ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-229/2017 от 05.03.2018 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело №3а-30/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2018 года г. Белгород

Белгородский областной суд в составе:

судьи Борисовой О.В.,

при секретаре Кубаевой И.В.,

с участием прокурора Бригадиной В.Ю.,

представителя административного ответчика – Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области ФИО1,

в отсутствие административного истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании не действующим решения Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 30 ноября 2016 г. № 492 «О плате за жилое помещение» в части,

установил:

решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 30 ноября 2016 года № 492 «О плате за жилое помещение», опубликованным в муниципальной газете «Оскольский край», № 495-512, 06 декабря 2016, вступившим в силу с 1 января 2017 года, на период с 01.01.2017 по 31.12.2017 установлен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (приложение 1), а также размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (приложение 2).

ФИО2, будучи членом семьи нанимателя жилого помещения (квартиры в городе Старый Оскол Белгородской области) по договору социального найма, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 2, а также положений строк № 1 приложений 1 и 2 решения Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 30 ноября 2016 года № 492 «О плате за жилое помещение».

Пунктом 1 оспариваемого решения установлен на период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (приложение 1).

Пунктом 2 оспариваемого решения установлен на период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (приложение 2).

В строке № 1 приложения 1 установлен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для многоквартирных жилых домов, имеющих все виды благоустройства, оборудованных лифтами и мусоропроводами, - 21,233 руб./кв.м общей площади – в месяц», где под примечанием 3 понимается, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения указан с учетом платы за содержание и ремонт лифтов в размере 4,53 кв.м. При этом согласно примечанию 1 размер платы за содержание жилого помещения указан с учетом расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в пределах утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по состоянию на 1 ноября 2016 года. Согласно примечанию 2 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения указан с учетом платы за вывоз ТБО в размере 1,52 руб./кв. м с учетом НДС, размер платы за вывоз ТБО рассчитан с учетом вывоза крупногабаритного мусора и последующей утилизации отходов. Указанные примечания 1 и 2 применимы к строке № 1 приложения 1.

В строке № 1 приложения 2 установлен размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для жилого помещения в многоквартирном доме, имеющего все виды благоустройства, - 7,90 руб./кв.м общей площади, при этом, согласно примечанию 1, которое распространяется и на строку № 1, размер платы за пользование жилым помещением, являющимся комнатой в коммунальной квартире, применяется с понижающим коэффициентом 0,5, а размер платы за пользование жилым помещением в жилых домах, расположенных в сельских территориях, применяется с понижающим коэффициентом 0,9.

В обоснование требований ФИО2 сослался на то, что муниципальный нормативный правовой акт в части строки № 1 приложения 2 противоречит части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, методическим указаниям установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденным Приказом Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр, а в части пунктов 1, 2 и строки № 1 приложения 1 противоречит пункту 3 постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, пунктам 44-46 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Как указал административный истец, повышение платы за наем произведено без применения вышеназванных методических указаний, чем нарушено право административного истца на достоверную информацию о плате за наем. При установлении платы за содержание жилого помещения допущено незаконное смешивание расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с остальной платой за содержание жилого помещения. Орган местного самоуправления, устанавливая плату за содержание жилого помещения, использовал нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные по состоянию на 01.01.2016, применение которых ко всему 2017 году исключено. По мнению ФИО2, нарушено его право на достоверную информацию о каждом тарифе в отдельности, право оплачивать общедомовые расходы в зависимости от показаний общедомовых приборов учета, а также право быть освобожденным от их оплаты. ФИО2 полагает, что оспариваемое решение в части строки № 1 приложения 1 исключает выполнение требования законодательства о том, что размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов. Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующей части умаляет и ограничивает его право на достоверную и своевременную информацию о товарах, работах, услугах, их объемах и размерах платы, гарантированную федеральным законодательством, в том числе Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

ФИО2 не имеет высшего юридического образования, участие в деле своего представителя не обеспечил, несмотря на разъяснение ему судом обязательности ведения дела через представителя, отвечающего требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ по данной категории дел (часть 9 статьи 208 КАС РФ).

