ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-229/2021 от 25.08.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-229/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Большаковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гвардейской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №19 по выборам Калининградской областной Думы седьмого созыва) к ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы,

УСТАНОВИЛ:

Гвардейская территориальная избирательная комиссия (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №19 по выборам Калининградской областной Думы седьмого созыва) обратилась с административным иском в суд, указав, что решением Калининградской областной Думы №332 от 17 июня 2021 года назначены выборы в Калининградскую областную Думу седьмого созыва. 25 июля 2021 года от ФИО1 в Гвардейскую территориальную избирательную комиссию (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №19 по выборам Калининградской областной Думы седьмого созыва) (далее – Комиссия) поступило письменное заявление о согласии баллотироваться кандидатом к депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва. Одновременно с уведомлением в Комиссию были представлены: постановление XLVI Отчетно-выборной Конференции Калининградского областного отделения КПРФ от 11 июля 2021 года, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах; сведения о принадлежащем кандидату, его супруге, несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами РФ, обязательствах имущественного характера за пределами РФ; сведения о расходах кандидата, его супруги, несовершеннолетних детей; справка с места работы кандидата; копия паспорта гражданина РФ; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица. 26 июля 2021 года ФИО1 в Комиссию были представлены сведения об отсутствии изменений в представленные ранее документы; первый финансовый отчет; письменное уведомление об отсутствии счетов в иностранных банках. В тот же день административному ответчику выдано уведомление о рассмотрении вопроса о его регистрации на заседании Комиссии 4 августа 2021 года в 16 часов. Комиссия обратилась в соответствующие государственные органы с представлениями о проверке достоверности сведений, представленных кандидатом ФИО1 при выдвижении. По состоянию на 4 августа 2021 года в адрес административного истца результаты проверок достоверности представленных кандидатом сведений не поступили. 4 августа 2021 года решением Гвардейской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №19 по выборам Калининградской областной Думы седьмого созыва) №129/531-4 ФИО1, выдвинутый избирательным объединением Калининградского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрирован кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва. 11 августа 2021 года в адрес Комиссии поступила информация из отделения по вопросам миграции МО МВД России «Гвардейский» о том, что ФИО1 обладает гражданством <данные изъяты>. 17 августа 2021 года административным ответчиком в Комиссию была представлена справка Генерального консульства <данные изъяты> в <адрес> исх. от 17 августа 2021 года о том, что ФИО1 16 августа 2021 года зарегистрирован как утративший гражданство <данные изъяты>. Таким образом, на момент приятия решения №129/531-4 4 августа 2021 года о регистрации его в качестве кандидата в депутаты ФИО1 обладал гражданством иностранного государства. В силу п.п. «а» п. 7 ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата. В соответствии с п.п. «а» п. 24 ст. 38 этого же закона основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие у него пассивного избирательного права. Пунктом 3.1 ст. 4 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва ФИО1 от 4 августа 2021 года.

Представитель административного истца Гвардейской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №19 по выборам Калининградской областной Думы седьмого созыва) ФИО2 заявленные административные исковые требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Административный ответчик ФИО1 и его представитель ФИО3 относительно заявленных административных исковых требований возражали, при этом ФИО1 пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году он приобрел гражданство <данные изъяты> при этом в миграционные органы РФ вместе с заявлением о принятии в гражданство <данные изъяты> им было подано заявление о выходе из гражданства <данные изъяты>, а также сдан паспорт гражданина <данные изъяты>. В связи с этим до сообщения Комиссии 12 августа 2021 года он был уверен, что его гражданство <данные изъяты> было прекращено в ДД.ММ.ГГГГ. После сообщения паспорт гражданина <данные изъяты> был найден им в архиве ФМС и представлен в Генеральное консульство <данные изъяты> вместе с заявлением об утрате гражданства.

Заслушав представителя административного истца, административного ответчика ФИО1, его представителя, заключение прокурора, полагавшего необходимым административный иск удовлетворить, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным, в том числе подпунктом "а" пункта 24 статьи 38 поименованного федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (подпункт "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ). Этому положению корреспондирует часть 11 ст. 239 КАС РФ, согласно которой избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата.

Отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является в силу подпункта "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата.

Пунктом 3.1 ст. 4 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства.

