ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-225/2022 от 20.09.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Мотивированное решение составлено 20 сентября 2022 года

Дело № 3а-225/2022

25OS0000-01-2022-000185-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 сентября 2022 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Пилипенко Е.В.

при секретаре ФИО2

с участием прокурора ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр-СВ» к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица – Правительство Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, администрация города Владивостока об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края в части,

у с т а н о в и л:

распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

Данное распоряжение размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.primorsky.ru).

Общество с ограниченной ответственностью «Центр-СВ» (далее - ООО «Центр-СВ») является собственником объекта недвижимости – нежилого здания площадью ... кв. м с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, Народный проспект, <адрес>.

Данный объект включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, под пунктом ....

ООО «Центр-СВ» обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного нормативного акта в части, указав, что на момент формирования Перечня объектов на 2020 год у департамента земельных и имущественных отношений Приморского края имелась информация о том, что данный объект недвижимости используется в целях осуществления культурно-досуговой деятельности.

Так, согласно акту обследования здания и помещения на предмет его фактического использования для целей налогообложения от 14 ноября 2018 года, составленному КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», здание используется в целях культурно-досуговой деятельности.

Согласно акту обследования здания и помещения на предмет его фактического использования для целей налогообложения, составленному тем же бюджетным учреждением 18 мая 2021 года, здание используется в иных целях, не предусматривающих расчет. Других мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости уполномоченным бюджетным учреждением не проводилось, соответствующие решения не принимались.

Таким образом, нежилое здание не подлежало включению в Перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, поскольку не имеет торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и не является административно-деловым и торговым центром (комплексом). То обстоятельство, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) указано наименование объекта недвижимости «магазин», не является безусловным основанием для включения его в Перечень при наличии такого вида фактического использования как культурно-досуговая деятельность. Содержащийся в ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка под зданием «для дальнейшей эксплуатации комбината хлебопродуктов» не свидетельствует о виде использования здания.

Ранее принадлежащий обществу объект недвижимости был включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год и по заявлению ООО «Центр-СВ» исключен из указанного Перечня на основании акта обследования здания, проведенного Краевым государственным казенным учреждением «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» (далее – КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края») в соответствии с приказом департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 31 октября 2018 года № 188 «Об утверждении графика мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда», так как было установлено, что здание фактически используется для осуществления культурно-досуговой деятельности.

На этом же основании спорный объект не был внесен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, а также исключен из Перечня на 2021 год.

За период с 2018 года по настоящее время вид фактического использования объекта недвижимости не изменился. Помещение сдано в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Аренда». Смены арендатора помещения не происходило. Вид деятельности арендатора не менялся. Помещение за весь указанный период используется для осуществления культурно-досуговой деятельности.

Просит признать пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри, недействующим со дня принятия указанного распоряжения.

В соответствии с Законом Приморского края от 1 июля 2019 года № 522-КЗ «О внесении изменений в Устав Приморского края», постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года № 52-пг «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края», постановлением администрации Приморского края от 20 августа 2019 года № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края – в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края путем слияния с департаментом промышленности Приморского края реорганизован в министерство промышленности и торговли Приморского края.

До рассмотрения дела по существу судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство промышленности и торговли Приморского края и администрация города Владивостока.

В судебное заседание представитель администрации города Владивостока не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения административного иска, в связи с чем, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 поддержала заявленные требования по доводам и основаниям административного иска и дополнительных пояснений.

Представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и Правительства Приморского края ФИО5 просила в удовлетворении заявленных требований отказать, суду пояснила, что спорный объект включён в Перечень на 2020 год на основании информации, представленной департаментом лицензирования и торговли Приморского края, оснований для проведения проверки на предмет фактического использования здания не имелось.

Представитель министерства промышленности и торговли Приморского края ФИО6 суду пояснил, что сведения о спорном здании переданы в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края на основании информации, поступившей из администрации города Владивостока и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета о назначении и виде использования.

Выслушав участников судебного заседания, исследовавматериалы административного дела, выслушав заключение прокурора ФИО3, полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемого административным истцом пункта распоряжения недействующим с момента его издания, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из материалов административного дела следует, что ООО «Центр-СВ» является собственником объекта капитального строительства – нежилого здания, наименование: магазин, площадью ... кв. м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, Народный пр-т, <адрес>.

Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Объект с кадастровым включен в Перечень под пунктом ....

Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2019 года, в настоящее время является действующим.

При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие.

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база налога на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Статьей 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций» к недвижимому имуществу, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имуществ, отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных критериев.

На момент вынесения оспариваемого распоряжения действовали Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226 (в редакции от 9 августа 2018 года) (далее – Указания), определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Пункт 3.1 раздела III Методических указаний предусматривал, что для целей Указаний вид использования объекта недвижимости определяется по согласованию с уполномоченным органом и органами местного самоуправления, на территории которых расположены объекты недвижимости, на основе письменного подтверждения указанных органов.

При недостаточности информации о виде использования объектов недвижимости возможно руководствоваться результатами определения видов использования объектов недвижимости, полученными по итогам предыдущей государственной кадастровой оценки, в случае если они не были изменены, кроме случаев, когда данные результаты были оспорены. В случае оспаривания результатов определения видов использования объектов недвижимости, полученных по итогам предыдущей государственной кадастровой оценки, могут быть использованы виды использования объектов недвижимости, установленные в процессе оспаривания, в случае если они не были изменены.

При этом в столбце «Источник информации о виде использования объектов недвижимости» указываются реквизиты документов, полученных по итогам предыдущей государственной кадастровой оценки или оспаривания.

Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края. Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края на основании рекомендации указанной выше Комиссии.

Согласно сведениями ЕГРН ООО «Центр-СВ» является собственником объекта недвижимости – нежилого здания, наименование: магазин, площадью ... кв. м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, Народный проспект, <адрес>.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым , вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации комбината хлебопродуктов.

Согласно поэтажному плану в техническом паспорте здания, составленному по состоянию на 1 ноября 2005 года, на первом этаже размещены зал, коридоры, туалеты, лифт, кладовая, основные помещения, подсобное, моечная, раздевалка, в подвале размещены подсобные помещения.

Как установлено в судебном заседании, собственник объекта - ООО «Центр-СВ» принимало меры к изменению наименования здания по решению собственника, при этом его обращения в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, администрацию города Владивостока и Управление Росреестра по Приморскому краю оставлены без удовлетворения в связи с отсутствием регламента принятия подобных решений.

Кроме того, судом установлено, что в соответствии с актом обследования объекта на предмет его фактического использования для целей налогообложения от 14 ноября 2018 года, проведенного КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», помещения в здании используются для осуществления культурно-досуговой деятельности. Доля нежилых помещений, используемая для осуществления культурно-досуговой деятельности, составляет 33,71% от общей площади объекта.

Согласно аналогичному акту обследования от 18 мая 2021 года помещения используются для размещения иных видов фактического использования. Расчет не производился по причине отсутствия видов фактического использования подлежащих расчету.

На этом основании указанный объект недвижимости не был внесен в Перечень объектов на 2019 и 2022 годы, а также исключен по заявлению собственника из Перечня на 2021 год.

В судебном заседании установлено, что объект с 2018 года по настоящее время находится в аренде у ООО «Арена» и используется для культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, при включении здания с кадастровым в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, не учитывалось его фактическое использование за предыдущий период.

При этом вид фактического использования здания, установленный в 2018 и 2021 годах, не позволяет распространить на него положение об установлении кадастровой стоимости. Здание предназначено для использования, не связанного с торговлей либо размещением офисов.

Каких-либо допустимых доказательств того, что указанные нежилые помещения имеют коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, суду не представлено. Само по себе наименование здания – магазин не свидетельствует о размещении в нем торгового центра (комплекса).

При таких обстоятельствах, до принятия оспариваемого Перечня объектов на 2020 год департамент земельных и имущественных отношений Приморского края должен был выяснить фактическое использование объекта недвижимости.

Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что, несмотря на наличие у департамента земельных и имущественных отношений Приморского края информации об использовании данного объекта недвижимости в целях осуществления культурно-досуговой деятельности в 2018 и 2019 годах, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости уполномоченной краевой организацией не проводилось, решения об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого пункта нормативного правового акта не принималось.

Вместе с тем такой подход к определению вида фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па, и не соответствует предписанию федерального законодательства о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

В связи с этим, суд приходит к выводу, что пункт ... Перечня объектов на 2020 год подлежит признанию недействующим со дня принятия распоряжения от 25 декабря 2019 года № 1022-ри (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Центр-СВ» к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края в части – удовлетворить.

Пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года №1022-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете «Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края» и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Пилипенко