ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-231/20 от 15.12.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2020 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е., с участием представителя административного истца закрытого акционерного общества «СтройКонсалт» - Ленского О.Е., действующего на основании доверенности от Дата изъята , представителя административного ответчика Правительства Иркутской области – Перерешко М.Н., действующей на основании доверенности от Дата изъята Номер изъят, прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Царёвой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-7/2021 (№ 3а-231/2020) по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «СтройКонсалт» к Правительству Иркутской области о признании недействующими с 1 января 2020 г. пунктов 14472, 14473, 14474 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп,

У С Т А Н О В И Л:

в обоснование административных исковых требований административный истец указывает, что распоряжением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 года № 990-рп «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее - распоряжение Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 года № 990-рп) в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Иркутской области от 08.10.2007 г. № 75-оз «О налоге на имущество организаций», с учетом приказа Федеральной налоговой службы от 28.11.2014 г. № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме» утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее – Перечень).

ЗАО «СтройКонсалт» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- нежилое помещение с кадастровым номером Номер изъят, площадь 1946,6 кв.м., расположенное по адресу: ФИО3<адрес изъят>, запись о государственной регистрации права Номер изъят от Дата изъята ;

- ? доли в праве собственности на нежилое помещение с кадастровым номером Номер изъят площадь 34,3 кв.м., расположенное по адресу: ФИО3<адрес изъят>, <адрес изъят> запись о государственной регистрации права Номер изъят от Дата изъята ;

- нежилое помещение с кадастровым номером Номер изъят, площадь 132,4 кв.м., расположенное по адресу: ФИО3<адрес изъят>, <адрес изъят>, запись о государственной регистрации права Номер изъят от Дата изъята .

Нежилые помещения расположены в нежилом здании, находящемся по адресу: ФИО3<адрес изъят>, <адрес изъят> общей площадью 6859,3 кв.м., кадастровый Номер изъят, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Помимо указанных нежилых помещений в здании находятся следующие нежилые помещения:

- нежилое помещение с кадастровым номером Номер изъят, площадь 3796,4 кв.м.;

- нежилое помещение с кадастровым номером Номер изъят, площадь 949,6 кв.м.

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят по адресу: ФИО3<адрес изъят>, <адрес изъят> площадью 3248,00 кв.м., разрешенное использование: для строительства и дальнейшей эксплуатации административного здания со студенческим кафе.

Земельный участок принадлежит ЗАО «СтройКонсалт» на праве аренды в соответствии с договором аренды земельного участка Номер изъят от Дата изъята , арендодатель - Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска.

В административном исковом заявлении административный истец указал, что в пункты 14472, 14473, 14474 Перечня включены нежилые помещения, принадлежащие ему на праве собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Административный истец полагает, что принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения не подлежат включению в оспариваемый Перечень, поскольку они не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1 Закона Иркутской области от 8 октября 2007 г. № 75-оз «О налоге на имущество организаций» признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости

28 мая 2020 г. административный истец обратился в Правительство Иркутской области с заявлением об исключении нежилых помещений из Перечня, 18 июня 2020 г. Министерство имущественных отношений Иркутской области письмом от 02-51-5861/20 отказало ему в их исключении из Перечня, мотивировав отказ тем, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, в котором находятся принадлежащие административному истцу нежилые помещения, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что, по мнению административного ответчика, является основанием для включения нежилого здания, в котором расположены нежилые помещения в Перечень.

ЗАО «СтройКонсалт» указывает, что данное обстоятельство свидетельствует, о том, что установление вида фактического использования объектов недвижимости, определенных подпунктами 1.2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном Постановлением Правительства Иркутской области от 17 сентября 2015 г. № 476-пп, в отношении нежилого здания с кадастровым номером Номер изъят Министерством имущественных отношений Иркутской области не производилось, здание было включено в Перечень на основании вида разрешенного использования земельного участка.

Административный истец полагает, что включение административным ответчиком нежилых помещений в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером Номер изъят: «для строительства и дальнейшей эксплуатации административного здания со студенческим кафе», на котором расположено здание, прямо не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о здании также однозначно не могут свидетельствовать о размещении в нем офисов или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что в свою очередь не позволяют однозначно отнести здание и помещения в нем к объектам недвижимого имущества, поименованным в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации без дополнительных сведений и расчетов о количестве площадей этого объекта и их использовании.

В административном исковом заявлении отмечает, что фактический осмотр объекта недвижимости, уполномоченным на то органом не производился, соответственно отсутствует акт осмотра, в котором были бы отражены сведения о помещениях, используемых под указанные цели.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, безусловно не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, поскольку такой вид разрешенного использования как земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, пунктом 1.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. № 39, выделен в самостоятельную группу.

