Дело № 3а-226/2020 27 февраля 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.
при секретаре Бабушкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 27 февраля 2020 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование исковых требований указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 16 октября 2015 года по делу № 2-5323/2015 удовлетворены ее исковые требования к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда. 04 апреля 2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Северодвинску возбуждено исполнительное производство №. До настоящего времени решение суда не исполнено. По вине должника истец лишена возможности проживать в благоустроенном жилом помещении. Истец вынуждена проживать в крайне стесненных жилищно-бытовых условиях в квартире матери, в комнате площадью 22 кв.м. проживают четверо человек. Иного пригодного для проживания жилого помещения на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве истец не имеет. Уровень дохода не позволяет ей самостоятельно приобрести жилое помещение, в том числе с использованием кредитных средств. В целях понуждения должника к исполнению требований исполнительного документа истец неоднократно обращалась в Администрацию Северодвинска с вопросом о времени исполнения решения суда, что не ускоряло его исполнение. Просит взыскать с Архангельской области в лице министерства финансов Архангельской области, муниципального образования «Северодвинск» в лице финансового управления администрации муниципального образования Северодвинска компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 359 450 рублей.
В судебном заседании административный истец и ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали.
Представители административных ответчиков Финансового управления Администрации Северодвинска, министерства финансов Архангельской области, заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Северодвинск», Управления социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска, министерства образования и науки Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Из отзыва министерства финансов Архангельской области на административное исковое заявление следует, что Министерство является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку судебным решением какие-либо обязанности на органы исполнительной власти Архангельской области не возложены. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна быть взыскана с лица, на которое этим актом возложена соответствующая обязанность.
Администрацией муниципального образования «Северодвинск» в отзыве на административный иск указано, что с 2015 года Администрация Северодвинска предпринимала все возможные меры для исполнения решения суда. По состоянию на 13 февраля 2020 года в списке, сформированном из поступивших решений суда о предоставлении детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, решение истца находится под номером 40. Предоставление истцу жилого помещения будет возможно после исполнения принятых ранее аналогичных судебных решений. Ответственность за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть возложена исключительно на министерство финансов Архангельской области. Сумма компенсации в размере 359 450 рублей чрезмерно завышена, каких-либо доводов и доказательств, подтверждающих ее разумность и справедливость, истцом не представлено. В настоящее время в муниципальном жилищном фонде Администрации Северодвинска 318 жилых помещений используются в качестве помещений маневренного фонда. 11 августа 2016 года в адрес ФИО1 направлено письмо, в котором сообщено о возможности предоставления жилого помещения маневренного фонда для временного проживания. Истец с соответствующим заявлением в Управление муниципального фонда Администрации Северодвинска не обратилась. Администрация полагает, что требования истца не основаны на законе, просит в удовлетворении требований отказать. В случае если суд придет к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, Администрация Северодвинска просит снизить размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок ввиду несоразмерности последствиям нарушенного права.
Управлением социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска сообщено, что ФИО1 распоряжением Главы Администрации по социальным вопросам от 22 октября 2013 года № 269-рд включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Северодвинске. В настоящее время числится в указанном списке под № 40. По состоянию на 01 февраля 2020 года в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Северодвинске за счет субвенций бюджета Архангельской области, включены 261 человек, из них 211 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых право возникло, но не реализовано, из них 156 имеют судебные решения, находящиеся на исполнении.
Заслушав пояснения административного истца, ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.
Согласно пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
По смыслу части 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация не присуждается, если длительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта вызвана исключительно действиями административного истца, заявителя либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой) (пункт 59 указанного постановления).
Как следует из материалов дела, истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункта 2 статьи 11 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что вступившим в законную силу 24 ноября 2015 года решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 16 октября 2015 года по гражданскому делу № 2-5323/2015 иск заместителя прокурора города Северодвинска в интересах ФИО1 удовлетворен. На администрацию муниципального образования «Северодвинск» возложена обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, в виде квартиры, общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования Северодвинск за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
26 ноября 2015 года судом выдан исполнительный лист №, который был представлен в ОСП по г. Северодвинску 30 марта 2017 года.
04 апреля 2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Северодвинску на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Также должник предупрежден, что за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, неисполнение судебного акта виновные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник предупреждался о привлечении к уголовной ответственности за неисполнение решения суда.
Судом также установлено, что до настоящего времени решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 16 октября 2015 года по гражданскому делу № 2-5323/2015 не исполнено, исполнительное производство № судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Северодвинску не окончено.
С настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратилась в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области 27 января 2020 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок, поскольку на момент обращения в суд решение суда не было исполнено.
Продолжительность исполнения судебного решения в данном случае составляет 04 года 03 месяца 02 дня (со дня вступления решения суда в законную силу по день вынесения настоящего решения).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным. Поведение административного истца не влияло на длительность исполнения судебного акта.
В качестве причин, препятствующих администрации муниципального образования «Северодвинск» исполнить решение суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения, указано, что в Администрации по состоянию на 13 февраля 2020 года на контроле по исполнению учитывается 156 судебных решений о предоставлении жилых помещений для детей-сирот. В адрес министерства образования и науки Архангельской области ежемесячно направляются отчеты о количестве решений суда по гражданским делам о предоставлении детям-сиротам жилых помещений в рамках указанных государственных полномочий, находящихся на контроле в Администрации Северодвинска. Указанные показатели, согласно методике расчета распределения субвенций Архангельской области, учитываются при распределении средств субвенций муниципальным образованиям. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется только за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых ежегодно муниципальному образованию «Северодвинск». Администрацией Северодвинска постоянно проводятся мероприятия, направленные на их полное и своевременное исполнение. В 2015 году на расходы по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа было выделено 16 505 479,40 руб. По результатам проведенной в 2015 году работы было заключено 8 муниципальных контрактов на общую сумму 16 388 655 руб. Неосвоенный остаток средств субвенций составил 116 824,40 руб., что недостаточно для приобретения однокомнатной квартиры. В 2016 году на расходы по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилых помещений было выделено 18 706 700 руб. (6 282 900 руб. областного бюджета, 12 423 800 руб. из федерального бюджета). В 2016 году проведено 33 электронных аукционов, по результатам которых для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретено 10 квартир. В 2017 году на расходы по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилых помещений выделено 23 679 700 руб. (7 407 900 руб. областного бюджета, 16 271 000 руб. из федерального бюджета). На указанные денежные средства в 2017 году приобретено только 5 квартир. В 2018 году на расходы по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилых помещений было выделено 18 343 240 руб. На указанные денежные средства в 2018 году приобретено 17 квартир. В 2019 году на расходы по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилых помещений выделено 42 725 149 руб. На указанные денежные средства в 2019 году приобретено 25 квартир. Законом Архангельской области от 13.12.2019 № 188-13-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на приобретение детям-сиротам специализированных жилых помещений за счет средств федерального и областного бюджетов запланированы субвенции в размере 123 834 600 руб., с помощью которых в Северодвинске для детей-сирот возможно будет приобрести 55 однокомнатных квартир. Предоставление ФИО1 жилого помещения во исполнение судебного акта при текущем финансировании будет возможно в 2022 году. Администрация Северодвинска предпринимает все возможные меры для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.
Министерством финансов Архангельской области указано, что ответственность за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть возложена исключительно на муниципальное образование «Северодвинск», являющееся ответчиком по рассмотренному Северодвинским городским судом Архангельской области 16 октября 2015 года делу № 2-5323/2015. Данным судебным решением какие-либо обязанности на органы исполнительной власти Архангельской области не возложены. Надлежащим административным ответчиком по делу является Финансовое управление администрации муниципального образования «Северодвинск». На осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений бюджету муниципального образования «Северодвинск» на 2016 год перечислены субвенции на общую сумму 17 788,1 тыс. руб., на 2017 год –24 646,7 тыс. руб., на 2018 год – 18 343,2 тыс. руб., на 2019 год – 42 725,1 тыс. руб., на 2020 год предусмотрены субвенции в размере 40 555,9 тыс. руб. Дополнительная потребность на исполнение судебных решений о предоставлении на территории Архангельской области жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по состоянию на 01 февраля 2020 года составила 1 229 724,10 тыс. руб.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 вышеназванного постановления от 29.03.2016 № 11, компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии со статьей 5, пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 5 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части предоставления им жилых помещений осуществляется также в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Законом Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 45, пункт 1 статьи 46).
В силу пункта 2 статьи 46 данного закона в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований, в частности, осуществляют следующие государственные полномочия: приобретают жилые помещения либо осуществляют организацию строительства жилых домов, либо приобретают не завершенные строительством жилые помещения и организуют проведение работ по завершению строительства данных жилых помещений; включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; заключают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений и т.д.
Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий, указанных в статье 46 областного закона № 84-5-ОЗ, установлен постановлением Правительства Архангельской области от 14.01.2014 № 1-пп, в соответствии с которым финансирование расходов на указанные цели осуществляется путем предоставления министерством образования и науки Архангельской области органам местного самоуправления Архангельской области субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем перечисления указанных сумм в порядке межбюджетных отношений на лицевые счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
По сообщению министерства образования и науки Архангельской области на 2015 год муниципальному образованию «Северодвинск» на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений были выделены денежные средства из федерального и областного бюджетов в размере 10 339 279,40 руб. Также в 2015 году муниципальному образованию «Северодвинск» восстановлены остатки денежных средств из областного бюджета, не использованные на вышеуказанные цели в 2014 году, в размере 6 166 200,00 руб. Таким образом, общий объем финансирования в 2015 году составил 16 505 479,40 руб. По состоянию на 31 декабря 2015 года вышеуказанные средства Администрацией Северодвинска израсходованы в полном объеме, приобретено 8 благоустроенных квартир для детей-сирот, обеспечено жильем 6 человек.
На 2016 год муниципальному образованию «Северодвинск» на указанные цели были выделены денежные средства из федерального и областного бюджетов в размере 17 788 064,00 руб. По состоянию на 31 декабря 2016 года предусмотренные средства Администрацией Северодвинска израсходованы в полном объеме, приобретено 10 благоустроенных квартир для детей-сирот, обеспечено жильем 8 человек.
