ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-225/18 от 07.02.2018 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 3а-225/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

« 7 » февраля 2018 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Гибадулиной А.А.,

с участием прокурора Дегтяренко А.А., представителя управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области Елистратовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Амурской области к Тындинской городской Думе о признании недействующими отдельных положений нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Амурской области Щербаков А.В. обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что согласно пункту 16 части 1 статьи 9 Устава г. Тында к вопросам местного значения города относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Амурской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Между тем, в силу пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения города отнесено осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с предложением первым абз. 1 части 2 статьи 11 Устава законами Амурской области может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления города Тынды и органами государственной власти Амурской области, что противоречит абз. 1 части 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку перераспределение законами субъекта Российской Федерации полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации возможно только в случаях, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 24 Устава на публичные слушания выносятся в обязательном порядке: проект Устава города Тынды, а также проект нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Указанное положение не соответствует требованиям пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ.

Ограничения при осуществлении своих полномочий на постоянной основе депутатами, установленные пунктами 2 части 8 статьи 38 Устава, не соответствуют пункту 2 части 7 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ в части возможности участия депутатов в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации) и исключения из данного запрета в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Кроме того часть 9.1 статьи 38 и часть 1.1 статьи 50 Устава предусмотрена процедура предоставления депутатом, осуществляющим полномочия на постоянной основе, и мэром г. Тында сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверки достоверности и полноты указанных сведений в порядке, установленном нормативным правовым актом, принятым Тындинской городской Думой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, федеральным законодательством определено, что указанные порядки устанавливаются законами субъекта Российской Федерации. Таким образом, часть 9.1 статьи 38 и часть 1.1 статьи 50 Устава не соответствуют части 7.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ и части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно части 1 статьи 50 Устава мэр города Тынды в период осуществления своих полномочий должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Между тем, данная норма носит широкий, неопределенный характер, поскольку действующим законодательством определен конкретный перечень федеральных законов, которым установлены ограничения, запреты и обязанности для глав муниципальных образований.

Часть 2 статьи 128 Устава противоречит части 2 статьи 77 Федерального закона № 131-ФЗ в части нераспространения функции органов государственного контроля (надзора) по контролю за реализацией прав, закрепленными за органами местного самоуправления города Тында и их должностными лицами.

Предложение второе части 1 и часть 2 статьи 138 Устава противоречит пункту 1 части 3 статьи 28 и предложению второму части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ в части случаев, не требующих официального опубликования порядка учета предложений по проекту нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города Тынды и вынесения на публичные слушания.

21 апреля 2017 года в связи с несоответствием Устава г. Тынды Федеральному закону № 131-ФЗ Тындинской городской прокуратурой принесен протест.

Решением Тындинской городской Думы от 18.05.2017 № 585-Р-ТГД-VI протест принят к сведению. Вместе с тем до настоящего времени Устав города не приведен в соответствие с действующим законодательством.

Неприведение Устава города Тынды в соответствие с действующим законодательством длительное время не позволяет органам местного самоуправления в достаточной мере регулировать вопросы организации органов местного самоуправления, а также не позволяет гражданам, проживающим на территории муниципального образования, в полном объёме реализовывать свои права и нести обязанности. Кроме того, противоречащие федеральному законодательству нормы Устава не обеспечивают единство правового пространства на территории Российской Федерации.

В письменных возражениях председатель Тындинской городской Думы Шестак Л.Б. возражала относительно заявленных требований. Указала, что Тындинской городской Думой ведется постоянная работа по приведению Устава муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством и законами Амурской области. Полагает, что исключение оспариваемых прокурором норм Устава города Тынды блокирует право органов местного самоуправления на решение вопросов местного значения и полностью лишает прав граждан, в частности на образование, на участие в публичных слушаниях.

В письменном отзыве начальник управления министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области Лазаренко Т.Б. полагала, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В судебном заседании прокурор Дегтяренко А.А. настаивала на заявленных требованиях, поддержала доводы административного искового заявления.

В судебном заседании представитель управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области Елистратова В.А. поддержала заявленные требования.

Представитель Тындинской городской Думы в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил. В письменном ходатайстве председатель Тындинской городской Думы Шестак Л.Б. просила рассмотреть дело без ее участия. В силу части 5 статьи 213 КАС Российской Федерации ее неявка не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 3 статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Устав г. Тында принят решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 г. № 221-Р-ТГД-VI.

Указанное решение опубликовано в газете «Авангард» № 4 от 11 февраля 2015 года.

В рамках настоящего дела прокурором оспаривается данный нормативный правовой акт в части пункта 16 части 1 статьи 9, абзаца 1 части 2 статьи 11, пункта 1 части 4 статьи 24, пункта 2 части 8 статьи 38, части 9.1 статьи 38, части 1.1 статьи 50, части 1 статьи 50, части 2 статьи 128, частей 1, 2 статьи 138 Устава г. Тында (в редакции нормативных правовых актов от 26.03.2015 № 5-НПА, от 11.02.2016 № 1-НПА).

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Между тем, согласно пункту 16 части 1 статьи 9 Устава г. Тында (в редакции нормативных правовых актов от 26.03.2015 № 5-НПА, от 11.02.2016 № 1-НПА) к вопросам местного значения города относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Амурской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, к вопросам местного значения муниципального образования отнесено осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. В этой связи пункт 16 части 1 статьи 9 Устава г. Тында противоречит пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу абзаца 1 части 1.2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, перераспределение законами субъекта Российской Федерации полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации допускается только в случаях, установленных федеральными законами.

В соответствии с предложением первым абзаца 1 части 2 статьи 11 Устава г. Тында законами Амурской области может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления города Тынды и органами государственной власти Амурской области.

