Дело № 3а-6/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2020 года город Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
судьи Артамоновой Т.А.,
при секретаре Дубровой А.В., помощнике судьи Лактионовой Ю.О.,
с участием административного истца А.А.,
представителя административного ответчика – А.Л.,
представителей заинтересованных лиц – Ю.В., Е.Н.., В.П.,
прокурора Ведмидь А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.А., А.А. о признании нормативного правового акта не действующим,
установил:
04 марта 2019 года Правительством Севастополя издано постановление № 141-ПП «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории в районе бухты Омега – проспект Античный» в Гагаринском муниципальном округе» (далее – постановление Правительства Севастополя № 141-ПП от 04.03.2019).
Указанное постановление подписано высшим должностным лицом субъекта РФ - Губернатором города Севастополя ФИО1, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликовано 04.03.2019 на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru).
С.А., А.А., являясь жителями города Севастополя, обратились в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточнённым, в котором просят признать названное постановление не действующим в полном объёме, ссылаясь на нарушение полномочий должностного лица, подписавшего нормативный правовой акт; нарушение порядка проведения публичных слушаний проекта данного нормативного правового акта; противоречие постановления нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу.
Так, в обоснование иска С.А., А.А. указывают, что, исходя из положений регионального законодательства, оспариваемое постановление подлежит подписанию Председателем Правительства Севастополя, а не Губернатором. Также полагают, что постановление Правительства Севастополя № 141-ПП от 04.03.2019 принято с нарушением процедуры проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, установленной в статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, (далее – ГрК РФ), в Законе города Севастополя от 10.03.2017 № 325-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе», а именно: публикация о проведении публичных слушаний по проекту на сайте Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя не осуществлена, на официальном сайте размещен только Проект планировки территории в районе бухты Омега проспект Античный, без Проекта межевания; экспозиция не открывалась и не проводилась; в протокол публичных слушаний не внесены сведения о поданных в ходе собрания участников публичных письменных предложениях и замечаниях; к протоколу публичных слушаний не приложен перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников публичных слушаний с установочными данными; в принятом постановлении Правительства не учтены многочисленные замечания и предложения, высказанные в ходе публичных слушаний, а также рекомендации Департамента архитектуры и строительства города Севастополя о целесообразности доработки проектного предложения в части дополнительных возможностей прохода к береговой зоне. Отсутствует финансово-экономическое обоснование проекта оспариваемого нормативного правового акта вопреки требованиям статьи 15 Закона города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС. Не учтен действующий на момент подготовки проекта планировки Генеральный план города Севастополя от 13.12.2005, в том числе, данные, содержащиеся в приложении к Генеральному плану – материалах историко-культурного опорного плана. Так, в проекте планировки отсутствуют сведения об объектах культурного наследия, обозначенных в опорном плане 2005 года. Мер, направленных на сохранение историко-градостроительной или природной среды объектов культурного наследия, в проекте планировки не содержится, объекты культурного наследия внесены в проект неверно. До принятия оспариваемого проекта требовалось проведение инженерных изысканий, являющихся необходимыми для подготовки документации по планировке территории согласно статье 41.2 ГрК РФ. В оспариваемом нормативном правовом акте для земельного участка с кадастровым номером № определены параметры застройки территории планируемого размещения объектов капитального строительства, однако в Генеральном плане в данном месте определена зона зеленых насаждений. Проект планировки содержит решения, приводящие к сокращению общественных территорий, применительно к земельным участкам с кадастровыми номерами № и 91:02:001002:8499.
Определениями Севастопольского городского суда от 14 августа 2019 года, от 09 октября 2019, от 27 ноября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены соответственно Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя (Севнаследие), ГАУС «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства, архитектуры, изысканий и среды».
В судебном заседании административный истец А.А. доводы административного иска поддержал в полном объёме с учётом дополнений.
