ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-230-2017 от 19.10.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-230-2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Няшина В.А.

при секретаре Никулиной Е.В.,

с участием прокурора Бабушкиной О.В.,

представителя административного истца ООО «Сервисный центр «Контакт» Аблязовой И.Н., представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам Пермского края Букреевой Ю.А.,

рассмотрев 19 октября 2017 года в открытом судебном заседании в г. Перми дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Сервисный центр «Контакт» о признании недействующим Постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 08.09.2017 № 11-э «О признании утратившим силу постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 30.12.2014 № 95-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услу­ги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственно­стью «Сервисный центр «Контакт» (г.Соликамск, Соликамский район, Чусовской район, Чердынский район, г.Кунгур, г.Березники, г.Губаха, г.Пермь, Пермский район)»,

у с т а н о в и л:

08.09.2017 года Региональной службой по тарифам Пермского края было принято Поста­новление № 11-э «О признании утратившим силу постановление Регио­нальной службы по тарифам Пермского края от 30.12.2014 № 95-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью «Сервисный центр «Контакт» (г.Соликамск, Соликамский район, Чусовской район, Чердынский район, г.Кунгур, г.Березники, г.Губаха, г.Пермь, Пермский район)». Названным постановлением также признаны утратившими силу постановление от 30.06.2015 г. № 60-э, постановление от 29.12.2015г. № 121 -э, постановление от 30.12.2016 г. № 66-э, постановление от 26.04.2017 г. № 8-э и постановление от 26.12.2016 г. № 93-тп. Постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 08.09.2017 № 11-э опубликовано 08 сентября 2017 г. на официальном интернет-сайте административного ответчика по адресу: ***.

ООО «Сервисный центр «Контакт» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного постановления. В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что данное постановление является необоснованным и незаконным, оно не соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридиче­скую силу (Постановлению Правительства РФ от 28.02.2015 № 184 «Об от­несении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым ор­ганизациям»), нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования. Представитель Региональной службы по тарифам Пермского края с заявленными требованиями не согласилась. Представитель заинтересованного лица - Федеральной антимонопольной службы РФ в суд не прибыл, отзыв не представил.

Заслушав представителей сторон, заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

При рассмотрении данного дела следует исходить из того, что Региональная служба по тарифам Пермского края, является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим реализацию единой политики в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию; ее одной из основных задач является установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроснабжения. Таким образом, оспариваемое истцом Постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края принято полномочным органом в пределах компетенции субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнерге­тике» услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологи­чески связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, ко­торые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства элек­трических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 насто­ящего Федерального закона; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказы­вает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросете­вого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвер­жденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объ­ектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила).

Как следует из материалов дела, Постановлением от 30.12.2014г. № 95-э Региональная служба по тарифам Пермско­го края установила долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче элек­трической энергии по сетям ООО «Сервисный центр «КОНТАКТ» на период с 01 января 2015 г. по 31.12.2019 г.

Постановлением РСТ Пермского края от 30.06.2015г. № 60-э были внесены изме­нения в выше названное Постановление № 95-э (осуществлена корректировка тарифов на второе полугодие 2015 года).

Постановлением РСТ Пермского края от 29.12.2015 № 121-э осуществлена коррек­тировка долгосрочных индивидуальных тарифов на 2016 год.

Постановлением РСТ Пермского края от 30.12.2016 № 66-э осуществлена коррек­тировка долгосрочных индивидуальных тарифов на 2017 год.

Постановлением РСТ Пермского края от 26.04.2017 № 8-э внесены изменения в Постановление № 95-э (уточнены наименования районов, в которых ООО «Сервисный центр «КОНТАКТ» оказывает услуги по передаче электрической энергии).

Постановлением РСТ Пермского края от 26.12.2016г. № 93-тп установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям общества с ограниченной ответ­ственностью «Сервисный центр «КОНТАКТ».

По мнению суда, оспариваемое постановление принято с существенными нарушениями порядка его принятия и, по существу оно не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридиче­скую силу.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 утверждены «Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнер­гетике» (далее - «Правила государственного регулирования», которые опреде­ляют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в элек­троэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (пункт 1 Правил государственного регули­рования). При осуществлении полномочий по установлению цен (тарифов), их пересмотру (в том числе отмене ранее принятых решений об установлении тарифов) Региональная служба по тарифам обязана была руководствоваться требованиями, установленными «Правилами государственного регулирования».

