы, при этом исключена возможность установления органом регулирования тарифов индивидуальной платы за подключение в случаях, когда величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов заявителя превышает 250 куб. метров в сутки, однако подключение (технологическое присоединение) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром менее 350 мм или когда величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов не превышает 250 куб. метров в сутки, но подключение (технологическое присоединение) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 350 мм.
Таким образом, принятый нормативный правовой акт, исключает возможность применения в Тамбовской области для целей установления индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и водоотведения одного из критериев, установив обязательное наличие их совокупности, что прямо противоречит акту, имеющему большую юридическую силу - пункту 85 Основ ценообразования.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административные исковые требования полностью поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Принимавшая ранее участие в рассмотрении дела, представитель административного истца ФИО5, также настаивала на удовлетворении предъявленных требований.
Представитель административного ответчика ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска, поддержав позицию, изложенную в письменных возражениях, полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят администрацией Тамбовской области в пределах предоставленных полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав административного истца. Поясняла, что в оспариваемом постановлении, подготовленном с учётом позиции ФАС России, изложенной в письме №ВК/10380/19 от 13 февраля 2019 года, изменён критерий установления платы за подключение в индивидуальном порядке и увеличен диаметр трубопровода с 250 мм до 350 мм.
Ранее принимавшая участие в рассмотрении дела, представитель административного ответчика ФИО6 по аналогичным основаниям просила отказать административному истцу в удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица Управления по регулированию тарифов Тамбовской области ФИО3 считала заявленные требования неподлежащими удовлетворению и поясняла, что принятие администрацией Тамбовской области постановления от 29 октября 2020 года №889 обусловлено тем, что крупными ресурсопоставщиками введена практика подключения потребителей к системам водоснабжения и (или) водоотведения в индивидуальном порядке по причине декларируемой нехватки мощности (пропускной способности) систем водоснабжения (водоотведения). В результате, каждый застройщик индивидуально оплачивал дорогостоящее оборудование и работы, необходимые для обеспечения увеличения пропускной способности систем водоснабжения (водоотведения), а процесс установления индивидуальной платы занимал более двух месяцев. При этом созданное в процессе индивидуального подключения имущество организация водопроводно-канализационного хозяйства капитализировала и использовала для водоснабжения или водоотведения прочих потребителей. Соответственно, в ряде случаев конкретный застройщик оплачивал повышение надежности и качества услуг водоснабжения (водоотведения) за границами балансовой принадлежности своих объектов капитального строительства (то есть нес дополнительные денежные обязательства, что противоречит части 14 статьи 18 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении). Просила обратить внимание на то, что с 1 марта 2022 года вступают в силу акты правительства Российской Федерации, регулирующие порядок и условия подключения (технологического присоединения) в сфере водоснабжения и водоотведения, будут внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, и предусмотрены иные критерии для регулирования платы за подключение (технологическое присоединение) к центральным сетям водоснабжения (водоотведения) в индивидуальном порядке, а именно, для водонапорных и напорных канализационных сетей это диаметр более 300 мм.
Представитель заинтересованного лица ФАС России в судебное заседание не явился, извещён надлежаще о времени и месте судебного рассмотрения, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие. В письменных пояснениях указал о том, что действующим законодательством предусмотрено два критерия установления платы за подключение, при выполнении любого из которых (отдельно или в совокупности) плата за подключение будет устанавливаться в индивидуальном порядке. Аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13 февраля 2019 года №ВК/10380/19.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора Ермаковой Е.С., полагавшей, административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, проверив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года №184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит, в том числе, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 55 пункта 2 статьи 26.3) и реализацию полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом о водоснабжении и водоотведении, в том числе осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (подпункт 67.1 пункта 2 статьи 26.3).
Аналогичные полномочия установлены пунктами 53 и 65.1 части 4 статьи 10 Устава Тамбовской области.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 названного выше Федерального закона, по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом – администрацией Тамбовской области в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры его принятия и официально опубликован в порядке, установленном статьей 30 Закона Тамбовской области от 23 июня 2006 года №51-З «О правовых актах Тамбовской области».
В соответствии с постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 6 мая 2021 года №2186 ООО «РКС-Тамбов» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов.
Приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 9 июня 2021 №29-П «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения для общества с ограниченной ответственностью «РКС-Тамбов» на территории Тамбовской области на 2021 год» установлены и введены в действие с 27 июня 2021 года тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения, водоотведения ООО «РКС-Тамбов» для населения и прочих потребителей на территории Тамбовской области.
