ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-235/18 от 25.10.2018 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2018 г. № 3а-235/2018

г.Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,

при секретаре Опрячиной Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вологдагражданстрой» об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

Правительством Вологодской области 28 декабря 2009 года принято постановление № 2087 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ» (далее - постановление № 2087).

Текст документа официально опубликован в областной газете «Красный Север» № 4 от 16 января 2010 года.

Постановлением Правительства Вологодской области от 30 апреля 2010 года № 500 внесены изменения в оспариваемое постановление.

Постановление в действующей редакции официально опубликовано в областной газете «Красный Север» от 22 мая 2010 года № 54, от 01 июня 2010 года № 58, от 12 июня 2010 года № 63, от 26 июня 2010 года № 68, от 29 июня 2010 года № 69.

Общество с ограниченной ответственностью «Вологдагражданстрой» (далее - ООО «Вологдагражданстрой», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части постановления № 2087, ссылаясь на противоречие федеральному законодательству оспариваемых положений.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №..., категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - многоэтажные жилые дома, расположенных по адресу: <...>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости и договором купли-продажи от 20 апреля 2018 года (т.1, л.д.18-43).

Постановлением администрации города Вологды от 30 апреля 2014 года № 3101 утверждены градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами №... расположенных по адресу: <...> для строительства жилых домов.

Администрацией города Вологды выданы ООО «Вологдагражданстрой» разрешения от <ДАТА>№..., от <ДАТА>№... (взамен разрешения от <ДАТА>№...) на строительство комплекса жилых зданий по ул. Бурмагиных в г. Вологда, со строительством в несколько этапов: первый этап - трехэтажный 36-квартирный жилой дом, открытая автостоянка; второй этап - пятиэтажный 30-квартирный жилой дом; третий этап - 3/5-этажный 92-квартирный жилой дом.

Согласно постановлению № 2087 земельные участки с кадастровыми номерами №... находятся в зоне регулирования застройки 1-А категории И-2.

Пунктами 2, 3, 9 раздела «Разрешенное использование» Таблицы 1.2 пункта 1.2 Приложения 10 к постановлению № 2087, для земельных участков, находящихся в зоне регулирования застройки 1-А категории И-2, установлены предельные параметры зданий, разрешено благоустройство территории. Определены условия для строительства и благоустройства, возлагающие на застройщика дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством обязанности: осуществлять строительство на основе историко-архивных материалов и аналогов исторической застройки на основании заключения, выданного органом охраны объектов культурного наследия Вологодской области; проектирование вести в две стадии: эскизный и рабочий проекты, с обязательным их рассмотрением и получением рекомендации в органе охраны объектов культурного наследия Вологодской области; благоустройство территории выполнять на основании заключения, выданного органом охраны объектов культурного наследия Вологодской области.

По мнению представителей административного истца, оспариваемые нормы постановления № 2087 противоречат статьям 2, 4, 6, 48, 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушают права, свободы и законные интересы Общества как собственника земельных участков, находящихся в границах соответствующей зоны и как субъекта градостроительных отношений. Установленные постановлением № 2087 предельные параметры строительства носят формальный характер, поскольку не применяя результаты ландшафтно-визуального анализа при даче заключения о допустимости строительства объекта капитального строительства в определённых параметрах, руководствуясь исключительно формально установленными пределами по высоте орган по охране объектов культурного наследия нарушает права собственника земельных участков. Полагали, что оспариваемые пункты постановления № 2087 содержат положения, имеющие неоднозначное толкование, определяя максимальное количество этажей, в постановлении не даётся понятия «этаж», согласно строительным нормам и правилам в число этажей включаются все надземные этажи и подземные этажи, при совокупном толковании норм оспариваемого правового акта становится неоднозначным решение вопроса о допустимом количестве этажей. Названное противоречие указывает на наличие коррупциогенного фактора - установление неопределённых требований к гражданам и организациям. Оспариваемый пункт 3 содержит коррупциогенный фактор - широта дискреционных полномочий, поскольку содержит в себе формулировку «в исключительных случаях». Оспариваемые пункты не соответствуют требованиям формальной определённости, ясности, недвусмысленности правовой нормы и её согласованности с системой действующего правового регулирования, вытекающего из конституционного принципа равенства всех перед законом. Оспариваемое постановление не прошло государственную регистрацию, не включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

С учётом уточнения исковых требований административный истец просил суд признать не действующими пункты 2, 3, 9 раздела «Разрешенное использование» таблицы 1.2 пункта 1.2 части 1 Приложения 10 к постановлению Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 года № 2087 (т.2, л.д.95).

