ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2334/20 от 26.02.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 26 февраля 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,

при секретаре судебного заседания – Филатовой К.П.,

с участием представителя административного истца Сафонова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-305/2021 по административному исковому заявлению Коровина А.М. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Коровин А.М. обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 14 311 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации имущественного комплекса в составе: закрытой стоянки для автомобилей, кпп с весовой и открытой площадки, для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2013 в размере 7 685 007 рублей, а также земельного участка с кадастровым номером , площадью 783 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации бокса для транспорта, для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2013 в размере 474 498 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является пользователем указанных выше земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер действительной рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика выкупной стоимости и платы за пользование земельными участками, исчисляемых из кадастровой стоимости участков.

С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.

Представитель административного истца по доверенности Сафонов А.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, по доводам, в нем изложенным.

Представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, заинтересованных лиц: администрации городского округа Тольятти Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области, - не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

В письменных пояснениях филиал ФКП Росреестра по Самарской области оставил разрешение требований на усмотрение суда.

Правительство Самарской области в письменных возражениях просило в удовлетворении заявленных требований отказать.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.

В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административно дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Коровина А.М. подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 14 311 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации имущественного комплекса в составе: закрытой стоянки для автомобилей, кпп с весовой и открытой площадки, для объектов общественно-делового значения, расположенном по адресу относительно ориентира: <адрес>, а также о земельном участке с кадастровым номером , площадью 783 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации бокса для транспорта, для объектов общественно-делового значения, расположенном по адресу относительно ориентира: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от 22.10.2020 и от 11.11.2020.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», кадастровая стоимость спорных земельных участков определена по состоянию на 01.01.2013: для земельного участка с кадастровым номером в размере 20 429 524,94 рублей, земельного участка с кадастровым номером в размере 1 706 196,15 рублей, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08.10.2020 и от 11.11.2020, сведениями фонда данных государственной кадастровой оценки сайта Росреестра.

Коровин А.М. является собственником здания (лит. АА1) – КПП с весовой, площадью 260,20 кв.м, адрес объекта: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , а также производственного здания, назначение: Производственное (промышленное), 1 – этажный, общая площадь 714,4 кв.м, инв. № 804925, лит. А2, адрес объекта: <адрес> – бокс для транспорта, площадью 137,30 кв.м, адрес объекта: <адрес>, расположенных на земельном участке с кадастровым номером .

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 06.02.2008, 21.08.2006, 15.11.2011; ответом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 07.03.2017.

Администрацией городского округа Тольятти в адрес Коровина А.М. направлены требования об оплате сумм неосновательного обогащения за фактическое пользование спорными земельными участками, размер которых зависит от удельного показателя кадастровой стоимости земли, что подтверждается письмами администрации от 17.09.2020 и от 20.10.2020, расчетами сумм неосновательного обогащения.

Согласно статье 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в комиссии или в суде, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как пользователя земельными участками от недостоверной, экономически необоснованной базы, в том числе для определения размера сумм неосновательного обогащения.

С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорных объектов внесены в ЕГРН 25.11.2013, заявление в суд подано 26.12.2020, то есть по истечении установленного законом срока, о восстановлении которого заявлено ходатайство.

Так как на дату подачи административного искового заявления в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости продолжают затрагивать права административного истца, как пользователя земельного участка, в связи с чем считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд уважительной и, при отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным этот срок восстановить.

Административным истцом в обоснование требований представлены отчеты об оценке №№ 05/11-20/3, 08/10-20/2 от 13.12.2020, подготовленные ООО «Независимый кадастровый центр».

Из отчета № 05/11-20/3 от 13.12.2020 усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого на дату кадастровой оценки, определенная сравнительным подходом составила 474 498 рублей.

Из отчета № 08/10-20/2 от 13.12.2020 усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого на дату кадастровой оценки, определенная сравнительным подходом составила 7 685 007 рублей.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка выполнена по состоянию на 01.01.2013, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельных участков.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.

В представленных отчетах №№ 05/11-20/3, 08/10-20/2 от 13.12.2020, выполненных оценщиком ООО «Независимый кадастровый центр», содержится подробное описание проведенных исследований и итоговые суждения о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости.

Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом регрессионного анализа является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.

Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки.

В отчетах представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчетах имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке по состоянию на 01.01.2013, подлежат удовлетворению.

Так же судом установлено, что постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Постановление вступило в законную силу 01.01.2021 г.

Согласно пояснениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 18.01.2021, по состоянию на 01.01.2020 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 27 625 381,96 руб., земельного участка с кадастровым номером - 832 086,27 руб.

Таким образом, суд полагает, что установленная в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость земельных участков, определенная по состоянию на 01.01.2013 в соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости земель населенных пунктов, утвержденными ранее действующим постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» является архивной.

На основании п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя применить установленную судом кадастровая стоимость для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости (статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 26.12.2020, что следует отразить в резолютивной части решения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Коровина А.М. удовлетворить.

Восстановить срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: и .

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 14 311 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации имущественного комплекса в составе: закрытой стоянки для автомобилей, кпп с весовой и открытой площадки, для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2013 в размере 7 685 007 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 783 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации бокса для транспорта, для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2013 в размере 474 498 рублей.

Датой подачи Коровиным А.М. заявления в суд считать 26.12.2020.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.03.2021.

Судья: Т.Е. Лёшина

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

г. Самара 26 февраля 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,

при секретаре судебного заседания – Филатовой К.П.,

с участием представителя административного истца Сафонова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-305/2021 по административному исковому заявлению Коровина А.М. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,

руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск Коровина А.М. удовлетворить.

Восстановить срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: и .

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 14 311 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации имущественного комплекса в составе: закрытой стоянки для автомобилей, кпп с весовой и открытой площадки, для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2013 в размере 7 685 007 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 783 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации бокса для транспорта, для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2013 в размере 474 498 рублей.

Датой подачи Коровиным А.М. заявления в суд считать 26.12.2020.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.Е. Лёшина