Согласно пункту 7 «Правил государственного регулирования» цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не ме­нее 12 месяцев.

В соответствии с абзацем 2 пункта 8 «Правил государственного регулирования» в случае если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня не открывается, а матери­алы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими орга­нами.

Согласно пункту 19 «Правил государственного регулирования» в случае если в хо­де анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятель­ность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнитель­ные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.

В соответствии с пунктом 24 «Правил государственного регулирования» в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, матери­алов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает во­прос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся дан­ных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для уста­новления действующих цен (тарифов).

Основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия уста­новленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основа­нии объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организаци­ям.

В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объ­ектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган испол­нительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулиро­вания тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии ос­нований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электриче­ской энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).

В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, соответствие юридиче­ского лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, критериям отнесения вла­дельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании результатов проверки его хозяй­ственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие рас­четные периоды регулирования, использованных в том числе для установления действу­ющих цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 30(1) «Правил государственного регулирования» орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного ре­гулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчет­ному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интер­нет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых уста­навливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сете­вых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пере­сматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очеред­ной расчетный период регулирования.

Из буквального толкования выше приведенных норм «Правил государственного ре­гулирования» следует, что РСТ Пермского края, разрешая вопрос о соответствии (несоответствии) административного истца критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, согласно выше приведенным пунктам 8 и 19, обязана была запросить у ООО «Сервис­ный центр «КОНТАКТ» дополнительные документы, подтверждающие его соответствие названным критериям, и лишь в случае непредставления регулируемой организацией запрошенных документов и сведений регулирующий орган мог принять соответствующее решение на осно­вании имеющихся у него данных (материалов тарифных дел 2014-2016 годов).

Необходимость применения подобного подхода основана на содержащемся в пункте 24 «Правил государственного регулирования» указании на то, что соответствие юридиче­ского лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, критериям отнесения вла­дельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании результатов проверки его хозяй­ственной деятельности.

Очевидно, что проведение указанной проверки предполагает необходимость сбора и исследования регулирующим органом информации, актуальной на момент проведения такой проверки и принятия решения о соответствие юридиче­ского лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, указанным выше критериям (в нашем случае на сентябрь 2017 года). При этом возможность использования регулирующим органом при решении данного вопроса имеющихся данных за предшествующие рас­четные периоды регулирования (в нашем случае данных из тарифного дела, законченного в 2016 году) предусмотрена лишь как дополнительная возможность.

В данном случае такая проверка не проводилась, сведения о наличии у истца соответствующего имущества не запрашивалась. Соответственно положения пункта 24 «Правил государственного регулирования» ответчиком были нарушены. Решение о несоответствии ООО «Сервис­ный центр «КОНТАКТ» критериям ТСО было принято без учета фактического положения дел по состоянию на сентябрь 2017 года, ответчик ограничился исследованием данных из тарифного дела, законченного в декабре 2016 года. В результате этого не учитывалась информация о приобретении истцом в собственность в 2017 году, в период времени, предшествующем принятию оспариваемого решения, значительного количества трансформаторных подстанций в городах Перми и Осе. Более того, ответчик вообще не сообщал истцу о намерении отменить ранее изданные им постановления, наличие которых позволяло отнести истца к числу территориальных сетевых организаций и порождало у истца право на осуществление регулируемой деятельности.