Административный истец С.А. в настоящее судебное заседание не явился, извещён о дате, времени и месте его проведения своевременно и надлежащим образом, в заявлении от 21.01.2020 просит рассмотреть дело без его участия, что в силу положений статьи 151 КАС РФ не препятствует рассмотрению административного дела в отсутствие указанного административного истца. Ранее заявленный иск поддерживал в полном объёме по изложенным в нём основаниям.
Представитель административного ответчика – Правительства Севастополя по доверенности А.Л. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица - Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя Ю.В. с иском не согласилась в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ФИО2 просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица - ГАУС «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства, архитектуры, изысканий и среды» В.П. просила в удовлетворении административного иска отказать ввиду законности оспариваемой градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории в районе бухты Омега – проспект Античный» в Гагаринском муниципальном округе».
Опрошенная в качестве свидетеля сотрудник ГАУС «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства, архитектуры, изысканий и среды» Н.А., непосредственно разрабатывавшая градостроительную документацию «Проект планировки и проект межевания территории в районе бухты Омега – проспект Античный» в Гагаринском муниципальном округе», содержащиеся в названном проекте сведения и градостроительные решения поддержала и обосновала в полном объёме.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить исковые требования без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При обращении в суд с административным иском административные истцы указывали, что применением оспариваемого постановления Правительства Севастополя № 141-ПП от 04.03.2019 затрагиваются их права как жителей города Севастополя на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности, на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, права на сохранность культурного наследия.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на благоприятную окружающую среду, на доступ к культурным ценностям (статьи 42 и 44), обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять окружающую среду (статьи 44 и 58).
Названные нормы дают основание физическим лицам обращаться в суд с требованием об оспаривании нормативного правового акта, если они полагают, что таким актом нарушено указанное право либо существует угроза его нарушения.
Следовательно, жители города Севастополя С.А. и А.А. имеют право на обращение в суд с настоящим иском.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения установлены статьей 63 ГрК РФ, согласно части 2 которой в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в частности Севастополя, полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанного субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия, установленные частью 3 статьи 8 Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, статьями 6,7 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя, формирует и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.
В соответствии со статьёй 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет в соответствии с законодательством города Севастополя регулирование градостроительной деятельности; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.
Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава).
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», статье 8 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя».
Кроме того, вышеназванная градостроительная документация, утверждённая постановлением Правительства Севастополя № 141-ПП от 04.03.2019, разработана в рамках реализации мероприятия 2.19 «Разработка и утверждение «Проекта планировки и проекта межевания территории парка Победы в городе Севастополе» государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020 (утв. постановлением Правительства Севастополя от 20.12.2016 № 1000-ПП) (т. 8 л.л. 36).
Исходя из норм приведенного законодательства, оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти города Севастополя.
Обязанность опубликования документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотрена частями 15,16 статьи 45 ГрК РФ, и в данном случае административным ответчиком исполнена.
Таким образом, порядок обнародования и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюден.
Ссылки административных истцов на такое основание незаконности проекта планировки и проекта межевания как отсутствие его финансово-экономического обоснования отмену оспариваемого нормативного правового акта не влекут в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 15 закона города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» финансово-экономическое обоснование к проекту нормативного правового акта представляется в случае, если его реализация потребует затрат бюджета города Севастополя, бюджетов внутригородских муниципальных образований города Севастополя либо федерального бюджета.
Исходя из положений части 1 статьи 41, части 1 статьи 42, части 2 статьи 43 ГрК РФ целью подготовки документации по планировке территории является обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установления границ территорий общего пользования, установления, отмены, изменения красных линий.
Указанные цели подготовки оспариваемой документации по планировке на данном этапе не требуют затрат бюджета города Севастополя и бюджетов других уровней. Сформулированные в данной документации по планировке параметры развития территории предполагают реализацию подготовленных планов в долгосрочной перспективе. Следовательно, положения части 2 статьи 15 закона города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» в данном случае административных ответчиком не нарушены.
