КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-226/2021
УИД 39ОS0000-01-2021-000264-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 года г.Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Струковой А.А.
с участием прокурора – Большаковой А.В.
при секретаре – Горенко Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Садового Владимира Петровича к Гусевской ТИК (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 17 по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва), Беликову Владимиру Анатольевичу об оспаривании решения от 6 августа 2021 года № 11/40-5 «О регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Беликова Владимира Анатольевича»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Калининградской областной Думы от 17 июня 2021 года № 332 назначены на 19 сентября 2021 года выборы депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва.
Указанное постановление официально опубликовано 19 июня 2021 года.
Решением Избирательной комиссии Калининградской области от 29 апреля 2021 года № 307/1764-7 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва на территориальные избирательные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 17 по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва возложены на Гусевскую территориальную комиссию.
Решением Гусевской ТИК (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 17 по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва) от 6 августа 2021 года № 11/40-5 зарегистрирован кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 17 Беликов В.А., выдвинутый региональным отделением политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области.
Садовой В.П., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу согласно решению избирательной комиссии от 10 августа 2021 года № 13/43-5, обратился в суд 16 августа 2021 года с административным иском к окружной избирательной комиссии об оспаривании решения от 6 августа 2021 года № 11/40-55, ссылаясь на то, что кандидат Макаров М.Ю. допустил нарушения порядка оформления документов, необходимых для выдвижения кандидата, а именно:
- в представленной кандидатом Беликовым В.А. копии документа о регистрации регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области не указаны сведения о статусе лица, заверившего подлинность копии;
- представленная кандидатом Беликовым В.А. выписка из протокола общего собрания регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» от 9 июля 2021 года подписана не руководителем избирательного объединения, а председателем общего собрания.
Данные обстоятельства, по мнению административного истца, свидетельствуют о нарушении порядка оформления документов, необходимых для выдвижения кандидата и, следовательно, о наличии основания к отмене решения о регистрации кандидата Беликова В.А., предусмотренного подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Кроме того, административный истец указал, что для уведомления о выдвижении кандидат Беликов В.А. представил выписку из протокола общего собрания регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» от 9 июля 2021 года в то время как согласно части 1 статьи 31 Устава политической партии уполномоченным органом регионального отделения, в состав которого входят 7 местных отделений партии, является не общее собрание, а конференция регионального отделения, которая в установленном порядке не проводилась.
В целом считает решение о выдвижении кандидата Беликова В.А. принятым неправомочным коллегиальным органом регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», что свидетельствует о несоблюдении требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» и, соответственно, о наличии основания к отмене оспариваемого решения, предусмотренного подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
.
Определением от 17 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области.
В судебном заседании представитель административного истца – Варфоломеева Г.В. заявленные требования поддержала, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Также пояснила, что в представленной для регистрации кандидата Беликова В.А. выписке из протокола общего собрания от 9 июля 2021 года действительная численность поставленных на учет членов регионального отделения не указана, но в любом случае при численности регионального отделения партии по состоянию на 9 июля 2021 года в 236 членов политической партии, как об этом заявляет избирательное объединение, решение о выдвижении кандидата Беликова В.А. принято неправомочным общим собранием.
Представитель окружной избирательной комиссии – Перов Е.Г. полагал необоснованными доводы административного истца о наличии основания к отмене решения о регистрации кандидата Беликова В.А., предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Относительно утверждения административного истца о неправомочности общего собрания регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» от 9 июля 2021 года высказался о том, что сведениями о действительной численности избирательных объединений избирательные комиссии не располагают, а представленная для выдвижения кандидата выписка из протокола общего собрания от 9 июля 2021 года содержит все реквизиты, предусмотренные частью 6 статьи 38 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года № 497 "О выборах депутатов Калининградской областной Думы".
Представитель регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области – Разумовская Ю.А. просила в административном иске отказать, пояснив, что статья 8 Устава политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» разграничивает понятия учтенных членов партии и членов партии, зарегистрированных для работы в одном из ее структурных подразделений, при этом из содержания части 8 статьи 8 и пункта 14 статьи 10 Устава партии в их взаимосвязи избирательное объединение сделало вывод о том, что члены партии, не зарегистрировавшиеся для работы в одном из ее структурных подразделений, тем самым утратили право лично участвовать в собраниях и голосовать по рассматриваемым вопросам, делегировав соответствующее право тем членам партии, которые зарегистрированы для работы в структурном подразделении партии.
Таким образом, как утверждает избирательное объединение, при наличии на момент проведения общего собрания 9 июля 2021 года по вопросу выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва 236 членов партии, состоящих на учете в региональном отделении партии, общее собрания правомочно при участии в его работе 5 из 9 членов партии, зарегистрированных в региональном отделении для организации его работы.
