ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-225/19ПРИ от 28.08.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-225/2019 Принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2019 г. г. Ярославль

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Колюховой М.А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Центральный рынок» к Правительству Ярославской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,

Установил:

В административном исковом заявлении ООО «Центральный рынок» просит установить кадастровую стоимость здания рынка, назначение: нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв. м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рублей. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Административные исковые требования мотивированы тем, что административному истцу принадлежит указанное здание рынка. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена выше рыночной стоимости, чем затрагиваются права административного истца как плательщика налога на имущество организаций. В обоснование ходатайства о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указано на то, что очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не внесены в государственный кадастр недвижимости на момент обращения в суд. Ранее у административного истца отсутствовала возможность обратиться в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Васильева О.А. административные исковые требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Николаева Т.Б. возражала против удовлетворения административных исковых требований, полагая, что представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка является недостоверным, в экспертном заключении не учтены замечания ДИЗО Ярославской области.

Административные ответчики Правительство Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованные лица Администрация городского округа город Рыбинск, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» поступили письменные объяснения, в которых возражений относительно административных исковых требований не указано.

Выслушав представителя административного истца и представителя департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

ООО «Центральный рынок» является собственником здания рынка назначение: нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв. м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно положениям ст.ст. 375, 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения - нежилого помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, определяется как кадастровая стоимость.

Законом Ярославской области от 15.10.2003г. № 46-з «О налоге на имущество организаций в Ярославской области» установлены ставки налога на имущество, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 N 23-н «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» принадлежащее ООО «Ярославская ярмарка» нежилое здание включено в данный перечень (пункт 242 перечня).

Таким образом, правоотношения административного истца по определению налога на имущество организации, являются публичными, вопрос определения налога на имущество физических лиц урегулирован НК РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера налога на имущество организации, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, собственником которого он является.

В соответствии с положениями части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером утверждена Постановлением Правительства ЯО от 11.12.2012 № 1404-п в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.2 ст. 246 КАС РФ).

Административным истцом представлен отчет № 12845/19 от 17.04.2019 об оценке рыночной стоимости крытого рынка, с кадастровым номером , подготовленным ООО «Ярэксперт».

Согласно данному отчету рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Определением Ярославского областного суда от 16.07.2019 была назначена судебная оценочная экспертиза. Согласно заключению эксперта от 12.08.2019 отчет № 12845/19 от 15 апреля 2019 года, составленный ООО «Ярэксперт», соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков. При проведении расчетов, по мнению эксперта, выявлены технические ошибки, допущенные оценщиком при составлении отчета об оценке, но не приведшие к нарушению требований законодательства Российской Федерации, в том числе требований Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, и не отразившиеся на стоимости объекта оценки. Стоимость <данные изъяты> руб., определенная в отчете № 12845/19 от 15 апреля 2019 года, является достоверной.

Оснований не доверять экспертному заключению у суда не имеется, поскольку оно составлено экспертом, обладающим специальными познаниями в области оценочной деятельности, имеющим право на проведение судебной оценки, являющимся судебным экспертом-оценщиком.

На основании изложенного, представленный отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, специалистами, имеющими право на проведение подобного рода оценки.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Ходатайство ООО «Центральный рынок» о восстановлении процессуального срока подлежит удовлетворению, так как до настоящего времени в Единый государственный реестр недвижимости не внесены сведения о новой кадастровой оценке объекта недвижимости, оспариваемая кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, в более ранние сроки оснований для обращения с административным иском не имелось, так как налогооблагаемая база подлежит исчислению из кадастровой стоимости только с 01.01.2019г.

В силу изложенного административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ООО «Центральный рынок» восстановить срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .

Установить кадастровую стоимость здания рынка площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости, установив кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб.

Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – 08.05.2019г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: В.С. Преснов