Представители административного истца ООО «Вологдагражданстрой» по доверенности ФИО1, ФИО2 в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержали.

Представитель административного ответчика Правительства Вологодской области по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему (т.2, л.д.1-4,57-63,99-105, т.3,л.д.29-30), указав, что оспариваемое постановление Правительства области принято на основании проекта зон охраны памятников истории и культуры г.Вологды, разработанного ФГУП «Спецпроектреставрация», согласованного с Росохранкультурой с учётом заключения историко-культурной экспертизы, выполненного членами Экспертного совета Росохранкультуры. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде Правительством Вологодской области в пределах установленных полномочий определены разрешенные виды использования в пределах территории зоны регулирования застройки 1-А категории И-2.

Представитель заинтересованного лица Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т.3,л.д.26).

Представитель заинтересованного лица администрации города Вологды по доверенности ФИО4 поддержала доводы отзыва на исковое заявление (т.2, л.д.97-98), просила принять решение, исходя из фактических обстоятельств дела.

Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном отзыве указал, что оспариваемое постановление внесено в федеральный регистр нормативных правовых актов. Указанный нормативный правовой акт прошёл правовую и антикоррупционную экспертизу в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области, по результатам которой составлено экспертное заключение (т.2,л.д.237-249).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В, полагавшей уточнённые исковые требования ООО «Вологдагражданстрой» подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 3 Закона Вологодской области от 24 июля 2001 года № 705-ОЗ «О сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Вологодской области» были установлены полномочия Правительства Вологодской области по утверждению на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), регионального и местного (муниципального) значения, в том числе границ объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и требований градостроительных регламентов в границах данных зон в порядке, установленном действующим законодательством.

Закон от 24 июля 2001 года № 705-ОЗ утратил силу в связи с принятием Закона Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3601-ОЗ, который также предусматривает указанные полномочия Правительства Вологодской области.

Статьёй 68 Устава Вологодской области (принят постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03 октября 2001 года № 481) предусмотрено, что полномочия Правительства области реализуются коллегиально путём принятия решений и постановлений. Постановления Правительства области подписываются и обнародуются (официально опубликовываются) Губернатором области либо должностным лицом, им уполномоченным.

В соответствии со статьёй 22 Закона Вологодской области от 17 января 2001года № 647-ОЗ «Об областных нормативных правовых актах» (в редакции, действовавшей на 28 декабря 2009 года) нормативные правовые акты имеют следующие реквизиты: вид и наименование (заголовок) нормативного правового акта; дату принятия, подписания нормативного правового акта и его номер; подписи лиц, полномочных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.

Согласно пункту 4.5.2 Регламента Правительства Вологодской области, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 04 июня 2007 года № 700, подписанные нормативные правовые акты Губернатора области и Правительства области регистрируются в отделе протокола, тиражируются (копии постановлений Правительства области заверяются печатью Правительства области, копии постановлений, распоряжений Губернатора области - печатью Губернатора области) и в течение трёх рабочих дней рассылаются адресатам по списку рассылки, указанному в листе согласования к Проекту.

28 декабря 2009 года оспариваемое постановление зарегистрировано за № 2087 на листе 37 в деле № 14-01-14 «Журнал регистрации постановлений Правительства области с № 1969 по № 2154, том 7» (т.2, л.д.230-232).

Постановление № 2087 направлено в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области.

Внесенные изменения в оспариваемое постановление Правительства Вологодской области № 2087 (в редакции от 30 апреля 2010 года № 500) зарегистрированы в деле № 14-01-14 «Журнал регистрации постановлений Правительства области с № 1 по № 557, том 1» на листе 129 за №500 (т.2, л.д.234-236).