Решение о выдвижении кандидата Макарова М.Ю. на общем собрании регионального отделения партии 9 июля 2021 года принято единогласно 7 зарегистрированными членами партии, то есть, по утверждению избирательного объединения, правомочным общим собранием.
Относительно наличия местных отделений партии, входящих в состав Калининградского регионального отделения политической партии, избирательное объединение указало, что 28 августа 2020 года по предварительному согласованию 20 августа 2020 года с уполномоченным органом Партии региональным отделением принято решение о прекращении деятельности 7 местных отделений, входивших в состав регионального отделения партии в Калининградской области, и деятельность местных отделений в составе регионального отделения партии фактически прекращена.
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного иска и судебные прения, суд приходит к следующему.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению, в частности, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных в том числе пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона определено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
По делу установлено, что 28 июля 2021 года Беликов В.А. подал в Гусевскую ТИК (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 17 по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва) заявление о согласии баллотироваться, а также предусмотренные пунктами 2, 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ документы.
Также в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пунктами 1, 3 части 9 статьи 40 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года № 497 «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» кандидатом Беликовым В.А. представлены для уведомления о выдвижении копия свидетельства о государственной регистрации регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области и выписка из протокола общего собрания регионального отделения партии от 9 июля 2021 года о выдвижении кандидата.
Копия свидетельства о государственной регистрации регионального отделения политической партии заверена Вуколовым В.А. без указания его статуса в региональном отделении политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость».
Частью 6 статьи 38 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года № 497 "О выборах депутатов Калининградской областной Думы" установлены реквизиты решения избирательного объединения о выдвижении кандидата, при этом закреплено, что решение съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата оформляется протоколом (иным документом, предусмотренным уставом).
Частью 11 статьи 31 Устава политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» предусмотрено, что выписки из протокола конференции (общего собрания) регионального отделения подписывает председатель правления регионального отделения, а в случае его длительного отсутствия - заместитель председателя правления регионального отделения.
Представленная Беликовым В.А. выписка из протокола общего собрания от 9 июля 2021 года подписана председателем общего собрания Вуколовым В.А.
Вместе с тем, сведения о том, что Вуколов В.А. является руководителем (председателем правления) регионального отделения партии, являются общеизвестными, в том числе с учетом открытых для всеобщего доступа сведений Единого государственного реестра юридических лиц.
Заверение копии документа о регистрации избирательного объединения и подписание выписки из протокола общего собрания регионального отделения партии его руководителем соответствуют избирательному законодательству.
Таким образом, само по себе отсутствие указания на статус Вуколова В.А. в региональном отделении партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» при заверении копии свидетельства о государственной регистрации регионального отделения партии и подписании выписки из протокола общего собрания от 9 июля 2021 года недостаточно для вывода о представлении кандидатом документа, необходимых для выдвижения и оформленных с нарушением закона.
Суд отмечает, что в любом случае к спорным правоотношениям в вышеописанной части применимы положения пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которым решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом и (или) не отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, иного закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 настоящего Федерального закона при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, избирательному объединению на момент представления документов в избирательную комиссию.
Из материалов дела и пояснений представителя окружной избирательной комиссии следует, что по поводу отсутствия указания на статус Вуколова В.А. в политической партии в копии документа о регистрации избирательного объединения и в выписке из протокола общего собрания регионального отделения партии избирательная комиссия не уведомляла Беликова В.А. о необходимости уточнения указанных в названных документах сведений либо о необходимости замены документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
С учетом изложенного суд полагает необоснованными утверждения Садового В.П. о наличии основания к отмене решения о регистрации кандидата Беликова В.А., предусмотренного подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Проверяя иные доводы административного истца, суд приходит к следующему.
Подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Частью 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ закреплено, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
На основании подпункта «и» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" предусмотрено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
В силу пункта 6 этой же статьи решения по данным вопросам принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Пунктом 7 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» предусмотрено, что уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
По делу установлено, что Беликов В.А. выдвинут кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 избирательным объединением – региональным отделением политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области.
Частью 3 статьи 29 Устава политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» предусмотрено, что региональное отделение на территории своей деятельности участвует в выборах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 31 Устава партии конференция (общее собрание) регионального отделения – высший руководящий коллегиальный орган регионального отделения, правомочный принимать решения по всем вопросам деятельности регионального отделения, его органов и должностных лиц, за исключением вопросов, решение по которым отнесено настоящим Уставом к компетенции центральных органов и должностных лиц партии.