Вместе с тем такой вид разрешенного использования земельного участка, как административное здание, предусмотрен в Методических указаниях в пунктах 1.2.9. наряду с земельными участками, предназначенными для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и 1.2.17 наряду с земельными участками, предназначенными для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Административный истец указывает, что постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 г.

Согласно пункту 30343 в блоке «город Иркутск» земельный участок с кадастровым номером Номер изъят (земельный участок с кадастровым номером Номер изъят образован из указанного земельного участка, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости), при определении кадастровой стоимости отнесен к виду разрешенного использования № 9 «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», пункт 1.2.9. Методических указаний.

Административный истец полагает, что административный ответчик, в обоих случаях анализируя сведения Единого государственного реестра недвижимости по-разному определяет вид использования земельного участка, что может свидетельствовать об отсутствии у административного ответчика объективных данных об использовании указанного земельного участка.

ЗАО «СтройКонсалт» с учетом уточнений исковых требований просит суд признать недействующими с 1 января 2020 г. пункты 14472, 14473, 14474 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного Распоряжением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп, и не подлежащими применению с указанной судом даты.

Представитель административного истца закрытого акционерного общества «СтройКонсалт» - Ленский О.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области Перерешко М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, поскольку согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения с кадастровыми номерами Номер изъят расположены в здании, которое находится на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят с видом разрешенного использования: для строительства и дальнейшей эксплуатации административного здания со студенческим кафе. Поскольку вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения это является достаточным основанием для включения помещений в здании, расположенном на данном земельном участке в оспариваемый Перечень. Фактическое использование нежилых помещений по иному назначению или их неиспользование не имеет правового значения.

Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв на административное исковое заявление в котором указывает, что не имеет материальной и правовой заинтересованности в исходе данного дела, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв на административное исковое заявление в котором указывает, что каждое из условий, установленных пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром, в связи с чем при определении уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества в рамках статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации достаточно выполнения только одного из данных условий. Данная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 03.08.2018 № 03-05-04-01/54930. Управление просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо Косяков С.А. в судебное заседание не явился, направленное в его адрес извещение о времени и месте рассмотрении дела возвращено в суд по истечению срока хранения. Учитывая мнение лиц, участвующих в деле, полагавших возможным рассматривать дело в отсутствие Косякова С.А., то обстоятельство, что о наличии данного административного дела в производстве Иркутского областного суда заинтересованному лицу Косякову С.А. известно, в частности, ранее им в судебное заседание 03.12.2020 был представлен письменный отзыв на административное исковое заявление ООО «СтройКонсалт», в котором он поддержал правовую позицию административного истца и просил исковые требования ООО «СтройКонсалт» удовлетворить, то, что информация о дате и времени настоящего судебного заседания размещена на официальном сайте Иркутского областного суда и об отложении рассмотрения дела в настоящем судебном заседании Косяковым С.А. суду не заявлено, суд, признав неявку в судебное заседание Косякова С.А. не уважительной, пришел к выводу о надлежащем извещении Косякова С.А. о данном судебном заседании и рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Администрация города Иркутска, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв, в котором полагало, что административные исковые требования ООО «СтройКонсалт» подлежат удовлетворению, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заинтересованные лица Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, письменного отзыва на административное исковое заявление не представили.

Суд, выслушав мнение явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора Царёвой Н.А., полагавшей, возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, совещаясь на месте, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил: рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора Царёвой Н.А., полагавшей, что в удовлетворении административного иска следует отказать, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Распоряжением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.

В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее по тексту – закон Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз) нормативный правовой акт это официальный письменный документ, обязательный на территории области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.

В соответствии со статьей 5 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз правотворческими органами области являются: Законодательное Собрание Иркутской области; Губернатор Иркутской области; Правительство Иркутской области; Министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области, их территориальные подразделения; Уставный Суд Иркутской области; иные государственные органы области в соответствии с федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области.

Полномочия на принятие оспариваемого распоряжения первым заместителем Губернатора Иркутской области – Председателем Правительства Иркутской области установлено в статье 66 Устава Иркутской области, статье 10 (1) Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 г. № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области».

Статьей 23 Устава Иркутской области, статьей 57 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» установлено, что правовые акты первого заместителя Губернатора Иркутской области, первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области, первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместителей Губернатора Иркутской области, заместителей Председателя Правительства Иркутской области вступают в силу с момента их подписания, если в самих правовых актах не указан иной срок. В распоряжении Правительства Иркутской области № 990-рп установлен срок начала действия с 1 января 2020 г.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Распоряжение Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп опубликовано в общественно-политической газете «Областная» от 24 января 2020 г. № 7, а также 20 декабря 2019 г. размещен в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru).