Аналогичный подход к решению данного вопроса изложен в информационном письме от 26 июня 2015 года "О применении Постановления Правительства РФ от 28.02.2015 №184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" подготовленном ФСТ РФ и Министерством энергетики РФ, которое, хотя и не является нормативным правовым актом, однако, отражает позиции государственных органов, уполномоченных на решение вопросов в сфере государственного регулирования тарифов. В письме, в частности, указано на то, что до вступления в силу Постановления №184 вышеуказанные Правила не предусматривали представление в регулирующий орган субъекта Российской Федерации отдельных обосновывающих материалов для анализа соответствия юридического лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, Критериям отнесения к ТСО, утвержденным Постановлением N 184. Изменения, внесенные в Правила государственного регулирования постановлением Правительства Российской Федерации 28.02.2015 N 184, также не предусмотрели предоставление в регулирующий орган отдельных обосновывающих материалов для целей определения соответствия организации Критериям (не считая предоставления справки о наличии сайта в сети "Интернет" и выделенного абонентского номера). Вместе с тем, руководствуясь положениями пункта 7 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также пункта 19 Правил государственного регулирования, орган регулирования вправе запросить соответствующие материалы для целей тарифного регулирования, в том числе для оценки соответствия Критериям. Кроме того, необходимо учитывать, что имеющиеся в тарифном деле материалы могут быть не актуальны на момент принятия решения в соответствии с п. 3 Постановления N 184. На основании вышеизложенного, указано в письме, при принятии решения о пересмотре установленных цен (тарифов), полагаем целесообразным запросить у юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, соответствующие материалы.

Кроме того, в соответствии с абзацем 3 пункта 24 «Правил государственного регу­лирования» РСТ Пермского края обязана была направить в адрес ООО «Сервисный центр «КОНТАКТ» уведомление о несоответствии административного истца критериям ТСО с указанием конкретных критериев, которым не соответствует ООО «Сервисный центр «КОНТАКТ». Такое уведомление в адрес административного истца не направлялось.

Кроме того, оспариваемое постановление РСТ Пермского края от 08.09.2017 №11- э принято по результатам заседания правления Региональной службы по тарифам Перм­ского края, состоявшемся 08.09.2017 г. «Правилами государственного регулирования» не определена процедура принятия решений об отмене ранее установленных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, однако по­дробно прописана процедура принятия решений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно пункту 25 «Правил государственного регулирования» реше­ния об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмот­рения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседа­ния коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения. Аналогичные положения содержатся в абз. 4 п.6 Положения о порядке деятельности Правления РСТ Пермского края

По мнению суда, следует признать обоснованными доводы истца о том, что, поскольку все территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по пе­редаче электрической энергии и технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, являются субъектами естественных мо­нополий, поскольку процедура отмены ранее установленных тарифов на услуги по пере­даче электроэнергии и платы за технологическое присоединение законодательно не уре­гулирована, в данном случае применению подлежит выше при­веденный пункт 25 «Правил государственного регулирования», так как его положения регулируют сходные отношения (аналогия закона).

В данном случае, следует исходить из того, что административный ответчик за 10 дней до рассмотрения вопроса об отмене (признании недействующими) всех, ранее установленных для ООО «Сервисный центр «КОНТАКТ» тарифов, обязан был известить административного истца о дате, времени и месте заседания правле­ния РСТ Пермского края и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомить ООО «Сер­висный центр «КОНТАКТ» с материалами дела, включая проект решения. Между тем, соответствующее извещение административным ответчиком ООО «Сервисный центр «КОНТАКТ» не направлялось.

Таким образом, оспариваемое постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 08.09.2017г. № 11-э не соответствует пунктам 7, 8, 19, 24, 30, 30(1) «Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

Кроме того, из материалов дела явствует, что в повестку дня заседания Правления РСТ, назначенного на 8 сентября 2017 года, был включен вопрос о внесении изменений в тарифы, установленные для истца на 2017 год, то есть вопрос о пересмотре (корректировке) указанных тарифов (т.1 л.д.255). Вместе с тем, как явствует из протокола заседания Правления РСТ, состоявшегося 8 сентября 2017 года, указанный вопрос Правлением РСТ рассмотрен не был, хотя, судя по протоколу, именно этот вопрос и содержание подготовленного экспертом заключения о корректировке тарифов обсуждались членами Правления в ходе заседания.

Вместо этого, на голосование был постановлен вопрос об отмене с 1 сентября 2017 года постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 30.12.2014 № 95-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услу­ги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственно­стью «Сервисный центр «Контакт» (г.Соликамск, Соликамский район, Чусовской район, Чердынский район, г.Кунгур, г.Березники, г.Губаха, г.Пермь, Пермский район)», решение по этому вопросу было принято единогласно. Таким образом, Правлением РСТ был рассмотрен и решен вопрос, который вообще не был включен в повестку дня заседания Правления, и напротив, включенный в повестку дня заседания Правления и обсуждавшийся членами Правления вопрос рассмотрен не был. По мнению суда, это обстоятельство свидетельствует о нарушении Правлением процедуры принятия оспариваемого решения.

