ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 февраля 2019 г. № 3а-22/19
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,
при секретаре Опрячиной Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного комплекса Вологодской области об оспаривании в части нормативного правового акта,
установил:
по материалам государственного лесного реестра лесной участок с местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, Череповецкое лесничество, Судское участковое лесничество, кварталы №№: 56 (выделы 4, 28, 36), 57 (выделы 1-4, 9, 12, 18, 26, 27, 29-31), 160 (выделы 6, 10) относится к землям лесного фонда и входит в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью .... и местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, лесхоз Череповецкий, Судское лесничество.
Кадастровый номер лесного участка в ГКН №....
Право собственности Российской Федерации на указанный лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от <ДАТА>№... (т.1, л.д.39).
Решением Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 26 сентября 2011 года № 109 утверждён генеральный план Судского сельского поселения (т.1, л.д.8).
В генеральный план внесены изменения решением Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 18 сентября 2014 года № 53 (т.1, л.д.9).
В соответствии с генеральным планом Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области в границы населённых пунктов п. Неверов Бор, д. Леонтьевка, д. Малое Ново включены лесные участки в кварталах №№: 56 (выдел 4ч, 28ч, 36ч), 57 (выделы 1ч, 2ч, 3ч, 4ч, 9ч, 12ч, 18ч, 26ч, 27ч, 29ч, 30ч, 31ч), 160 (выделы 6ч, 10ч) Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества Череповецкого района Вологодской области.
На основании статьи 1.1 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1108) Департамент является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области и в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.
Департамент лесного комплекса Вологодской области обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 26 сентября 2011 года № 109 «Об утверждении генерального плана Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района» (в редакции решения Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 18 сентября 2014 года № 53 «Об утверждении изменений в генеральный план Судского сельского поселения») в части включения в границы населённых пунктов лесных участков, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
Административный истец полагает, что оспариваемое решение не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В обоснование исковых требований представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Солодягин А.В. указал, что находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области с нарушением предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, процедуры согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
С учётом уточнения исковых требований просил суд признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 26 сентября 2011 года № 109 «Об утверждении генерального плана Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района» (в редакции решения Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 18 сентября 2014 года № 53) в части включения в границы населённых пунктов п. Неверов Бор, д. Леонтьевка, д. Малое Ново лесных участков в кварталах №№: 56 (выдел 4ч, 28ч, 36ч), 57 (выделы 1ч, 2ч, 3ч, 4ч, 9ч, 12ч, 18ч, 26ч, 27ч, 29ч, 30ч, 31ч), 160 (выделы 6ч, 10ч) Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества Череповецкого района Вологодской области.
Представитель административного истца Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Солодягин А.В. в судебном заседании доводы административного искового заявления и уточненные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленном отзыве глава Судского сельского поселения Волкова Е.Б. указала, что согласование проекта генерального плана осуществлялось в соответствии с действующим законодательством, однако согласующей стороной не было представлено в установленный срок сводного заключения на проект генерального плана. В последующем были получены отрицательные заключения от Минрегиона и Рослесхоза. Замечания, указанные в заключениях были учтены при внесении изменений в генеральный план в 2014 году. Для устранения разногласий границы населённых пунктов, пересекающие земли лесного фонда, были скорректированы.
Представитель заинтересованного лица администрации Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. В письменных пояснениях представитель Рослесхоза по доверенности Алешин В.В. просил удовлетворить исковые требования Департамента, поскольку оспариваемый генеральный план Рослесхозом не согласован (т.1, л.д.208-210).
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. В письменных пояснениях представитель ТУ Росимущества в Вологодской области полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителей (т.1, л.д.84-86).
Представители заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представлены ходатайства о рассмотрении административного дела в отсутствие представителей.
Заслушав объяснения лица участвующего в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с положениями статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного акта) утверждение генерального плана поселения относилось к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
В соответствии со статьёй 1 Устава Судского сельского поселения (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) муниципальное образование Судское является сельским поселением и наделено в соответствии с Законом Вологодской области от 06 декабря 2004 года № 1129-ОЗ «Об установлении границ Череповецкого муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» статусом сельского поселения.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения Судского сельского поселения относится утверждение генеральных планов.
Положениями статей 20, 21, 23 Устава предусмотрено, что Совет Судского сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления, является представительным органом и к его полномочиям относилось утверждение генерального плана сельского поселения.
По вопросам местного значения Совет Судского сельского поселения принимает муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам, иным нормативным правовым актам области, настоящему Уставу (статья 33 Устава).
Официальным считается опубликование (обнародование) в информационном вестнике Судского сельского поселения «Суда-Инфо» (статья 34 Устава).
Как усматривается из материалов дела, решением Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 26 сентября 2011 года № 109 утвержден генеральный план Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района.
03 октября 2011 года решение опубликовано в Информационном вестнике Судского сельского поселения «Суда-Инфо» № 11-2011 (л.д. 213-214).
18 сентября 2014 года решением Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области № 53 в генеральный план внесены изменения (т.1, л.д.9).