Кроме того, оспариваемый нормативный правой акт прошёл необходимые согласования со всеми ведомствами и органами исполнительной власти города, Управлением Министерства юстиции РФ по Севастополю, антикоррупционную экспертизу, что подтверждается наличием визы начальника Правового управления Правительства Севастополя (т. 8 л.д. 46 оборот).
Судом проверены доводы административных истцов относительно соблюдения процедуры проведения общественных обсуждений и публичных слушаний при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с положениями части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ, дополнившего ГрК РФ статьёй 5.1, положения законодательных актов Российской Федерации, изменённые настоящим Федеральным законом, подлежат применению со дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Нормативный правовой акт города Севастополя, необходимый для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьёй 5.1 ГрК РФ, в редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ до настоящего времени не принят.
Следовательно, в силу названных правовых норм положения статьи 5.1 ГрК РФ при проведении публичных слушаний по оспариваемому проекту планировки и проекту межевания не применимы, в связи с чем названные доводы административных истцов подлежат отклонению.
В свою очередь, установленный Законом города Севастополя от 10.03.2017 № 325-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе» (далее - Закон от 10.03.2017 № 325-ЗС) порядок организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе соблюдён.
Так, в соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 3, статьи 11 Закона от 10.03.2017 № 325-ЗС, Регламентом проведения собрания участников публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе (утв. приказом Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 05.05.2017 № 53), распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 22.11.2018 № 239 публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории в районе бухты Омега – проспект Античный состоялись 17.12.2018, о чем составлены протокол публичных слушаний № 78, утверждённый директором Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя 25.12.2018, а также заключение по результатам данных публичных слушаний, утверждённое директором Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя 29.12.2018, из которых усматривается, что публичные слушания признаны состоявшимися (т. 1 л.д.127-146).
Согласно части 2 статьи 4 Закона от 10.03.2017 № 325-ЗС публикация оповещения о проведении публичных слушаний осуществляется в срок не позднее пяти дней со дня принятия уполномоченным органом решения о проведении публичных слушаний. Распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 22.11.2018 № 239 совместно с проектом опубликовано в тот же день на официальном сайте названного Департамента (севархитектура.рф), являющегося структурным подразделением Правительства Севастополя, назначенным в пункте 3 Распоряжения от 22.11.2018 № 239 ответственным за организацию и проведение публичных слушаний по названному проекту планировки (т. 8 л.д. 90).
Названный региональный закон, как и ГрК РФ, не регламентируют требования к форме оповещения о проведении публичных слушаний, в связи с чем размещённый на официальном сайте текст Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 22.11.2018 № 239 надлежит признать надлежащим способом такого оповещения, при том, что в нём содержатся все необходимые сведения, которые в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона от 10.03.2017 № 325-ЗС должно иметь оповещение.
Следует учесть, что 01.12.2018 в газете «Севастопольские известия» № 47 опубликовано дополнительное оповещение о проведении публичных слушаний по названному проекту (т. 1 л.д. 7).
Протокол собрания участников публичных слушаний № 78 от 17.12.2018 и заключение по результатам собрания от 17.12.2018 также опубликованы на указанном сайте 26.11.2018 (т. 8. л.д. 126-127).
Установленный частью 4 статьи 11 Закона от 10.03.2017 № 325-ЗС срок для проведения собрания участников публичных слушаний соблюдён.
В материалы дела с целью проверки доводов истцов об участниках публичных слушаний и поданных ими возражений Департаментом архитектуры Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя представлены копии всех поступивших в ходе проведения публичных слушаний по проекту предложений и замечаний, а также подписных и опросных листов участников публичных слушаний, листы регистрации участников (т. 8 л.д. 40-45, 130-270).
В силу положений части 3 статьи 11 Закона от 10.03.2017 № 325-ЗС проведение экспозиции в ходе публичных слушаний по проекту планировки и межевания является необязательным. Для ознакомления граждан и всех заинтересованных лиц проектная документация была опубликована на сайте Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, а также представлена на собрании участников публичных слушаний.