Представитель административного ответчика – Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области возражал против признания не действующим решения в соответствующей части, полагая, что данный нормативный правовой акт принят с соблюдением законодательства.

Прокурор Бригадина В.Ю. полагала административные требования подлежащими удовлетворению в части признания недействующими строк № 1 приложений 1 и 2 оспариваемого нормативного правового акта.

Рассмотрев по существу административное дело, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в части.

ФИО2 является субъектом регулируемых оспариваемыми нормами правоотношений, поскольку относится к членам семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения, расположенного в городе Старый Оскол Белгородской области в многоквартирном жилом доме, имеющем все виды благоустройства, оборудованном лифтом и мусоропроводом. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2 статьи 69 Жилищного кодекса РФ). Данные обстоятельства подтверждаются договором социального найма жилого помещения от 28.09.1998, дополнительными соглашениями к нему № 141 от 31.03.2011, № 254 от 11.09.2015, объяснениями представителя административного ответчика.

Полномочия Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области по принятию решения от 30 ноября 2016 года № 492 «О плате за жилое помещение» вытекают из положений части 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), пункта 45 части 2 статьи 30 Устава Старооскольского городского округа Белгородской области, утвержденного решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 21.02.2008 № 24.

В соответствии со статьями 29, 53 Устава Старооскольского городского округа Белгородской области оспариваемое решение принято представительным органом городского округа - Советом депутатов городского округа на тридцать девятом заседании правомочным составом при наличии необходимого кворума (избрано 24 депутата от установленной численности – 25 депутатов, присутствовали 16, за принятие оспариваемого акта проголосовали единогласно), что подтверждается протоколом заседания от 30.11.2016, протоколом № 6 счетной комиссии тридцать девятого заседания об итогах голосования по вопросу «О плате за жилое помещение».

Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 30 ноября 2016 года № 492 «О плате за жилое помещение» подписано Председателем Совета депутатов городского округа, главой муниципального образования, опубликовано в источнике официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов- газете «Оскольский край» (часть 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 40, 53, 55 Устава Старооскольского городского округа Белгородской области).

Вышеизложенные требования к процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, его форме и виду, правилам введения в действие соблюдены административным ответчиком, что подтверждается материалами настоящего административного дела.

Однако, оспариваемые строки № 1 приложений 1 и 2 решения Совета депутатов Старооскольского городского округа по содержанию противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена статьей 154 ЖК РФ, согласно части 1 которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя (помимо платы за коммунальные услуги) плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за содержание жилого помещения (пункты 1 и 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ).

Согласно части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В силу части 4 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

Исходя из положений части 5 статьи 156 ЖК РФ, установление размера платы за наем жилого помещения не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей не может быть больше, чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений по решению их общего собрания в многоквартирном доме в соответствии с частями 7 и 8 статьи 156, статьями 162 и 164 ЖК РФ, пунктами 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Вышеуказанные положения статей 154 и 156 ЖК РФ действовали на момент принятия решения Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 30 ноября 2016 года № 492 «О плате за жилое помещение».

Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения (применяемые с 01.01.2017) в пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 ЖК РФ в части состава платы за жилое помещение, а именно, в состав такой платы включены расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (с учетом Федерального закона от 03.07.2016 № 267-ФЗ).

Как следует из пояснительной записки к проекту оспариваемого решения, составленной и.о. первого заместителя главы администрации по строительству, транспорту и ЖКХ, от 15.11.2016, а также из протокола № 39 тридцать девятого заседания Совета депутатов Старооскольского городского округа от 30.11.2016, установление платы за наем (строка № 1 приложения 2) произведено путем индексации ранее действовавшей платы за наем в размере 7,50 руб. (утвержденной решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 22.05.2015 № 311 «О плате за жилое помещение») на индекс-дефлятор 105,4% (размер которого определен в соответствии со сценарными условиями, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельными уровнями цент (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации). Согласно тем же документам (пояснительной записке и протоколу № 39), а также приложенному к данной записке расчету, размер платы за содержание жилого помещения на 2017 год по строке № 1 приложения 1 является суммой двух слагаемых: первое слагаемое представляет собой проиндексированную на индекс-дефлятор 105,4% плату за содержание жилого помещения в размере 18,30 руб., которая действовала ранее и была утверждена в приложении 1 к решению Совета депутатов Старооскольского городского округа от 22.05.2015 №311 «О плате за жилое помещение», а второе слагаемое – расходы на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме. При этом, материалы, прилагаемые к проекту оспариваемого решения, не содержат расчеты указанных расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме. В связи с чем обоснованность и достоверность размера данных расходов проверить не представляется возможным.

