ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-230/2017 от 21.03.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2017 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Подольской А.А.

При секретаре судебного заседания Шабер И.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-230/2017 по иску ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Самарский областной суд, с заявлением об установлении кадастровой стоимости следующих объектов капитального строительства:

, расположенного по адресу: <адрес>;

, расположенного по адресу: <адрес>;

, расположенного по адресу: <адрес>;

., расположенного по адресу: <адрес>;

, расположенного по адресу: <адрес>;

, расположенного по адресу: <адрес>; равной их рыночной стоимости.

Истец является собственником данных объектов недвижимости.

Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012г. №118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» утверждены результаты кадастровой оценки объектов капитального строительства, удельные показатели для их расчетов.

Дата определения кадастровой стоимости спорных объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: – 31.10.2013г., – 12.12.2013г., – 09.08.2013г., – 20.05.2013г., – 06.06.2011г., – 06.06.2011г.

К настоящему исковому заявлению истцом представлены отчеты об оценке , , , , , от ДД.ММ.ГГ., выполненные ООО «<данные изъяты>», по определению рыночной стоимости объектов оценки. Из отчета усматривается, что рыночная стоимость объектов оценки снизилась.

На основании изложенного, истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Просит требования удовлетворить.

Определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГ. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Самарской области.

Представитель истца ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, не возражает против результатов судебной экспертизы.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседании не явился, представил отзыв, в котором разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

В судебное заседание представитель Управления Росреестра по Самарской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в своем отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель Мэрия г.о. Тольятти в письменном отзыве просили в требованиях отказать.

В судебное заседание представитель Правительства Самарской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, позиции по делу не представил.

В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению в соответствии с результатами экспертизы, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определяет, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником объектов капитального строительства с кадастровыми номерами и , а также сособственником следующих объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: (доля в праве Х), (доля в праве Х), (доля в праве Х), (доля в праве Х), что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГ. (л.д.15), свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ.., от ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ. (л.д. 16-20).

Кадастровая стоимость объектов капитального строительства определена в соответствии с удельными показателями, утвержденными постановлением Правительства Самарской области 14.03.2012 N 118 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области".

Дата определения кадастровой стоимости спорных объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: – 31.10.2013г., – 12.12.2013г., – 09.08.2013г., – 20.05.2013г., – 06.06.2011г., – 06.06.2011г.

Согласно сведениям кадастровых справок, кадастровая стоимость спорных объектов капитального строительства составила:

с кадастровым номером – 101 518 562,26 рубля, с КН – 7 088 636,54 рублей, с КН – 13 140 632,71 рубля, с КН – 34 575 954,48 рубля, с КН – 116 055 558,12 рублей, с КН – 54 727 813,95 рублей.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).

Истцом в обоснование своих требований представлены отчеты об оценке , , , , , от ДД.ММ.ГГ.., выполненные ООО «<данные изъяты>», по определению рыночной стоимости объектов оценки.

Из отчетов усматривается, что рыночная стоимость объектов оценки снизилась и составила в отношении ОКС с кадастровыми номерами: ., в размере 64 383 801 рубль, . в размере 4 239 190 рублей; в размере 8 055 241 рубль; – 16 351 660 рублей; ., в размере 74 565 384 рубля; – 38 954 758 рублей.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.

Учитывая наличие возражений заинтересованного лица – мэрии г.о. Тольятти Самарской области относительно достоверности представленных административным истцом отчетов об оценке и исходя из того, что обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а административный ответчик обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, судом была назначена судебная оценочная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости объектов капитального строительства.

Согласно заключению эксперта ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ., итоговая величина рыночной стоимости объектов капитального строительства составила: с КН по состоянию на 31.10.2013г. в размере 65 007 590,68 рублей, с КН по состоянию на 12.12.2013г. в размере 4 298 474,58 рублей, КН по состоянию на 09.08.2013г. в размере 8 264 422,03 рубля, с КН по состоянию на 20.05.2013г. в размере 16 744 032,20 рубля, с КН по состоянию на 06.06.2011г. в размере 75 748 374,58 рубля, с КН по состоянию на 06.06.2011г. в размере 39 932 568,64 рублей.

Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утверждённым приказами Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №№ 297, 298, 299, ФСО № 7 «Оценка недвижимости», утверждённому приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611.

В данном случае экспертиза проведена лицом, обладающим специальными знаниями, имеющим соответствующую квалификацию, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в установленном процессуальным законом порядке.

Оценивая экспертное заключение ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ. по правилам ст. 168 КАС РФ суд учитывает, что исследование проводилось экспертом путем изучения представленных материалов данного административного дела с проведением осмотра объектов исследования. Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке ОКС эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.

Экспертное заключение содержит описание качественных и количественных характеристик объектов исследования, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования; описание процесса оценки объектов, обоснование выбора используемого подхода к оценке объектов исследования, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Из заключения следует, что экспертом проанализирован рынок объектов оценки на дату оценки 06.06.2011г., 31.10.2013г., 12.12.2013г., 09.08.2013г. и сделан вывод, что оцениваемые ОКС принадлежат к сегменту рынка торгово-офисного и производственно-складского назначения г. Тольятти Самарской области.

Для определения рыночной стоимости ОКС эксперт использовал сравнительный подход – метод сравнения продаж (корреляционно-регрессионный анализ) для объектов с КН КН КН , КН , КН и метод относительных корректировок для ОКС с КН и для земельных участков, на которых расположены исследуемые ОКС.

Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов капитального строительства, административными ответчиками и заинтересованными лицами, не представлено, ходатайств о проведении повторной, дополнительной экспертиз, не заявлено.

При таких обстоятельствах, заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ. признается судом допустимым и достаточным доказательством по делу, а величина рыночной стоимости, определенная экспертным заключением, признается достоверной.

Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости объектов капитального строительства в соответствии с отчетами об оценке не имеется, поскольку выводы судебного эксперта ничем не опровергнуты, в исходе дела он не заинтересован.

Из разъяснений, сделанных в п. 24. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.

В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, требования подлежат удовлетворению с учетом результатов судебной экспертизы.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости.

Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН без принятия какого-либо дополнительного решения, при этом порядок и сроки внесения изменений также установлены названной нормой.

В ЕГРН подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного объекта капитального строительства в размере его рыночной стоимости, установленной решением суда.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время ЕГРН) и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения в суд является 29.12.2016 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером ., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию 31.10.2013г. в размере 65 007 590,68 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером ., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013г. в размере 4 298 474,58 рубля.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 09.08.2013г. в размере 8 264 422,03 рубля.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 20.05.2013г. в размере 16 744 032,20 рубля.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером ., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011г. в размере 75 748 374,58 рубля.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011г. в размере 39 932 568,64 рублей.

Дата подачи ФИО1 иска в суд – 29.12.2016 года.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.03.2017г.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья

Секретарь