Дело № 3а-22/2019
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2019 г.
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Харламовой О.А.,
при секретаре Шевелевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению ШВН к Министерству имущественных отношений Омской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
установил:
ШВН обратился с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, указывая, что является собственником нежилых помещений <...>, с кадастровым номером <...>, и нежилых помещений <...>, с кадастровым номером <...>, расположенных по адресу: <...>.
В соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 21 января 2013 г. № 1-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Омской области» кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровым номером <...> по состоянию на 26 декабря 2012 г. утверждена в размере <...>, нежилых помещений с кадастровым номером <...> - в размере <...>.
В соответствии с отчетом от <...>№ <...>, подготовленным оценщиком РМА, рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером <...> составляет <...>, нежилых помещений с кадастровым номером <...> – <...> по состоянию на советующую дату.
Указывая на несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости рыночной, повлекшей увеличение налогообложения, ссылаясь на положения ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец, с учетом уточнений, просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с отчетом оценщика РМА от <...>№ <...>.
Также ШВН просит восстановить срок для подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, ссылаясь на положения ч.3 ст. 245 КАС РФ, предусматривающей возможность подачи административного иска не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (т.1 л.д.5-7, т.2 л.д.1-5).
В судебном заседании ШВН, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, участия не принимал, его представителем ПЕС, действующей на основании доверенности от <...> (т.1 л.д.8), в порядке ч. 1 ст. 46 КАС РФ требования административного иска уточнены в части установления по состоянию на <...> кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером <...> в размере <...>, с кадастровым номером <...> - в размере <...> (т. 2 л.д.256-257).
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области, надлежаще уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление (т.2 л.д.175-180), в котором полагал возможным установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости при наличии обстоятельств, доказывающих достоверность заявленной рыночной стоимости; в отношении выводов экспертных заключений № <...>, подготовленных ООО «ЭОА «Ледон», возражений не заявлено.
Представители: Администрации г. Омска, Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Росреестра по Омской области, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебном заседании участия не принимали, в адрес суда направили отзывы на административное исковое заявление (т.2 л.д.29-30, 32-33, 41).
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абз. 1абз. 1 и 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. ст. 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что согласно абз. 1 ст. 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст.245 КАС РФ).
По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены исключительно установленной Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.
Из материалов дела следует, что ШВН на основании свидетельства о праве на наследство и соглашения о разделе наследственного имущества от <...> является собственником нежилых помещений <...>, с кадастровым номером <...>; и нежилых помещений <...> с кадастровым номером <...>, расположенных по адресу: <...> (т. 1 л.д.10, 23).
Оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости <...>
С настоящим административным иском ШВН обратился 05 февраля 2019 г., то есть с пропуском установленного законодателем пятилетнего срока.
В уточненном исковом заявлении от 18 февраля 2019 г. представителем ШВНПЕС заявлено о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления (т.2 л.д.1-5).
В соответствии с абз. 3 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
П. 7 ст. 4 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» были исключены.
В связи с изменением закона очередная (по истечении пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка) оценка кадастровой стоимости принадлежащих ШВН нежилых помещений не проводилась.
Принимая во внимание тот факт, что в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, суд признает причины пропуска ФИО1 процессуального срока обращения в суд уважительными, поскольку до принятия названного нормативного правового акта административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, которая в настоящее время отложена на неопределенный срок.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у ШВН права оспорить в судебном порядке результаты установления кадастровой стоимости посредством определения рыночной стоимости нежилых помещений.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. № 508. Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого здания, строения, сооружения.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим федеральным законом.
П. 1 ч. 5 ст. 8 указанного федерального закона предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При этом к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего федерального закона вносятся в уведомительном порядке (п.3 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу положений ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Материалами дела установлено, что нежилые помещения с кадастровыми номерами <...> и <...> поставлены на кадастровый учет 26 декабря 2012 г. (т.1 л.д.183,186).
В соответствии с абз.4 ст.24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абз.2 ст.24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Из материалов дела усматривается, что оба объекта недвижимости, в отношении которых заявлены требования, являются ранее учтенными, какие-либо количественные или качественные изменения характеристик нежилых помещений отсутствуют.
Кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами <...> и <...> утверждена приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 21 января 2013 г. № 1-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Омской области».
Результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений утверждены 01 февраля 2013 г., по состоянию на 26 декабря 2012 г.
Таким образом, кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть определена по состоянию на соответствующую дату.
