ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-22/2022 от 07.02.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-22/2022 (3а-313/2021)

42OS0000-01-2021-000445-50

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Галактионовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«7» февраля 2022 года

дело по административному исковому заявлению Осипова Виктора Владимировича о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении их кадастровой стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Осипов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении их кадастровой стоимости.

Требования мотивированы тем, что Осипов В.В. является собственником объекта капитального строительства – нежилого здания с кадастровым номером общей площадью 4385,8 кв.м., расположенного по адресу: , Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости составляет 7 500 000 руб.

25 февраля 2021 года Осипов В.В. принял решение разделить здание на 6 нежилых помещений, каждому из которых был присвоен кадастровый номер и определена кадастровая стоимость, которая составила для нежилого помещения с кадастровым номером – 51 654 420, 06 руб., для нежилого помещения с кадастровым номером – 18 394 264, 98 руб., для нежилого помещения с кадастровым номером – 23 027 643, 33 руб., для нежилого помещения с кадастровым номером – 2 897 265, 18 руб., для нежилого помещения с кадастровым номером – 1 057 838, 68 руб., для нежилого помещения с кадастровым номером – 1 471 092, 01 руб.

Полагает, что кадастровая стоимость нежилых помещений определена на основании недостоверных сведений об объектах недвижимости, а именно не учтено местоположение объектов их целевое назначение, техническое состояние, а также допущена техническая ошибка. Считает, что кадастровая стоимость помещений в здании не может превышать кадастровую стоимость всего здания и должна определяться исходя из кадастровой стоимости здания пропорционально площади помещений в общей площади здания.

Просил пересмотреть кадастровую стоимость вышеуказанных нежилых помещений в связи с недостоверностью сведений, использованных при определении их кадастровой стоимости.

Административный истец Осипов В.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил в судебное заседание представителя.

Представитель административного истца Забавников Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по тем доводам, что изложены в административном иске. Пояснил, что при определении кадастровой стоимости помещений должны применяться по аналогии положения пункта 23 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514, что позволит осуществить расчет кадастровой стоимости помещений исходя из кадастровой стоимости здания, которая ранее установлена судом в размере рыночной.

Представитель административного ответчика - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области – Кузбассу Ленева О.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований Осипова В.В. возражала. Письменные возражения представлены в материалы дела (том 2 л.д. 119 – 122, 144 – 145).

Административные ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу, Правительство Кузбасса и заинтересованное лицо администрация г. Прокопьевска своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Управление Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу представило письменные возражения, указывая на то, что не является административным ответчиком по делу, заявило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (том 1 л.д. 65).

От иных лиц возражений (отзывов) относительно административного искового заявления не поступило.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе по мотиву недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенный вид использования земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Обязанность доказывания недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, возложена на административного истца (часть 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов административного дела следует, что Осипову В.В. принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 4385,8 кв.м., наименование – здание гаража, расположенное по адресу: (том 1 л.д. 13 – 21).

Кадастровая стоимость нежилого здания, определенная по состоянию на дату постановки его на кадастровый учет (24 декабря 2013 года) в размере 61 573 649, 66 руб., была оспорена Осиповым В.В. и решением Кемеровского областного суда от 29 ноября 2018 года по делу №3а-514/2018 установлена в размере его рыночной стоимости 7 500 000 рублей, определенной по состоянию на 24 декабря 2013 года, на период с 01 января 2018 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области (том 2 л.д. 154 - 156).

25 февраля 2021 года Осиповым В.В. принято решение разделить принадлежащее ему на праве собственности здание гаража, общей площадью 4 385, 8 кв.м., расположенное по адресу: , на шесть нежилых помещений следующей площадью: 2 299,9 кв.м., 819 кв.м., 1 025,3 кв.м., 129 кв.м., 47,1 кв.м. и 65,5 кв.м. (том 1 л.д. 46).