В соответствии со статьёй 5 Закона Вологодской области от 17 апреля 1996 года № 76-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области» законы области и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области вступают в силу со дня их официального обнародования в областной газете «Красный Север» либо в указанный в нормативном акте срок, а по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина - не ранее чем через 10 дней после их официального обнародования.

Постановление в действующей редакции официально опубликовано в областной газете «Красный Север» от 22 мая 2010 года № 54, от 01 июня 2010 года № 58, от 12 июня 2010 года № 63, от 26 июня 2010 года № 68, от 29 июня 2010 года № 69.

Учитывая вышеизложенное, суд пришёл к выводу о том, что постановление издано уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Правительство Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты, порядок его регистрации и опубликования.

Постановление Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 года № 2087 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ» внесено в федеральный регистр - государственный регистрационный номер RU 35000200900742 от 15 октября 2018 года; постановление Правительства Вологодской области от 30 апреля 2010 года № 500 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 года № 2087» внесено в федеральный регистр - государственный регистрационный номер RU 35000201001132 от 16 октября 2018 года.

Статьёй 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, ранее действовало Положение, утвержденное постановлением от 26 апреля 2008 года № 315) установлен порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединённой зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

Согласно пункту 3 Положения границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.

Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.

Подпунктами «г», «д» пункта 9 Положения предусмотрено, что режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учётом следующих требований: сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов; обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств.

01 декабря 2006 года от имени Вологодской области Государственное учреждение культуры «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области», уполномоченное на размещение государственных заказов приказом Департамента культуры от 07 февраля 2006 года № 9, заключило государственный контракт № 70 с ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» на выполнение работ по корректировке проекта зон охраны памятников истории и культуры города Вологды.

Проект зон охраны памятников истории и культуры города Вологды был разработан на основе проведённых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и архиологических исследований, данных государственного кадастра и картографии.

Проект зон охраны памятников истории и культуры города Вологды прошёл экспертизу в Экспертном совете Росохранкультуры.

Материалами Проекта зон охраны памятников истории и культуры города Вологды подтверждается, что освоение территории между ФИО5 и ФИО6 ручьями (район современной улицы Бурмагиных) прослеживается со времён основания города Вологды, на планах 12-14 веков обозначен как Средний посад. По адресу: <...> расположен объект культурного наследия регионального значения «Церковь Гаврииловская, 2-я половина 18 века».

К 1784 году на данной территории имеется дорегулярная застройка индивидуальными жилыми домами. На планах 30-ых годов 20 века в окружении Гавриловской церкви обозначены отдельные малоэтажные индивидуальные постройки с приусадебными участками. На основном чертеже проекта зон охраны памятников истории и культуры города Вологды историческую среду объекта культурного наследия составляют одно-двухэтажные жилые дома с приусадебными участками, расположенные как вдоль ул. Бурмагиных (№№28,29,31,33,36,38) так и внутри квартала (№№34,34а,34б). Здания по ул. Бурмагиных, 36,38 определены как обладающие признаками объектов культурного наследия. По ареалу распространения данной застройки назначена граница объединённой зоны регулирования застройки для сохранения исторической среды (масштаба, параметров, стиля) объектов культурного наследия регионального значения «Церковь Гаврииловская», «Церковь Николы на Горе», «Ансамбль культовых памятников, Богородицкое кладбище», «Церковь Лазаревская,19 века».

Таким образом, градостроительные регламенты установлены для сохранения исторической среды вышеуказанных объектов культурного наследия, сложившейся в районе улицы Бурмагиных, проект зон охраны памятников истории и культуры города Вологды был разработан на основе проведённых историко-архитекрурных, историко-градостоительных, архивных и архиологических исследований, данных государственного кадастра и картографии, проведённого ландшафтно-визуального анализа, в связи с чем, доводы административного истца относительно того, что предельные параметры строительства носят формальный характер, установлены без применения результатов ландшафтно-визуального анализа являются не состоятельными.

Предельные параметры строительства зданий, установленные пунктами 2,3 раздела «Разрешенное использование» таблицы 1.2 пункта 1.2 Приложения 10 к постановлению № 2087, предусматривают строительство: в один этаж (до 8,0 м до конька кровли и до 4,7м до карниза от существующего уровня поверхности земли); в два этажа (до 12м до конька кровли и до 8,0 м до карниза от существующего уровня поверхности земли).

