ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-234/2022 от 22.09.2022 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

/

Дело № 3а-234/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Данилова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бакальского Юрия Викторовича о признании недействующими:

пункта 3973  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области № 167-ПОД от 27.11.2018; 

пункта 3369  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-ПР от 27.11.2019;  

пункта 5275 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-ПР от 11.11.2020;

пункта 10863 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-ПР от 29.11.2021,

У С Т А Н О В И Л :

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 и 2022  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Бакальский Ю.В. обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (органу исполнительной власти Ульяновской области, в полномочия которого в настоящее время входит определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость), в котором просил признать недействующими со дня принятия пункт 3973 Перечня на 2019 год, пункт 3369 Перечня на 2020 года, пункт  5275 Перечня на 2021 год и пункт 10 863 Перечня на 2022 год.

Указанными пунктами в перечни включено принадлежащее истцу и Мадянову А.Ю. (по ½ доле каждому) здание площадью 421,8 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.

Кроме того, просил взыскать с ответчика госпошлину в сумме 1200 руб.

Требования мотивировал тем, что указанный объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Включение здания в Перечни нарушает его права, поскольку приводит к необходимости уплаты налога от кадастровой стоимости здания.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Агентство государственного имущества Ульяновской области (ранее Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области).

В судебном заседании представитель административного истца       - Горгиладзе С.Н. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте  и времени рассмотрения дела.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в письменном отзыве просила отказать в удовлетворении  исковых требований истца. Указала на то, что приказы были изданы  уполномоченным органом, с соблюдением процедуры их принятия и опубликования.

Принадлежащее истцу здание было включено в Перечни на основании содержащихся в ЕГРН сведений о его наименовании – «нежилое здание», а также с учетом сведений в сети «Интернет» и на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Согласно указанным сведениям в здании по адресу: *** зарегистрированы следующие юридические лица:  ***, основным видом экономической деятельности которого является «Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами». Истец является соучредителем организации; ***, основным видом экономической деятельности которого является «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая»; ***, основным видом экономической деятельности которого является «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом». Истец является директором и соучредителем указанного общества; ***, основным видом экономической деятельности является  «Торговля оптовая неспециализированная»; ***, основным видом экономической деятельности которого является «Торговля оптовая неспециализированная». Размещение в здании указанных обществ свидетельствует об использовании здания для размещения офисов и осуществления торговой деятельности.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные исковые требования, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемых актов.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

Пунктом 3973 в Перечень на 2019 год включено принадлежащее истцу здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.

Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 88 от          29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, соответственно, на 2020, 2021 и 2022 годы.