Согласно представленному ФИО1 отчету от <...>№ <...>, подготовленному оценщиком РМА, рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером <...> по состоянию на 26 декабря 2012 г. составляет <...>, нежилых помещений с кадастровым номером <...> состоянию на 26 декабря 2012 г. – <...>.
Проанализировав представленный административным истцом отчет, суд приходит к выводу о том, что он не может быть принят в качестве достоверного и достаточного доказательства рыночной стоимости рассматриваемых объектов недвижимости. При выборе объектов-аналогов оценщик исходил из того, что все они имеют сходную с объектом оценки обеспеченность центральным теплоснабжением, при этом фактическими данными указанные выводы оценщика не подтверждены, необходимые корректировки не применены. Кроме того, для определения рыночной стоимости нежилых помещений оценщиком использован сборник «Анализ рынка жилой и коммерческой недвижимости г. Омска» за второй квартал 2012 года, несмотря на то, что данный сборник не содержит сведений, максимально приближенных к дате определения кадастровой стоимости нежилых помещений - 26 декабря 2012 г. Также оценщиком использованы аналитические исследования Некоммерческого партнерства «Омская коллегия оценщиков» «Рекомендации для профучастников Омского регионального рынка недвижимости по оценке земельных участков» за 2011 год и 2014 год, при этом не учтено, что оценке подлежали нежилые помещения, применение справочников, предназначенных для оценки земельных участков, является недопустимым, равно как и использование информации о событиях, произошедших после даты оценки, то есть после 26 декабря 2012 г. Приведенные нарушения свидетельствует о несоответствии представленного административным истцом отчета Федеральным стандартам оценки № 1 (п.11), № 3 (п. 5, 11), утвержденным приказами Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297, от 20 мая 2015 г. № 299.
По ходатайству представителя административного истца ПЕС определением Омского областного суда от <...> по административному делу была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключениям судебной экспертизы от <...>№ <...>, выполненным ООО «ЭОА «Ледон», рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером <...> составляет <...>, нежилых помещений с кадастровым номером <...> – <...> (т.2 л.д.34-136, 137-234).
Проанализировав содержание данных заключений, суд приходит к выводу о том, что они отвечают требованиям ст. ст. 60, 61 КАС РФ и вышеуказанным Федеральным стандартам оценки №№ 1, 2, 3, 4, 7.
Указанные экспертные заключения подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт имеет значительный стаж работы оценщиком, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки. Выводы эксперта о рыночной стоимости нежилых помещений сделаны на основе сравнительного и доходного подходов с использованием сведений об аналогичных объектах недвижимости, предложенных к продаже в четвертом квартале 2012 года, экспертом подробно проанализирован сегмент рынка, к которому относятся объекты оценки; для проведения исследований отобрано по пять объектов, обладающих сходными характеристиками. В ходе исследования экспертом применены корректировки на торг, местоположение, площадь, наличие центрального теплоснабжения, грузоподъемных механизмов, назначение помещений (административно-офисные), приближенность железнодорожных путей. Отказ от затратного подхода экспертом подробно мотивирован, даты определения кадастровой стоимости каждого из объектов указаны верно, выводы эксперта сомнения у суда не вызывают.
При таких обстоятельствах, оценив заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в ст. 84 КАС РФ, учитывая, что иных доказательств, которые опровергли бы установленную рыночную стоимость нежилых помещений, административным ответчиком, лицами, участвующими в деле, не представлено, суд не находит оснований ставить указанное доказательство под сомнение.
В силу предписаний ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не остановлено иное.
Проанализировав заключение судебной экспертизы, суд полагает установить кадастровую стоимость нежилых <...> с кадастровым номером <...>, расположенных по адресу: <...>, в размере их рыночной стоимости - <...>, нежилых помещений <...> с кадастровым номером <...>, расположенных по тому же адресу, – <...>.
Как было указано выше, кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 21 января 2013 г. № 1-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Омской области», на день рассмотрения административного иска является актуальной.
В силу абз. 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» принятие настоящего решения с момента вступления его в законную силу является основанием для внесения сведений об установленной судом кадастровой стоимости нежилых помещений в государственный кадастр недвижимости, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ШВН к Министерству имущественных отношений Омской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений, <...>, с кадастровым номером <...>, расположенных по адресу: <...>, в размере их рыночной стоимости <...>, определенной по состоянию на 26 декабря 2012 г.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений, <...> с кадастровым номером <...>, расположенных по адресу: <...>, в размере их рыночной стоимости <...>, определенной по состоянию на 26 декабря 2012 г.
Датой подачи заявления считать 05 февраля 2019 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Омского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Харламова