Вводя в действие оспариваемый нормативный правовой акт с 01.01.2017, административный ответчик должен был привести его в соответствие с законодательством, вступающим в силу с указанной даты, чтобы данный муниципальный нормативный правовой акт с 01.01.2017 не вошел в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

С 1 января 2017 года вступил в силу Приказ Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 ноября 2016 г., регистрационный № 44258), которым утверждены соответствующие методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, (далее – Методические указания от 27.09.2016 № 668/пр). Данные Методические указания опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.11.2016, а также в «Российской газете», № 259, 16.11.2016.

Согласно пункту 1.2 Методических указаний от 27.09.2016 № 668/пр, они предназначены для использования органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Исходя из соотнесения даты опубликования вышеназванных Методических указаний от 27.09.2016 № 668/пр и даты принятия оспариваемого муниципального правового акта следует, что установление с 01.01.2017 в строке № 1 приложения 2 оспариваемого решения размера платы за наем для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, без применения названных Методических указаний противоречит части 3 статьи 156 ЖК РФ, обязывающей устанавливать плату за наем в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 апреля 2011 года № 522-О-О, положения части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагают возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.

С целью создания методической базы по расчету ставок платы за наем жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда, а также включения капитального ремонта в оплату населением услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда Приказом Министерства строительства Российской Федерации № 17-152 еще 2 декабря 1996 года были утверждены Методические указания по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда. Данные Методические указания также не использовались при расчете размера платы за наем, оспариваемый по настоящему делу.

Таким образом, размер платы за наем установлен представительным органом местного самоуправления произвольно, каким-либо расчетом не подтвержден.

Установление платы за наем и платы за содержание жилого помещения путем индексации ранее действовавшей соответствующей платы не основано на законе.

Законодательством предусмотрена возможность индексации платы за наем только в отношении платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (согласно статье 156.1 ЖК РФ). При этом, законодательно закреплено (в части 5 статьи 156.1 ЖК РФ), что порядок установления, изменения, ежегодной индексации устанавливается Правительством Российской Федерации. Тем самым имплицитно исключена возможность индексации (по инициативе органов местного самоуправления) платы за наем, а также платы за содержание жилого помещения по договорам социального найма и договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Учитывая, что установление порядка расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 12 ЖК РФ), а возможность индексации платы за наем и за содержание жилого помещения по договорам социального найма законодательством не предусмотрена, орган местного самоуправления не вправе определять порядок расчета соответствующей платы путем индексации, такое регулирование находится за пределами полномочий органов местного самоуправления.

Таким образом, установление административным ответчиком в строке № 1 приложения 2 платы за наем, также как и установление в строке № 1 приложения 1 платы за содержание жилого помещения методом индексации входит в прямое противоречие с правовым регулированием, установленным по данному вопросу жилищным законодательством Российской Федерации, и, соответственно, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 апреля 2011 г. № 522-О-О.

В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года. В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами.

Согласно части 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Из совокупности положений частей 9, 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ следует, что под первоначальным включением расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения понимается соответствующее изменение размера платы за содержание жилого помещения с 1 января 2017 года, которое производится путем суммирования лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, следующих составляющих: 1) установленного в многоквартирном доме в каждом расчетном периоде, начиная с января 2017 года, размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, 2) размера платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, действующего на 1 ноября 2016 года, и тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы, действующие в каждом расчетном периоде, начиная с января 2017 года.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 26.12.2016 №1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества с многоквартирном доме» органам государственной власти субъектов РФ не позднее 1 июня 2017 года следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления. Данным постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 №1498 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», в том числе, введено понятие «норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», которое отличается от норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, использованного административным ответчиком при определении оспариваемого размера платы за содержание жилого помещения.

