ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-232/2016 от 15.11.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-232/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.

при секретаре Нициевской Л.Н.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.,

административного истца ФИО1,

представителя административного истца адвоката Кельн О.Ю.,

представителя административного ответчика – Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения ФИО2,

рассмотрев 15 ноября 2016 года в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими в части:

- решение Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения от 2 июня 2016 года № 20 «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в Центрально-Коспашском сельском поселении»;

- решение Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения от 2 сентября 2016 года № 27 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения от 2 июня 2016 года № 20 «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в Центрально-Коспашском сельском поселении»,

у с т а н о в и л:

2 июня 2016 года Советом депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения принято решение № 20 «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в Центрально-Коспашском сельском поселении». Указанное решение было обнародовано в ООО «ЖЭК», МБОУ ООШ № 16, МБУ культуры «Досуговый Центр» 3 июня 2016 года в порядке, установленном статьей 47 Устава муниципального образования Центрально-Коспашского сельского поселения Кизеловского муниципального района Пермского края, и вступило в силу со дня его обнародования.

2 сентября 2016 года решением Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения № 27 внесены изменения в решение Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения от 2 июня 2016 года № 20. Указанное решение было обнародовано в ООО «ЖЭК», МБОУ ООШ № 16, МБУ культуры «Досуговый Центр» 5 сентября 2016 года в порядке, установленном статьей 47 Устава муниципального образования Центрально-Коспашского сельского поселения Кизеловского муниципального района Пермского края, и вступило в силу со дня его обнародования.

ФИО1 обратился в суд, с настоящим административным исковым заявлением указав в обоснование своих требований, что принятые Советом депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения решений № 20 от 2 июня 2016 года, № 27 от 2 сентября 2016 года нарушают его права и законные интересы в той части, в которой устанавливают пенсию за выслугу лет в размере 35% месячного денежного вознаграждения лицу, замещавшему муниципальные должности при исполнении им на постоянной основе более одного полного срока полномочий и в части распространения указанных положений на правоотношения, возникшие до момента принятия соответствующего решения. Считает, что оспариваемые решения Совета депутатов не соответствуют положениям Закона Пермского края от 9 декабря 2009 года № 546-ПК «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края и муниципальные должности в муниципальных образования Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края» (далее – Закон Пермского каря от 9 декабря 2009 года № 546-ПК) и статье 54 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец ФИО3, представитель административного истца Кельн О.Ю. настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения, председатель ФИО2 в судебном заседании возражал об удовлетворении заявленных требований, указав, что решение принято в пределах компетенции, в соответствующей форме, с соблюдением установленного порядка, права административного истца решением не нарушены (л.д. 50).

Заслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не являются обоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно статье 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, что предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В силу положений части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что нарушений требований к форме оспариваемого нормативного правового акта, компетенции органа на принятие оспариваемого нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу, допущено не было, оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления принят уполномоченным представительным органом муниципального образования Советом депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения Кизеловского муниципального района Пермского края и в пределах предоставленных полномочий по решению вопросов местного значения.

При этом, истец ФИО1 в своем административном исковом заявлении указывает на несоответствие нормативного правового акта в оспариваемой части положениям Закона Пермского края от 9 декабря 2009 года № 546-ПК, статье 54 Конституции Российской Федерации, полагая, что Положение о пенсии за выслугу лет, утвержденное 2 июня 2016 года необоснованно распространено на ранее возникшие правоотношения, а также незаконно уменьшен размер пенсии за выслугу лет с 75% до 35%.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 с 18 октября 2005 года по 15 июля 2014 года занимал должность Главы Центрально-Коспашского сельского поселения Кизеловского муниципального района.

После сложения полномочий Главы Центрально-Коспашского сельского поселения ФИО1 на основании личного заявления распоряжением администрации Центрально-Коспашского сельского поселения от 23 июля 2014 года № 39-рк установлена пенсия за выслугу лет из расчета 75% месячного денежного содержания, в соответствии с Законом Пермского края от 9 декабря 2009 года № 546-ПК и Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Центрально-Коспашское сельское поселение, утвержденным решением Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения от 12 ноября 2010 года № 36 (л.д. 29-30).

