ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-231/2022 от 14.04.2022 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело № 3а-231/2022

УИД 18OS0000-01-2022-000027-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2022 года город Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Габдрахманова А.Р.,

при секретаре судебного заседания Олюниной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никитиной Софии Эллиотовны к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующим нормативного правового акта,

установил:

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 05 февраля 2018 года № 26 утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье третьего и последующих детей (далее – Положение).

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 01 апреля 2019 года № 123 в указанное выше постановление внесены изменения: пункт 9 Положения дополнен абзацем: «умершие дети.».

Никитина София Эллиотовна (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 01 апреля 2019 года №123, исключающего возможность получения ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка семьями, в которых ранее рожденные дети признаны умершими.

В подтверждение нарушения своих прав административный истец ссылается на ответ Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 11 ноября 2020 года о прекращении права на ежемесячную денежную выплату в связи с тем, умерший Н.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не может быть учтен в составе семьи.

По мнению административного истца, оспариваемая норма противоречит пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», а также Указу Главы Удмуртской Республики от 12 октября 2012 года № 185 «Об установлении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье после 31 декабря 2012 года третьего и последующих детей», имеющих большую юридическую силу и ущемляет права и законные интересы ее и детей на получение социальной поддержки.

С учетом уточнения административного искового заявления, просила признать недействующим абзац 5 пункта 9 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье третьего и последующих детей, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 05 февраля 2018 года № 26, как несоответствующий законодательству Российской Федерации.

В судебном заседании Никитина С.Э. заявленные требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что в отказе имеется ссылка на оспариваемый акт, в связи с чем в настоящее время ее права нарушаются.

В судебном заседании представитель Никитиной С.Э. - Соколов С.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

Представитель Правительства Удмуртской Республики Урсегова М.А. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержала письменные возражения.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.

Никитина С.Э. является матерью троих детей: К.А.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), Н.В.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), К.В.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения).

В период с 08 февраля 2020 года по 11 ноября 2020 года Никитина С.Э. получала ежемесячную денежную выплату, установленную Указом Главы Удмуртской Республики от 21 ноября 2017 «Об установлении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье после 31 декабря 2017 года третьего и последующих детей» в соответствии с Положением о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье третьего и последующих детей, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 05 февраля 2018 года №26.

Согласно уведомлению Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 11 ноября 2020 года, Никитиной С.Э. прекращена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей, поскольку умерший Н.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не может быть учтен в состав семьи при предоставлении ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу требований части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет при рассмотрении административного дела: полномочия органа, организации, должностного лица принявшего нормативный правовой акт; форму, вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации, если таковая предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с частью 5 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации был принят Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации № 606 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 606 был принят Указ Главы Удмуртской Республики от 21 ноября 2017 № 368 «Об установлении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье после 31 декабря 2017 года третьего и последующих детей». Согласно пунктам 1 и 2 данного Указа установлена ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для детей в Удмуртской Республике нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье после 31 декабря 2017 года третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, Правительству Удмуртской Республики поручено в месячный срок разработать и утвердить положение о порядке предоставления указанной ежемесячной денежной выплаты.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 05 февраля 2018 года №26, во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов, утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье третьего и последующих детей, пунктом 9 которого предусмотрено, что при определении права заявителя на ежемесячную денежную выплату не учитываются:

дети, в отношении которых заявитель был лишен родительских прав (ограничен в родительских правах);

дети, находящиеся на полном государственном обеспечении;

дети, находящиеся под опекой (попечительством);

умершие дети.

Абзац 5 введен постановлением Правительства Удмуртской Республики от 01 апреля 2019 года №123.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктом 1 статьи 52 Конституции Удмуртской Республики и частью 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.

Согласно части 1 статьи 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, Законом «О Правительстве Удмуртской Республики», другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики (часть 2 стати 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики»).

Согласно части 3 статьи 12 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Постановление Правительства Удмуртской Республики от 05 февраля 2018 года №26, которым утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье третьего и последующих детей, было принято в пределах полномочий и компетенции Правительства Удмуртской Республики с соблюдением формы и вида оспариваемого нормативного правового акта.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» порядок принятия актов Правительства Удмуртской Республики устанавливается Правительством Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики, законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики.

Порядок внесения на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проектов постановлений и распоряжений Правительства Удмуртской Республики, их согласования и принятия установлен пунктами 7, 16-28 Регламента Правительства Удмуртской Республики, утверждённого постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 января 2003 года № 100 (далее - Регламент Правительства Удмуртской Республики).

В соответствии с положениями Регламента Правительства Удмуртской Республики проект постановления Правительства Удмуртской Республики № 26 был внесён министром социальной политики и труда Удмуртской Республики, который возглавляет исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики - Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики в соответствии с Положением о Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 01 декабря 2017 года № 506 «О Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики».

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее – Минсоцполитики УР), Минсоцполитики УР является органом исполнительной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в том числе социального обслуживания граждан, опеки и попечительства, семейной и демографической политики, трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

При этом, согласно пункту 9 Положения о Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики, в соответствии с возложенными на него задачами Минсоцполитики УР осуществляет функции по разработке и внесению в установленном порядке в Правительство Удмуртской Республики проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства.

Проект постановления Правительства Удмуртской Республики № 26 прошел согласования с уполномоченными должностными лицами в порядке, установленном Регламентом Правительства Удмуртской Республики, и подписан Председателем Правительства Удмуртской Республики.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят с соблюдением установленного на день его принятия порядка.

В соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» постановления Правительства Удмуртской Республики и нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы. Официальное опубликование осуществляется не позднее десяти дней со дня принятия постановления Правительства Удмуртской Республики или нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики (часть 5).

