ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-226/18 от 22.08.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-226/2018

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь 22 августа 2018 г.

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Степанова П.В.

при секретаре Нициевской Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгово-производственное предприятие «Берёзка» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Торгово-производственное предприятие «Берёзка» (далее – общество) обратилось в Пермский краевой суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Просило установить кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания: нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса ул. М. Горького, д. 79, (далее – спорный объект), в размере, равном его рыночной стоимости 5386757 рублей, по состоянию на 22 июня 2012 года.

Общество полагало, что результаты государственной кадастровой оценки спорного объекта завышены, чем нарушаются его права как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости.

В обоснование требования общество представило отчет об оценке от 20 апреля 2018 г. N 55/О-18, составленный оценщиком К., осуществляющей оценочную деятельность самостоятельно, которым определена рыночная стоимость спорного объекта по состоянию на 22 июня 2012 г. в размере 5386757 рублей.

Протокольным определением, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от 24.07.2018 к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Росреестра по Пермскому краю.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

В судебном заседании представитель административного истца Клименко Е.В. поддержала заявленное требование.

Представитель Правительства Пермского края Филиппенко В.В. не признал административный иск.

Представители Управления Росреестра по Пермскому краю Спицына А.С., Моисеева Т.А., возражений против удовлетворения требования административного истца не заявили.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю представителя в судебное заседание не направило, позицию относительно административного иска не выразило.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, в связи с чем, на основании части 7 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие представителя ФГБУ «ФКП Росреестра».

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив письменные отзывы, суд приходит к следующим выводам.

Спорный объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год согласно приложению к Постановлению Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".

Постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 № 1588-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (далее – ГКО ОН) по состоянию на 22.06.2012, результаты работ вступили в силу 11.01.2013.

Спорный объект поставлен на государственный кадастровый учет (далее – ГКУ) 26.05.2012, вошел в перечень объектов ГКО ОН.

Его кадастровая стоимость определена в размере 68219883,54 руб., при удельном показателе кадастровой стоимости (далее – УПКС) 33079,51 руб./кв.м., по состоянию на 22.06.2012, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) 29.01.2013.

02.03.2018 от общества поступил заявление о ГКУ изменений объекта недвижимости (изменение площади).

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.05.2015 N П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменении их количественных и (или) качественных характеристик.

Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. N 113 (далее - Порядок N 113).

Пунктом 1.1 Порядка N 113 предусмотрено, что при осуществлении кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществлении кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", влекущих изменение его кадастровой стоимости применяются правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений, установленные данным Порядком.

Кадастровая стоимость спорного объекта определена в размере 69076 632,78 руб., с применением УПКС 33079,51 руб./кв.м., утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от 27.04.2018, по состоянию на ту же дату.

Сведения о новой кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 27.04.2018, данная стоимость является актуальной.

Уведомлением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю (далее – Комиссия) от 08.06.2018 № 729 отказано в принятии заявления общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, поступившего 05.06.2018, со ссылкой на то, что 27.04.2018 установлена новая кадастровая стоимость.

Правоотношения по оспариванию кадастровой стоимости регулируются нормами законодательства в сфере оценочной деятельности.

Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Обращаясь к анализу правоотношений по поводу кадастровой оценки объектов недвижимости, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2016 года N 15-П сформулировал ряд правовых позиций, в силу которых кадастровая стоимость как таковая представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную (исчисленную и проверенную) в качестве действительной цены, обязательной для любых сделок с объектами недвижимости, а их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки, которая считается достоверной, пока не пересмотрена по правилам оценочной деятельности с установлением в итоге столь же законной рыночной стоимости этих объектов; при этом для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости; в то же время рыночная стоимость также представляет собой лишь наиболее вероятную, т.е. в любом случае приблизительную и не безусловную, цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В силу положений части 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как усматривается из материалов дела, обращение общества в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений обусловлено уплатой обществом налога на имущество организаций, налоговая база для исчисления которого определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей установленных законодательством.

В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в ЕГРН результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

На основании пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса организация в отношении имущества, подлежащего налогообложению по кадастровой стоимости, в течение налогового периода уплачивает авансовые платежи, рассчитываемые исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года налогового периода.

Согласно абзацу первому пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Это правило не применяется, если изменение кадастровой стоимости связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также изменением кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.

В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса в случае изменения кадастровой стоимости (являющейся предметом оспаривания) по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В данном случае общество обратилось в Комиссию в 2018 году, в период применения для целей налогообложения прежней кадастровой стоимости.

Таким образом, в данном случае пропуск обществом срока для обращения в Комиссию не свидетельствует об утрате его права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости при условии сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения.

Согласно положениям статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).

В подтверждение своих доводов о том, что кадастровая стоимость спорного объекта значительно превышает его рыночную стоимость, в материалы дела представлен отчет от 20 апреля 2018 г. N 55/О-18, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 22 июня 2012 г. составляет 5386757 рублей.

Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.

Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Убедительных доводов, позволяющих поставить под сомнение правильность выводов оценщика не заявлено.

Данных об иной рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлено.

Ходатайство представителя Правительства Пермского края о назначении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости земельного участка, суд находит подлежащим отклонению.

Само по себе то обстоятельство, что ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость спорного объекта превышает итоговую величину рыночной стоимости указанного объекта, устанавливаемую судом в качестве кадастровой, не свидетельствует о недостоверности отчета.

При этом суд полагает, что доводы Правительства Пермского края о необходимости включении НДС в кадастровую стоимость в размере рыночной основаны на неправильном толковании норм права, поскольку рыночная стоимость объекта оценки определяет наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть отчужден при его реализации. Само по себе определение рыночной стоимости объекта в целях дальнейшей его эксплуатации без реализации этого имущества не создает объект налогообложения НДС.

Коэффициент пересчета с уровня цен января 2000 г. на 1 квартал 2012 года относительно индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, применительно к административным зданиям, применен правильно.

Рекомендуемые к применению в I квартале 2012 г. индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования сообщены в Письме Минрегиона России от 28.02.2012 N 4122-ИП/08.

Исходя из функционального назначения спорного объекта, состава помещений, в него входящих (склады, торговые площади, кабинеты, вспомогательные помещения), оценщик подобрал сопоставимый вид строительства, и соответственно, сопутствующий ему индекс, правомерно применимый к сегменту коммерческой недвижимости.

При таком положении, суд полагает, что отчет является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, а основания для выводов о недостоверности отчета у суда отсутствуют.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления. Если по истечении установленного законом периода в ЕГРН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Таким образом, с учетом внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости 29.01.2013 и заинтересованности в оспаривании архивной кадастровой стоимости, в данном случае пропуск срока для обращения в суд не свидетельствует об утрате права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в условиях сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения, поэтому срок для обращения в суд подлежит восстановлению.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления, а поскольку Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

По настоящему административному делу заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в Комиссию 05.06.2018, следовательно, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2018 г., до даты определения новой кадастровой стоимости - 27 апреля 2018 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Торгово-производственное предприятие «Берёзка» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в виде нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Оса ул. М. Горького, д. 79, в размере, равном его рыночной стоимости 5386757 рублей, по состоянию на 22 июня 2012 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 05 июня 2018 года.

Период действия установленной судом кадастровой стоимости – с 1 января 2018 года до даты определения новой кадастровой стоимости – 27.04.2018.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 23 августа 2018 года.

Судья /подпись/