Доводы административных истцов о безосновательном отказе административного ответчика учесть поступившие в ходе публичных слушаний предложения и замечания не свидетельствуют о нарушении процедуры их проведения.
По смыслу перечисленных выше правовых норм публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера.
Следовательно, вопреки доводам административных истцов, участие граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществлена подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией названных проектов планировки и межевания территории, при принятии оспариваемого нормативного правового акта обеспечено. Существенных нарушений нормативных правовых актов, регулирующих разработку проекта, порядок организации и проведения публичных слушаний, процедуру согласования и утверждения проекта планировки и проекта межевания территории административным ответчиком не допущено.
В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).
Статьи 42 и 43 ГрК РФ определяют цели, состав и содержание проектов планировки и межевания территории.
В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Исходя из положений статей 9, 14, 18 ГрК РФ к документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями статьи 31 и статьи 34 ГрК РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
При проверке доводов административных истцов о том, что проект планировки содержит решения, приводящие к сокращению общественных территорий, а именно, применительно к земельным участкам с кадастровыми номерами 91:02:001002:196, 91:03:001009:222 и 91:02:001002:8499, в ходе разбирательства по делу установлено следующее.
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного Кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
Согласно положениям статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).
Таким образом, земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания, и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85, подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 № 1963-О).
Как следует из пояснительной записки к оспариваемому проекту планировки и межевания территории, его подготовка осуществлена с целью, в том числе, выделения элементов планировочной структуры, установления границ общего пользования, определения потенциала для комплексного развития территории и обоснования размещения объектов социального и культурно-бытового обслуживания, территорий общего пользования (парков, скверов, бульваров, набережных и т.п.), развитие улично-дорожной сети с целью разгрузки транспортных потоков и улучшения дорожной ситуации (проектом предполагается связать автодорогу общегородского значения проспект героев Сталинграда и дорогу районного назначения проспект Античный). В связи с тем, что основной целью проекта планировки является выделение территории общего пользования для организации сквера, набережной и элементов улично-дорожной сети, развитие территории может быть выполнено в несколько этапов (т. 8 л.д. 36-39).
Из представленной в материалы дела документации усматривается, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Севастополь, в районе бухты Омега (пляж «Омега») площадью <данные изъяты> кв.м., имеет категорию «земли населенного пункта», вид разрешенного использования «для строительства и обслуживания гостиничного комплекса», принадлежит на праве собственности субъекту РФ городу федерального значения Севастополь согласно распоряжению от 12.02.2018 № 1218-РДЗ, находится в пользовании ООО «Верховина» на основании договора аренды от 21.08.2003 сроком до 01.05.2028, впоследствии перезаключенного 26.06.2018 с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя сроком на 2 года и 11 месяцев. В ЕГРН внесён как ранее учтённый.
На данном земельном участке расположены два объекта – нежилое здание с кадастровым номером № площадью 320,3 кв.м. по адресу: г. <адрес>, собственником которого является ООО «Верховина» с 30.01.2001, и частично объект незавершенного строительства степень готовности 75% с кадастровым номером № – гостиничный комплекс с элементами аквапарка, право собственности на который зарегистрировано за ООО «Верховина» на основании судебного решения от 01.10.2008. Также на данный земельный участок 11.12.2017 выдан ГПЗУ, где отражены перечисленные сведения (т. 9 л.д. 41-92, 142 -240, т. 10 л.д. 38-41, 117-124).
Земельный участок по адресу: г. Севастополь, в районе б. Круглая, площадью <данные изъяты>.м с кадастровым номером № имеет категорию «земли населенного пункта», вид разрешенного использования «для обслуживания зданий, сооружений и территории пляжа Омега», находится в постоянном бессрочном пользовании на основании государственного акта № от 18.08.2000, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ от 07.12.2018. Сведения о правообладателе отсутствуют (т. 9 л.д. 131-138, т. 10. л.д. 42-52).
