ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-22/20 от 25.02.2020 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело №3а-22/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2020 года г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А.,

при секретаре - Абашкиной А.Ф.,

с участием прокурора – Тюхтеневой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Водопроводно-канализационное хозяйство» О признании недействующим пункта 2, а также в приложении №2 частично пунктов «д» и «е» приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 23 октября 2019 года №21/1 «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО «Водоканал» и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 ноября 2017 года №46/1,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Водопроводно-канализационное хозяйство» обратилось в Верховный Суд Республики Алтай с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просит признать недействующим с момента принятия приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 23 октября 2019 года №21/1 «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО «Водоканал» и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.11.2017 года №46/1 в части изменений, внесенных в подпункты 9-12 пункта 2; а также пунктов «д» и «е» в приложении №2, относительно содержания пунктов 6 в части суммы неподконтрольных расходов на 2020 год, расходов на амортизацию основных средств; пункта 7, в части суммы расчетной предпринимательской прибыли. Взамен отмененного нормативного акта в испрашиваемой части, полагали необходимым возложить на ответчика обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта.

В обоснование административных исковых требований привели доводы о том, что АО «Водоканал» является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории муниципального образования г.Горно-Алтайска.

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 23 октября 2019 года №21/1 «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО «Водоканал» и внесении изменения в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 ноября 2017 года №46/1 скорректированы (снижены) тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО «Водоканал» на 2020г.

Оспариваемый приказ считают несоответствующим пунктам 38, 42, 47, 65, 78.1 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 г. №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (вместе с «Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами определения размера инвестиционного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета»). Пункту 26 приказа Федеральной службы по тарифам России от 27.12.2013 года №1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Указывают, что в необходимую валовую выручку на основании части 2 статьи 256 НК РФ не включена амортизация в размере 3 083,40 тыс. руб., ввиду того, что согласно ведомости начисления амортизации все объекты водоснабжения находятся на балансе предприятия с 2005 года, в то время как до 2005 года объекты находились в муниципальной собственности и были созданы и приобретены за счет бюджетных средств. Согласно пунктам 43,77 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств, учитываемые в НВВ, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями, пунктом 28 которых установлено, что такие расходы учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет амортизации основных средств регламентируется разделом 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001г. №26н. В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000г. №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», для формирования информации о начисленной и использованной амортизации, применяется счет 02 «Амортизация основных средств», который ведется по каждому объекту, по группам объектов в соответствии с Учетной политикой Общества и включается в текущие затраты общества.

Необоснованным считают исключение из необходимой валовой выручки расходов по сомнительным долгам организации в размере 1060,5 тыс. руб., в подтверждение которых в тарифный орган были представлены акты о признании дебиторской задолженности невозможной ко взысканию по МУП «Майма», ООО «ЖЭУ», ООО «УК «Центральная», ТСЖ «Лаванда», ТСЖ «Парус», ООО «Горно-Алтайск Уют», потребителями частного сектора г.Горно-Алтайска и обороты по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам», в подтверждение задолженности за счет резерва по сомнительным долгам за 2018 год.

Причиной исключения расходов по сомнительным долгам организации из необходимой валовой выручки явилось отсутствие информации о задолженности по конкретным потребителям категории населения. А также несовпадение фамилий должников, проживающих в частном секторе г.Горно-Алтайска в представленном реестре с исполнительными листами УФССП по Республике Алтай.

Однако, ввиду того, что обществом было сформировано два реестра по сомнительной задолженности: один как реестр безнадежной задолженности не включенный в резерв по счету 63, составленный на основании данных исполнительных листов, предъявленных к исполнению по которым вынесены постановления о невозможности взыскании, а задолженность списана бухгалтерией. Другой, составленный на основании резерва по сомнительной дебиторской задолженности согласно учетной политики предприятия и использованный в 2018 году полностью.

По указанным причинам информация о сомнительной задолженности в отношении конкретных потребителей, категории населения, проживающих в частном секторе г.Горно-Алтайска, по представленным реестрам не может совпадать с информацией содержащейся в исполнительных документах.

Такая информация согласно п.26 Методических указаний (№1746-э) учитывается по предыдущему периоду регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

Расходы по сомнительным долгам относятся к неподконтрольным расходам (пункт 65 Основ ценообразования) и определяются согласно пункта 42 данных Основ, где сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с методическими указаниями и включают в себя, в том числе расходы по сомнительным долгам в размере не более 2% НВВ, относимой в соответствии с методическими указаниями на население. Согласно записям по счету 90.01.1 2% от выручки, полученной в сфере холодного водоснабжения за 2018 год составляет 998 781,41 руб.