26 сентября 2014 года решение опубликовано в Информационном вестнике Судского сельского поселения «Суда-Инфо» № 18-2014.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Совет Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования, что не оспаривалось административным истцом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов.
При этом установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Подготовка проекта генерального плана поселения предусматривает его обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24 ГрК РФ), в указанных в статье 25 ГрК РФ случаях.
В частности, такое согласование требуется, если в соответствии с названным проектом предусматривается включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа. Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
До 01 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов. Рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3.Положения).
Кроме того, подпунктом 5.4.3 указанного положения в действующей редакции за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Как усматривается из материалов дела, администрацией Судского сельского поселения 19 октября 2006 года принято постановление № 103 об утверждении положения о составе, порядке подготовки (корректировки) и утверждения генерального плана Судского сельского поселения. Разработку генерального плана Судского сельского поселения осуществлять применительно ко всей территории поселения и населённых пунктов (т.1, л.д.171).
В указанное постановление внесены изменения постановлением администрации Судского сельского поселения от 29 октября 2007 года № 170 (т.1, л.д.172).
15 ноября 2007 года администрацией Судского сельского поселения заключен муниципальный контакт № 174/5 с ЗАО «Архитектурно-планировочное бюро-сервис» на разработку проекта генерального плана (т.1, л.д.167-170).
25 февраля 2010 года администрацией Судского сельского поселения направлено письмо № 58 в Правительство Вологодской области для согласования проекта генерального плана Судского сельского поселения (т.1, л.д.115).
08 октября 2010 года администрацией Судского сельского поселения принято постановление № 156 об опубликовании проекта генерального плана Судского сельского поселения (т.1, л.д.145).
28 октября 2010 года согласительной комиссией проект генерального плана Судского сельского поселения согласован с внесением в него изменений, учитывающих замечания, явившиеся основанием для несогласия с данным проектом, о чём составлен протокол (т.1, л.д.146).
19 мая 2011 года администрацией Судского сельского поселения проведены публичные слушания по проекту генерального плана Судского сельского поселения, о чем составлен протокол (т.1, л.д.100).
В рамках согласования проекта генерального плана Судского сельского поселения в 2010,2011 годах администрацией сельского поселения проект генерального плана не был направлен на согласование в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, что подтверждено отзывом Совета и администрации Судского сельского поселения (т.1, л.д.47,50).
Решением Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 26 сентября 2011 года № 109 утверждён генеральный план Судского сельского поселения (т.1, л.д.135-144).
02 мая 2012 года проект генерального плана Судского сельского поселения направлен на согласование письмом № 198 в Министерство регионального развития Российской Федерации (т.1, л.д.99).
05 июля 2012 года Федеральное агентство лесного хозяйства направило в Министерство регионального развития Российской Федерации письмо о рассмотрении проекта генерального плана Судского сельского поселения. Отказывая в согласовании проекта генерального плана, Рослесхоз указал на необходимость отображения баланса земель по категориям, в том числе по землям лесного фонда (существующее и проектируемое положение) (т.1, л.д.95).
Министерством регионального развития Российской Федерации подготовлено сводное заключение об отказе в согласовании проекта генерального плана Судского сельского поселения в связи с наличием неурегулированных разногласий по замечаниям Минприроды России, МЧС России и Рослесхоза на проект генерального плана (т.1, л.д.92).
07 марта 2014 года принято постановление администрации Судского сельского поселения № 42 «О подготовке проекта изменений в генеральный план Судского сельского поселения»
21 мая 2014 года администрацией Судского сельского поселения принято постановление № 109 о назначении публичных слушаний по проекту изменений в генеральный план Судского сельского поселения.
17 июня 2014 года администрацией Судского сельского поселения проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план Судского сельского поселения, о чем составлен протокол.
Согласно заключению о результатах публичных слушаний, проект изменений в генеральный план Судского сельского поселения принят большинством участников публичных слушаний (59 %), рекомендован для направления на утверждение в Совет Судского сельского поселения.
10 сентября 2014 года Рослесхоз направил в адрес Министерства регионального развития письмо о рассмотрении проекта внесения изменений в генеральный план, указав, что поскольку проектом не предусмотрено увеличение площади земель населенных пунктов за счет земель лесного фонда, Рослесхоз согласовывает проект внесения изменений в генеральный план Судского сельского поселения.
В соответствии с положениями статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации Министерством регионального развития Российской Федерации подготовлено сводное заключение о согласовании проекта внесения изменений в генеральный план Судского сельского поселения.
16 сентября 2014 года указанное заключение направлено в адрес администрации Судского сельского поселения.
18 сентября 2014 года Советом Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области принято решение № 53 «О внесении изменений в генеральный план Судского сельского поселения».
