ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-22/2017 от 02.05.2017 Омского областного суда (Омская область)

Дело № <...>а-22/2017

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<...>

О. областной суд в составе

председательствующего судьи Харламовой О.А.,

при секретаре Бердовой А.А.,

с участием прокурора Ильина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Омскгоргаз» о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии О. области от <...>№ <...> «Об установлении предельных уровней розничных цен на сжиженный газ, реализуемый Акционерным обществом «Омскгоргаз» населению для бытовых нужд, на 2017 год» в части столбца 5 «с 01 июля по 31 декабря» таблицы пункта 1,

установил:

приказом Региональной энергетической комиссии О. области (далее - РЭК О. области) от <...>№ <...>, опубликованным на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) <...>, установлены и введены в действие предельные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый Акционерным обществом «Омскгоргаз» населению для бытовых нужд, на 2017 год.

Акционерное общество «Омскгоргаз» (далее - АО «Омскгоргаз») обратилось с заявлением о признании недействующим приказа РЭК О. области от <...>№ <...> «Об установлении предельных уровней розничных цен на сжиженный газ, реализуемый Акционерным обществом «Омскгоргаз» населению для бытовых нужд, на 2017 год» в части столбца 5 «с 01 июля по 31 декабря» таблицы пункта 1, ссылаясь на установление экономически необоснованных (заниженных) тарифов.

В обоснование требований административный истец указал, что региональный регулятор необоснованно изменил величину необходимой валовой выручки, неправомерно исключив по мотивам экономической необоснованности понесенные АО «Омскгоргаз» в 2015 году расходы по договорам аренды от <...>№ <...>п-1 и от <...>№ <...>п/1-58 на общую сумму <...> руб.

Планируемые на 2017 год расходы по договору аренды от <...>№ <...>п/1-58 на общую сумму <...>. без НДС приняты региональным регулятором в размере <...> руб.

По мнению административного истца, действия РЭК О. области по изъятию из необходимой валовой выручки АО «Омскгоргаз» фактически понесенных расходов на аренду газопроводов и систем газоснабжения за 2015 год, включение указанных расходов на 2017 год не в сумме, определенной договором, а с учетом амортизации арендуемого оборудования, не соответствуют Федеральному закону от <...> № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользуемого оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...>, Методическим указаниям по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденным приказом ФСТ России от <...>№ <...>-э/2 (т.1 л.д.5-11, т.2 л.д.166-168).

В судебном заседании представители АО «Омскгоргаз» ФИО1, ФИО2., действующие на основании доверенностей от <...> (т.1 л.д.226, 229), заявленные требования поддержали.

Представитель РЭК О. области ФИО3, действующий на основании доверенности от <...> (т.2 л.д.12-13), поддержав доводы письменного отзыва (т.1 л.д.129-132), возражал относительно удовлетворения административного иска, ссылаясь на принятие нормативного правового акта в пределах компетенции органа исполнительной власти О. области, в установленной форме, без нарушения требований законодательства, предъявляемых к процедуре подготовки, согласования, рассмотрения, представления проекта правового акта, опубликования и вступления в законную силу, отсутствие нарушений при определении величины необходимой валовой выручки АО «Омскгоргаз».

Представители Федеральной антимонопольной службы России в судебном заседании участия не принимали.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ильина А.С., полагавшего, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Гражданский кодекс Российской Федерации в п. 1 ст. 424 устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от <...>№ <...> «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» установлено, что розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Положения о Региональной энергетической комиссии О. области, утвержденного постановлением Правительства О. области от <...>№ <...>-п, РЭК О. области является органом исполнительной власти О. области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, коммунального комплекса и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории О. области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти О. области.

Основными задачами комиссии являются, в частности, установление подлежащих государственному регулированию цен, тарифов, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги (п. 8 Положения).

РЭК О. области <...> принят приказ № <...>, которым установлены и введены в действие предельные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый АО «Омскгоргаз» населению для бытовых нужд, на 2017 год (т.1 л.д.134-135).

Текст приказа в соответствии с положениями Указа Г. О. области от <...>№ <...> «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Г. О. области, Правительства О. области, других органов исполнительной власти О. области» опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) <...> (т.1 л.д.136).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят полномочным органом исполнительной власти О. области в пределах компетенции субъекта Российской Федерации.

Данный приказ является нормативным правовым актом, так как обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим приказом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «Омскгоргаз» оказывает услуги по реализации СУГ физическим и юридическим лицам из групповых резервуарных установок и в баллонах для обеспечения коммунально-бытовых нужд.

В связи с осуществлением регулируемого вида деятельности <...> общество обратилось в РЭК О. области с заявлением об установлении уровня розничных цен на сжиженный газ, реализуемый для бытовых нужд населения на 2017 год, представив материалы, обосновывающие расчет стоимости тарифа.