Также общество не согласно с исключением из НВВ на 2020 год величины расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации, поскольку, это противоречит положениям пунктов 2,28 Основ ценообразования, и следовательно, подлежит учету в составе необходимой валовой выручки гарантирующей организации, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат или метода индексации на период регулирования.

В соответствии с пунктом 78.1 Основ ценообразования, расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47.2 данного документа. При этом административный истец является собственником имущества, и обозначенные в названном пункте критерии на него не распространяются.

Согласно п.32 (1) Методических указаний расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5% включаемых в НВВ на очередной период регулирования расходов, указанных в пп.1-7 п.15 Методических указаний (приложение к приказу ФСТ от 27.12.2013 г. №1746-э), с учетом особенностей, предусмотренных п.47 (2) Основ ценообразования.

Максимальная сумма расчетной предпринимательской прибыли подлежащей включению в НВВ при установлении тарифов на питьевую воду при оказании услуг по холодному водоснабжению АО «Водоканал» на 2020 год составила 3 630,51 руб. Однако, эта сумма необоснованно не была учтена при корректировке тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО «Водоканал».

При изложенных обстоятельствах полагают, что Комитетом по тарифам Республики Алтай принят нормативный акт с заниженным и экономически необоснованным тарифом, чем нарушены права административного истца, как организации, которая предоставляет услуги в т.ч. в сфере водоснабжения и может привести к банкротству предприятия.

В отзыве на административное исковое заявление Комитет по тарифам Республики Алтай указывает на несогласие с приведенными в нем доводами.

При этом считают обоснованным и, соответственно, не подлежащим включению в НВВ суммы амортизации основных средств в размере 3083,40 тыс.руб., ссылаясь на то, что согласно учетной политике АО «Водоканал», утвержденной приказом №296п от 29.12.2012 года, сроки полезного использования основных средств определяются по классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1.01.2002 года №1. По основным средствам, используемым для работы в условиях повышенной сменности, срок полезного использования, определенный в соответствии с классификацией основных средств, сокращается в два раза.

Согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1.01.2002г. №1 по указанному имуществу истекли сроки полезного использования, соответственно амортизация начисляться не может.

В представленной в рамках формирования тарифа амортизационной ведомости за период с 1.01.2018г. по 31.12.2018 г. данные по полезному сроку использования основных средств отсутствуют. Не представлено Приложение №2, содержащее расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ГУП «Водоканал», утвержденный п.5 Распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Алтай №120 от 14.06.2005 года

У специалистов комитета возникли сомнения по приобретению данных объектов за счет средств АО «Водоканал», так как предприятие долгое время находилось в стадии банкротства, не имело утвержденной инвестиционной программы. Кроме того, организации ежегодно выделяются денежные средства из бюджета Республики Алтай и МО «Город Горно-Алтайск» на подготовку к зимнему периоду и на прочие мероприятия.

Считают, что организация в соответствии с положениями ст.256 НК РФ не подтвердила использование начисленной амортизации на восстановление основных фондов, что свидетельствует о том, что начисленная амортизация основных средств АО «Водоканал» не осваивается.

В обоснование исключения из НВВ сбытовых расходов ссылаются на отсутствие информации о задолженности по конкретным потребителям категории населения перед обществом.

Исходя из содержания части 2 пункта 47 Основ ценообразования, при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 год и последующие периоды регулирования, орган тарифного регулирования сделал выводы о том, что расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не подлежит установлению, поскольку в соответствии с пунктом 2 раздела I Устава АО «Водоканал», утвержденного решением единственного акционера АО «Водоканал» от 23.05.2017 года №26 единственным акционером общества является МО «г.Горно-Алтайск» в лице муниципального учреждения «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска.

В судебном заседании представитель АО «Водоканал» Бутушева Л.С., действующая на основании доверенности, поддержала административные исковые требования, по основаниям, приведенным в административном иске и его уточнениях.

Представитель административного ответчика – Комитета по тарифам Республики Алтай Юркина Наталья Юрьевна, полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, по основаниям, приведенным в представленных на него возражениях.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и заслушав пояснения специалистов С.Е.В., Т.Л.А., Б.Н.С., заключение прокурора Тюхтеневой И.М., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела административный истец АО «Водоканал» согласно Устава осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и является гарантирующей организацией в сфере деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования г.Горно-Алтайск.

