ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2334/20 от 26.02.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 26 февраля 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,

при секретаре судебного заседания – Филатовой К.П.,

с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-305/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 14 311 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации имущественного комплекса в составе: закрытой стоянки для автомобилей, кпп с весовой и открытой площадки, для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2013 в размере 7 685 007 рублей, а также земельного участка с кадастровым номером , площадью 783 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации бокса для транспорта, для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2013 в размере 474 498 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является пользователем указанных выше земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер действительной рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика выкупной стоимости и платы за пользование земельными участками, исчисляемых из кадастровой стоимости участков.

С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.

Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, по доводам, в нем изложенным.

Представители административных ответчиков - Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, заинтересованных лиц: администрации городского округа Тольятти Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области, - не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

В письменных пояснениях филиал ФКП Росреестра по Самарской области оставил разрешение требований на усмотрение суда.

Правительство Самарской области в письменных возражениях просило в удовлетворении заявленных требований отказать.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.

В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административно дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО2 подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 14 311 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации имущественного комплекса в составе: закрытой стоянки для автомобилей, кпп с весовой и открытой площадки, для объектов общественно-делового значения, расположенном по адресу относительно ориентира: <адрес>, а также о земельном участке с кадастровым номером , площадью 783 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации бокса для транспорта, для объектов общественно-делового значения, расположенном по адресу относительно ориентира: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от 22.10.2020 и от 11.11.2020.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», кадастровая стоимость спорных земельных участков определена по состоянию на 01.01.2013: для земельного участка с кадастровым номером в размере 20 429 524,94 рублей, земельного участка с кадастровым номером в размере 1 706 196,15 рублей, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08.10.2020 и от 11.11.2020, сведениями фонда данных государственной кадастровой оценки сайта Росреестра.

ФИО2 является собственником здания (лит. АА1) – КПП с весовой, площадью 260,20 кв.м, адрес объекта: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , а также производственного здания, назначение: Производственное (промышленное), 1 – этажный, общая площадь 714,4 кв.м, инв. № 804925, лит. А2, адрес объекта: <адрес> – бокс для транспорта, площадью 137,30 кв.м, адрес объекта: <адрес>, расположенных на земельном участке с кадастровым номером .

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 06.02.2008, 21.08.2006, 15.11.2011; ответом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 07.03.2017.

Администрацией городского округа Тольятти в адрес ФИО2 направлены требования об оплате сумм неосновательного обогащения за фактическое пользование спорными земельными участками, размер которых зависит от удельного показателя кадастровой стоимости земли, что подтверждается письмами администрации от 17.09.2020 и от 20.10.2020, расчетами сумм неосновательного обогащения.

Согласно статье 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в комиссии или в суде, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как пользователя земельными участками от недостоверной, экономически необоснованной базы, в том числе для определения размера сумм неосновательного обогащения.

С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорных объектов внесены в ЕГРН 25.11.2013, заявление в суд подано 26.12.2020, то есть по истечении установленного законом срока, о восстановлении которого заявлено ходатайство.

Так как на дату подачи административного искового заявления в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости продолжают затрагивать права административного истца, как пользователя земельного участка, в связи с чем считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд уважительной и, при отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным этот срок восстановить.

Административным истцом в обоснование требований представлены отчеты об оценке №№ 05/11-20/3, 08/10-20/2 от 13.12.2020, подготовленные ООО «Независимый кадастровый центр».

Из отчета № 05/11-20/3 от 13.12.2020 усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого на дату кадастровой оценки, определенная сравнительным подходом составила 474 498 рублей.

Из отчета № 08/10-20/2 от 13.12.2020 усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого на дату кадастровой оценки, определенная сравнительным подходом составила 7 685 007 рублей.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка выполнена по состоянию на 01.01.2013, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельных участков.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.

В представленных отчетах №№ 05/11-20/3, 08/10-20/2 от 13.12.2020, выполненных оценщиком ООО «Независимый кадастровый центр», содержится подробное описание проведенных исследований и итоговые суждения о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости.

Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом регрессионного анализа является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.

Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки.

В отчетах представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчетах имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке по состоянию на 01.01.2013, подлежат удовлетворению.

Так же судом установлено, что постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Постановление вступило в законную силу 01.01.2021 г.

Согласно пояснениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 18.01.2021, по состоянию на 01.01.2020 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 27 625 381,96 руб., земельного участка с кадастровым номером - 832 086,27 руб.

Таким образом, суд полагает, что установленная в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость земельных участков, определенная по состоянию на 01.01.2013 в соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости земель населенных пунктов, утвержденными ранее действующим постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» является архивной.

На основании п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя применить установленную судом кадастровая стоимость для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости (статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 26.12.2020, что следует отразить в резолютивной части решения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Восстановить срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: и .

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 14 311 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации имущественного комплекса в составе: закрытой стоянки для автомобилей, кпп с весовой и открытой площадки, для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2013 в размере 7 685 007 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 783 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации бокса для транспорта, для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2013 в размере 474 498 рублей.

Датой подачи ФИО2 заявления в суд считать 26.12.2020.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.03.2021.

Судья: Т.Е. Лёшина

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

г. Самара 26 февраля 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,

при секретаре судебного заседания – Филатовой К.П.,

с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-305/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,

руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Восстановить срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: и .

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 14 311 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации имущественного комплекса в составе: закрытой стоянки для автомобилей, кпп с весовой и открытой площадки, для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2013 в размере 7 685 007 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 783 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации бокса для транспорта, для объектов общественно-делового значения, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2013 в размере 474 498 рублей.

Датой подачи ФИО2 заявления в суд считать 26.12.2020.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.Е. Лёшина