15 декабря 2015 года Рослесхоз направил в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации письмо о рассмотрении проекта внесения изменений в генеральный план и отказе в его согласовании в связи с указанными замечаниями. Проектом предусмотрено увеличение площади (60,14 га) земель населённых пунктов за счёт земель лесного фонда (целевое назначение - защитные леса, нерестоохранные полосы лесов) под зоны транспортной инфраструктуры, природного ландшафта и зону жилой застройки. Переводимые лесные участки площадью 15,4 га заняты поселками, что ухудшит экологическое состояние территории, поскольку жилищное строительство предполагает сплошную вырубку леса. В проекте не обоснована целесообразность перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов под зону природного ландшафта, не представлены материалы лесоустройства на переводимые участки земель лесного фонда, расположенные в выделах 19-23 квартала 42 Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в текстовой части проекта не указано за счет земель каких категорий происходит увеличение площади населенных пунктов п. Кривей, д. Владимировка, д. Большое Ново, д. Большая Дора и д. Малая Дора.
В соответствии со статьёй 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана Судского сельского поселения) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации. Исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Таким образом, государственный лесной реестр ведётся на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). Основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра - выписки из таксационных описаний, копии лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
По материалам государственного лесного реестра лесной участок с местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, Череповецкое лесничество, Судское участковое лесничество, квартал № 56 целевое назначение - защитные леса, нерестоохранные полосы лесов; защитные леса, зеленые зоны; квартал № 57 целевое назначение - защитные леса, нерестоохранные полосы лесов; квартал № 160 целевое назначение - защитные леса, запретные полосы, расположенные вдоль водных объектов.
Указанное подтверждается справкой Департамента лесного комплекса Вологодской области от 19 декабря 2018 года № 79 как органа, уполномоченного на ведение государственного лесного реестра (т.1, л.д.32-39).
Факт включения в границы Судского сельского поселения вышеуказанных лесных участков подтверждён фрагментами графического наложения границ населенных пунктов на материалы лесоустройства Череповецкого лесничества 2014 года, выполненными специалистом Северного филиала государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» «Севлеспроект» кадастровым инженером Афанасьевым А.В. (т.1, л.д.11-13).
Суд признаёт указанные фрагменты графического наложения относимыми и допустимыми доказательствами по административному делу.
Согласно пояснительной записке к фрагменту графического наложения границ населенных пунктов Судского сельского поселения на материалы лесоустройства Череповецкого лесничества 2014 года, подготовленной кадастровым инженером Афанасьевым А.В., фрагменты графического наложения границ Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области на лесоустроительные картографические материалы выполнены в программном обеспечении «AUTOCAD LTD 2013» методом наложения лесоустроительных картографических материалов на границы Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области (т.1, л.д.40).
Исходя из положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств в порядке части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, опровергающих вышеуказанные фрагменты картографического наложения границ, не представлено.
Включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы Судского сельского поселения предполагает обязательное согласование с уполномоченным федеральным органом, которым в период подготовки оспариваемого акта являлось Федеральное агентство лесного хозяйства.
Заключение Рослесхоза о согласовании включения в границы населённых пунктов п. Неверов Бор, д. Леонтьевка, д. Малое Ново лесных участков в кварталах №№: 56 (выделы 4ч, 28ч, 36ч), 57 (выделы 1ч, 2ч, 3ч, 4ч, 9ч, 12ч, 18ч, 26ч, 27ч, 29ч, 30ч, 31ч), 160 (выделы 6ч, 10ч) Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества Череповецкого района Вологодской области не выдавалось.
Таким образом, при установлении границ Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области осуществлён перевод земельных участков из состава земель лесного фонда в земли населённых пунктов с нарушением установленного порядка перевода земель из одной категории в другую.
Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 ЛК РФ) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 ГрК РФ), не является обязательным.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года № 238-О-О.
С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение об утверждении генерального плана Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области и внесении в него изменений, принятые представительным органом - Советом Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства включения в земли населённых пунктов лесных участков является незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», что является основанием для удовлетворения исковых требований.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При определении момента, с которого следует признать в части не действующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает разъяснения пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» о том, что суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения решения Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 26 сентября 2011 года № 109 «Об утверждении генерального плана Судского сельского поселения» (с учётом внесённых изменений 18 сентября 2014 года № 53) применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации Информационном бюллетене «Суда-Инфо» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Департамента лесного комплекса Вологодской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 26 сентября 2011 года № 109 «Об утверждении генерального плана Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района» (в редакции решения Совета Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области от 18 сентября 2014 года № 53 «О внесении изменений в генеральный план Судского сельского поселения») в части включения в границы населённых пунктов п. Неверов Бор, д. Леонтьевка, д. Малое Ново лесных участков в кварталах №№: 56 (выдел 4ч, 28ч, 36ч), 57 (выделы 1ч, 2ч, 3ч, 4ч, 9ч, 12ч, 18ч, 26ч, 27ч, 29ч, 30ч, 31ч), 160 (выделы 6ч, 10ч) Судского участкового лесничества Череповецкого района Вологодской области.
Сообщение о принятии решения опубликовать в печатном средстве массовой информации Информационном бюллетене «Суда-Инфо» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2019 года