17.05.2019 года Комитет по тарифам Республики Алтай направил в адрес АО «Водоканал» извещение об открытии с 15.05.2019 года дела по установлению тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО «Водоканал» на 2020 год с применением метода индексации.

26.04.2019 года АО «Водоканал» обратилось с заявлением по корректировке необходимой валовой выручки и установлении тарифов на холодное водоснабжение на 2020г., приложив производственную программу и копии документов, подтверждающих расходы общества.

В последующем, АО «Водоканал» в адрес Комитета по тарифам Республики Алтай согласно направленных ими запросов неоднократно направляло дополнительные пакеты документов, письменно разъясняло, какие основные средства были приобретены за счет амортизации, начисленной обществом в 2018 году.

На основании данного обращения и с учетом подготовленного специалистами органа тарифного регулирования экспертного заключения 23.10.2019 года Комитетом по тарифам Республики Алтай принят приказ №21/1 «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО «Водоканал», и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 ноября 2017 года №46/1 «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО «Водоканал».

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) и Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Основы ценообразования).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 1 части 2, пункта 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении регулированию, в частности, подлежат тарифы в сфере холодного водоснабжения, тарифы на водоотведение.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 15 марта 2012 года за № 57 «Об утверждении положения о Комитете по тарифам Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» определено, что Комитет по тарифам Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, созданным с целью осуществления государственного регулирования тарифов (цен).

К полномочиям Комитета по тарифам Республики Алтай относится в том числе, государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения. (Пункт 10 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай).

Таким образом, Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 23 октября 2019 года №21/1 «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО «Водоканал» внесший изменения в Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 ноября 2017 года N 46/1 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО "Водоканал", на 2018 - 2022 годы", принят уполномоченным органом, в установленном порядке опубликован в сетевых изданиях на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 25.10.2019 и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.10.2019 и по этим основаниям не обжалуется.

Данным приказом осуществлена корректировка долгосрочных тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения на 2020 год, поставляемую АО "Водоканал" путем внесения изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 ноября 2017 года N 46/1 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО "Водоканал", на 2018 - 2022 годы".

При этом пунктом 2 приказа утверждены новые тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО "Водоканал", на 2018 - 2022 годы, а в приложении №2 производственная программа на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО «Водоканал».

Согласно пунктам 30, 33 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования (долгосрочные тарифы). Данные тарифы ежегодно корректируются с учетом отклонений фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (пункта 80 Основ ценообразования).

На основании пунктов 24, 26 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Оспариваемые тарифы установлены с использованием метода индексации.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

При этом исходя из положений пункта 77 Основ ценообразования, величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Как следует из экспертного заключения по корректировке тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО «Водоканал» на территории МО «Город Горно-Алтайск» на 2020 год методом индексации, на основании долгосрочных параметров регулирования на 2018-2020 года, при разрешении вопроса о включении в состав НВВ амортизации основных средств и нематериальных активов (п.9.4), АО «Водоканал» предложено включить в расчет тарифа затраты на амортизационные отчисления в размере 3083,40 тыс. руб. в подтверждение чего, были представлены: ведомость амортизации основных средств за 2018 год, оборотно-сальдовые ведомости по счету 08.

Однако, указанные расходы, были исключены Комитетом по тарифам Республики Алтай из состава НВВ со ссылкой на положения учетной политики АО «Водоканал», утвержденной приказом №296п от 29 декабря 2012 года, устанавливающей, что сроки полезного использования основных средств определяются по Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года №1. Исходя из классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1.01.2002 г. №1 по имуществу АО «Водоканал» (годы приобретения 1973-2005 гг. в порядке приватизации) истекли сроки полезного использования, соответственно, амортизация начислению не подлежит.

А также по причине отсутствия данных по полезному сроку использования основных средств за период с 1.01.2018г. по 31.12.2018г. и сведений в отношении источников поступления средств, за счет которых приобретено имущество, находящееся на балансе предприятия с 2005 года, и приобретенного после указанной даты.

В связи с чем, орган регулирования на основании ст.256 НК РФ пришел к выводу о том, что данное имущество не подлежит амортизации, ввиду приобретения (создания) его обществом за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Вместе с тем, как в рамках тарифного регулирования, так и при рассмотрении настоящего дела, обстоятельства, подтверждающие факт приобретения обществом имущества (основных средств) за счет целевых бюджетных средств не нашли подтверждения.