Конференция регионального отделения – высший руководящий выборный коллегиальный орган регионального отделения, в состав которого входит хотя бы одно местное отделение Партии.
Общее собрание регионального отделения – высший руководящий коллегиальный орган регионального отделения, в составе которого нет местных отделений Партии.
Участниками Общего собрания регионального отделения являются члены партии, зарегистрированные в данном региональном отделении.
Согласно пункту «б» части 2 статьи 32 Устава партии к компетенции конференции (общего собрания) регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится, в частности, выдвижение тайным голосованием, в том числе на повторных и дополнительных выборах, кандидатов и (или) списка кандидатов) в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатуры которых в случае выдвижения списка кандидатов и порядок размещения в списке предварительно согласованы Президиумом или Бюро Президиума Партии (пункт «б» части 2 статьи 32 Устава партии).
В соответствии с размещенным на официальном сайте Избирательной комиссии Калининградской области списком региональных отделений политических партий, общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в качестве избирательных объединений, в состав регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области входит 7 местных отделений (местные отделения Центрального, Ленинградского и Московского районов города Калининграда, местные отделения городов Гвардейска, Полесска, Балтийска, Светлогорска).
Избирательное объединение, возражая против административного иска, ссылается на фактическое прекращение в августе 2020 года деятельности местных отделений и принятие уполномоченными органами партии решения о прекращении деятельности 7 местных отделений, входящих в состав регионального отделения партии, чем и обусловлено проведение 9 июля 2021 года не конференции, а общего собрания регионального отделения партии.
Для уведомления о выдвижении Беликов В.А. представил в окружную избирательную комиссию выписку из протокола общего собрания регионального отделения партии от 9 июля 2021 года.
Из этой выписки следует, что численность зарегистрированных членов регионального отделения партии – 9 человек, на общем собрании присутствовало 8 членов партии, за принятие решения о выдвижении Беликова В.А. кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 17 проголосовало 8 членов партии.
Проверяя доводы административного истца о неправомочности общего собрания регионального отделения партии от 9 июля 2021 года, суд принимает во внимание следующее.
В силу части 9 статьи 31 Устава партии общее собрание регионального отделения считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины членов Партии, зарегистрированных в данном региональном отделении.
Решения общего собрания регионального отделения принимаются ее делегатами (его участниками) большинством голосов от числа присутствующих на правомочной конференции (общем собрании) регионального отделения ее делегатов (его участников).
По состоянию на 9 июля 2021 года, как утверждает само избирательное объединение, количество членов партии, поставленных на учет в Калининградском региональном отделении партии, - 236.
Ссылаясь с учетом численности регионального отделения партии не менее 236 человек на правомочность общего собрания 9 июля 2021 года при участии в общем собрании лишь 8 членов партии, зарегистрированных в региональном отделении партии, региональное отделение партии представило сведения о численности членов партии, которые не только поставлены на учет в региональном отделении партии (как и иные члены партии в общем количестве 236 человек), но и имеют самостоятельную регистрацию в качестве членов партии для работы в региональном отделении (человек).
В то же время, статьей 23 Федерального закона «О политических партиях» определено, что прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии (пункт 1); члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом (пункт 2); члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений (пункт 5).
В соответствии с приведенными положения Федерального закона «О политических партиях» Уставом политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» определено, что партия создана и действует на основе принципов добровольности, равноправия членов, самоуправления, законности и гласности (часть 4 статьи 1); членство в партии является добровольным и индивидуальным (часть 1 статьи 6); вступающий в члены партии гражданин Российской Федерации представляет личное письменное заявление о вступлении в партию, как правило, в правление регионального отделения или совет местного отделения по месту своего постоянного или преимущественного проживания (часть 1 статьи 7); учет членов партии в региональном отделении партии ведет правление регионального отделения партии, в случае изменения места постоянного или преимущественного проживания члена партии на основании его личного письменного заявления он снимается с учета в соответствующем региональном отделении партии, ставится на учет и регистрируется в ином региональном отделении партии; численность членов партии, состоящих на учете в региональном отделении партии, определяется как число членов партии, состоящих на учете во всех местных отделениях партии, входящих в состав регионального отделения партии, и членов партии, состоящих на учете непосредственно в региональном отделении партии и не учитываемых в составе местных отделений партии (часть 2 статьи 8).
Этим нормам корреспондирует закрепленная в пункте 8 статьи 11 устава партии обязанность члена партии в случае изменения места своего постоянного или преимущественного проживания в месячный срок сообщить об этом путем подачи личного письменного заявления о регистрации в структурном подразделении по новому месту постоянного или преимущественного проживания в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
Согласно части 12 статьи 8 Устава партии в региональном отделении или его отдельных структурных подразделениях может быть объявлена перерегистрация членов партии; члены партии, не прошедшие перерегистрацию, не утрачивают членства в партии.