Кроме того, из материалов дела явствует, что решение Правления РСТ, в том виде, в котором оно изложено в Постановлении Региональной службы по тарифам Пермского края от 08.09.2017 № 11-э (т.1 л.д.16) на заседании Правления 8 сентября 2017 года вообще не принималось. В материалы дела представлены два варианта протокола заседания Правления РСТ от 8 сентября 2017 года, первый вариант представлен истцом (т.1 л.д.31), он распечатан через несколько дней после заседания с сайта РСТ, второй (т.1 л.д.256) представлен ответчиком.

В протоколах указано на то, что на голосование членов Правиления вынесен вопрос об отмене с 1 сентября 2017 года постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 30.12.2014 № 95-э и еще пяти постановлений, вынесенных в порядке корректировки установленных этим постановлением тарифов, а также на то, сто все члены Правления проголосовали за поставленный на голосование вопрос. При этом, в графе протокола "Решили" (т.1 л.д.35) указано на то, что указанные постановления не отменены, а признаны утратившими силу с 1 сентября 2017 года. Такие же формулировки содержатся и в тексте обжалуемого постановления (т.1 л.д.16). Очевидно, что решение Правления, в том виде, в котором оно изложено в постановлении, не соответствует тому решению, за которое фактически голосовали члены Правления на заседании 8 сентября 2017 года.

Очевидно также и то, что понятия "отменить" и "признать утратившими силу" не являются тождественными, что признается и ответчиком, поскольку правовые последствия реализации решений, содержащих соответствующие формулировки, различны. Несоответствие опубликованного решения фактически принятому Правлением РСТ состоит и в отсутствии в нем даты, с которой постановления отменяются, - 1 сентября 2017 года, которая указана в протоколе заседания Правления.

В указанных двух вариантах протоколов заседания Правления по разному изложено содержание решения, принятого Правлением РСТ. В первом указано на то, что постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 30.12.2014 № 95-э и еще пять постановлений признаются утратившими силу с 1 сентября 2017 года, во втором - с 8 сентября 2017 года.

Представитель ответчика пояснила, что после принятия решения Правления стало очевидным, что указанные постановления не могли быть признаны утратившими силу с 1 сентября 2017 года, поскольку решение об этом было принято лишь 8 сентября 2017 года, после чего текст протокола был откорректирован, в части указания даты, а на сайте РСТ первоначальный текст протокола был удален и был размещен откорректированный текст протокола. По мнению суда, подобная корректировка является незаконной, поскольку, судя по материалам дела, вопрос об этом коллегиальным органом, принявшим это решение, не рассматривался. Указанное обстоятельство свидетельствует о незаконности обжалуемого постановления, в части указания на дату, с которой постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 30.12.2014 № 95-э отменено (признано утратившим силу).

При проверке доводов заявителя также следует исходить из того, что согласно выписке из протокола заседания правления Региональной службы по тарифам Пермского края от 08.09.2017, решение об отмене постановлений РСТ Пермского края от 30.12.2014 № 95-э, от 30.06.2015 № 60-э, от 29.12.2015 № 121-э, от 30.12.2016 № 66-э, от 26.04.2017 № 8-э и от 26.12.2016 № 93-тп принято «... в связи с несоответствием ООО «Сервисный центр «Контакт» Критериям ТСО...». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 № 184 (в редак­ции от 17.10.2016) критериями отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям являются:

Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанци­ями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), располо­женными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в администра­тивных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей кото­рых составляет не менее 10 MBA.

Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосред­ственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.

Указания на то, каким именно критериям ТСО не соответствует ООО «Сервисный центр «Контакт» и в чем это несоответствие выражается, в оспариваемом постановлении и в протоколе заседания правления Региональной службы по тарифам Пермского края от 08.09.2017 года отсутствуют, что свидетельствует о необоснованности принятого ответчиком решения. Единственное упоминание о таком несоответствии содержится в представленном суду проекте экспертного заключения, подготовленного к заседанию правления Региональной службы по тарифам Пермского края от 08.09.2017 года на котором должен был решаться вопрос о пересмотре тарифов. В нем указано на то, что суммарная установленная мощность трансформаторных подстанций, которыми владеет истец, менее 10 МВа. Никакого обоснования данного вывода также не приведено, анализ соответствия или несоответствия истца Критериям ТСО отсутствует, в нарушение положений подпункта 8 пункта 23 Правил, согласно которому экспертные заключения должны содержать также анализ соответствия организациям Критериям ТСО.