По мнению суда, исключение тарифным органом из расчета тарифа затрат по данной статье, является не обоснованным.

Пунктом 23 Основ ценообразования установлено, что при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Таким образом, при определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учете.

Следовательно, ссылки тарифного органа на положения статьи 256 НК РФ, обусловлены неверным применением ими правовых норм в ходе корректировки тарифа на холодное водоснабжение. Данной нормой права регулируются налоговые правоотношения, связанные с начислением налога на прибыль юридического лица. К правоотношениям, связанным с тарифным регулированием, нормы налогового законодательства в данном случае не применяются.

Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Пунктом 17 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н, согласно пункту 49 которых стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учета, запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования либо полученное в порядке приватизации не содержат.

При определении расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемому виду деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку, амортизация, начисленная в отношении объектов, созданных за счет бюджетных средств, не исключается.

Также суд полагает, что тарифным органом неверно определена амортизационная группа в отношении трубопроводов принадлежащих АО «Водоканал».

В силу пунктов 19, 20 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

В этой связи при установлении срока полезного использования объекта основных средств организацией может применяться также Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее - Классификация), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

Необходимо иметь в виду, что на основании пункта 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования по объекту основных средств пересматривается организацией только в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации.

При этом внесение изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее - Классификация), утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, не является основанием для изменения срока полезного использования основных средств, установленного, в том числе на основании Классификации основных средств, действовавшей на дату принятия к бухгалтерскому учету амортизируемого имущества.

Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" в редакциях, действующих до внесения изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1924 не содержало ранее в своем перечне такого имущества, как «трубопровод местный для воды» (водопровод) по коду ОКОФ 220.42.21.12.110, отнесенный в настоящее время к шестой амортизационной группе со сроком полезного использования имущества от 10 до 15 лет включительно. Его появление в данном перечне обусловлено именно названными изменениями, вступившими в силу с 08.01.2020 года и распространяющимися на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Термин «водопровод» согласно ГОСТ 25151-82 Водоснабжение. Это комплекс сооружений, включающий водозабор, водопроводные насосные станции, станцию очистки воды (водоподготовки), водопроводную сеть и резервуары для обеспечения водой определенного количества потребителей.

При этом, определяя понятие термина «водопроводная сеть», в пункте 45 названного ГОСТА указывается, что это система трубопроводов с сооружениями на них для подачи воды к местам ее потребления.

Суд, учитывая период принятия к бухгалтерскому учету части амортизируемого имущества, полученного в порядке приватизации в 2005 году, и впоследствии, отсутствия в материалах дела доказательств улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенных реконструкции или модернизации, находит обоснованной позицию административного истца о том, что водопроводные сети числящиеся по ОКОФ 220.00.00.00.000 в разделе сооружения и передаточные устройства, как сооружения, правомерно были отнесены АО «Водоканал» к 10 группе со сроком полезного использования свыше 30 лет включительно.

Согласно учетной политики на 2013 год, утвержденной приказом №296п АО «Водоканал», сроки полезного использования основных средств определяются по Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. №1. Амортизация начисляется линейным способом. Переоценка основных средств не производится.

Приказом №279-П ОАО «Водоканал» учетная политика общества, утвержденная вышеназванным приказом признана действительной на 2017 год.

При таких обстоятельствах, исключение тарифным органом из расчета тарифа, затрат, связанных с исчислением амортизации следует признать неправомерным, произведенным с нарушением требований пункта 43 Основ ценообразования, пункта 28 Методических указаний, и Методических указаний по бухгалтерскому учету, и без надлежащего обоснования.

Оценивая обоснованность исключения органом регулирования при расчете тарифов предпринимательской прибыли гарантирующей организации, суд приходит к следующему.

Из пункта 2 Основ ценообразования следует, что расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации является величиной, учитываемой при определении необходимой валовой выручки гарантирующей организации, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат или метода индексации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования - в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающейся в распоряжении гарантирующей организации и расходуемой ею по своему усмотрению.

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47.2 данного документа.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 данного документа (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Согласно положениям пункта 47(2) Основ ценообразования при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 г. и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации:

являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием;

владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

Однако, АО «Водоканал» является коммерческой организацией.

Организационно-правовая форма акционерного общества, исключает возможность его отнесения к государственному или муниципальному унитарному предприятию.