На основании части 5 статьи 8 Устава партии формы учета, регистрации и правила документооборота определяются Положением о приеме, учете, регистрации и оформлении документов по учету членов Партии, утверждаемыми решением президиума или Бюро Президиума Центрального совета Партии.
Таким образом, использованная в статье 8 Устава партии терминология «учет и регистрация членов партии» по сути регулирует порядок ведения учетно-регистрационной документации.
При этом установленные внутренними документами партии особенности документооборота, в том числе по учету членов партии, никоим образом не ограничивают и не могут ограничить объем прав лиц, принятых в партию на основе принципе равноправия ее членов в соответствии с Федеральным законом о политических партиях и уставом настоящей политической партии, по критерию дополнительной регистрации отдельных членов партии для работы в структурном подразделении.
Действительно, как верно обращает внимание избирательное объединение, в силу части 8 статьи 8, пункта 13 статьи 10 устава партии каждый член партии имеет право зарегистрироваться для работы в одном из структурных подразделений.
При этом возможность осуществления трудовых функций в структурных подразделениях партии прямо предусмотрена статьей 28 Устава партии (в аппарате структурного подразделения партии) либо не исключена статьей 33 Устава партии (в правлении регионального отделения, являющимся постоянно действующим коллегиальным органом регионального отделения партии) и статьей 39 Устава партии (в контрольно-ревизионной комиссии регионального отделения партии).
В соответствии с пунктом 14 статьи 10 Устава партии член партии, зарегистрированный в одном из структурных подразделений, имеет право избирать в руководящие и контрольно-ревизионные органы партии, ее региональных и иных структурных подразделений, участвовать в принятии решений этих органов путем голосования, а член партии, не воспользовавшийся своим правом зарегистрироваться для работы в одном из структурных подразделений, предусмотренным пунктом 13 настоящей статьи, делегирует права, предусмотренные настоящим пунктом, зарегистрированным членам партии.
Из буквального содержания пункта 14 статьи 10 Устава партии следует, что член партии, не зарегистрированный для работы в структурном подразделении партии, не вправе принимать непосредственное участие в принятии решений (в том числе путем личного голосования) исключительно выборными руководящими и контрольно-ревизионными органами структурного подразделения партии, если он членом этих выборных органов структурного подразделения партии не является.
Однако общее собрание отделения партии не является его выборным органом, представляет собой в силу статьи 24 Федерального закона о политических партиях и статьи 31 Устава партии высший руководящий коллегиальный орган, участниками которого являются члены соответствующего отделения партии исключительно по праву членства в политической партии.
Таким образом, и из закона, и из устава партии следует, что в отличие от решения выборных руководящих и контрольно-ревизионных органов структурных подразделений партии, которое принимается только членами соответствующих органов, решение общего собрания отделения партии подлежит принятию в соответствии с частью 9 статьи 31 Устава партии правомочным собранием, если в его работе принимают участие более половины членов партии, зарегистрированных в данном отделении партии.
При этом в общем собрании вправе принять участие любой член партии при единственном закрепленном в части 9 статьи 31 Устава условии, а именно: при условии регистрации члена партии в данном структурном подразделении (по территориальному принципу, в частности, в целях исключения двойного учета членов партии).
Принимая во внимание численность Калининградского регионального отделения партии по состоянию на 9 июля 2021 года – 236 членов, общее собрание регионального отделения правомочно только в том случае, если в его работе принимает участие не менее 119 членов партии, зарегистрированных в региональном отделении партии.
Поскольку в общем собрании 9 июля 2021 года участвовало только 8 членов партии, такое общее собрание с очевидностью неправомочно.
Изложенные в судебном заседании доводы избирательного объединения о том, что отсутствием кворума на общем собрании 9 июля 2021 года не нарушены права и законные интересы остальных 227 членов партии, зарегистрированных в Калининградском региональном отделении партии, поскольку целью проведения 9 июля 2021 года общего собрания регионального отделения партии фактически являлось выдвижение 9 членами регионального отделения, которые принимают участие в работе регионального отделения на постоянной основе, большей части остальных членов партии, которые заинтересованы только в выдвижении кандидатами в депутаты и не принимают иного участия в работе отделения партии (в количестве около 200 человек), не свидетельствуют об отсутствии у регионального отделения партии обязанности соблюдать требования закона и устава партии по принятию решений о выдвижении кандидатами в депутаты значительной части членов партии, зарегистрированных в региональном отделении партии, исключительно правомочными коллегиальными органами регионального отделения партии.