Предельные параметры установлены одновременно как по количеству этажей, так и по предельной высоте, применяя их в совокупности, какой-либо неопределённости и неоднозначного толкования указанных положений не возникает.

Учитывая вышеизложенное, доводы административного истца о наличии неоднозначного толкования и неопределённости указанных норм суд признаёт необоснованными.

Пунктом 3 раздела «Разрешенное использование» таблицы 1.2 пункта 1.2 Приложения 10 к постановлению № 2087 предусмотрено строительство зданий на основе историко-архивных материалов в деревянном либо кирпичном (с обшивкой деревом, в отдельных случаях - без обшивки) исполнении в два этажа с вальмовой кровлей, в исключительных случаях.

Указанным пунктом допускается строительство зданий в зоне регулирования застройки 1-А категории - И-2 в два этажа в исключительных случаях, поскольку на основном чертеже проекта зон охраны памятников истории и культуры города Вологды историческую среду объекта культурного наследия составляют одноэтажные жилые дома с приусадебными участками. Любое строительство в рассматриваемой зоне в два этажа является исключением. В ходе судебного разбирательства по делу судом установлено, что всем застройщикам, имеющим намерение строительства зданий в два этажа в зоне регулирования застройки 1-А категории - И-2, ведение указанного строительства разрешено. Доказательств обратного суду не представлено.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области проведена антикоррупционная экспертиза оспариваемого постановления № 2087 в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статьёй 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями.

Проанализировав оспариваемую норму, предусматривающую строительство зданий в зоне регулирования застройки 1-А категории - И-2 в два этажа в исключительных случаях, суд приходит к выводу о том, что норма является ясной, не допускает двусмысленности, единообразно применяется правоприменителями и не содержит такого коррупциогенного фактора, как широта дискреционных полномочий.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Вологдагражданстрой» ведёт строительство комплекса жилых зданий по ул. Бурмагиных в г. Вологде: 3-этажный 36-квартирный жилой дом; 5-этажный 30-квартирный жилой дом; 3/5-этажный 92-квартирный жилой дом. Общество не обращалось в Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области за получением заключения, предусмотренного градостроительными регламентами, установленными постановлением № 2087 в отношении зоны регулирования застройки 1-А категории - И-2. В отношении административного истца не рассматривалась возможность применения предусмотренной градостроительными регламентами формулировки «в исключительных случаях».

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Все ограничения и требования к параметрам объектов капитального строительства должны содержаться непосредственно в градостроительном регламенте.

Пунктами 2, 3 раздела «Разрешенное использование» таблицы 1.2 пункта 1.2 части 1 Приложения 10 к постановлению Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 года № 2087 предусмотрено строительство зданий на основе историко-архивных материалов и аналогов исторической застройки на основании заключения, выданного органом охраны объектов культурного наследия Вологодской области. Проектирование ведётся в две стадии: эскизный и рабочий проекты с обязательным их рассмотрением и получением рекомендации в органе охраны объектов культурного наследия Вологодской области.

Пунктом 9 предусмотрено благоустройство территории на основании заключения, выданного органом охраны объектов культурного наследия Вологодской области.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В силу требований частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению на выдачу разрешения на строительство. Документы, указанные в оспариваемой части постановления № 2087 (историко-архивные материалы; эскизный и рабочий проекты; рекомендации органа охраны объектов культурного наследия) в указанный перечень не входят.

Подпунктом 8 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия (заключение историко-культурной экспертизы), представляются только в случае, если проводятся работы по сохранению объекта культурного наследия.

В рассматриваемом случае, разрешенным видом использования в зоне регулирования застройки 1-А категории - И-2 является строительство нового здания, а не сохранение объекта культурного наследия.

Частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен запрет на требование иных документов для получения разрешения на строительство.