При этом, как уже было указано выше, у самого истца информация о мощности трансформаторных подстанций, которыми он владеет, вообще не запрашивалась. Ранее она также не запрашивалась и истцом в материалы тарифных дел не представлялась в связи с отсутствием у него соответствующей обязанности.

Между тем, в материалы данного дела истцом представлены доказательства, свидетельствующие о том, что, по состоянию на 1 сентября 2017 года, ООО «Сервисный центр «КОНТАКТ» на праве собственности и на праве долгосрочной аренды владел трансформаторными и иными подстанциями с установленными си­ловыми трансформаторами, расположенными и используемыми для осуществления регу­лируемой деятельности в административных границах Пермского края, сумма номиналь­ных мощностей которых составляет 26,373 MBA. ООО «Сервисный центр «КОНТАКТ» также на праве собственности и праве арен­ды владеет линиями электропередачи, расположенными и используемыми для осуществ­ления регулируемой деятельности в административных границах Пермского края, сумма протяженностей которых составляет 69,647 км, номинальных классов напряжения 0,4 кВ, 6 кВ и 10 кВ.

Представленные в материалы дела договоры аренды и купли-продажи электросетевого оборудования, акты приема-передачи его административному истцу, расчет амортизационных отчислений, инвентаризационные описи подтверждают владение обществом на праве собственности или на ином законном основании (в рассматриваемом случае на праве аренды) на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет 10 МВА, а также воздушными и кабельными линиями среднего второго и низкого уровней напряжения, что соответствует критерию территориальной сетевой организации.

Таким образом, поскольку организация отвечает критериям отнесения ее к территориальным сетевым организациям и имущество, полученное такой организацией, предназначено для осуществления регулируемой деятельности, то доводы ответчика, основанные на отсутствии государственной регистрации некоторых договоров, без четкого обоснования довода об отнесении имущества (трансформаторов и т.п.) к категории недвижимого имущества, являются необоснованными.

Следует отметить, что стороны по разному подходят к решению вопроса о том, на какой период времени следует определять величину (объем) принадлежащего истцу электросетевого имущества, в том числе силовых трансформаторов, совокупную мощность которых следует учитывать при проверке соответствия истца указанным критериям, по мнению истца, это следует делать на момент принятия оспариваемого им решения, по мнению ответчика - по состоянию на 2016 год, то есть на период за который в материалах тарифного дела на 2017 год имеется соответствующая информация. По мнению суда, предложенный ответчиком подход является ошибочным.

В соответствии с пунктом 24 «Правил государственного регулирования» основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия уста­новленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основа­нии объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организаци­ям.

Таким образом, следует исходить из того, что поскольку вопрос о соответствии критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организаци­ям должен в обязательном порядке решаться при установлении (пересмотре) тарифа, постольку при решении этого вопроса следует исходить из актуальной информации о наличии у организации соответствующих активов. Соответственно, если вопрос о соответствии истца критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организаци­ям, при пересмотре установленных для него тарифов, решался ответчиком в сентябре 2017 года, то и информацию о наличии у него соответствующих активов (мощностей) следует использовать по состоянию на указанный период времени, но не по состоянию на 2016 год.

В противном случае отсутствовала бы необходимость специального указания в данной правовой норме на необходимость проверки на соответствие Критериям ТСО, не только при установлении, но и при пересмотре тарифов, достаточно было бы ограничиться ссылкой на возможность учета, при пересмотре тарифов, информации полученной при установлении тарифов, актуальной в предшествующем году и на то, что такая проверка произведена при установлении тарифов.