Административным ответчиком выполнены надлежащим образом требования законодательства об опубликовании оспариваемого нормативного правового акта.

Согласно статье 62 (1) Устава Иркутской области, статьи 11 (1) указанного выше Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз правовые акты первого заместителя Губернатора Иркутской области издаются в форме распоряжений.

Судом установлено, что оспариваемое распоряжение Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп издано в установленной для данного вида нормативных правовых актов форме, подписано должностным лицом, уполномоченным на издание такого рода нормативных правовых актов Иркутской области.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Как собственник нежилых помещений ЗАО «СтройКонсалт» в силу положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество организаций. Налоговая база при исчислении налога на нежилые помещения для общества с 1 января 2019 г. определяется исходя из их кадастровой стоимости (статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закон Иркутской области от 8 октября 2007 г. № 75-оз «О налоге на имущество организаций» в редакции закона от 28 ноября 2018 г. № 106-оз).

В оспариваемые пункты 14472, 14473, 14474 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп, включены помещения с кадастровыми номерами Номер изъят которые находятся в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес изъят> общей площадью 6859,3 кв.м., с кадастровым номером Номер изъят, которое в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, как отдельный объект недвижимости не включено.

В оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества также включено помещение с кадастровым номером Номер изъят, находящееся в указанном нежилом здании.

Из письменных возражений Правительства Иркутской области следует, что при формировании Перечня использованы сведения, предоставленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, а именно, перечень расположенных на территории Иркутской области зданий (за исключением многоквартирных домов), сооружений и нежилых помещений, а также земельных участков, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий, делового, административного и коммерческого назначения, сведения, о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Здание с кадастровым номером Номер изъят расположенное по адресу: ФИО3<адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, площадью 6 859,00 кв.м. поставлено на государственный кадастровый учет 4 марта 2014 г. на основании технического плана от 19 февраля 2014 г., подготовленного кадастровым инженером Комовой Е.П. в связи с созданием объекта капитального строительства – нежилого административного здания со студенческим кафе. Сведения о зарегистрированных правах на указанное здание в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Нежилые помещения, находящиеся в данном административном здании со студенческим кафе, с кадастровыми номерами Номер изъят поставлены на государственный кадастровый учет Дата изъята

Дата изъята на нежилое помещение с кадастровым номером Номер изъят площадью 1946,6 кв.м. зарегистрировано право собственности ЗАО «СтройКонсалт» на основании решения Октябрьского районного суда г. Иркутска от Дата изъята

Дата изъята на нежилое помещение с кадастровым номером Номер изъят, площадью 34,3 кв.м. зарегистрировано право ЗАО «СтройКонсалт» на ? долю в праве общей долевой собственности на основании решения Октябрьского районного суда <адрес изъят> от Дата изъята , а затем Дата изъята в отношении указанного объекта зарегистрировано право оперативного управления ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации на ? долю в праве на объект на основании решения Октябрьского районного суда г. Иркутска от Дата изъята

Дата изъята на нежилое помещение с кадастровым номером Номер изъят, площадью 132,4 кв.м. зарегистрировано право собственности ЗАО «СтройКонсалт» на основании решения Октябрьского районного суда г. Иркутска от Дата изъята

Дата изъята на нежилое помещение с кадастровым номером Номер изъят, площадью 3796,4 кв.м. зарегистрировано право собственности Косякова С.А. на основании решения Октябрьского районного суда г. Иркутска от Дата изъята

Дата изъята на нежилое помещение с кадастровым номером Номер изъят, площадью 949,6 кв.м. зарегистрировано право оперативного управления ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации на ? долю в праве на объект на основании решения Октябрьского районного суда г. Иркутска от Дата изъята

Нежилое здание с кадастровым номером Номер изъят расположено на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят. Указанный земельный участок имеет почтовый адрес ориентира: ФИО3<адрес изъят>, <адрес изъят>, его уточненная площадь составляет 3 248,00 кв.м., относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для строительства и дальнейшей эксплуатации административного здания со студенческим кафе. Находящееся на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят административное здание с кадастровым номером Номер изъят, а также входящее в него нежилые помещения, в том числе относящиеся к настоящему спору, имеют почтовый адрес: <адрес изъят>, <адрес изъят> данный факт установлен судом и никем из лиц участвующих в деле не оспаривается.

Сведения о виде разрешенного использования указанного земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании межевого плана от Дата изъята , подготовленного кадастровым инженером ФИО8 в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером Номер изъят на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 03.05.2017 № 782/з «О разделе земельного участка с кадастровым номером Номер изъят».

Дата изъята в Едином государственном реестре недвижимости в отношении указанного земельного участка зарегистрирована аренда в пользу Косякова С.А., ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ЗАО «СтройКонсалт» на основании договора аренды земельного участка от Дата изъята Номер изъят, заключенного с Министерством имущественных отношений Иркутской области.

