ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-229/2021 от 22.09.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0000-01-2021-000245-71

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2021 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре судебного заседания Долгих Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-229/2021 по административному исковому заявлению ООО «Эстейт-Сервис» к Правительству Иркутской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», заинтересованные лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Министерство имущественных отношений Иркутской области, Администрация города Братска, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, ООО «Березка», об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Эстейт-Сервис» обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В обоснование административных исковых требований указало, что являлся арендатором земельных участков:

- с кадастровым номером Номер изъят площадью 20 713 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения водоочистных сооружений (ВОС-1), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>

- с кадастровым номером Номер изъят площадью 45 580 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения здания производственного корпуса ТАК-500 с административно-бытовым корпусом, расположенного по адресу: <адрес изъят>

с кадастровым номером Номер изъят площадью 27 803 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения – основной заводской автомобильной дороги, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в размере 11 397 535,38 руб., 22 224 808 руб., 12 718 482,35 руб. соответственно по состоянию на 01.01.2020.

Рыночная стоимость объектов недвижимости определена оценщиком (данные изъяты)

Согласно отчету № 21-0153 от 29.03.2021 по состоянию на 01.01.2020 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят составляет 3 312 000 руб.; с кадастровым номером Номер изъят составляет 6 300 000 руб.; с кадастровым номером Номер изъят составляет 4 220 000 руб.

Административный истец полагает, что превышение размера кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельных участков нарушает права и законные интересы административного истца, как плательщика необоснованно завышенной арендной платы.

Просит суд с учетом уточнений (с учетом результатов судебной оценочной экспертизы):

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадью 20 713 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения водоочистных сооружений (ВОС-1), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, в размере его рыночной стоимости равной 3 270 000 руб. по состоянию на 01.01.2020;

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадью 45 580 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения здания производственного корпуса ТАК-500 с административно-бытовым корпусом, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в размере его рыночной стоимости равной 6 970 000 руб. по состоянию на 01.01.2020;

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 27 803 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения – основной заводской автомобильной дороги, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят> в размере его рыночной стоимости равной 4 760 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

В судебное заседание административный истец - ООО «Эстейт-Сервис» не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель административного истца Смольникова Е.Д. представила уточненное административное исковое заявление, согласно которому просит суд рассмотреть дело в её отсутствие.

Административный ответчик - Правительство Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, ранее представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило принять по делу законный и обоснованный судебный акт, рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что расчет рыночной стоимости, указанный в отчете, представленном административным истцом, произведен с нарушениями и не отражает рыночную стоимость земельных участков на дату ее определения. Возражения на заключение судебной оценочной экспертизы не представил.

Административный ответчик - ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, ранее представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило принять по делу законный и обоснованный судебный акт, рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорных земельных участков не свидетельствуют об ошибке, допущенной при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости, повлекшей нарушение прав административного истца, поскольку государственная кадастровая оценка осуществляется с применением методов массовой оценки, без учета индивидуальных характеристик объекта недвижимости.

Заинтересованное лицо - Управление Росреестра по Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, ранее представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что в компетенцию Управления не входит осуществление оценочной деятельности, таким образом, оно не может отвечать за результаты кадастровой оценки в части оспаривания стоимости земельных участков, с которой административный истец не согласен.

Заинтересованное лицо - ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, ранее от филиала поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие, дополнительно указав, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не заинтересовано в исходе данного дела, не имеет материально-правового интереса.

Заинтересованные лица - Министерство имущественных отношений Иркутской области, Администрация города Братска, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, ООО «Березка» в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражения на административное исковое заявление не представили. Возражения на заключение судебной оценочной экспертизы также не представили.

Суд, руководствуясь ст. 247 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 245 КАС РФ и ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 КАС РФ обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 09.10.2017 № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».

По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 01.01.2020 результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп.

В судебном заседании установлено, что ООО «Эстейт-Сервис» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят что подтверждается договором аренды земельного участка № 203-10 от 01.06.2010, заключенным между КУМИ администрации г. Братска и ОАО «Энергосбережение Сибири», соглашением от 13.03.2019 о внесении изменений в договор аренды земельного участка № 203-10 от 01.06.2010 (земельный участок с кадастровым номером Номер изъят); договором аренды земельного участка № 434-11 от 27.12.2011, заключенным между КУМИ администрации г. Братска и ОАО «Энергосбережение Сибири» (согласно выписке из ЕГРЮЛ ОАО «Энергосбережение Сибири» является правопредшественником ООО «Эстейт-Сервис»), расчетом арендной платы, начисленной ООО «Эстейт-Сервис» с 01.01.2021, письмами КУМИ администрации г. Братска от 20.03.2019 № 6032/11/19, 6033/11/19, от 11.08.2014 № 14823/11/14, согласно которым договор аренды № 434-11 от 27.12.2011 считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, а также платежными поручениями, свидетельствующими об уплате арендной платы ООО «Эстейт-Сервис» по договору аренды № 434-11 от 27.12.2011 (земельный участок с кадастровым номером Номер изъят); договором аренды земельного участка № 298-12 от 08.10.2012, заключенным между КУМИ администрации г. Братска и ОАО «Энергосбережение Сибири», соглашением от 13.03.2019 о внесении изменений в договор аренды земельного участка № 298-12 от 08.10.2012 (земельный участок с кадастровым номером Номер изъят).

Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят поставлен на кадастровый учет 31.03.2005.

Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят поставлен на кадастровый учет 28.06.2005.

Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят поставлен на кадастровый учет 02.12.2005.

12.01.2021 на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам на территории Иркутской области» в государственный кадастр недвижимости внесены сведения:

- о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 11 397 535,38 руб. по состоянию на 01.01.2020;

- о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 22 224 808 руб. по состоянию на 01.01.2020;

- о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 12 718 482,35 руб. по состоянию на 01.01.2020.

На основании п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В п. 5 указанной статьи закреплено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельный участок с кадастровым номером Номер изъят установлены договором арены земельного участка № 203-10 от 01.06.2010. В соответствии с п. 2.1 договора расчет арендной платы прилагается к договору, согласно данному приложению расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, п. 2.7 договора предусматривает пересмотр арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельный участок с кадастровым номером Номер изъят установлены договором арены земельного участка № 434-11 от 27.12.2011. В соответствии с п. 2.1 договора расчет арендной платы прилагается к договору, согласно данному приложению расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, п. 2.7 договора предусматривает пересмотр арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельный участок с кадастровым номером Номер изъят установлены договором арены земельного участка № 298-12 от 08.10.2012. В соответствии с п. 2.1 договора расчет арендной платы прилагается к договору, согласно данному приложению расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, п. 2.8 договора предусматривает пересмотр арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка могут повлиять на права и обязанности ООО «Эстейт-Сервис» как арендатора и плательщика арендной платы, в связи с чем, у административного истца имеется право на обращение в суд с настоящим иском.

В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12.01.2021.

С настоящим иском ООО «Эстейт-Сервис» обратилось в суд 14.05.2021 (согласно квитанции об отправке, протоколам проверки электронной подписи), то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет об оценке (данные изъяты)№ 21-0153 от 29.03.2021.

Согласно данному отчету по состоянию на 01.01.2020 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят составляет 3 312 000 руб.; с кадастровым номером Номер изъят составляет 6 300 000 руб.; с кадастровым номером Номер изъят составляет 4 220 000 руб.

Определением суда от 13.07.2021 назначена судебная оценочная экспертиза.

В заключении судебной оценочной экспертизы № 05821/11 от 05.08.2021, выполненной экспертом (данные изъяты)ФИО6 указано следующее:

- отчет (данные изъяты) № 21-0153 от 29.03.2021 об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадью 20 713 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения водоочистных сооружений (ВОС-1), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, по состоянию на 01.01.2020 составляет 3 270 000 руб.;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 45 580 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения здания производственного корпуса ТАК-500 с административно-бытовым корпусом, расположенного по адресу: <адрес изъят> по состоянию на 01.01.2020 составляет 6 970 000 руб.;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадью 27 803 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения – основной заводской автомобильной дороги, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят> по состоянию на 01.01.2020 составляет 4 760 000 руб.

Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки.

Оснований не доверять заключению судебной экспертизы не имеется, поскольку эксперт ФИО7 предупреждена об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Таким образом, давая оценку заключению судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заключение отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.

Лицами, участвующими в деле, заключение судебной экспертизы не оспорено, возражений относительно величины установленной экспертом рыночной стоимости объектов недвижимости не поступило.

Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных заключением судебной экспертизы сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, административные ответчики и заинтересованные лица не представили.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных требований с учетом уточнений и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере его рыночной стоимости равной 3 270 000 руб. по состоянию на 01.01.2020; земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере его рыночной стоимости равной 6 970 000 руб. по состоянию на 01.01.2020; земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере его рыночной стоимости равной 4 760 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

В соответствии со ст. ст. 17, 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь разъяснениями, изложенными в абзацах 3, 4 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения ООО «Эстейт-Сервис» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят равной их рыночной стоимости - 14.05.2021.

Руководствуясь ст. ст. 178-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ООО «Эстейт-Сервис» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 20 713 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения водоочистных сооружений (ВОС-1), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости в размере 3 270 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 45 580 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения здания производственного корпуса ТАК-500 с административно-бытовым корпусом, расположенного по адресу: <адрес изъят> равной его рыночной стоимости в размере 6 970 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадью 27 803 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сооружения – основной заводской автомобильной дороги, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят> равной его рыночной стоимости в размере 4 760 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Дата обращения ООО «Эстейт-Сервис» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят равной их рыночной стоимости - 14.05.2021.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Судья И.В. Ларичева

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2021 г.