12 октября 2021 года, на основании вышеуказанного решения собственника и заявлений о кадастровом учете объектов недвижимого имущества, с приложением требуемой документации, на кадастровый учет были поставлены следующие объекты недвижимости:

помещение с кадастровым номером , адрес: , вид объекта «помещение», назначение «нежилое», наименование «нежилое помещение», площадью 2 299,9 кв.м. (том 1 л.д. 28 – 30, 74 – 115);

помещение с кадастровым , адрес: вид объекта «помещение», назначение «нежилое», наименование «нежилое помещение», площадью 819 кв.м. (том 1 л.д. 31 – 33, 116 – 157);

помещение с кадастровым номером , адрес: , вид объекта «помещение», назначение «нежилое», наименование «нежилое помещение», площадью 1 025,3 кв.м. (том 1 л.д. 34 – 36, 158 – 199);

помещение с кадастровым номером , адрес: вид объекта «помещение», назначение «нежилое», наименование «нежилое помещение», площадью 129 кв.м. (том 1 л.д. 37 – 39, 200 – 242);

помещение с кадастровым номером , адрес: , вид объекта «помещение», назначение «нежилое», наименование «нежилое помещение», площадью 47,1 кв.м. (том 1 л.д. 40 – 42, 243 – 250, том 2 л.д. 1 – 34);

помещение с кадастровым номером адрес: , вид объекта «помещение», назначение «нежилое», наименование «нежилое помещение», площадью 65,5 кв.м. (том 1 л.д. 43 – 45, тоя 2 л.д. 36 – 85).

В связи с постановкой на кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости определена их кадастровая стоимость.

Осипов В.В., будучи собственником перечисленных объектов недвижимости, является плательщиком налога на имущество, размер которого определяется исходя из их кадастровой стоимости (п.1 ст. 401, п. 1, 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации), в связи с чем результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца и он вправе оспорить их в судебном порядке.

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также – Федеральный закон № 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Частью 1 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ или Федеральным законом № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с этим законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года (часть 6 статьи 24, часть 1 статьи 25 Федерального закона № 237-ФЗ).

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 ноября 2018 года № 497 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» на территории Кемеровской области установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом - 1 января 2019 года.

Вместе с тем, после принятия указанного решения и на дату рассмотрения настоящего дела на территории Кемеровской области - Кузбасса государственная кадастровая оценка в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не проведена.

Как следует из материалов дела оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области».

Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, в рассматриваемом случае, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом № 135-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Предусмотренные вышеуказанной статьей полномочия органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, определена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

К функциям по государственной кадастровой оценке пунктом 5.1.26 вышеуказанного Положения отнесено также определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514.

Кадастровая стоимость помещения, согласно пункта 13 данного Порядка, определяется путем умножения площади помещения на значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения) в здании, сооружении, кадастровом квартале и т.д., в зависимости от наличия требуемого удельного показателя.

Во исполнение положений статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ кадастровая стоимость вновь учтенных помещений была определена федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области - Кузбассу с учетом результатов проведенной в 2012 году государственной кадастровой оценки, согласно правилам, установленным подпунктом «б» пункта 13 Порядка определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514.

В результате расчета, отраженного в Актах определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составила 51 654 420,06 руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составила 18 394 264, 98 руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составила 23 027 643, 33 руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составила 2 897 265, 18 руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составила 1 057 838, 68 руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составила 1 471 092, 01 руб. (том 1 л.д. 115, 157 оборот, 199 оборот, 241 оборот, том 2 л.д. 34, 85). Дата определения, внесения и применения кадастровой стоимости 12 октября 2021 года.

Административный истец не согласен с вышеизложенными результатами определения кадастровой стоимости, полагает применение подпункта «б» пункта 13 Порядка для определения кадастровой стоимости помещений неверным, поскольку положения данного пункта не позволяют использовать при расчете кадастровую стоимость здания, в котором находятся помещения, имеет место применение недостоверных сведений об объектах недвижимости.

С данными доводами административного истца суд не может согласиться.

Подпунктом «б» пункта 13 Порядка закреплено, что кадастровая стоимость помещения определяется путем умножения площади помещения на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для кадастрового квартала, в котором расположено такое помещение (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпункте «а» настоящего пункта).