Указанные сведения подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, представленными в материалы дела административным истцом.

Согласно информационного приложения к акту осмотра от Дата изъята № б/н земельный участок с кадастровым номером Номер изъят согласно Правилам землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260428/6 (в редакции решения Думы г. Иркутска от 31.12.2019 № 007-20-050062/9), расположен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения ОДЗ-201 планировочный элемент П-01-02. В соответствии с Генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 28.06.2007 № 004-20-390583/7 (в редакции решения Думы г. Иркутска от 03.12.2018 № 006-20-510812/8), предусмотрена зона исторической застройки.

Актуальные сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами Номер изъят были внесены в Единый государственный реестр недвижимости Дата изъята на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от Дата изъята . Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером Номер изъят составляет 45 250 000,00 рублей, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером Номер изъят составляет 4 249 000,00 рублей.

Актуальные сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером Номер изъят внесены в Единый государственный реестр недвижимости Дата изъята в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп «О результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области». Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером Номер изъят составляет 2 235596,82 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 65 177,75 рублей за кв.м.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Нежилое здание с кадастровым номером Номер изъят (площадью 6859,3 кв.м.), в котором расположены помещения с кадастровыми номерами Номер изъят (площадью 1946,6 кв.м.), Номер изъят (площадью 34,3 кв.м.), Номер изъят (площадью 132,4 кв.м.), Номер изъят (площадью 3796,4 кв.м.), Номер изъят (площадью 949,6 кв.м.), расположено на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят. Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования: для строительства и дальнейшей эксплуатации административного здания со студенческим кафе, что позволяет отнести здание и находящиеся в нем нежилые помещения к объектам указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств, подтверждающих иной вид разрешенного использования данного земельного участка в период включения указанных помещений в оспариваемый Перечень, в материалах административного дела не содержится.

Довод административного истца, основанный на толковании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. № 39, действовавших на момент постановки на кадастровый учет спорных объектов недвижимости, о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, безусловно не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, поскольку такой вид разрешенного использования как земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, пунктом 1.2.7, выделен в самостоятельную группу, не может быть принят судом во внимание, поскольку критерии, по которым налоговая база объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость установлены специальными нормами - статьей 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также применительно к оспариваемому нормативному правовому акту - Законом Иркутской области от 08.10.2007 г. № 75-оз «О налоге на имущество организаций».

На момент принятия оспариваемого Перечня спорные помещения, были расположены в здании, находящемся на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии самостоятельного основания для включения принадлежащих истцу нежилых помещений, в оспариваемый Перечень.

Также согласно представленным суду техническим паспортам на нежилые помещения, относящиеся к настоящему спору, а также на все здание, составленные МУП «Бюро технической инвентаризации г. Иркутска» (л.д. 25 – 89, т. 2), следует, что указанные в экспликации нежилые помещения данного здания согласно их наименований не связаны с какой-либо производственной деятельностью, относятся к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, кроме того их площадь превышает 20 % от общей площади всего здания, включающую помещения с назначением: лестничные клетки, санузлы, душевые, гардеробная, коридоры, тамбуры, лифтовые шахты, помещение лифтерной, цехов (площадью 86,5 кв.м.), вентиляторная камера, машинное отделение (площадью 39,3 кв.м.), антресоль (площадью 95,3 кв.м.), подсобные помещения, насосная, помещения связанных с электро и теплоснабжением. Исходя из чего, суд приходит к выводу о том, что спорные помещения, расположенные в указанном выше здании также подлежали включению в оспариваемый нормативный правовой акт, в том числе, и на основании документов технического учета (технических паспортов на здание и нежилые помещения), согласно которым здание предусматривает размещение помещений делового, административного и коммерческого назначения и сопутствующей инфраструктуры.

Не имеют правового значения доводы административного искового заявления о том, что нежилые помещения, собственником которых является ЗАО «СтройКонсалт», входящие в состав здания, фактически не используются, поскольку в данном случае принадлежащие административному истцу нежилые помещения включены в Перечень по их назначению и виду разрешенного использования земельного участка, на которых расположено здание.

Доводы административного истца о том, что обязательным условием для решения вопроса о включении объекта недвижимости в Перечень является определение его фактического использования, а также наличие акта обследования, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нежилые помещения с кадастровыми номерами Номер изъят, правомерно включены в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований о признании оспариваемых норм недействующими.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления закрытого акционерного общества «СтройКонсалт» к Правительству Иркутской области о признании недействующими с 1 января 2020 г. пункты 14472, 14473, 14474 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 11 декабря 2019 г. № 990-рп, и не подлежащими применению с указанной судом даты – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята