ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-232/20 от 06.10.2020 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

3а-232/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Пешкина А.Г.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

с участием прокурора Юдина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми 6 октября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО7 о признании незаконным приказа Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года №274 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в части пункта 1138 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, возложении обязанности по исключению объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> из указанного Перечня,

установил:

приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года №274 утвержден на 2018 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).

Приказ от 28 декабря 2017 года №274 размещен в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://www.law.rkomi.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 28 декабря 2017 года.

В Перечень на 2018 год (пункт 1138) включено нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящееся по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащее на праве собственности ФИО1

ФИО2, действуя по доверенности в интересах ФИО1, обратился с административным исковым заявлением, в котором оспаривает пункт 1138 Перечня на 2018 год.

В обоснование позиции указывает, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение не относится к объектам недвижимого имущества, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение объекта недвижимого имущества в Перечень на 2018 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

Административный истец в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО2 требования поддержал.

Представитель административного ответчика ФИО3 с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно Закону Республики Коми от 27 октября 2014 года №123-РЗ «О единой дате начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такой датой является 1 января 2015 года (статья 1).

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Распоряжением Правительства Республики Коми от 26 ноября 2014 года №398-р таким уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми было определено Министерство экономического развития Республики Коми.

Указом Главы Республики Коми от 3 ноября 2015 года №115 «Об органах в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство экономического развития Республики Коми переименовано в Министерство экономики Республики Коми.

Распоряжением Правительства Республики Коми от 27 июля 2017 года №356-р внесены изменения в распоряжение Правительства Республики Коми от 26 ноября 2014 года №398-р, согласно которым Министерство финансов Республики Коми с 27 июля 2017 года определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 года №101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» (далее - Закон Республики Коми №101-РЗ) нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Согласно части 3 статьи 8 Закона Республики Коми №101-РЗ (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня на 2018 год) официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми считается первая публикация полного текста этих актов в газетах «Республика», «Коми му», в журнале «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми» либо первое размещение (опубликование) в сетевом издании в порядке, установленном Правительством Республики Коми.

В силу части 1-1 статьи 8 Закона Республики Коми №101-РЗ официальным опубликованием законов и иных правовых актов Республики Коми, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, является их опубликование в течение 10 дней со дня их подписания также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном федеральным законодательством.

Постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2014 года №124 «О сетевом издании для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» учреждено средство массовой информации - сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/), а также утверждено Положение о сетевом издании и порядок размещения (опубликования) в нем правовых актов Республики Коми, иных правовых актов, материалов - документов, сведений, информации, подлежащих официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми.

Порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюден.

При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком по вопросу, входящему в его компетенцию, с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку опубликования и введения в действие.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года №401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи с пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации нежилое помещение, отвечающее одному из критериев, установленных подпунктом 2 пункта 1 этой статьи, является самостоятельным видом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 372 названного Кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Республики Коми от 24 ноября 2003 года №67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми» (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня на 2018 год) такая особенность была установлена только в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них (пункт 1 части 1 статьи 4 (1) названного Закона).

В отношении нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации особенности определения налоговой базы региональным законодательством установлены не были.

Как следует из материалов дела, объект недвижимого имущества – нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, расположен в многоквартирном жилом доме по адресу: <Адрес обезличен>.

Административный истец с 5 ноября 2009 года владеет на праве собственности указанным объектом недвижимости.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, на дату формирования и вступления в силу Перечня на 2018 год, указанное нежилое помещение имело наименование - «офисные помещения».

Из ответа Управления Россреестра по Республике Коми следует, что сведения о характеристиках данного объекта недвижимого имущества были внесены в ЕГРН на основании кадастрового паспорта помещения от 28 сентября 2009 года, выданного Сыктывкарским межрайонным филиалом ГУП РК «Республиканское БТИ». Относительно данного объекта недвижимого имущества заявление о государственном кадастровом учете (в связи с изменением назначения или наименования объекта) в орган регистрации не поступало.

Указанные обстоятельства административным истцом и его представителем при рассмотрении дела не оспаривались.

Таким образом, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения в отношении принадлежащего административному истцу нежилого помещения, наименование которого предусматривало размещение офисов.

Доказательств, подтверждающих наличие в распоряжении административного ответчика на момент включения в оспариваемый Перечень указанного объекта недвижимости, другой информации о его назначении, разрешенном использовании или наименовании, не имеется.

Доводы административного истца и его представителя о том, что в оспариваемый Перечень не подлежало включению имущество физических лиц, поскольку приказ издан во исполнение положений Закона Республики Коми от 24 ноября 2003 года №67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми», являются несостоятельными и отклоняются судом в силу следующего.

Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется в том числе видом объекта налогообложения, а также предусмотрел право установления налоговых ставок нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом в числе прочего вида объекта налогообложения (статья 406). В частности, для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций».

Решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 25 ноября 2014 года №29/2014-406 с 1 января 2015 года на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц.

Пунктом 2 данного решения установлены налоговые ставки исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в частности в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 2.2.1).

Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования определен существенный элемент налогообложения физических лиц - налоговая ставка, размер которой поставлен в зависимость в том числе от такого объективного критерия, как вид объекта налогообложения.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения, имеющему большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> законно включено в Перечень на 2018 год, в связи с чем, требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 ФИО8 о признании незаконным приказа Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года №274 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в части пункта 1138 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, возложении обязанности по исключению объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> из указанного Перечня, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 19 октября 2020 года.

Судья А.Г. Пешкин