Подпункт «а» пункта 13 Порядка предусматривает применение среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в здании, сооружении, в которых расположено такое помещение.

Как пояснила в судебном заседании представитель - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области – Кузбассу, кадастровая стоимость помещений была определена с применением подпункта «б» пункта 13 Порядка поскольку все помещения в здании поставлены на кадастровый учет одновременно, иных помещений соответствующего назначения в здании, ранее поставленных на кадастровый учет, не имеется, вследствие чего невозможно было рассчитать значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в здании, в котором расположено такое помещение.

Из обстоятельств дела следует, что нежилое здание с кадастровым номером имеет в своем составе шесть нежилых помещений (том 1 л.д. 13), которые поставлены на государственный кадастровый учет 12 октября 2021 года (том 1 л.д. 28 – 45), на основании соответствующего решения собственника.

Иные помещения в здании, ранее поставленные на государственный кадастровый учет, кадастровая стоимость которых была бы определена на дату, предшествующую дате определения оспариваемой кадастровой стоимости, отсутствуют.

Таким образом данных, необходимых для расчета среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости помещений в здании, в котором расположены помещения, представляющего собой, согласно пункту 16 Порядка, отношение суммарной кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в здании к суммарной площади помещений соответствующего назначения в здании, имеющих ненулевое значение кадастровой стоимости, на дату проведения оценки не имелось.

При отсутствии среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в здании, в котором расположены такие помещения, для определения кадастровой стоимости помещений, правомерно использовано среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для кадастрового квартала, в котором расположено такое помещение, что прямо предусмотрено подпунктом «б» пункта 13 Порядка.

Средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов на территории Кемеровской области, утверждены Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области». Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru, 24 января 2012 года, в периодическом издании – газета «Кузбасс», № 21, 07 февраля 2012 года, и является действующим.

Названным постановлением среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости нежилых помещений в кадастровом квартале города Прокопьевска определено равным 22 459,42 руб.

Нарушений при расчете оспариваемой кадастровой стоимости объектов недвижимости, произведенном ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области – Кузбассу по правилам подпункта «б» пункта 13 Порядка, как в части применения среднего удельного кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для кадастрового квартала в котором такие помещения находятся, так и в части значения площади помещений, не установлено.

Ссылка стороны административного истца на необходимость применения к спорным правоотношениям пункта 23 Порядка, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков, образованных в результате раздела, выдела из земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена (преобразуемый земельный участок), определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, является ошибочной.

Порядок, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514, а также какие-либо иные нормативные правовые акты не предоставляют органу кадастрового учета право осуществлять расчет (определение) кадастровой стоимости помещений вышеуказанным способом, в том числе исходя из кадастровой стоимости здания, определенной решением суда в размере рыночной стоимости.

Возможность применения данных положений Порядка к рассматриваемым правоотношениям по аналогии также не установлена, правила определения кадастровой стоимости помещений достаточно урегулированы.

При таком положении, учитывая, что административным истцом не доказаны в порядке пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 обстоятельства того, что при определении кадастровой стоимости помещений использовались недостоверные сведения, либо была допущена техническая ошибка, не установлено таковых и судом в ходе рассмотрения дела, административные исковые требования Осипова В.В. удовлетворению не подлежат.

Одновременно следует отметить, что в соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ административный истец имеет право на установление кадастровой стоимости помещений в размере их рыночной стоимости.

Индивидуальные особенности помещений, не учтенные при определении кадастровой стоимости на основании методов массовой оценки в качестве факторов, оказывающих существенное влияние на их стоимость, могут быть учтены при проведении оценки рыночной стоимости помещений на дату, по состоянию на которую была определена их кадастровая стоимость. В случае если кадастровая стоимость помещений превышает их рыночную стоимость, административный истец не лишен возможности обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости помещений на основании установления их рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Осипова Виктора Владимировича о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с недостоверными сведениями об объектах недвижимости отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Председательствующий: Киклевич С.В.

В окончательно форме решение изготовлено «14» февраля 2022 года.