Анализ положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ и частей 9,10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ позволяет сделать вывод об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по принятию решений об изменении с 1 января 2017 года размера платы за содержание жилого помещения в связи с первоначальным включением в размер платы расходов на коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, поскольку такое первоначальное включение в плату в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ вправе осуществлять только управляющие организации, товарищества, кооперативы. В целях реализации полномочий, основанных на части 3 статьи 156 ЖК РФ, органы местного самоуправления обязаны сообщить нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда об изменении размера платы за содержание жилого помещения при первоначальном и последующем включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в сроки, установленные в части 13 статьи 155 ЖК РФ. В период после утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, при принятии органами местного самоуправления решения об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилого помещения государственного и муниципального жилого фонда учитывается необходимость включения в состав такой платы расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в каждом многоквартирном доме, в том числе из расчета соответствующих нормативов потребления коммунальных ресурсов или с учетом сверхнормативного их объема. Соответствующее мнение выражено Минстроем России в письме от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения».

В любом случае административный ответчик не изложил обоснование и расчет расходов (1,99 руб./м2) на оплату общедомовых нужд, включенных в размер платы за содержание жилого помещения, по оспариваемой строке № 1 приложения 1. Каким образом, и из каких составляющих сложились указанные расходы, вошедшие в состав платы за содержание жилого помещения, установить невозможно. При таких обстоятельствах, установление в строке № 1 приложения 1 платы за содержание жилого помещение является произвольным и непроверяемым.

Поскольку суд пришел к выводу о признании недействующими строк № 1 приложений 1 и 2, суд не усматривает оснований для признании недействующими пунктов 1, 2 оспариваемого нормативного правового акта. Названные пункты 1, 2 касаются введения в действие приложений 1 и 2 решения Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 30 ноября 2016 года № 492 «О плате за жилое помещение», устанавливают срок действия названных приложений, и за пределами применения строк № 1 приложений 1 и 2 права административного истца не затрагивают.

Положения законодательства об указании отдельной строкой в платежном документе размера платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, не регулируют вопрос установления размера платы за содержание жилого помещения, а закрепляют право потребителя на получение информации о размере платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 01.12.2017 № 32 «О плате за жилое помещение» признано утратившим силу решение Совета депутатов Старооскольского городского округа от 30 ноября 2016 года № 492 «О плате за жилое помещение», что не влечет прекращение производства по настоящему административному делу в соответствии с частью 11 статьи 213 КАС РФ, поскольку утрата нормативным правовым актом силы имела место в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта, и при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов начислением платы за наем и содержание жилого помещения в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан, он подлежит признанию не действующим (в части) со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». При этом признание нормативного правового акта не действующим в части с момента вступления в законную силу решения суда не лишает права административного истца ФИО2 обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов независимо от даты признания недействующим нормативного правового акта.

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт (часть 4 статьи 215 КАС РФ).

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 186, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ФИО2 удовлетворить в части.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение 1 к решению Совета депутатов Старооскольского городского округа от 30 ноября 2016 г. № 492 «О плате за жилое помещение», устанавливающее размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, в части строки № 1, а именно, в следующей части: «оборудованные лифтами и мусоропроводами, 21,233».

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение 2 к решению Совета депутатов Старооскольского городского округа от 30 ноября 2016 г. № 492 «О плате за жилое помещение», устанавливающее размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, в части строки № 1, а именно, в следующей части: «Жилое помещение в многоквартирном доме, имеющем все виды благоустройства, 7,90».

Отказать в удовлетворении административного иска ФИО2 в остальной части – о признании недействующими пунктов 1 и 2 решения Совета депутатов Старооскольского городского округа от 30 ноября 2016 г. № 492 «О плате за жилое помещение».

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья О.В. Борисова

Решение суда в окончательной форме принято 12.03.2018.