Выписки из ЕГРЮЛ от 12.04.2018 в отношении данных земельных участков содержатся в проекте планировки в разделе «Исходные данные. Перечень выписок из ЕГРН на изменяемые земельные участки». При этом, в Выписках от 12.04.2018 в отношении названных земельных участков указаны сведения о том, что их границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (т. 2 л.д. 39-87). Согласно материалам дела, земельный участок с кадастровым номером № полностью накладывается на земельный участок с кадастровым номером №, что подтверждено сведениями из ЕГРН на даты выдачи указанных выше выписок.
Согласно Генеральному плану города Севастополя, утверждённому решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005, земельный участок с кадастровым номером № большей частью расположен в функциональной зоне общественной застройки общегородского и районного значения; земельные участки с кадастровым номером № и с кадастровым номером № - в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов), в зоне кратковременной рекреации (пляжи, спортивно-развлекательные комплексы) (т. 10 л.д. 120, 125).
Таким образом, разработчик располагал сведениями о перечисленных выше земельных участках и расположенных на них объектах недвижимости, функциональных зонах, и использовал их при подготовке градостроительной документации, обосновав предлагаемые проектные решения надлежащим образом.
Так, в соответствии с оспариваемым проектом планировки территории (Основная (утверждаемая) часть. Текстовая часть 1; том II.2, материалы по обоснованию) предлагается образование, перераспределение и изъятие ряда земельных участков с целью формирования нового элемента планировочной структуры – территории общего пользования, в том числе, земельных участков с кадастровыми номерами № (для размещения объектов обслуживания территории пляжа и набережной). При этом, проектом выполнено упорядочение землепользования в границах данных земельных участков, предложено образовать дополнительный пешеходный проход длиной около 120 метров, шириной 39,5 метров согласно Региональным нормативам градостроительного проектирования города Севастополя, утверждённым постановлением Правительства Севастополя от 20.04.2017 № 317-ПП, от проспекта Античный к набережной и пляжу бухты Круглая (земельный участок с кадастровым номером №) за счёт изменения (уменьшения площади на 2024 кв.м.) путём раздела земельного участка с кадастровым номером № и последующего изменения вида разрешенного использования части данного земельного участка на «территорию общего пользования» (код 12.0), что также отражено в графической части (чертёж «границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры») (т. 1 л.д. 109-110,115-126, т. 2 л.д. 41, т. 7 л.д. 166 -170, т. 8 л.д. 2, т. 10 л.д. 109-112).
Согласно проекту планировки и проекту межевания территории (чертёж проекта планировки территории, утверждаемая часть; том II.2, материалы по обоснованию) земельный участок с кадастровым номером № большей частью расположен в границах существующей территории общего пользования. При этом, постановлением Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года № 248-ПП «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» на данной территории были установлены красные линии улично-дорожной сети, однако согласно данной документации они проходили по полотну существующей дороги. В связи с этим оспариваемым проектом планировки и межевания в названном месте осуществлена корректировка красных линий, ранее утверждённых постановлением Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года № 248-ПП, по существующей улично-дорожной сети, а именно, они установлены относительно имеющейся дороги по проспекту Античный, что обосновано в оспариваемом проекте планировки территории (Основная (утверждаемая) часть. Текстовая часть 1) и не противоречит действующему градостроительному законодательству, в том числе, статье 45 ГрК РФ (т. 1 л.д. 103-105, 111-112, т. 7. л.д. 170-176, т. 9 л.д. 94, т. 10 л.д. 75-109).
Таким образом, анализ оспариваемой проектной документации позволяет сделать вывод о том, что, вопреки доводам административных истцов, предлагаемые в нём проектные решения направлены не только на сохранение существующей территории общего пользования, но и на её увеличение при обеспечении баланса законных прав правообладателей земельных участков и объектов недвижимости, существовавших как до принятия Генерального плана города Севастополя 2005 года и до 18.03.2014, так и на момент разработки настоящей градостроительной документации города Севастополя.
