РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара 10 марта 2021 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е., при секретаре судебного заседания – Князькиной А.С., с участием административного истца Дунаевой О.В., представителя заинтересованного лица Финансового управляющего Дремова Е. А.– Щеголевой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-257/2021 по административному исковому заявлению Дунаевой О.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости, У С Т А Н О В И Л: Дунаева О.В. обратилась в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить срок для подачи административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 999 546 рублей, земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 56 450 545 рублей, земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 28 656 160 рублей, земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 1 469 470 рублей, земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 942 686 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником указанных выше земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер действительной рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке, тем самым затронуты ее права и обязанности как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости участков. С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке. Административный истец в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, по доводам, в нем изложенным. Представитель заинтересованного лица по доверенности Щеголева И.И. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, заинтересованных лиц - Администрации Ставропольского района г. Тольятти Самарской области, Администрации Ставропольского района сельского поселения Узюково Ставропольского района Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, УФНС России по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен. В письменных пояснениях филиал ФКП Росреестра по Самарской области оставил разрешение требований на усмотрение суда, указывая на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области" по состоянию на 01.01.2020. Правительство Самарской области в письменных возражениях просило в удовлетворении заявленных требований отказать. Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области в письменных возражениях просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Финансовый управляющий Дунаевой О.В. Дремов Е.А. предоставил суду отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что с административным исковым заявлением согласен в полном объеме. Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили. В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав административного истца, представителя административного истца и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Дунаевой О.В. подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего. В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы. Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о следующих земельных участках: - земельный участок с кадастровым номером №, площадью 75 542 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>; - земельный участок с кадастровым номером №, площадью 710785 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>; - земельный участок с кадастровым номером №, площадью 368 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>; - земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2653 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>; - земельный участок с кадастровым номером №, площадью 10729 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Дунаева О.В. является собственником указанных земельных участков, что подтверждается выписками из ЕГРН о зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.02.2021 г. В соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости земель населенных пунктов, утвержденными постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в следующих размерах: - земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 19 171 048,76 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.11.2020г.; - земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 180 383 017,3 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.11.2020г.; - земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2013 года в размере 92 853 760 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.11.2020 г., ответом ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 12.02.2021 г.; - земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 730 639,18 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.11.2020г. - земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 23 175 283,74 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.11.2020г. Согласно статье 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в комиссии или в суде, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области, в том числе спорных земельных участков. Постановление вступило в законную силу с 01.01.2021. Таким образом, кадастровая стоимость спорных земельных участков установленная в соответствии с удельными показателями, установленными постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 является архивной. На основании п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Установление архивной кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога. Поскольку при оплате земельного налога подлежит применению, в том числе оспариваемая архивная кадастровая стоимость земельного участка, которая является базой для исчисления земельного налога, то у административного истца по настоящее время сохраняется право применить результаты пересмотра архивной кадастровой стоимости. Таким образом, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в рыночном размере на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен. По делу установлено, что сведения об архивной кадастровой стоимости спорных объектов внесены в ЕГРН 24.12.2016, 25.11.2013, заявление в суд подано 05.12.2020, то есть по истечении установленного законом срока для земельного участка с кадастровым номером №, о восстановлении которого заявлено ходатайство. Так как на дату подачи административного искового заявления в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости продолжают затрагивать права административного истца, как плательщика земельного налога, в связи с чем, считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости с кадастровым номером № в суд уважительной и, при отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным этот срок восстановить. Административным истцом в обоснование требований представлены отчеты об оценке № 2020/11-11 от 30.11.2020 г., №2020/11-07 от 30 ноября 2020г., №202/11-10 от 30.11.2020 г., подготовленные ООО «Центр экспертизы и оценки». Из отчетов усматривается, что объектами оценки являлись спорные земельные участки, итоговая величина рыночной стоимости которых на дату кадастровой оценки, определенная сравнительным подходом составила: - земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 23 декабря 2016 года - 5 999 546 рублей, - земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 23 декабря 2016 года - 56 450 545 рублей, - земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2013 года - 28 656 160 рублей, - земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 23 декабря 2016 года - 1 469 470 рублей, - земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 942 686 рублей. Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете. В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка выполнена по состоянию на 01.01.2013, на 23.12.2016, то есть на даты определения кадастровой стоимости земельных участков. Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами. В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется. С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам у суда не имеется. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке по состоянию на 01.01.2013, 23.12.2016, подлежат удовлетворению. С учетом применения для целей налогообложения на территории Самарской области с 01.01.2021 г. результатов определения очередной государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 N 935 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области" установленная в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению на период до указанной даты. В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 05.12.2020, что следует отразить в резолютивной части решения. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: административный иск Дунаевой О.В. удовлетворить. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 75 542 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 999 546 рублей. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 710785 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 56 450 545 рублей. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 368 000 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 28 656 160 рублей. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2653 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 1 469 470 рублей. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10729 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 942 686 рублей. Датой обращения Дунаевой О.В. с заявлением в суд считать 05.12.2020. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.03.2021. Судья: Т.Е. Лёшина РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (резолютивная часть) Самара 10 марта 2021 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е., при секретаре судебного заседания – Князькиной А.С., с участием административного истца Дунаевой О.В., представителя заинтересованного лица Финансового управляющего Дремова Е. А.– Щеголевой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-257/2021 по административному исковому заявлению Дунаевой О.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: административный иск Дунаевой О.В. удовлетворить. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 75 542 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 999 546 рублей. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 710785 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 56 450 545 рублей. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 368 000 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 28 656 160 рублей. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2653 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 1 469 470 рублей. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10729 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 декабря 2016 года в размере 5 942 686 рублей. Датой обращения Дунаевой О.В. с заявлением в суд считать 05.12.2020. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья: Т.Е. Лёшина |