ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-233/2017 от 20.02.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2017 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Подольской А.А.

При секретаре судебного заседания Шабер И.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-233/2017 по административному иску Кукушкина В.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Кукушкин В.М. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 23.06.2015 года в размере 736 829 рублей.

Свои требования административный истец обосновал тем, что он является собственником вышеуказанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена в соответствии с приложением №1 к Постановлению Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области».

В соответствии с кадастровой справкой от ДД.ММ,ГГ. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 23.06.2015 года определена в размере 1 385 181 рубль.

Согласно отчету от ДД.ММ.ГГ. ООО «<данные изъяты>» об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> итоговая величина рыночной стоимости составила 736 829 рублей.

На отчет от ДД.ММ.ГГ. об оценке рыночной стоимости земельного участка получено экспертное заключение СРО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ.. Истец полагает, что установленная величина кадастровой стоимости указанного земельного участка нарушает его права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.

На основании изложенного, истец считает, что в соответствии со статьями 24.18 и 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Определением Самарского областного суда от 25.01.2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Самарской области.

Представитель административного истца Титов В.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представители ФГБУ «ФКП по Самарской области», Министерства имущественных отношений Самарской области, Администрации г.о. Сызрань Самарской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще, представили суду отзывы, в которых ФГБУ «ФКП по Самарской области» оставило разрешение требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной на усмотрение суда, Министерство имущественных отношений Самарской области просит отказать в удовлетворении требований, Администрация г.о. Сызрань Самарской области возражает против удовлетворения заявленных требований, просит дело рассмотреть в их отсутствие.

Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области не направили своих представителей в судебное заседание, отзывов по делу не представили, о дате слушания дела извещены надлежаще.

Суд полагает возможным рассматривать дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Кукушкина В.М. в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, при этом, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела усматривается, что Кукушкину В.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГ. (л.д.7).

Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГ., что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.8-10).

Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена приложением к Постановлению Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области».

В соответствии с кадастровой справкой от ДД.ММ.ГГ. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 23.06.2015 года определена в размере 1 385 181 рубль (л.д. 6).

Согласно отчету от ДД.ММ.ГГ., выполненного ООО «<данные изъяты>» о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> итоговая величина рыночной стоимости по состоянию на 23.06.2015 года составила 736 829 рублей.

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГ., выполненному экспертом СРО «<данные изъяты>» - ФТО1, регистрационный номер в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков , экспертируемый отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Определенная в отчете стоимость объекта оценки подтверждена.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете

Из представленного заявителем отчета об оценке видно, что оценщиком при определении рыночной стоимости земельного участка был применен метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, отказ от применения других методов и подходов обоснован (страница 54-56 отчета).

В представленном отчете, имеется полное описание объекта оценки со всеми характеристиками, с указанием перечня использованных при проведении оценки данных с указанием источников их получения, анализ наиболее эффективного использования объекта оценки, исходя из которого оценщик делает вывод о том, что наилучшим и наиболее эффективным использованием объекта оценки является его текущее использование - под мойку автомобилей (страница 16 отчета).

Оценщиком принято решение в качестве единицы сравнения использовать цену за 1 кв.м. (страница 59 отчета).

Использованные в отчете объекты аналоги (таблица 16 на странице 59 отчета) имеют сходные с объектом оценки характеристики, в частности: условия финансирования, категория земель, назначение, местоположение района, местоположение внутри района. Введена скидка на торг 10 % Принята корректировка на площадь, поскольку площадь оцениваемого объекта составляет 245 кв.м., диапазон значений до 500 кв.м., у объекта-аналога № 1 площадь 3800 кв.м., диапазон значений 3000-5000 кв.м., поправка принята в размере 30%, объект аналог № 2 имеет площадь, входящую в диапазон значений 500-1000 кв.м., поправка составила 8 %, для объекта аналога № 3 корректировка принята в размере 23 %, поскольку площадь данного объекта входит в диапазон значений 1000-3000 кв.м.

В таблице 5.1.4. приведена информация по объектам-аналогам, приведены примененные корректировки (страницы 61-62 отчета).

Рыночная стоимость земельного участка, определенная методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, составила 736 829 рублей.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о соответствии отчета основным требованиям федерального стандарта оценки №1 и требованиям Федерального закона № 135-ФЗ.

Лица, привлеченные к участию в деле, не привели каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности установленной отчетом рыночной стоимости. Ходатайство о назначении и проведении по делу экспертизы не заявили.

Поскольку доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано в представленном заявителем отчете, который отвечает требованиям, предъявленным к подобного рода документам, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, не представлено, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика, на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.

Суд пришел к выводу, что требования Кукушкина В.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН без принятия какого-либо дополнительного решения, при этом порядок и сроки внесения изменений также установлены названной нормой.

В ЕГРН подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной решением суда.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время ЕГРН) и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения в суд с настоящим административным иском является 30.12.2016г., что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ

РЕШИЛ:

Административный иск Кукушкина В.М. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 23.06.2015г. в размере 736 829 рублей.

Дата подачи иска в суд – 30.12.2016г.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.02.2017г.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья

Секретарь