Правовые акты Правительства Удмуртской Республики могут быть официально опубликованы в одном из следующих республиканских периодических печатных изданий: газете «Известия Удмуртской Республики», газете «Удмуртская правда», газете «Удмурт дунне», Собрании законодательства Удмуртской Республики, или путем размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, или путем размещения (опубликования) на Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) в порядке, установленном Главой Удмуртской Республики (часть 6 статьи 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики»).

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Главы и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru/ 08 февраля 2018 года (номер публикации 05080220180236), и вступил в законную силу через 10 дней после его официального опубликования.

Постановление Правительства УР от 01 апреля 2019 года № 123 «О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 5 февраля 2018 года № 26 «Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье третьего и последующих детей» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04 апреля 2019 года (номер публикации ), и вступил в законную силу через 10 дней после его официального опубликования.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики - Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения его в действие.

Проверяя соответствие оспариваемого административным истцом нормативного правового акта иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, часть 1 статьи 39).

Приведенным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют предписания Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), которая, опираясь на принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу (преамбула, пункт 2 статьи 3).

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счет рождения в семьях второго и последующих детей), предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (постановления от 22 марта 2007 года №4-П, от 15 декабря 2011 года № 28-П, от 6 декабря 2012 года № 31-П).

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя с учетом предписаний статей 7 и части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в этой сфере, предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», предусматривающим возможность принятия органами власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми (статья 2).

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой целью демографической политики государства на данном этапе является стабилизация численности населения, одной из задач, способствующих достижению данной цели, является повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, решение которой включает в себя усиление государственной поддержки семей, имеющих детей.

В целях реализации демографической политики Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (пункт 2).

Этим же Указом установлена обязанность Правительства Российской Федерации с 2013 года софинансировать за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходные обязательства субъектов Российской Федерации, возникающие при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 поименованного Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2 (подпункт «в» пункта 1).

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2017 года № 2565-р, от 24 августа 2018 года № 1747-р, от 10 декабря 2019 года № 2968-р, от 23 сентября 2020 года № 2433-р Удмуртская Республика включена в перечень субъектов Российской Федерации, где рождаемость ниже указанного значения, и в отношении которых в 2018-2021 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 поименованного выше Указа.

Как следует из преамбулы Указа Главы Удмуртской Республики от 21 ноября 2017 года № 368 «Об установлении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье после 31 декабря 2017 года третьего и последующих детей», он принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606.

Пунктом 1 названного регионального нормативного правового акта нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье после 31 декабря 2017 года третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет установлена ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для детей в Удмуртской Республике. Нуждающимися в поддержке признаются семьи, в которых размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Удмуртской Республике за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.

Правительству Удмуртской Республики поручено разработать и утвердить положение о порядке предоставления указанной ежемесячной денежной выплаты (пункт 2 упомянутого Указа Главы Удмуртской Республики).

По смыслу приведенных норм, целью установления ежемесячной денежной выплаты за счет федеральных и региональных бюджетных средств является материальная поддержка исключительно нуждающихся семей, проживающих в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией и включенных в перечень субъектов Российской Федерации, где величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, при рождении после 31 декабря 2012 года третьего или последующих детей, независимо от признания изменения количественного состава семьи ввиду смерти одного из детей.

Ни Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606, ни Указ Главы Удмуртской Республики от 21 ноября 2017 года №368 не содержат иных условий для предоставления ежемесячной денежной выплаты.

Таким образом, иное толкование и применение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, принятого в развитие Концепции демографической политики в Российской Федерации и направленного на стимулирование рождаемости, повлечет предоставление предусмотренной им ежемесячной денежной выплаты только многодетным семьям, в отношении которых имеется самостоятельное правовое регулирование, направленное на социальную поддержку таких семей.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», а также Законом Удмуртской Республики от 05 мая 2006 года № 13-РЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры государственной поддержки в отношении семей, имеющих в своем составе трех и более несовершеннолетних детей.

В пункте 3 Положения указано, что право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют:

женщина, родившая третьего ребенка;

отец третьего ребенка - в случае смерти женщины, родившей третьего ребенка, объявления ее умершей или лишения ее родительских прав (ограничения ее в родительских правах).

Кроме того, в силу статьи 47 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» таким порядком является государственная регистрация рождения, в результате чего происхождение ребенка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия; на основании регистрации выдается свидетельство о рождении ребенка, которое является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей (родителя).

Учитывая, что право на ежемесячную денежную выплату ставится в зависимость от факта рождения женщиной третьего ребенка, в связи с рождением которого и возникло данное право, следовательно, абзац 5 пункта 9 Положения в сравнении с федеральным правовым регулированием ограничивает круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в связи с чем, суд приходит к выводу о его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку предоставление ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего и последующих детей предусмотрено за счет совместного финансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, критерии ее предоставления определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606, орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе был произвольно осуществлять правовое регулирование условий ее назначения и ограничивать адресатов данной меры социальной поддержки.

Ссылки административного ответчика на федеральные правовые нормы, определяющие критерии дифференциации при установлении мер социальной поддержки, несостоятельны, поскольку не регулируют возникшие правоотношения.

При таком положении суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №1-П от 27 января 2004 года.

Определяя момент, с которого оспариваемый пункт нормативного правового акта подлежит признанию не действующим, суд приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, должно быть достигнуто путем признания его недействующим с момента принятия.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Правительство Удмуртской Республики обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Никитиной Софии Эллиотовны к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия абзац 5 пункта 9 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье третьего и последующего детей, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 5 февраля 2018 года №26 «Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении в семье третьего и последующего детей».

Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.

Решение в окончательной форме принято 19 апреля 2022 года.

Судья А.Р. Габдрахманов

Копия верна: Судья А.Р. Габдрахманов