Частью 15.1. статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что особенности подготовки, согласования и утверждения проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

В соответствии со статьёй 28 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях определения соответствия проектной документации на проведение работ только по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Проанализировав положения указанных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд пришел к выводу о том, что Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, Законом Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3601-ОЗ «О сохранении, использовании, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Вологодской области» не предусмотрена возможность возложения на застройщика обязанности осуществлять строительство зданий на основе историко-архивных материалов и аналогов исторической застройки, получать заключение органа охраны объектов культурного наследия, устанавливать особенности проектирования - эскизный и рабочий проект.

Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области является органом исполнительной государственной власти Вологодской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (региональным органом охраны объектов культурного наследия), в том числе в части переданных в установленном законодательством порядке отдельных государственных полномочий Российской Федерации (пункт 1.1 Положения о Комитете по охране объектов культурного наследия Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 19 января 2015 года № 33).

Пунктом 3.1 Положения о Комитете предусмотрены полномочия (функции) Комитета, однако таких полномочий как выдача заключений на строительство зданий на основе историко-архивных материалов и аналогов исторической застройки и на выполнение благоустройства территории, рассмотрение и выдача рекомендаций на эскизный и рабочий проекты не предусмотрено, регламент по выдаче указанных заключений Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области не разработан, что не оспаривалось представителями Правительства Вологодской области и Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области.

Положениями пункта 2, 3 раздела «Разрешенное использование» таблицы 1.2 пункта 1.2 части 1 Приложения 10 к постановлению Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 года № 2087 установлен порядок проектирования объектов капитального строительства в две стадии: эскизный и рабочий проекты, с обязательным их рассмотрением и получением рекомендации в органе охраны объектов культурного наследия Вологодской области.

Частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что состав и требования к содержанию проектной документации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.

Такого понятия как эскизный и рабочий проект указанное Положение не содержит.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

Не содержит такого понятия как эскизный и рабочий проект и ГОСТ 21.001-2013 «Система проектной документации для строительства. Общие положения», который принят взамен ГОСТ 21.001-93.

Согласно пункту 3.1.6. указанного ГОСТ, рабочая документация: совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу не предусматривают возможности проектирования в две стадии: эскизный и рабочий проекты с обязательным их рассмотрением и получением рекомендации в органе охраны объектов культурного наследия, не содержат таких понятий как эскизный и рабочий проекты.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения постановления № 2087, устанавливающие обязанность вести строительство зданий на основе историко-архивных материалов и аналогов исторической застройки на основании заключения, выданного органом охраны объектов культурного наследия, вести проектирование в две стадии: эскизный и рабочий проекты с обязательным их рассмотрением и получением рекомендации в органе охраны объектов культурного наследия Вологодской области, осуществлять благоустройство территории на основании заключения, выданного органом охраны объектов культурного наследия Вологодской области не соответствуют положениям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При определении момента, с которого следует признать в части не действующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает разъяснения абзаца 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в редакции от 09 февраля 2012 года) о том, что суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения постановления Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 года № 2087 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ» применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта подлежат признанию не действующими в части со дня вступления решения в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в газете «Красный Север» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

уточнённые исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Вологдагражданстрой» удовлетворить частично.

Признать не соответствующими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 2, 3 раздела «Разрешенное использование» Таблицы 1.2 пункта 1.2 Зона регулирования застройки 1-А категории - И-2 Приложения 10 к постановлению Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 года № 2087 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ» в части установления обязанности осуществлять строительство зданий на основе историко-архивных материалов и аналогов исторической застройки на основании заключения, выданного органом охраны объектов культурного наследия Вологодской области, возложения обязанности вести проектирование в две стадии: эскизный и рабочий проекты, с обязательным их рассмотрением и получением рекомендации в органе охраны объектов культурного наследия Вологодской области.

Признать не соответствующим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 9 раздела «Разрешенное использование» Таблицы 1.2 пункта 1.2 Зона регулирования застройки 1-А категории - И-2 Приложения 10 к постановлению Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 года № 2087 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ» в части возложения обязанности осуществлять благоустройство территории на основании заключения, выданного органом охраны объектов культурного наследия Вологодской области.

Сообщение о принятии решения опубликовать в официальном печатном издании Вологодской области газете «Красный Север» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части уточнённых требований административного искового заявления обществу с ограниченной ответственностью «Вологдагражданстрой» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2018 года.