Ссылки избирательного объединения на пропуск административным истцом предусмотренного частью 4 статьи 240 КАС РФ 10-дневного пресекательного срока для заявления такого основания административного иска как неправомочность общего собрания от 9 июля 2021 года, не основаны на законе и материалах дела.
Так, непосредственно в административном исковом заявлении, поданном Садовым В.П. 16 августа 2021 года с соблюдением указанного срока, сформулирована позиция административного истца о принятии решения о выдвижении кандидата Беликова В.А. неправомочным органом регионального отделения партии.
Кроме того, представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что сведения о действительной численности регионального отделения партии не являются общедоступными.
Представитель избирательного объединения подтвердила, что фактическая численность регионального отделения партии значительно меняется, в частности, по состоянию на июль 2020 года составляла более 600 членов партии, по состоянию на 9 июля 2021 года – 236 членов партии и в настоящее время – около 500 членов партии.
Избирательная комиссия указала на свою неосведомленность относительно реальной численности избирательного объединения, обратив внимание на необходимость соблюдения кандидатами и избирательными объединениями принципа добросовестности в избирательном процессе.
Таким образом, не только для административного истца, но и иных лиц и органов, в том числе для избирательных комиссий, фактическая численность регионального отделения по состоянию на 9 июля 2021 года не являлась очевидной.
В любом случае следует учесть правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 января 2021 года № 2-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 46, частей 1 и 3 статьи 62, части 4 статьи 240 и части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л.В. Тухты", которым признаны часть 1 статьи 46 и часть 4 статьи 240 КАС Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они не могут расцениваться как исключающие право административного истца после истечения срока, установленного частью 4 статьи 240 данного Кодекса, изменить (дополнить) основания административного иска до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу в суде первой инстанции административного дела об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты представительного органа публичной власти (кандидата на выборную должность), и как исключающие возможность удовлетворения судом административного иска по данным измененным (дополнительным) основаниям, что, однако, не лишает суд возможности при выдвижении административным истцом таких дополнительных оснований принять во внимание их правовую обоснованность и подтвержденность допустимыми и относимыми доказательствами и - с учетом этого, а также временных рамок избирательного процесса и необходимости оперативного разрешения дела - решить вопрос о необходимости истребования доказательств.
В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что право административного истца, являющегося кандидатом в депутаты (на выборную должность), изменить основание иска об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации другого кандидата значимо, кроме прочего, потому, что ряд доказательств по делу, от которых зависит содержание исковых требований, зачастую могут находиться у административного ответчика - избирательной комиссии, а также у уполномоченных органов и должностных лиц. Такие доказательства могут стать предметом судебного разбирательства и причиной изменения (дополнения) административным истцом основания его искового заявления после их истребования судом (статья 63 КАС Российской Федерации).
Толкование в судебной практике положений части 1 статьи 46 и части 4 статьи 240 КАС Российской Федерации как исключающих возможность рассмотрения судом измененных (дополнительных) оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты (на выборную должность) с момента истечения установленного частью 4 статьи 240 данного Кодекса срока подачи искового заявления означает фактический пересмотр введенного законом срока осуществления административным истцом права на изменение (дополнение) основания иска (часть 1 статьи 46 и статья 127 данного Кодекса). В силу такого толкования и с учетом соотношения во времени закрепленных данным Кодексом сроков подачи административным истцом в суд искового заявления (часть 4 статьи 240) и его рассмотрения судом (часть 1 статьи 241) административный истец может оказаться лишенным права на изменение (дополнение) оснований иска еще до того, как суд приступит к рассмотрению административного дела по существу, и даже до того, как суд примет это исковое заявление к рассмотрению.
Между тем право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и возможность эффективно пользоваться теми полномочиями стороны, которые дает ей процессуальное законодательство.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что решение общего собрания регионального отделения партии от 9 июля 2021 года о выдвижении Беликова В.А. кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 17 принято неправомочным общим собранием регионального отделения партии в нарушение требований Федерального закона «О политических партиях» и устава политической партии, а административный истец при формулировании объема и оснований заявленных требований не допустил злоупотребления процессуальными правами.
При таких обстоятельствах суд полагает обоснованными доводы Садового В.П. о наличии оснований к отмене оспариваемого решения о регистрации кандидата, предусмотренных подпунктом «б» пункта 24 статьи 38, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
С учетом изложенного суд полагает административные исковые требования Садового В.П. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Садового Владимира Петровича - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Гусевской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 17 по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва) от 6 августа 2021 года № 11/40-5 «О регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Беликова Владимира Анатольевича».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 августа 2021 года.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова