Дело № 3а-227-2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Няшина В.А.
при секретаре Борщове А.В.
с участием представителей административного истца – Обидиной А.М. и Воедило О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 26 октября 2016 года гражданское дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» к Правительству Пермского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, площадью 773099,85 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. ****, разрешенное использование: под энергетический производственно-технологический комплекс Камской гидроэлектростанции равной его рыночной стоимости в размере 364 130 029 (Триста шестьдесят четыре миллиона сто тридцать тысяч двадцать девять) рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является арендатором этого земельного участка, что подтверждается договором аренды № ** от 18.04.2005 (в редакции дополнительного соглашения от 22.02.2008 и соглашения 17.06.2013 № **). Согласно кадастровому паспорту, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, категория – земли населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 348 509 601 руб. Указанная кадастровая стоимость земельного участка была утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 года № 1610-п.
При расчете арендной платы за владение и пользование данным земельным участком используется его кадастровая стоимость в соответствии с Законом Пермского края №604-ПК от 07.04.2010 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края».
В подтверждение рыночной стоимости спорного земельного участка истец представил отчет об оценке от 18 марта 2016 года № **, выполненным независимым оценщиком ООО «Консалтинговая группа «Высшие Стандарты Качества», согласно которому, размер рыночной стоимости этого земельного участка составляет 364 130 029 рублей по состоянию на 1 января 2013 года, что существенно расходится с утвержденной кадастровой стоимостью и, следовательно, влияет на права истца как плательщика арендной платы.
В судебном заседании представители истца просили об удовлетворении иска.
Представители ответчика - Правительства Пермского края и заинтересованных лиц – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в суд не прибыли. В представленных суду отзывах обоснованность исковых требований они не оспаривали.
Заслушав объяснения представителей истца, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу части 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), который вступил в силу со дня его официального опубликования 26.07.2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности). Так, в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 ст. 5 Федерального закона № 167-ФЗ положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня его официального опубликования и работы, по проведению которой не завершились в указанный срок.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка была утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 года № 1610-п.
Истцом представлен в суд отчет об оценке от 18 марта 2016 года № **, выполненным независимым оценщиком ООО «Консалтинговая группа «Высшие Стандарты Качества», и положительное экспертное заключение на него экспертов Экспертного совета "Российского общества оценщиков" от 5 апреля 2016 года согласно которому, размер рыночной стоимости указанного земельного участка на 01.01.2013 года составляет 364 130 029 руб. Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, утвержденными Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 255, и правилам оценочной деятельности указанной организации оценщиков.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиком не представлено.
Те обстоятельства, на которые сослалась Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в своем решении от 26.07.2016 года об отказе в удовлетворении заявления истца, были исследованы судом. По мнению суда, указанные обстоятельства не препятствуют удовлетворению исковых требований. Копии документов, представленных истцом оценщику для проведения оценки (договор аренды, акты передачи участка и др.), были приложены к отчету оценщика. Указание на обязательное заверение этих копий "в установленном порядке" в п.12 ФСО №3 отсутствует. Корректировка на дату продажи объектов аналогов оценщиком не проводилась. В его распоряжении имелись сведения о стоимости объектов аналогов на ноябрь 2012 года, заявленной продавцом и указанной в соответствующих объявлениях. Таким образом, информация о датах предложения объектов-аналогов, использованная при обосновании отказа от проведения корректировки на дату продажи, была подтверждена в отчете (стр.42 и 55 отчета).
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению, а кадастровая стоимость земельного участка, арендатором которого он является, подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости, определенном на основании указанного выше отчета об оценке.
Следует также учитывать то обстоятельство, что заявитель как арендатор земельного участка, предоставленного за счет городских земель, обладает правом на оспаривание кадастровой оценки земельного участка. Согласно п.5 ст.65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из представленных документов, арендная плата по договору аренды определяется в соответствии с Законом Пермского края от 07.04.2010 №604-ПК «Об установлении размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края» и рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением соответствующих ставок и коэффициентов. Размер кадастровой стоимости для арендатора земельного участка является значимым. Следовательно, а также в соответствии со ст. 65, п. 3 ст. 66 ЗК РФ, ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявитель, как арендатор вправе реализовать право на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего земельного участка, оспорить кадастровую стоимость земельного участка, поскольку наличие в кадастре стоимости, несоответствующей рыночной, затрагивает права заявителя в частности, как владельца (арендатора) земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск, поданный 20 сентября 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, площадью 773099,85 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. ****, равной его рыночной стоимости в размере 364 130 029 (Триста шестьдесят четыре миллиона сто тридцать тысяч двадцать девять) рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий – подпись –