КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-234/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Ботвиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании и отмене решения Избирательной комиссии Калининградской области от 20 августа 2021 года №31/287-8 об исключении его из списка кандидатов в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение политической партии «Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области по единому избирательному округу,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с административным иском в суд, указав, что решением Калининградской областной Думы №332 от 17 июня 2021 года назначены выборы в Калининградскую областную Думу седьмого созыва. Административный истец выдвинут в качестве кандидата в депутаты избирательным объединением Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области по единому избирательному округу (№3 в региональной группе №18). Решением Избирательной комиссией Калининградской области от 20 августа 2021 года №31/287-8 ФИО1 исключен из списка кандидатов в депутаты в Калининградскую областную Думу седьмого созыва в соответствии с п. 3 ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Административный истец полагает данное решение избирательной комиссии незаконным, поскольку гражданством иностранного государства он никогда не обладал и не имеет его в настоящее время, что подтверждается справками № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Генеральным консульством <данные изъяты> в г. Санкт-Петербурге. Просит признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссией Калининградской области от 20 августа 2021 года №31/287-8 об исключении его из списка кандидатов в депутаты в Калининградскую областную Думу седьмого созыва.
Административный истец ФИО1 заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и пояснил, что из <данные изъяты> он фактически выехал на постоянное место жительства в <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ году, в <адрес>. Однако, как минимум до ДД.ММ.ГГГГ года он сохранял регистрацию по месту жительства в <данные изъяты>. Гражданством <данные изъяты> он никогда не обладал. Гражданство <данные изъяты> он приобрел в ДД.ММ.ГГГГ г.г., точные обстоятельства этого события он не помнит. В октябре 2014 года по указанию должностного лица ОУФМС по Багратионовскому району он заполнил уведомление о наличии у него гражданства <данные изъяты>, хотя это и не соответствовало действительности. Обращает внимание на то, что он дважды избирался в депутаты Совета депутатов МО «Багратионовский городской округ», при этом сведений о наличии у него гражданства иностранного государства не имелось.
Представитель административного истца ФИО1 ФИО3 заявленные административные исковые требования поддержал, выразил сомнения в достоверности представленных УВМ УМВД России сведений. Отсутствие гражданства иностранного государства у ФИО1 подтверждается справками, выданными Генеральным консульством <данные изъяты> в г. Санкт-Петербурге.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Калининградской области ФИО4 возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований и поясни, что решение об исключении кандидата ФИО1 было принято на основании сведений, представленных ВрИО начальника УВМ УМВД России по Калининградской области в письме исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, которые являются достаточными.
Заслушав административного истца ФИО1, его представителя, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно подпункту "а" пункта 8 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным подпунктом "а", "е", "ж", "и", "к" или "н" пункта 25 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов. Этому положению корреспондирует часть 11 ст. 239 КАС РФ, согласно которой избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата.
Отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является в силу подпункта "а" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
Пунктом 3.1 ст. 4 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства.
Судом установлено, что решением Калининградской областной Думы №332 от 17 июня 2021 года назначены выборы в Калининградскую областную Думу седьмого созыва.
В силу положений ст. 27 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года №497 «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» Избирательная комиссия Калининградской области организует подготовку и проведение выборов депутатов Калининградской областной Думы, заверяет и регистрирует списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ при проведении указанных выборов.
Согласно ч. 1 ст. 36 этого же закона кандидаты в депутаты областной Думы (далее - кандидаты) могут быть выдвинуты непосредственно, а также в составе списка кандидатов.
Решением Избирательной комиссией Калининградской области от 12 августа 2021 года №26/233-8 зарегистрирован список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение политической партии «Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области, в количестве 64 человек, в том числе ФИО1 под №3 в региональной группе №18.
Комиссия обратилась в соответствующие государственные органы с представлениями о проверке достоверности сведений, представленных избирательным объединением Региональное отделение политической партии «Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области в отношении выдвинутых кандидатов в депутаты. Соответствующие результаты проверки, в том числе наличия гражданства другого государства, поступили из УВМ УМВД России по Калининградской области в Избирательную комиссию Калининградской области 12 августа 2021 года.
Как следует из ответа УВМ УМВД России по Калининградской области исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, данный государственный орган располагает информацией о наличии уведомления о наличии у ФИО1 гражданства иностранного государства.