Таким образом, с даты введения в действие тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения, водоотведения на территории Тамбовской области ООО «РКС-Тамбов» является субъектом правоотношений, регулируемых постановлением от 29 октября 2020 года №889, соответственно обладает правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверяя соответствие оспариваемого постановления нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Согласно пунктам 5-6 части 1 статьи 4 Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении поручает Правительству Российской Федерации утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В рамках предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации 13 мая 2011 года принято постановление №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее по тексту решения – Основы ценообразования).
Перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрен частью 1 статьи 5 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, включая установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение инвестиционных программ и контроль за их выполнением.
В силу положений статьи 31 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении государственному регулированию подлежат тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения (пункт 3 части 7 статьи 31), тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (пункт 3 части 8 статьи 31) и плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке (далее – индивидуальная плата за подключение); порядок расчета индивидуальной платы за подключение определяется Основами ценообразования (часть 9 статьи 31).
Согласно части 13 статьи 18 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении индивидуальная плата за подключение устанавливается в порядке, утвержденном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Пункт 85 Основ ценообразования определяет, что в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Поскольку перечень вопросов, отнесенных Федеральным законом о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласно пункту 11 части 1 статьи 5 вышеназванного закона не является исчерпывающим, реализуя полномочия по установлению особенностей применения Основ ценообразования, Правительство Российской Федерации предоставило органам государственной власти субъектов Российской Федерации право нормативным правовым актом субъекта Федерации менять критерии регулирования и устанавливать более низкий (высокий) уровень нагрузки или больший (меньший) диаметр трубопровода, при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально для потребителя (абзац 3 пункта 85 Основ ценообразования).
Возможность изменения совокупности критериев установления индивидуальной платы за подключение также подтверждено ФАС России в письме №ВК/10380/19 от 13 февраля 2019 года.
Таким образом, в соответствии с предоставленными полномочиями постановлением от 29 октября 2020 №889 администрацией Тамбовской области определена совокупность критериев, при наличии которой плата за подключение для потребителя устанавливается индивидуально.
Вместе с тем, является альтернативой расчет платы за подключение, исходя из установленных в публичном порядке тарифов на подключение с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения объекта капитального строительства заявителя до точки подключения сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (часть 13 статьи 18 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно разъяснениям ФАС России от 3 февраля 2020 №АЦ/7104/20 в расчет ставки тарифа за протяженность сети включается необходимый комплекс работ по прокладке (перекладке) сетей водоснабжения и (или) водоотведения, реализуемых на участке от точки подключения объекта заявителя до точки подключения создаваемых организацией водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения; в расчет ставки тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку включается необходимый объем расходов на подключение объектов абонентов; расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, следует учитывать в ставке за подключаемую нагрузку при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования; расходы на присоединение сетей в точке подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства (врезку) подлежат включению в ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку.
В соответствии с частью 13 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении при установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Полагая свои права нарушенными административный истец, ссылаясь на данное обстоятельство, указывает на невозможность возмещения своих расходов на реконструкцию сетей без установления индивидуальной платы за подключение.
Мероприятия по созданию водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них, и мероприятия по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, должны учитываться в инвестиционной программе организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 8 статьи 2, часть 5 статьи 18 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №641 (далее по тексту решения – Правила №641), Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644 (далее по тексту решения Правила №644).
Согласно пункту 10 Правил №641 источниками финансирования мероприятий инвестиционной программы являются амортизация, прибыль, плата за подключение (технологическое присоединение), займы и кредиты, бюджетные средства и прочие источники.
При отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства должна обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования (часть 7 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункт 101 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, раздел 8 письма ФАС России от 3 февраля 2020 года №АЦ/7104/20 «О даче разъяснений»).
Соответственно, при отсутствии технической возможности технологического присоединения в ставке тарифа на подключаемую нагрузку учитываются работы по увеличению мощности (пропускной способности), в том числе расходы на реконструкцию (модернизацию) существующих объектов, в ставку тарифа за протяженность сети включаются работы по прокладке (перекладке) сетей, в связи с чем, мероприятия должны включаться в инвестиционную программу.
Указывая на отсутствие технической возможности технологического присоединения ООО «РКС-Тамбов» в 2021 году дважды обращалось за установлением индивидуальной платы за подключение к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения для объектов капитального строительства города Тамбова.
По заявлениям от 5 августа 2021 года №К-01-05-0647 и №К-01-05-648 с целью подключения многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: *** (застройщик ООО «Специализированный застройщик «СтарСтрой+») подключаемая нагрузка составляла 219,23 м3/сут., то есть не соответствовала предельному уровню нагрузки свыше 250 м3/сут., определенному в пункте 85 Основ ценообразования, и в постановлении от 29 октября 2020 года №889.
По заявлениям от 19 августа 2021 года №К-01-05-0780 и №К-01-05-0781 для подключения многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: *** (застройщик ООО «Строительная компания «Жупиков»), условия подключения также не подпадали под индивидуальный порядок подключения, поскольку за счет индивидуальной платы за подключение предусматривалось финансирование мероприятий по обеспечению холодным водоснабжением и канализацией не только строящихся многоквартирных домов в городе Тамбове, но и планируемых к возведению объектов в д. Красненькая Тамбовского района.
Допрошенный в ходе судебного рассмотрения в качестве специалиста по ходатайству представителя заинтересованного лица ФИО7 заместитель начальника отдела платы за подключение (технологическое присоединение) и нормативов потребления коммунальных услуг Управления по регулированию тарифов Тамбовской области ФИО4 полностью подтвердил изложенные выше обстоятельства и пояснил на том, что исходя из представленных в Управление по регулированию тарифов Тамбовской области документов по заявлениям ООО «РКС-Тамбов» основания для установления индивидуальной платы отсутствовали, поскольку технические мероприятия, которые данная организация предлагало выполнить в рамках установления индивидуальной платы, не соответствовали техническим условиям, выданным застройщикам предшествующей гарантирующей организацией. В размер индивидуальной платы включены мероприятия, которые не приводили к увеличению пропускной способности существующих водопроводов, а только увеличивали надежность подачи холодного водоснабжения.
Инвестиционная программа ООО «РКС-Тамбов» по развитию системы водоснабжения на 2021-2025 годы включает строительство шести водопроводных скважин в течение 2021-2022 годов на сумму 12,5 млн. руб., что в дальнейшем позволит исключить дефицит нагрузки по ВЗУ-6, к сетям которой подключаются указанные выше объекты. Финансирование инвестиционной программы учтено в тарифах на питьевую воду, утвержденных приказом управления по регулированию тарифов области от 19 мая 2021 года №25-в «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение» (в редакции от 2 августа 2021 года), которые установлены на долгосрочный период 2021-2025 годов.
Инвестиционные программы ООО «РКС-Тамбов» по развитию системы водоснабжения и водоотведения на 2021-2025 годы не предусматривают мероприятий по повышению мощности централизованной системы водоснабжения и водоотведения города Тамбова за счет платы за подключение (технологическое присоединение). При этом, обстоятельства подключения вышеуказанных объектов капитального строительства (технические условия от 12 марта 2021 года и от 5 апреля 2021 года, выданные ранее действующей гарантирующей организацией АО «Тамбовские коммунальные системы») были известны до формирования инвестиционной программы ООО «РКС-Тамбов».
Кроме того, в материалах к заявлению от 5 августа 2021 №К-01-05-0647 представлен проект акта о подключении объектов по *** к централизованной системе водоснабжения, из которого следует, что подключение этого многоквартирного жилого дома производится в сети третьего лица, и только сети третьего лица подключены к водопроводу диаметром 315 мм по *** принадлежащему ООО «РКС-Тамбов».
Аналогичные проекты актов о подключении приложены ко всем перечисленным выше заявлениям, из которых следует, что подключение многоквартирных жилых домов производится в сети водоотведения третьих лиц, которые, в свою очередь подключены либо к канализационным коллекторам, либо к водопроводу, принадлежащему ООО «РКС-Тамбов».
Вместе с тем, документов, подтверждающих, что ООО «РКС-Тамбов» владеет водопроводными и канализационными сетями третьего лица на законном основании, в материалах дела не имеется.
Таким образом, при обращении за установлением индивидуальной платы заявитель должен был представить копии правоустанавливающих документов, подтверждающих законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении водопроводных и канализационных сетей третьего лица (подпункт «а» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»), либо заключить с третьим лицом договор о подключении объектов застройщика (пункт 87 Правил №644).
В связи с чем, в отсутствие у административного истца подобных документов, обращаться за установлением индивидуальной платы за подключение к своим сетям объектов застройщиков вправе только третье лицо.
Допрошенная судом в качестве специалиста по ходатайству представителя административного истца начальник отдела капитального строительства и инвестиций ООО «РКС-Тамбов» ФИО8, находящая в числе лиц, подписавших технические условия, пояснила, что технические условия подключения, выданные АО «Тамбовские коммунальные системы» (предыдущей гарантирующей организации) от 5 апреля 2021 года №35 и от 12 марта 2021 года №16 обязательными для административного истца не являются.