Судом установлено, что решением Избирательной комиссии Калининградской области от 29 апреля 2021 года №307/1764-7 на Гвардейскую территориальную избирательную комиссию по выборам Калининградской областной Думы седьмого созыва возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №19.

25 июля 2021 года от ФИО1 в Гвардейскую территориальную избирательную комиссию (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №19 по выборам Калининградской областной Думы седьмого созыва) поступило письменное заявление о согласии баллотироваться кандидатом к депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва.

При подаче данного заявления ФИО1 принимал на себя обязанность по соблюдению требований действующего законодательства в части предоставления о себе достоверной информации.

26 июля 2021 года ФИО1 в Комиссию были представлены сведения об отсутствии изменений в представленные ранее документы; первый финансовый отчет; письменное уведомление об отсутствии счетов в иностранных банках.

В тот же день административному ответчику выдано уведомление о рассмотрении вопроса о его регистрации на заседании Комиссии 4 августа 2021 года в 16 часов.

Комиссия обратилась в соответствующие государственные органы с представлениями о проверке достоверности сведений, представленных кандидатом ФИО1 при выдвижении. По состоянию на 4 августа 2021 года в адрес административного истца результаты проверок достоверности представленных кандидатом сведений не поступили.

4 августа 2021 года решением Гвардейской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №19 по выборам Калининградской областной Думы седьмого созыва) №129/531-4 ФИО1, выдвинутый избирательным объединением Калининградского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрирован кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва.

11 августа 2021 года в адрес Комиссии поступила информация из отделения по вопросам миграции МО МВД России «Гвардейский» о том, что ФИО1 обладает гражданством <данные изъяты>.

17 августа 2021 года административным ответчиком в Комиссию была представлена справка Генерального консульства <данные изъяты> в <адрес> исх. от 17 августа 2021 года о том, что ФИО1 16 августа 2021 года зарегистрирован как утративший гражданство <данные изъяты>.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Соглашения от 26.02.1999 "Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства" в случае приобретения гражданства одной Стороны с одновременной утратой гражданства другой Стороны в соответствии с национальным законодательством этой Стороны лицо, подавшее ходатайство об этом, сохраняет гражданство другой Стороны до принятия положительного решения по его ходатайству.

Как следует из ст. 21 Закона <данные изъяты> от 20 декабря 1991 года №1017-XII «О гражданстве <данные изъяты>», основанием для утраты гражданства <данные изъяты> является приобретение гражданства другого государства. Вместе с тем, согласно ст. 37 этого же закона, гражданство <данные изъяты> прекращается с момента регистрации его утраты государственными органами в порядке, предусмотренным настоящим законом. В силу ст. 31 Закона <данные изъяты> от 20 декабря 1991 года №1017-XII полномочиями на регистрацию утраты гражданства <данные изъяты>, постоянно проживающими вне пределов <данные изъяты>, наделены загранучреждения <данные изъяты>

Таким образом, ФИО1 приобрел гражданство <данные изъяты> в статусе гражданина <данные изъяты>. Согласно приведенным выше нормам законодательства само по себе приобретение лицом гражданства <данные изъяты> не влечет прекращение гражданства <данные изъяты>, таковое наступает только при соблюдении установленного порядка, а именно регистрации ее уполномоченными государственными органами <данные изъяты>, в данном случае – загранучреждениями, что и произошло 16 августа 2021 года. До этого дня ФИО1 сохранял гражданство <данные изъяты>, и якобы имевшая место подача им заявления в 2004 году в органы ФМС РФ о выходе из гражданства <данные изъяты> его статус как гражданина этого иностранного государства не изменила, а потому правового значения для настоящего спора не имеет.

Указанные обстоятельства установлены после регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты, в этой связи они являются вновь открывшимися, влекущими отмену регистрации кандидата в связи с отсутствием у административного ответчика пассивного избирательного права на основании подпункта "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Гвардейской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №19 по выборам Калининградской областной Думы седьмого созыва) удовлетворить.

Отменить решение Гвардейской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №19 по выборам Калининградской областной Думы седьмого созыва) №129/531 от 4 августа 2021 года о регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному округу №19 ФИО1

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение пяти дней.

Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2021 года.

Судья Д.В. Шубин