В этой связи абзац 1 части 2 статьи 11 Устава противоречит требованиям абзаца 1 части 1.2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно просительной части административного искового заявления прокурор оспаривает законность абзаца 1 части 1 статьи 11 Устава г. Тынды, однако по существу приводит доводы в заявлении в отношении абзаца 1 части 2 статьи 11 Устава. В этой связи суд полагает подлежащими удовлетворению требования в отношении абзаца 1 части 2 статьи 11 Устава г. Тынды.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должен выноситься: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Согласно пункта 1 части 4 статьи 24 Устава г. Тында на публичные слушания выносятся в обязательном порядке: проект Устава города Тынды, а также проект нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Таким образом, пункт 1 части 4 статьи 24 Устава не соответствует вышеназванному положению Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части случаев, когда в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а не внесения изменений в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 2 части 7 и части 7.2 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Статьями 43 и 44 Закона Амурской области от 08 апреля 2009 г. № 191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области» определен порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах и проверки достоверности и полноты данных сведений.

Согласно пункту 2 части 8 и части 9.1 статьи 38 Устава осуществляющий свои полномочия на постоянной основе депутат не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Депутат, осуществляющий полномочия на постоянной основе, представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, установленном нормативным правовым актом, принятым Тындинской городской Думой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок проверки достоверности и полноты указанных сведений устанавливается нормативным правовым актом, принятым Тындинской городской Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1.1 статьи 50 Устава г. Тынды мэр города Тынды представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, установленном нормативным правовым актом, принятым Тындинской городской Думой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок проверки достоверности и полноты указанных сведений устанавливается нормативным правовым актом, принятым Тындинской городской Думой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, ограничения при осуществлении своих полномочий на постоянной основе депутатами, установленные пунктом 2 части 8 статьи 38 Устава, не соответствуют пункту 2 части 7 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части возможности участия депутатов в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации) и исключения из данного запрета в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Кроме того, частью 9.1 статьи 38 и частью 1.1 статьи 50 Устава г. Тынды предусмотрена процедура предоставления депутатом, осуществляющим полномочия на постоянной основе, и мэром г. Тында сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверки достоверности и полноты указанных сведений в порядке, установленном нормативным правовым актом, принятым Тындинской городской Думой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, вышеуказанными положениями федерального законодательства определено, что указанная процедура должна быть установлена законами субъекта Российской Федерации.

Следовательно, часть 9.1 статьи 38 и часть 1.1 статьи 50 Устава г. Тынды не соответствуют части 7.2 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Согласно части 4.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Законодателем определен конкретный перечень федеральных законов, которым установлены ограничения, запреты и обязанности для глав муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 50 Устава г. Тынды мэр города Тынды в период осуществления своих полномочий должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Вместе с тем, указанная норма Устава не содержит положения о соблюдении ограничений, запретов и обязанностей мэром г. Тынды вышеназванными федеральными законами, указанных в части 4.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем данная норма носит широкий, неопределенный характер.

В силу части 2 статьи 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

Согласно части 2 статьи 128 Устава г. Тынды государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления города Тынды в соответствии с федеральными законами и законами Амурской области, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти Амурской области (далее – органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Тынды Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (основного Закона), законов и иных нормативных правовых актов Амурской области, Устава города Тынды и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, Уставом города Тынды, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (основного Закона), законов и иных нормативных правовых актов Амурской области, Устава города Тынды.

Таким образом, органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Тында Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов не только при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий, но и за реализацией прав, закрепленными за ними.

В этой связи часть 2 статьи 128 Устава противоречит части 2 статьи 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части нераспространения функции органов государственного контроля (надзора) по контролю за реализацией прав, закрепленными за органами местного самоуправления города Тында и их должностными лицами.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 28 и части 4 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должен выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 138 Устава г. Тынды не требуется официальное опубликование порядка учета предложений по проекту нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города Тынды, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения Устава города Тынды в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Проект Устава города Тынды, проект нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города Тынды выносятся на публичные слушания, кроме случаев, когда изменения в Устав города Тынды вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе города Тынды вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

На основании вышеизложенного, части 1, 2 статьи 138 Устава г. Тынды противоречит пункту 1 части 3 статьи 28 и части 4 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части случаев, не требующих официального опубликования порядка учета предложений по проекту нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города Тынды и вынесения на публичные слушания.

В этой связи суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что пункт 16 части 1 статьи 9, абз. 1 части 2 статьи 11, пункт 1 части 4 статьи 24, пункт 2 части 8 статьи 38, часть 9.1 статьи 38, часть 1.1 статьи 50, часть 1 статьи 50, часть 2 статьи 128, части 1, 2 статьи 138 Устава города Тында (в редакции от 26 марта 2015 года и от 11 февраля 2016 года) противоречат нормам федерального законодательства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Исходя из части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения в газете «Авангард».

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующей части должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации и учитывает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты. Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая обстоятельства настоящего дела и содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, пункт 16 части 1 статьи 9, абз. 1 части 2 статьи 11, пункт 1 части 4 статьи 24, пункт 2 части 8 статьи 38, часть 9.1 статьи 38, часть 1.1 статьи 50, часть 1 статьи 50, часть 2 статьи 128, части 1, 2 статьи 138 Устава города Тында (в редакции от 26 марта 2015 года и от 11 февраля 2016 года) подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Пункт 16 части 1 статьи 9, абзац 1 части 2 статьи 11, пункт 1 части 4 статьи 24, пункт 2 части 8 статьи 38, часть 9.1 статьи 38, часть 1.1 статьи 50, часть 1 статьи 50, часть 2 статьи 128, части 1, 2 статьи 13 Устава города Тында (в редакции от 26 марта 2015 года и от 11 февраля 2016 года) признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете «Авангард».

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 16 февраля 2018 года.

Председательствующий Никитин В.Г.