Однако, данная позиция не согласуется с положениями частей 7, 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выдачи технических условий) о том, что технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за их подключение предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Согласно части 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выдачи технических условий) выданные технические условия обязательны для организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Обязательства данной организации прекращаются только в случае, если в течение года (или в течение 3-х лет при комплексном развитии территории) не будет подана заявка о подключении (часть 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент выдачи технических условий).
Технические условия для подключения указанных выше многоквартирных жилых домов по *** были выданы 12 марта 2021 года и 5 апреля 2021 года, и на момент подачи заявок о подключении являлись обязательными для исполнения. Более того, в данных технических условиях уже было указано, что размер платы за подключение устанавливается индивидуально в отношении заявителей величина подключаемой нагрузки объектов которых превышает 250 м3/сут. и осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 350 мм.
Учитывая вышеизложенное, представленные документы не подтверждают правомерность обращения административного истца за установлением индивидуальной платы.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 18 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, пункты 81-83 Основ ценообразования предусматривают расчет платы за подключение на основании ставок тарифов на подключение, устанавливаемых регулятором в публичном порядке по предложению регулируемой организации. В этом случае возможно планирование необходимой нагрузки и распределение расходов между всеми потребителями, а также сокращение затрат и сроков на подключение строящихся объектов (пункт 94 Правил №644).
Такие тарифы на 2021 год для административного истца были установлены на основании приказа Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 9 июня 2021 №29-П «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения для общества с ограниченной ответственностью «РКС-Тамбов» на территории Тамбовской области на 2021 год» (далее по тексту решения - приказ от 9 июня 2021 года №29-П) с дифференциацией по величине подключаемой нагрузки, по различным диаметрам сетей до 350 мм включительно и способам их прокладки.
Так, в приложении к приказу от 9 июня 2021 года №29-П в подпунктах 1.1 и 2.1 установлены тарифы за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку объекта заявителя (тыс. руб./м3/сут.). В пункте 1 приложения к приказу от 9 июня 2021 года №29-П также определены величины тарифов за протяженность сетей водоснабжения (на строительство), продифференцированные в зависимости от диаметра водопроводных сетей от 40 мм и менее до 350 мм включительно и условий их прокладки (открытый способ или метод горизонтально направленного бурения). В пункте 2 приложения к вышеназванному приказу также определены величины тарифов за протяженность сетей водоотведения (на строительство), продифференцированные в зависимости от диаметра сетей канализации от 40 мм и менее и до 350 мм включительно и условий их прокладки (открытый способ или метод горизонтально направленного бурения).
Довод административного истца о том, что установленные на 2021 год тарифы не учитывают финансовых потребностей гарантирующей организации по подключению крупных объектов капитального строительства не является состоятельным, поскольку в инвестиционной программе ООО «РКС-Тамбов» отсутствуют мероприятия по снятию технических ограничений, позволяющие обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения объектов капитального строительства, вследствие чего организация получила бы возмещение расходов как через тарифы на подключение, так и через индивидуальную плату за подключение.
Не основан на положениях части 5 и 6 статьи 18 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении и абзаце 2 пункта 101 Правил №644 и довод ООО «РКС-Тамбов» об отложенном эффекте возмещения расходов через тарифы на подключение на очередной период регулирования, поскольку в случае отсутствия на дату обращения заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), но при включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу организации водопроводно-канализационного хозяйства, сроки подключения (технологического присоединения) объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы, а заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что установленные администрацией Тамбовской области 29 октября 2020 года при принятии постановления №889 критерии подключения объектов капитального строительства в индивидуальном порядке соблюдают баланс экономических интересов регулируемых организаций и их абонентов и не противоречат и соответствуют пункту 85 Основ ценообразования.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
В соответствии с платежным поручением №821 от 12 октября 2021 года административным истцом понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 рублей, которые в силу отказа судом в удовлетворении заявленных требований возмещению за счет административного ответчика не подлежат.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в газете «Тамбовская жизнь».
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «РКС-Тамбов» о признании недействующим постановления администрации Тамбовской области от 29 октября 2020 года №889 «Об установлении предельных уровней нагрузки и диаметра трубопровода, при превышении которых плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается индивидуально» и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб. – отказать.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Тамбовская жизнь».
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тамбовский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2022 года.
Судья М.В. Яковлева