На 2017 год муниципальному образованию «Северодвинск» за счет средств федерального и областного бюджетов на те же цели выделено 24 646 680,00 руб. По состоянию на 31 декабря 2017 года средства Администрацией Северодвинска израсходованы в полном объеме, приобретено 13 благоустроенных квартир для детей-сирот, обеспечено жильем 15 человек.
На 2018 год муниципальному образованию «Северодвинск» на указанные цели были выделены денежные средства из федерального и областного бюджетов в размере 18 343 240,00 руб. По состоянию на 31 декабря 2018 года средства Администрацией Северодвинска израсходовано 16 090 990,00 рублей, приобретено 8 жилых помещений для детей-сирот, обеспечено жилыми помещениями 6 человек.
На 2019 год муниципальному образованию «Северодвинск» на те же цели выделены денежные средства в размере 42 725 149 руб., на которые за 2019 год Администрацией Северодвинска приобретено 20 благоустроенных квартир для детей-сирот, обеспечено жилыми помещениями 27 человек (с учетом жилья, приобретенного в конце 2018 года).
По состоянию на 01 февраля 2020 года численность детей-сирот, включенных в список на обеспечение жильем в г. Северодвинске, составила 261 человек, в том числе лиц, у которых право на получение жилого помещения возникло и не было реализовано, – 211 человек, количество неисполненных судебных решений о предоставлении детям-сиротам жилья в г. Северодвинске – 155. Общая потребность средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот в г. Северодвинске составляет 502 406 909,4 руб., на исполнение судебных решений – 371 447 762,4 руб.
В 2018 году на вышеуказанные цели муниципальному образованию «Северодвинск» были дополнительно выделены средства из областного бюджета в размере 308 267,09 рублей.
Также в 2019 году муниципальному образованию «Северодвинск» увеличены объемы финансирования из областного бюджета на 6 172 459,0 руб. (с 36 552 600,0 руб. до 42 725 149,0 руб.) за счет восстановления остатков областных средств, неиспользованных на вышеуказанные цели в 2018 году, в размере 2 252 250,0 руб., перераспределения между муниципальными образованиями в размере 1 659 991,3 руб. и дополнительного финансирования в размере 2 260 217,7 руб.
В настоящее время дефицит финансовых ресурсов, необходимых для полноценной реализации полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, возложенных федеральным законодательством на субъекты Российской Федерации, а также ограничения уровня государственного долга, установленные в соглашениях с Министерством финансов Российской Федерации о реструктуризации бюджетных кредитов, не позволяют предусмотреть необходимые объемы финансирования муниципальному образованию «Северодвинск» на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений.
Изложенное свидетельствует о том, что предпринимаемых органами государственной власти Архангельской области мер недостаточно для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда даже тех лиц указанной категории, в отношении которых состоялись судебные решения о предоставлении жилья.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для присуждения компенсации за неисполнение принятого в пользу административного истца судебного акта в разумный срок.
В силу положений части 3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» обязанность выплатить компенсацию в случае установления факта нарушения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок возникает независимо от вины органов государственной власти, местного самоуправления, на которые возложена обязанность по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.
Пунктом 2 статьи 46 закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» и пунктом 3 статьи 14 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» предусмотрено, что именно органы местного самоуправления городского округа принимают решение о предоставлении данной категории граждан жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключают договор найма.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
При определении надлежащего административного ответчика, суд связан толкованием действующего законодательства, данным в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 04 декабря 2019 года по делу № 66а-22/2019, согласно которому обязанность выплатить административному истцу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не может быть возложена на финансовый орган Архангельской области, поскольку каких-либо обязанностей на органы государственной власти Архангельской области решение суда не возлагает.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления к министерству финансов Архангельской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не имеется.
В силу пунктов 1.1, 1.5 Положения о Финансовом управлении Администрации Северодвинска, утвержденного решением Совета депутатов Северодвинска от 24.05.2007 № 64, названный орган местного самоуправления является функциональным органом Администрации Северодвинска, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета, является финансовым органом Северодвинска. Управление является юридическим лицом.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», именно на этого административного ответчика надлежит возложить обязанность выплатить административному истцу компенсацию за нарушение его права на исполнение судебного акта в разумный срок.
При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Судом установлено, что ввиду неисполнения решения суда административный истец с малолетним ребенком вынуждена проживать в стесненных условиях совместно с матерью, ранее лишенной в отношении нее родительских прав, злоупотребляющей спиртными напитками.
Материальное положение административного истца не позволяет ей самостоятельно решить свою жилищную проблему.
Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, не препятствующего его исполнению, суд считает необходимым взыскать с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 120 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
При подаче данного административного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок государственная пошлина физическими лицами уплачивается в размере 300 рублей.
Следовательно, взысканию с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1 подлежит государственная пошлина в возврат в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.
Взыскать с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет ФИО1 №, открытый в <данные изъяты>, назначение платежа: <данные изъяты>.
Взыскать с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1 государственную пошлину в возврат в сумме 300 рублей.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к министерству финансов Архангельской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко