ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-22/2022 от 04.03.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

№ 3а-22/2022

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров «04» марта 2022 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Моисеева К.В.,

при секретаре Соловьевой Е.В.,

при участии прокурора Шибановой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Водоканал» к Региональной службе по тарифам Кировской области о признании нормативного правового акта не действующим,

установил:

МУП «Водоканал» обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 26.10.2021 г. № <данные изъяты> «О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества «<данные изъяты>». В обоснование административного искового заявления указано, что с 01.08.2019 г. МУП «Водоканал» является гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории г. Кирова Кировской области. В связи с чем, МУП «Водоканал» необходимо заключить договор на транспортировку питьевой воды и сточных вод с АО «<данные изъяты>», стоимость услуг которой определяется на основании соответствующих тарифов, установленных уполномоченным органом. Региональной службой по тарифам Кировской области 26.10.2021 г. принято решение № <данные изъяты> «О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества «<данные изъяты>». В настоящее время Арбитражным судом Кировской области рассматриваются гражданские дела о взыскании с МУП «Водоканал» в пользу АО «<данные изъяты>» задолженности по оплате транспортировки питьевой воды и транспортировки сточных вод, рассчитанной исходя из тарифов, установленных оспариваемым решением региональной службы по тарифам Кировской области. МУП «Водоканал» полагая, что при установлении тарифов нарушена методика определения объема отпуска воды, принятых сточных вод, поскольку не учтены фактические объемы оказанных услуг 2016 – 2019 гг., а выводы уполномоченного органа о фактических объемах оказанных услуг основаны на актах оказанных услуг АО «<данные изъяты>»; в расчет валовой выручки АО «<данные изъяты>» включены затраты на содержание сетей, находящихся в хозяйственном ведении МУП «Водоканал» и эксплуатируемых им; изменены долгосрочные параметры регулирования по объектам КНС-3, КНС-5, КНС «Кирпичная», в связи с пересмотром уполномоченным органом базового уровня операционных расходов АО «<данные изъяты>»; расчет распределения общехозяйственных расходов произведен с нарушением требования полноты отражения в учетной политике организации всех видов хозяйственной деятельности, просило признать недействующим решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 26.10.2021 г. № <данные изъяты> «О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества «<данные изъяты>».

Выслушав представителя административного истца МУП «Водоканал» - Б., поддержавшую доводы и требования административного искового заявления, представителя региональной службы по тарифам Кировской области - З., представителя заинтересованного лица АО «<данные изъяты>» - М., указавших на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления, заслушав заключение прокурора Ш., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу подпункта 3.1.3.1 пункта 3.1 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 г. № 144/365, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям региональной службы по тарифам.

По смыслу пункта 4.3 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области нормативные правовые акты в сфере утверждения цен (тарифов) и их предельных уровней принимаются правлением региональной службы по тарифам Кировской области в форме решений.

Оспариваемое решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 26.10.2021 г. № <данные изъяты> «О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества «<данные изъяты>» принято правомочным органом, с соблюдением процедуры его принятия, в установленной форме и 27.10.2021 г. опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Кировской области www.rstkirov.ru, являющемся в соответствии с пунктом 1 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 15.04.2016 г. № 15/пр-2016 источником официального опубликования нормативных правовых актов, принимаемых правлением региональной службы по тарифам Кировской области и по данным основаниям не оспаривается.

Из материалов дела следует, что решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 26.10.2021 г. № <данные изъяты> «О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества «<данные изъяты>» принято в качестве замещающего нормативного правового акта в соответствии с решением Кировского областного суда от 07.06.2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 05.10.2021 г., которым решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 18.12.2020 г. № <данные изъяты> «О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества «<данные изъяты>» признано недействующим с даты его принятия.

При этом, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции исходя из того, что при принятии правлением региональной службы по тарифам Кировской области решения от 18.12.2020 г. № <данные изъяты> органом регулирования тарифов не было принято во внимание предоставленное АО «<данные изъяты>» Приложение № 15 к учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2021 г., предусматривающее иной порядок распределения затрат, указала на необоснованность порядка распределения расходов установленного органом регулирования тарифов.

Указанным решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 26.10.2021 г. № <данные изъяты> для АО «<данные изъяты>» утверждены производственная программа на транспортировку питьевой воды и сточных вод на 2021 – 2023 гг., долгосрочные параметры регулирования деятельности» на 2021 – 2023 гг. и установлены тарифы на транспортировку питьевой воды и сточных вод на период с 26.10.2021 г. по 31.12.2023 г. Методом регулирования тарифов избран метод индексации.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 постановления администрации г. Кирова от 28.06.2013 г. № 2480-П «Об определении гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования «Город Киров», МУП «Водоканал» наделен статусом гарантирующей организации, осуществляющей на территории муниципального образования «Город Киров» холодное водоснабжение и водоотведение.

В соответствии с пунктом 2 постановления администрации г. Кирова от 24.05.2019 г. № 1080-п «О внесении изменений в постановление администрации г. Кирова от 28.06.2013 г. № 2480-П» постановление администрации г. Кирова от 28.06.2013 г. № 2480-П дополнено пунктом 2-3 согласно которому зона действия МУП «Водоканал» с 01.08.2019 г. распространена на территории, входившие в зону действия АО «<данные изъяты>».

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. № 1746-э.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы на транспортировку холодной воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема отпуска воды. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Пункт 8 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривает, что расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

На запрос органа регулирования тарифов от 08.10.2021 г. информации об объемах транспортировки вод АО «<данные изъяты>» предоставило сведения об объемах транспортировки вод за период с августа 2019 г. по сентябрь 2021 г., в том числе акты сдачи-приемки услуг, счета-фактуры подписанные АО «<данные изъяты>» и МУП «Водоканал».

МУП «Водоканал» требуемая информация по данному запросу органа регулирования тарифов не предоставлена.

В связи с чем, объем транспортировки коммунальных ресурсов правомерно определен органом регулирования тарифов на основании имеющихся данных об объемах транспортировки вод за период с августа 2019 г. по сентябрь 2021 г., предоставленных АО «<данные изъяты>», в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, пункта 8 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Само по себе несогласие МУП «Водоканал» с данными об объемах транспортировки вод, предоставленными АО «<данные изъяты>», в отсутствие объективных доказательств их недостоверности, не свидетельствует о нарушении органом регулирования тарифов требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Оспаривая действительность решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 26.10.2021 г. № <данные изъяты> «О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества «<данные изъяты>» МУП «Водоканал» указывает на необоснованное включение в расчет валовой выручки АО «<данные изъяты>» затрат на содержание сетей, находящихся в хозяйственном ведении МУП «Водоканал» и эксплуатируемых им.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 настоящего документа.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 настоящего документа (пункт 61 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).

В составе производственных расходов учитываются расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль; расходы на общехозяйственные расходы; прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями (пункт 39 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).

Согласно пункту 40 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения, в составе ремонтных расходов подлежали учету расходы на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

Пункт 15 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение относит юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких сетей.

В соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов сфере водоснабжения и водоотведения в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в целях установления тарифов обстоятельством, имеющим юридическое значение, является не наличие права лица на объекты водоснабжения и (или) водоотведения, а эксплуатация этим лицом данных объектов и осуществления им деятельности по водоснабжению и (или) водоотведению.

В подтверждение факта эксплуатации и содержания спорных объектов водоснабжения и водоотведения АО «<данные изъяты>» предоставлены в орган регулирования тарифов доказательства, подтверждающие соответствующие эксплуатацию и содержание объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе: договоры подряда, сметы, акты, счета фактуры, договоры купли-продажи, выписки из Единого Государственного реестра недвижимости.

Доказательства, опровергающие данные обстоятельства МУП «Водоканал» не представлены, факт осуществления АО «<данные изъяты>» регулируемой деятельности на данных объектах не оспорен.

Ссылки МУП «Водоканал» на данные диспетчерской службы о регистрации заявок о неисправностях, повреждениях сетей водоотведения, не позволяют сделать вывод о фактической эксплуатации и содержании данных сетей МУП «Водоканал».

При этом, гражданско-правовые споры о принадлежности объектов водоснабжения и водоотведения не относятся к компетенции органа регулирования тарифов и не являются предметом настоящего дела в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии у органа регулирования тарифов оснований для отказа во включении в состав затрат АО «<данные изъяты>» расходов на содержание объектов водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых в целях осуществления регулируемой деятельности.

Как указывалось выше оспариваемое решение органа регулирования тарифов принято в качестве замещающего нормативного правового акта на основании решения Кировского областного суда от 07.06.2021 г. и апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 05.10.2021 г.

Правление региональной службы по тарифам Кировской области принимая 26.10.2021 г. решение № <данные изъяты> «О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества «<данные изъяты>», учла указание судебных инстанций на необходимость распределения расходов предприятия в соответствии с учетной политикой АО «<данные изъяты>», которая предусматривает распределение затрат по регулируемым видам деятельности пропорционально выручке.

Расчет распределения общехозяйственных расходов по видам деятельности определен в размере 20681,43 тысяч рублей исходя из информации АО «<данные изъяты>» о выручке предприятия за 2020 г., составившей 121377620 тысяч рублей.

Доказательств, опровергающих достоверность предоставленный АО «<данные изъяты>» данных о фактической выручке, использованных органом регулирования тарифов, МУП «Водоканал» не представлено.

Указанное распределение общехозяйственных расходов по видам деятельности по фактической выручке за 2020 г. повлекло корректировку базовых уровней операционных расходов по регулируемым видам деятельности на 2021 г., но не отразилось на их общей величине.

В связи с чем, доводы МУП «Водоканал» относительно необоснованного распределения общехозяйственных расходов и недопустимого изменения долгосрочных параметров регулирования нельзя признать состоятельными.

Ссылка МУП «Водоканал» на нарушение органом регулирования тарифов требований Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 21/2008), утвержденных приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н судом отклоняется, поскольку названный акт устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, но не относится к нормативным актам, регулирующим отношения в сфере тарифного регулирования.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение региональной службы по тарифам Кировской области от 26.10.2021 г. № <данные изъяты> «О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества «<данные изъяты>» не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав и законных интересов административного истца не нарушает.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления МУП «Водоканал».

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска в размере 4500 руб. 00 коп., относятся на него и возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия «Водоканал» к Региональной службе по тарифам Кировской области о признании недействующим решения региональной службы по тарифам Кировской области от 26.10.2021 г. № <данные изъяты> «О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества «<данные изъяты>».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья Кировского областного суда Моисеев К.В.

Мотивированное решение суда составлено 15.03.2022 г.

Решение25.03.2022