ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-226/19 от 04.04.2019 Рязанского областного суда (Рязанская область)

3а-226/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2019 года

г. Рязань

Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хмельниковой Е.А.,

при секретаре Васюговой М.В.,

с участием:

прокурора Черняевой М.А.,

представителя административного истца – ООО «ПассажирСервис» ФИО1,

представителя административного ответчика – Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «ПассажирСервис» к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области о признании недействующим в части приказа от 8 октября 2018 № 135 «О включении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области»,

УСТАНОВИЛ:

Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 8 октября 2018 № 135 в перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области включен ансамбль Рязанской областной сельскохозяйственной, промышленной, строительной выставки и сада юннатов (<...> городок, строения 1, 2, 3, 4, 5, 5а, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 23, пропилеи).

Приказ размещен на официальном сайте Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области в сети Интернет 9 октября 2018.

ООО «ПассажирСервис» обратилось в Рязанский областной суд с административным иском, в котором просит признать указанный приказ недействующим в части включения в перечень принадлежащего ему здания, расположенного по адресу: <...>, в котором располагается автовокзал.

Административный истец указал, что включение в перечень выявленных объектов культурного наследия указанного здания нарушает его права как собственника, поскольку возлагает дополнительные обязанности по содержанию здания, а также нарушает его права как владельца объекта транспортной инфраструктуры в сфере обеспечения транспортной безопасности. Оспариваемый приказ противоречит, по мнению административного истца, требованиям Федерального закона «О транспортной безопасности», из положений которого следует, что автовокзал представляет собой объект с особым режимом использования, обусловленным необходимостью соблюдения обязательных требований, установленных действующим законодательством для надлежащего функционирования такого объекта, а также обеспечения безопасности находящихся на нём лиц.

Также административный истец полагает, что оснований для включения указанного здания в перечень не имелось, поскольку при определении его историко-культурной ценности не выполняется ряд критериев, предусмотренных постановлением Правительства Рязанской области от 17.08.2016 № 190. А именно, отсутствуют такие критерии как архитектурно-художественная ценность фасадов, сохранность исторического облика фасадов, туристский потенциал. В связи с этим отсутствует предусмотренная указанным постановлением и необходимая для принятия решения о наличии историко-культурной ценности объекта сумма численных значений критериев историко-культурной ценности, равная 200 и более баллам.

В судебном заседании представитель административного истца требования административного иска поддержал.

Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области (далее также инспекция, инспекция по охране объектов культурного наследия) требования административного истца полагал необоснованными. По мнению представителя инспекции оспариваемый приказ является ненормативным правовым актом, принят в соответствии с требованиями законодательства, с соблюдением процедуры принятия и введения его в действие и не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.

Суд, выслушав представителей сторон, пояснения специалиста, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится охрана памятников истории и культуры.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).

Согласно статье 6 названного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с данным Законом.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Одним из видов объектов культурного наследия являются ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия (статья 3 Федерального закона N 73-ФЗ).

Сведения об объектах культурного наследия включаются в единый государственный реестр, который ведется Минкультуры РФ (ст. 15 Закона об объектах культурного наследия, п. 3 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Приказом Минкультуры России от 03.10.2011 N 954).

Выявление объекта культурного наследия и внесение сведений в Реестр осуществляется в следующем порядке.

В региональный орган охраны объектов культурного наследия направляется заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности. Заявителем могут выступать: Минкультуры РФ, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (п. 2 ст. 16.1 Закона об объектах культурного наследия).

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 года N 1905 утвержден Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, который определяет процедуру проведения таких работ.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия организует в срок не более 90 рабочих дней со дня регистрации заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта (п. 3 ст. 16.1 Закона об объектах культурного наследия).

По истечении указанного срока региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень (п. 4 ст. 16.1 Закона об объектах культурного наследия).

После принятия указанного решения региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы. По результатам проведения экспертизы принимается решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального (регионального, местного (муниципального)) значения либо об отказе во включении объекта в реестр.

В соответствии с п.1 Положения о государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 8 июля 2015 г. N 162 государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Установлено, что 21 августа 2018 года в государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области поступило заявление председателя совета Рязанского отделения ВОО ВООПИК ФИО3 о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ансамбля «Рязанской областной сельскохозяйственной, промышленной, строительной выставки и сада юннатов». Заявление соответствует форме, утвержденной Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 года N 1905 и содержит сведения о местонахождении объекта, времени создания объекта (19 августа-19 октября 1955 года), сведения об историко-культурной ценности ансамбля, которая определяется его значимостью как единственного примера, сохранившегося в ЦФО до наших дней, областной Выставки и сада юннатов периода послевоенного строительства в СССР в стиле историзма.

К заявлению приложены материалы, полученные по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Инспекцией по охране объектов культурного наследия организована работа по установлению историко-культурной ценности объекта, по результатам которой принято решение в форме оспариваемого Приказа от 08.10.2018 № 135 «О включении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области». В перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области (далее – перечень) включен ансамбль Рязанской областной сельскохозяйственной, промышленной, строительной выставки и сада юннатов (<...> городок, строения 1, 2, 3, 4, 5, 5а, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 23, пропилеи).

Анализируя содержание указанного приказа, суд приходит к выводу о том, что он обладает характеризующими нормативный правовой акт существенными признаками – издан в установленном порядке управомоченным исполнительным органом государственной власти в целях установления правового режима использования имеющего историко-культурную ценность объекта, направлен на урегулирование общественных отношений в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, затрагивает права граждан на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, сохранность объектов культурного наследия, таким образом, является общеобязательным для неопределенного круга лиц рассчитанным на неоднократное применение актом.

На основании п.3 ст. 16.1 Закона об объектах культурного наследия Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Рязанской области такой порядок установлен Постановлением Правительства Рязанской области от 17 августа 2016 г. N 190 "Об установлении Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия".

В соответствии с пунктом 5 данного Порядка в целях установления историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, инспекцией формируется научно-методический совет. В состав научно-методического совета включаются специалисты в области охраны объектов культурного наследия. Положение о научно-методическом совете и его персональный состав утверждаются Инспекцией. Приказом от 1.09.2015 №7 утверждены Положение о научно-методическом совете по историко-культурному наследию Рязанской области и его состав. Данный приказ, в редакции, действовавшей на момент принятия решения о наличии историко-культурной ценности ансамбля Рязанской ВДНХ, предусматривал, что решения Совета по рассматриваемым вопросам принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов при присутствии не менее 50% состава.

Решение о наличии или отсутствии историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимается по результатам рассмотрения заявления и материалов на основании критериев историко-культурной ценности согласно приложению к настоящему Порядку. Основанием для принятия научно-методическим советом решения о наличии историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, является сумма численных значений критериев историко-культурной ценности, равная двумстам и более баллам.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, собраны документы и материалы об историческом событии регионального значения – создании и открытии в 1955 году Рязанской областной сельскохозяйственной, промышленной, строительной выставки и сада юннатов (именуемой позже Торговый городок). Решение о строительстве выставки было принято постановлением Рязанского обкома КПСС от 2.08.1955 г. №79, ее проект разработан архитектором ФИО4. В строительстве выставки принимали участие практически все промышленные предприятия и строительные организации области. Всего на площади 9.6 га было построено 22 выставочных павильона, 2 образцовых животноводческих помещения, бассейн, ресторан, пожарное депо, торговые киоски. Напротив выставки через дорогу был заложен сад юннатов. 27 октября 1955 года состоялось торжественное открытие выставки. В 1959 году по решению обкома КПСС выставка была передана под торговое использование, в демонстрационных павильонах были размещены различные магазины.

В настоящее время в Торговом городке сохранилось 21 строение, историческая лицевая ограда с аркадой входной группы, историческая планировка территории, кирпичные конструкции фонтана, голубые ели, посаженные при строительстве.

4 октября 2018 года состоялось заседание научно-методического совета, на котором присутствовало более 50% его состава. Присутствовавшими членами совета единогласно принято решение о наличии историко-культурной ценности объектов ансамбля Рязанской областной сельскохозяйственной, промышленной, строительной выставки и сада юннатов (<...> городок, строения 1, 2, 3, 4, 5, 5а, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 23).