Доказательств тому, что административный истец владеет объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет в материалы дела не представлено.

В рамках тарифного регулирования, обществом в соответствии с требованиями действующего законодательства представлены как расчет предпринимательской прибыли гарантирующей организации, так и первичные документы, подтверждающие величину, влияющую на предъявленный расчет.

Вместе с тем, тарифный орган обоснованность расчета и представленных документов не анализировал, ссылаясь на факт нахождения 100% акций общества в муниципальной собственности МО «Город Горно-Алтайск», в пункте 9.6. экспертного заключения сделал вывод об отсутствии оснований к включению в тариф на холодное водоснабжение на 2020 год расходов по статье «расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» в размере 4463,50 тыс.руб.

Однако, данное обстоятельство в числе приведенных в пункте 47(2) Основ ценообразования не значится, а иных оснований к исключению из НВВ расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации Комитетом по тарифам в ходе тарифной кампании не приведено.

Довод административного ответчика о том, что расчетная предпринимательская прибыль подлежит включению в НВВ в начале долгосрочного периода регулирования, без последующей его корректировки, опровергается положениями, содержащимися в пункте 73 Основ ценообразования, где указывается о необходимости определения расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации на каждый год долгосрочного периода регулирования.

По этому основанию судом не принимается во внимание и ссылка тарифного органа на письмо ФАС от 18.07.2018 года №ВК/55514/18.

Учитывая изложенное, суд полагает неправомерным исключение тарифным органом расходов общества по названной статье, поскольку расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации является величиной, используемой при расчете тарифов, которая учитывается в необходимой валовой выручке в размере 5% указанных расходов, и согласно пункту 2 Основ ценообразования остается в распоряжении гарантирующей организации, расходуется ею по своему усмотрению.

Проверяя доводы общества о необоснованном не включении органом регулирования расходов по статье затрат "Сомнительные долги", суд исходит из следующего.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы по сомнительным долгам, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 42 Основ ценообразования.

Согласно положениям пункта 42 Основ ценообразования сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с Методическими указаниями и включают в себя, в том числе, расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования при наличии подтвержденных бухгалтерской и статистической отчетностью данных.

Общее правило об учете расходов и доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете предусмотрено пунктом 20 Основ ценообразования, при этом должны соблюдаться правила о раздельном учете по видам деятельности (часть 12 статьи 31 Закона 416-ФЗ), в том числе в целях исключения повторного учета одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности (пункт 21 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 70 приказа Минфина России от 29.07.1998 года №34-н, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

В целях определения расходов по сомнительным долгам, гарантирующей организацией в рамках тарифного регулирования АО «Водоканал» были представлены приказ руководителя о создании комиссии по созданию резерва по сомнительным долгам от 15.11.2016г. №246-п, решения комиссии по созданию резерва по сомнительным долгам, подтверждающие создание резерва и отнесение дебиторской задолженности юридических лиц к сомнительной, физических лиц, акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами от 31.12.2018г., реестры сомнительной задолженности, оборотно-сальдовая ведомость по счету 63 за 2018 год, карточки счета 91.02 за 2018 г. приказы руководителя о проведении инвентаризации, судебные приказы, акты судебных приставов исполнителей о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, постановления об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю, бухгалтерская документация, подтверждающая осуществление раздельного учета по регулируемым видам деятельности (балансы и расшифровка дебиторской задолженности стр.1230 по состоянию на 31.12.2018г.), акты о признании дебиторской задолженности невозможной ко взысканию по МУП «Майма», ООО «ЖЭУ», ООО «УК «Центральная», ТСЖ «Лаванда», ТСЖ «Парус», ООО «Горно-Алтайск Уют», потребителями частного сектора г.Горно-Алтайска.

Из экспертного заключения следует, что заявленные обществом сбытовые расходы в размере 1060,50 тыс. руб., не приняты органом регулирования при установлении тарифов в связи с отсутствием информации о задолженности по конкретным потребителям категории население.

Документы, подтверждающие передачу задолженности за коммунальные услуги от управляющих компаний и ТСЖ АО «Водоканал» для дальнейшей работы по взысканию в Комитет не представлены.

Фамилии должников, проживающих в частном секторе г.Горно-Алтайска по представленным реестрам и исполнительным листам УФССП по Республике Алтай не совпадают.