Вопросы законности формирования в спорном месте земельных участков, возведения на них объектов капитального строительства, осуществленные до принятия оспариваемой градостроительной документации, в предмет деятельности её разработчика не входит.
Относительно доводов истцов о незаконности оспариваемого проекта планировки и межевания ввиду отсутствия в нём мер, направленных на сохранение историко-градостроительной или природной среды объектов культурного наследия, расположенных в районе бухты Омега, и перечисленных в материалах историко-культурного опорного плана (приложение к Генеральному плану города Севастополя 2005 года) и в научной литературе, суд не находит законных оснований согласиться с ними в силу следующего.
Согласно материалам по обоснованию проекта планировки, том II.2, на спорной территории находятся следующие объекты культурного наследия: Усадьба 9 надела в районе ул. П. Корчагина, Усадьба надела № 7, Комплекс античных дорог с Т-образным перекрестком между ними. Также участок находится в границах территории Достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита». Сведения о названных объектах культурного наследия внесены в проект на основании поступившего в адрес разработчика письма Севнаследия от 09.04.2018 № 768/38-01-18/18. Также разработчик использовал сведения, содержащиеся в Историко-архитектурном опорном плане и проекте зон охраны, с учётом фактически существующей ситуации (т. 7 л.д.157-183, т. 9 л.д. 61-66, 93, 104-105).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, заслушивания пояснений представителей Севнаследия, ГАУС «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства, архитектуры, изысканий и среды», изучения представленных ими документов и соотнесения их с оспариваемым проектом планировки и межевания территории, на проектируемой территории в районе бухты Омега – проспект Античный фактически расположены следующие выявленные объекты культурного наследия: Усадьба надела № 7 и Комплекс античных дорог с Т-образным перекрестком между ними, в отношении которых проведена государственная историко-культурная экспертиза с целью включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и которые подлежат государственной охране в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Как указывалось выше, названные объекты разработчиком схематично нанесены на чертёж. Неточное нанесение на чертёж места нахождения Усадьбы 9 надела в районе ул. П. Корчагина, по факту расположенной за пределами территории, на которую разрабатывался настоящий проект планировки и межевания, прав административных истцов не нарушает.
Объект Усадьба № 7, обозначенный в Историко-архитектурном опорном плане, в наличии отсутствует. Согласно карте (схеме) требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения Достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (приложение № 2 к Приказу Минкультуры России от 12.08.2016 № 1864, данный объект является не состоящим на госохране, утраченным (т. 10, л.д. 126, 132-137).
Вопросы выявления, учёта, сохранности объектов культурного наследия предметом ведения разработчика оспариваемого нормативного правового акта не являются.
Обязанности отражать в проекте планировки и межевания территории объекты культурного наследия, упоминаемые в научной литературе, закон не содержит.
Доводы административных истцов относительно не проведения инженерных изысканий в отношении территории, на которую разрабатывался проект планировки и межевания, также не влекут признание нормативного правового акта не действующим, поскольку соответствующие требования статьи 41.2 ГрК РФ соблюдены, результаты проведенных инженерных изысканий отражены в проекте планировки территории, том II.2, материалы по обоснованию (т. 7 л.д. 157-165).
При таких обстоятельствах оснований полагать нарушенными права административных истцов не имеется. Не установлено судом и нарушений градостроительного законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2017 № 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
По смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.
Европейский Суд по правам человека также неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Таким образом, постановление Правительства Севастополя № 141-ПП от 04.03.2019 «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории в районе бухты Омега – проспект Античный» в Гагаринском муниципальном округе» не подлежит признанию не действующим, как об этом просят административные истцы, ввиду отсутствия для этого законных оснований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления С.А., А.А. о признании постановления Правительства Севастополя от 04 марта 2019 года № 141-ПП «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории в районе бухты Омега – проспект Античный» в Гагаринском муниципальном округе» не действующим отказать.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru или в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного печатного издания.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.
Судья Т.А. Артамонова
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2020 года.