По результатам рассмотрения указанных документов специалистами комиссии <...> составлено заключение, из которого следует, что при расчете тарифа внесены корректировки в статью «Прочие затраты», исключены в полном объеме расходы на аренду газопроводов в сумме <...>. руб. как не учтенные в структуре затрат при утверждении предельных уровней розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд на 2015 год (т.1 л.д.158); на 2017 год по статье «Аренда газопроводов» принято <...>. руб. с учетом корректировки суммы в результате изменения максимального срока использования основных средств (т.1 л.д.172, 211-213).

Вопрос об установлении предельных уровней розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд на 2017 год, рассмотрен на заседании правления РЭК О. области <...> при наличии необходимого кворума, с участием представителя АО «Омскгоргаз» (т.1 л.д.137-137).

Отношения государственной ценовой политики в сфере газоснабжения регулируются ст. ст. 4, 5, 8, 16, 17, 18, 20, 21, 23 - 26 Федерального закона от <...> № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»; соответствующая политика осуществляется на основании сформулированных в этом федеральном законе принципов с учетом баланса частных и публичных интересов.

В соответствии с абз. 2 п. 2 постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (далее – Методические указания), утверждены приказом ФСТ России от <...>№ <...>-э/2.

Из п. 4 Методических указаний следует, что расчет розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду; деятельности в размере, необходимом для:

учета в структуре регулируемых цен всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. «а» п.4);

обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (пп. «б» п.4);

возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа, в том числе расходов на содержание объектов инфраструктуры, используемых для осуществления деятельности по снабжению населения сжиженным газом из групповых резервуарных установок (пп. «в» п.4 Методических указаний).

Данные принципы являются общими для разных видов экономических отношений, подлежащих государственному регулированию.

В соответствии с п. 5 Методических указаний регулирование розничных цен базируется на раздельном учете расходов по регулируемому виду деятельности, в соответствии с нормативными актами о налоговом и бухгалтерском учете.

Раздел V Методических указаний, определяя особенности расчета цен по категории «3» - «Реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок», устанавливает, что сумма прямых расходов по данной категории может включать в себя расходы на содержание объектов инфраструктуры, используемых для осуществления деятельности по снабжению населения сжиженным газом из групповых газовых резервуарных установок и находящихся в собственности субъекта регулирования или в пользовании на иных законных основаниях.

Расчет расходов на содержание объектов инфраструктуры, используемых для осуществления деятельности по снабжению населения сжиженным газом из групповых резервуарных установок и находящихся в собственности субъекта регулирования или в пользовании на иных законных основаниях, осуществляется на основании обоснованных расчетов согласно приложению 9 к настоящим Методическим указаниям (п. 35 Методических указаний).

Из приложения 9 к Методическим указаниям следует, что в состав расходов на содержание объектов инфраструктуры входит амортизация основных средств и налоговые платежи.

Методическими указаниями не предусмотрен порядок определения расходов на арендную плату. Однако федеральное законодательство, регулирующее порядок установления цен (тарифов) в других регулируемых отраслях (водоснабжение, теплоснабжение, электроэнергетика), содержит соответствующие нормы об определении расходов на арендную плату в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень.

Так, ст. 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...>, ст. 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...>, ст. 44 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...>, определено, что расходы на аренду определяются органом регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Согласно ч. 6 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Суд, учитывая принципы определения экономически обоснованного уровня расходов, полагает, что в данном случае региональным регулятором правомерно применена аналогия закона и рассчитан экономический уровень заявленных расходов на аренду имущества в порядке, определенном сходными нормами других регулируемых отраслей права.

Из представленных региональному регулятору материалов следует, что в 2015 году амортизация на арендуемое АО «Омскгоргаз» оборудование не начислялась, в связи с чем, РЭК О. области правомерно отказано во включении понесенных расходов в структуру затрат при утверждении предельных уровней розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд на указанный период.

Планируемые на 2017 год расходы по договору аренды от <...>№ <...>п/1-58 учтены в размере <...> руб. исходя из величины плановых амортизационных отчислений. Суд отмечает, что расчет, произведенный региональным регулятором, в ходе рассмотрения дела административным истцом не оспаривался, доказательств того, что размер амортизации составляет иную сумму, АО «Омскгоргаз» не предоставлено.

Доводы АО «Омскгоргаз» о том, что переданные в аренду газопроводы и системы газоснабжения находятся в собственности Российской Федерации, не являются основанием для включения затрат на их аренду в необходимую валовую выручку в сумме, установленной договором.

Включение объекта нефинансовых активов в состав государственной казны не исключает начисления на них амортизации при издании соответствующего нормативного правового акта по бюджетному учету казны (п. 94 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от <...>№ <...>н).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемый приказ принят РЭК О. области в пределах предоставленных законом полномочий и в предусмотренной форме; опубликован в установленном порядке; оспариваемые административным истцом положения приказа не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

В соответствии с положениями ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Акционерного общества «Омскгоргаз» о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии О. области от <...>№ <...> «Об установлении предельных уровней розничных цен на сжиженный газ, реализуемый Акционерным обществом «Омскгоргаз» населению для бытовых нужд, на 2017 год» в части столбца 5 «с 01 июля по 31 декабря» таблицы пункта 1 – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через О. областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О. областного суда Харламова О.А.