Избирательной комиссией Калининградской области принято решение от 20 августа 2021 года №31/287-8 об исключении ФИО1 из списка кандидатов в депутаты в Калининградскую областную Думу седьмого созыва в соответствии с п. 3 ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
ФИО1 представлены справки № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Генеральным консульством <данные изъяты> в г. Санкт-Петербурге. Из содержания справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 не является гражданином <данные изъяты> на основании п. 5 ст. 21 Закона Республики <данные изъяты>
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Соглашения от 26.02.1999 "Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства" в случае приобретения гражданства одной Стороны с одновременной утратой гражданства другой Стороны в соответствии с национальным законодательством этой Стороны лицо, подавшее ходатайство об этом, сохраняет гражданство другой Стороны до принятия положительного решения по его ходатайству.
Согласно ст. 3 Закона Республики <данные изъяты> от 20 декабря 1991 года №1017-XII «О гражданстве Республики <данные изъяты>» гражданами Республики <данные изъяты> являются лица, которые постоянно проживали в <данные изъяты> на день вступления в силу данного закона; родились на территории <данные изъяты> и не состоят в гражданстве другого государства. Указанный нормативный правовой акт вступил в силу с 1 марта 1992 года (Постановление ВС Р. <данные изъяты> от 20 декабря 1991 года).
В силу п. 5 ст. 21 Закона Республики <данные изъяты> от 20 декабря 1991 года №1017-XII «О гражданстве Республики <данные изъяты>», основанием для утраты гражданства Р<данные изъяты> является приобретение гражданства другого государства.
Вместе с тем, согласно ст. 37 этого же закона, гражданство Р. <данные изъяты> прекращается с момента регистрации его утраты государственными органами в порядке, предусмотренным настоящим законом. Согласно ст. 31 Закона Республики <данные изъяты> от 20 декабря 1991 года №1017-XII полномочиями на регистрацию утраты гражданства <данные изъяты>, постоянно проживающими вне пределов <данные изъяты>, наделены загранучреждения <данные изъяты>
Содержание перечисленных документов указывает на то, что ФИО1 приобрел гражданство <данные изъяты> в статусе гражданина <данные изъяты>. Наличие у административного истца гражданства <данные изъяты> подтверждается тем, что он был рожден на территории <данные изъяты>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ иного гражданства не имел, так как сам он пояснил, что гражданство <данные изъяты> было приобретено им не ранее ДД.ММ.ГГГГ года, и на эту же дату сохранял регистрацию на территории <данные изъяты>.
Вместе с тем, согласно приведенным выше нормам законодательства, приобретение лицом гражданства РФ не влечет прекращение гражданства <данные изъяты>; гражданство <данные изъяты> прекращается при соблюдении установленного порядка, а именно регистрации утраты его уполномоченными государственными органами <данные изъяты>, в данном случае – загранучреждениями. Данных о регистрации выхода ФИО1 из гражданства <данные изъяты> не имеется. Содержание же справки № от ДД.ММ.ГГГГ противоречит справке №, так как в случае, если бы лицо никогда не имело <данные изъяты>, оно не могло быть утрачено по основанию, предусмотренному п. 5 ст. 21 Закона <данные изъяты> от 20 декабря 1991 года №1017-XII «О гражданстве Республики <данные изъяты>».
В этой связи справки № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть признаны допустимыми доказательствами как противоречащие друг другу по содержанию и другим материалам дела.
2 октября 2014 года ФИО1 подано уведомление в ОУФМС России по Багратионовскому району Калининградской области, согласно которому он сообщил о наличии у него гражданства <данные изъяты>; также он указал, что прибыл по паспорту СССР, национальным паспортом не документировался. Из сообщения начальника УВМ УМВД России по Калининградской области от 30 августа 2021 года следует, что сведения о приобретении гражданства <данные изъяты> административным истцом в учетах МВД России отсутствуют.
Таким образом, достоверных данных о выходе из гражданства <данные изъяты> ФИО1 до настоящего времени не имеется.
Указанные обстоятельства установлены после регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты, в этой связи они являются вновь открывшимися, влекущими отмену регистрации кандидата в связи с отсутствием у административного ответчика пассивного избирательного права на основании подпункта "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В этой связи оспариваемое решение Избирательной комиссии ФИО2<адрес> является законным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об оспаривании и отмене решения Избирательной комиссии Калининградской области от 20 августа 2021 года №31/287-8 об исключении его из списка кандидатов в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение политической партии «Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области по единому избирательному округу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение пяти дней.
Мотивированное решение изготовлено 1 сентября 2021 года.
Судья Д.В. Шубин