Каждый объект ансамбля оценивался по установленным Постановлением Правительства Рязанской области от 17 августа 2016 г. N 190 критериям историко-культурной ценности объекта с точки зрения истории, архитектуры и искусства, градостроительства, науки и техники, социальной культуры.

Из представленных Государственным архивом Рязанской области документов (в том числе данных технической инвентаризации), печатных изданий, архивных фотоматериалов и данных фотофиксации установлено и не оспорено представителем административного истца, что здание, расположенное по адресу: <...> было построено в 1955 году как выставочный павильон, который впоследствии использовался как торговый павильон. 16 апреля 1964 года исполкомом Рязанского городского Совета депутатов принято решение о закреплении данного торгового павильона за Рязанским пассажирским автохозяйством №1 и переоборудовании его под автостанцию. В настоящее время здание принадлежит на праве собственности ООО «Пассажирсервис» и используется как автовокзал.

Историко-культурная ценность данного здания установлена с точки зрения перечисленных ценностных характеристик как пример советской архитектуры 1950-х годов, постройка, входящая в состав архитектурного ансамбля, имеющая визуальную связь с другими памятниками. Сумма численных значений критериев историко-культурной ценности определена научно-методическим советом в 227 баллов. При этом, определяя ценностные характеристики с точки зрения архитектуры и градостроительства, члены научно-методического совета учитывали, что фасад здания обшит сайдингом, однако не перестраивался, что позволило предположить архитектурно-художественную ценность фасадов и сохранность исторического облика фасадов, возможность использования здания без сайдинга. Принимая во внимание состояние, в котором находится фасад здания в настоящее время, по данным критериям было поставлено наименьшее количество баллов из предусмотренных.

По критерию «социальной культуры» установлено наличие у объекта туристского потенциала с точки зрения его доступности и посещаемости. Доводы административного истца о том, что указанное здание является автовокзалом, ввиду чего туристско-экскурсионная деятельность на его территории невозможна, не основаны на нормах законодательства, которым не установлено запрета на посещение подобных объектов. Более того, как следует из протокола заседания научно-методического совета, пояснений специалиста, ценностные характеристики указанного здания определялись именно как элемента архитектурного ансамбля, с точки зрения его экстерьера, то есть внешнего вида здания, а не оформления его внутреннего пространства.

С учётом изложенного суд считает, что принятое членами научно-методического совета, являющимися специалистами в области охраны объектов культурного наследия, решение о наличии историко-культурной ценности здания, расположенного по адресу: <...>, подтверждено соответствующими документами и материалами об историческом событии, ввиду чего имелись основания для включения данного здания в перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области.

Оспариваемый приказ был принят в полном соответствии с полномочиями органа исполнительной власти, не противоречит действующему региональному и федеральному законодательству, не нарушает прав административного истца.

Доводы административного истца о том, что Приказ противоречит положениям Федерального закона «О транспортной безопасности» и влечёт нарушение его прав как владельца объекта транспортной инфраструктуры по обеспечению режима транспортной безопасности, основаны на неправильном толковании данного закона.

Кроме того, из пояснений представителя административного истца следует, что нарушение режима безопасности он усматривает в возможности доступа на указанный объект иных лиц, помимо пассажиров, провожающих и потенциальных покупателей билетов. Однако включение объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия не влечет в соответствии с действующим законодательством возложение на собственника объекта иных обязанностей помимо обеспечения его сохранности и поддержания надлежащего технического состояния.

Судом также отклоняются как не имеющие правового значения доводы о возможном ограничении в связи с вынесением оспариваемого приказа хозяйственной деятельности административного истца, поскольку в силу приведенных положений законодательства включение объектов в перечень выявленных объектов культурного наследия обусловлено их историко-культурной ценностью, а не иными причинами.

В силу п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый в части приказ не противоречат федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ООО «ПассажирСервис» к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области о признании приказа от 8 октября 2018 № 135 «О включении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия Рязанской области» недействующим в части отказать.

Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Рязанский областной суд.

Судья: подпись Хмельникова Е.А.