Аналогичный подход содержится в письме ФАС РФ от 7 сентября 2017 года, которое, согласно оспариваемому постановлению, послужило основанием для его принятия. Во втором абзаце на стр.3 этого письма (т.1 л.д.247) указывается на необходимость учета электросетевого хозяйства, право владения которым возникло у организации уже после начала периода регулирования, при условии, что срок владения совпадает с окончанием долгосрочного периода регулирования. В нашем случае у истца в 2017 году возникло право собственности на большое количество трансформаторных подстанций в г. Осе и в г.Перми, которые вообще необоснованно не учитывались ответчиком, в связи с тем, что в тарифном деле за 2016 год о них не упоминается.

Таким образом, оспариваемое решение фактически противоречит разъяснениям, содержащимся в письме ФАС РФ от 7 сентября 2017 года. Оно также противоречит указаниям, содержащимся в предписании ФАС РФ от 28 июля 2017 года (т.1 л.д.236), которое, согласно преамбуле оспариваемого решения, явилось вторым основанием для его принятия. В этом предписании содержатся указания на необходимость пересмотра тарифов, установленных для истца на 2017 год в срок до 1 сентября 2017 года, в нем отсутствуют указания на необходимость отмены (признания недействующим) постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 30.12.2014 № 95-э. Содержащиеся в предписании ссылки на срок действия договоров аренды (т.1 л.д.240) относятся к указаниям о необходимости проверки обоснованности учета в составе расходов истца арендных платежей по этим договорам, но не к указаниям о проверке истца на соответствие его Критериям ТСО.

При таких обстоятельствах, утверждение ответчика о несоответствии истца Критериям ТСО следует признать недоказанным.

Кроме того, следует согласиться с доводами истца о том, что исходя из смысла выше приведенных пунктов 7, 30 и 30(1) «Правил государственного регулирования» ранее установленные тарифы на услуги по передаче электроэнергии не могут быть отменены до окончания текущего расчетного периода регулирования. При этом, из смысла пунктов 30 и 30(1) следует, что, даже для организаций, оказывающих в текущем периоде (в текущем году) услуги по передаче электроэнергии, но не соответствующих критериям ТСО, тарифы отменяются (не устанавливаются или не корректируются) только со следующего расчетного периода регулирования.

В данном случае также допустимо сослаться на информационное письмо от 26 июня 2015 года "О применении Постановления Правительства РФ от 28.02.2015 №184, в котором указано на то, что "несоответствие критериям напрямую обусловливает невозможность осуществления регулируемого вида деятельности. Исходя из системного толкования положений Правил государственного регулирования анализ на предмет соответствия Критериям осуществляется после открытия дела в случае необходимости его открытия либо после принятия заявления от организации об установлении (пересмотре) тарифов в случае, если открытие дела не требуется. Несоответствие Критериям должно являться основанием для неустановления тарифов", но не для отмены ранее изданных постановлений об утверждении тарифов, как это произошло в данном случае.

В законодательстве отсутствуют указания на то, что следствием установления факта несоответствия организации Критериям ТСО должно являться признание недействующим постановления об установлении для нее долгосрочных тарифов в период времени (2014 год), когда указанные Критерии ТСО еще не были установлены и не подлежали применению к этой организации.

Учитывая все указанные выше обстоятельства, суд полагает, что оспариваемое Постановление противоречит федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере электроснабжения.

В соответствии с ч.2 ст.215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела судом может быть принято решение об удовлетворении оспариваемых требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

По мнению суда, оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим со дня его принятия, с учетом конкретных обстоятельств данного дела.

При решении данного вопроса суд исходит из установленного факта существенного нарушения ответчиком процедуры принятия оспариваемого постановления, а также из того, что при ином подходе к решению данного вопроса возникнет неопределенность по поводу оплаты услуг по передаче электрической энергии, которые продолжает оказывать истец, за период времени с момента принятия этого решения до момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск ООО «Сервисный центр «Контакт» удовлетворить.

Признать недействующим, со дня его принятия, постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 08.09.2017 № 11-э «О признании утратившим силу постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 30.12.2014 № 95-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услу­ги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственно­стью «Сервисный центр «Контакт» (г.Соликамск, Соликамский район, Чусовской район, Чердынский район, г.Кунгур, г.Березники, г.Губаха, г.Пермь, Пермский район)».

После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении, в течение месяца, должно быть опубликовано на официальном интернет-сайте Региональной службы по тарифам Пермского края.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья – подпись -