Однако, ввиду того, что обществом было сформировано два реестра по сомнительной задолженности: один как реестр безнадежной задолженности не включенный в резерв по счету 63, составленный на основании данных исполнительных листов, предъявленных к исполнению по которым вынесены постановления о невозможности взыскании, а задолженность списана бухгалтерией. Другой, составленный на основании резерва по сомнительной дебиторской задолженности согласно учетной политики предприятия и использованный в 2018 году полностью.

По указанным причинам информация о сомнительной задолженности в отношении конкретных потребителей, категории населения, проживающих в частном секторе г.Горно-Алтайска, по представленным реестрам не может совпадать с информацией, содержащейся в исполнительных документах.

Такая информация согласно п.26 Методических указаний (№1746-э) учитывается по предыдущему периоду регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

Доводы, приведенные административным ответчиком в судебном заседании о том, что в резерв по сомнительным долгам включаются суммы безнадежных долгов, основаны на неверном толковании норм материального права.

Ошибочными следует считать и доводы административного ответчика о том, что расходы по сомнительным долгам в размере 2% необходимой валовой выручки, относятся только на категорию население, поскольку в силу пункта 26 Методических указаний, необходимо учитывать наряду с категорией население и абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению.

Таким образом, исключение тарифным органом из состава НВВ расходов АО «Водоканал» по сомнительным долгам, нельзя признать обоснованным.

Указанные обстоятельства влекут нарушение права административного истца, поскольку, в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом тарифного регулирования при установлении тарифа на ее товары (работы, услуги), то такие расходы учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств по соблюдению требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Вопреки требованиям процессуального законодательства Комитет по тарифам Республики Алтай не доказал соответствия оспариваемого в части приказа закону или иному нормативному правовому акту и не опроверг представленные обществом в обоснование заявленных требований доказательства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что расчет оспариваемых тарифов произведен регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства по изложенным выше основаниям и свидетельствует о противоречии Приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 23 октября 2019 года №21/1 «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО «Водоканал» и внесении изменения в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.11.2017 года №46/1 в части внесения изменений в подпункты 9-12 пункта 2; пунктов «д», «е» в приложении №2 требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов большей юридической силы, следовательно, является экономически не обоснованным в отношении административного истца и непосредственно нарушает его права.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования АО «Водоканал» подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание его не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт следует признать недействующим со дня принятия.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании - в газете «Звезда Алтая» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложение судом обязанности на орган, принявший оспариваемый акт, принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, связано с выявленной недостаточной правовой урегулированностью административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

По мнению суда, выявленное нарушение установленного порядка определения тарифов на регулируемый вид деятельности для ОАО «Водоканал», свидетельствует о недостаточной правовой урегулированности данных публичных правоотношений и является основанием для применения указанной нормы процессуального права.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждаются с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании данной нормы расходы по уплате государственной пошлины, понесенные АО "Водоканал» в размере 4500 рублей, подлежат взысканию с административного ответчика Комитета по тарифам Республики Алтай.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Акционерного общества «Водопроводно-канализационное хозяйство» удовлетворить.

Признать недействующим со дня его принятия Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 23 октября 2019 года №21/1 «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую АО «Водоканал» и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.11.2017 года №46/1 в части внесения следующих изменений в подпункты 9,10,11,12 пункта 2; пунктов «д», «е» в приложении №2 к настоящему приказу.

а) в пункте 2 подпункте 9 цифры "40,37" заменить цифрами "38,34";

б) в пункте 2 подпункте 10 цифры "40,93" заменить цифрами "38,34";

в) в пункте 2 подпункте 11 цифры "47,63" заменить цифрами "46,00";

г) в пункте 2 подпункте 12 цифры "48,30" заменить цифрами "46,00";

2) в приложении №2 пункт «д», где указано, пункт 6 изложить в следующей редакции:

Питьевое водоснабжение

2.3. Неподконтрольные расходы, в т.ч.

1104,39

2.4. Расходы на амортизацию основных средств

0

Пункт «е», где указано: в пункте 7 столбец, заменить на столбец в следующей части:

2020 год

1380,14

0

0

81819,33

Обязать Комитет по тарифам Республики Алтай принять заменяющий нормативный правовой акт в вышеуказанной части в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Комитета по тарифам Республики Алтай в пользу Акционерного общества «Водопроводно-канализационное хозяйство» судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины 4500 рублей.

Опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - в газете «Звезда Алтая».

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Кокшарова

Мотивированное решение изготовлено 2 марта 2020 года.