На момент установления ФИО1 (в июле 2014 года) пенсии за выслугу лет, пунктом 2.1 Положения о пенсии, утвержденного решением Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения от 12 ноября 2010 года № 36, предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения, лицу, замещавшему муниципальную должность при исполнении им на постоянной основе более одного полного срока полномочий.

Оспариваемым решением Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения от 2 июня 2016 года № 20 признано утратившим силу решение Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения от 12 ноября 2010 года № 36 «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет…» и утверждено Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в Центрально-Коспашском сельском поселении.

Пунктом 3 решения Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения от 2 июня 2016 года № 20 действие Положения о пенсии за выслугу лет распространено на ранее возникшие правоотношения.

Разделом 2 Положения о пенсии за выслугу лет, утвержденным решением Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения от 2 июня 2016 года № 20 установлена пенсия за выслугу лет в размере 35 процентов месячного денежного содержания (вознаграждения) лицу, замещавшему муниципальную должность, при исполнении им на постоянной основе более одного полного срока полномочий.

Доводы, изложенные в административном исковом заявлении, не влекут отмену решений Совета депутатов от 2 июня 2016 года № 20, от 2 сентября 2016 года № 27, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Полагая, что размер пенсии за выслугу лет определенный в статье 4 Закона Пермского края от 9 декабря 2009 года № 546-ПК (в размере 75%) не подлежит изменению при издании муниципального правового акта административный истец ошибочно считает, что статья 4 названного Закона регулирует порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности.

Из содержания статьи 4 Закона Пермского края от 9 декабря 2009 года № 546-ПК следует, что размер пенсии указанной статьей установлен для лиц, замещавших государственную должность.

При этом, согласно статье 14 Закона Пермского края от 9 декабря 2009 года № 546-ПК гарантии лиц, замещавших государственные должности, в области пенсионного обеспечения, установленные указанным Законом, распространяются на лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности. Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, за счет средств местных бюджетов устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с названным Законом. При этом органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают минимальный гарантированный размер пенсии за выслугу лет, предусмотренный в соответствии с частью 5 статьи 7 данного Закона. Порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, устанавливается муниципальными правовыми актами.

То есть данные положения направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Изложенное свидетельствует, что оспариваемые решения приняты в рамках полномочий Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения и не противоречат положениям Закона Пермского края от 9 декабря 2009 года № 546-ПК, в том числе в части установления пенсии за выслугу лет в размере 35 процентов.

Доводы административного истца, что Положение о пенсии за выслугу лет, утвержденное решением Совета депутатов от 2 июня 2016 года противоречит положениям статей 54-57 Конституции Российской Федерации, поскольку его действие распространено на ранее возникшие правоотношения не являются обоснованными.

Пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то есть само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение, в данном случае ФИО1

Правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет носят длящийся характер, порядок расчета получаемой истцом пенсии изменен на будущее время после издания органом местного самоуправления правового акта, направленного на обеспечение равенства муниципальных служащих данного муниципального образования независимо от момента назначения им указанной пенсии.

То есть доводы административного истца, что размер пенсии по выслуге лет не может быть ниже ранее установленного, нельзя признать обоснованными.

С учетом того, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, проведение муниципальными образованиями перерасчета размеров таких пенсий в случае изменения органами местного самоуправления правил их исчисления не противоречит положениям федерального и регионального законодательства.

Таким образом, заявленные административные требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований ФИО1 о признании недействующими в части:

- решение Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения от 2 июня 2016 года № 20 «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в Центрально-Коспашском сельском поселении»;

- решение Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения от 2 сентября 2016 года № 27 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения от 2 июня 2016 года № 20 «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в Центрально-Коспашском сельском поселении» отказать.

Решение суда может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 16 ноября 2016 года.

Судья – подпись –