ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-235/20 от 02.06.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

дело № 3а-235/2020

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волгоград 2 июня 2020 года

Волгоградский областной суд в составе

председательствующего Ждановой С.В.,

при помощнике судьи Булдаковой С.В.,

с участием представителя административного истца Литвинова Д.Н.,

представителя административного ответчика –

комитета по управлению государственным имуществом

Волгоградской области Белякова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

администрация Даниловского муниципального района Волгоградской области обратилась в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Даниловский район, территория администрации Профсоюзнинского с/п, с кадастровым номером <.......>, площадью 1117000 кв.м., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года, в размере <.......>. В обоснование требований, с учётом изменений основания иска от 20 марта 2020 года (т.3 л.д.147-155), истец указал, что 31 марта 2018 года между истцом и ООО «Солар Системс» заключено соглашение о сотрудничестве, на основании которого принято решение о реализации инвестиционного проекта ООО «Солар Системс» по строительству на территории Даниловского муниципального района солнечных электростанций. Участие администрации заключается в осуществлении сотрудничества в виде выделения земельного участка вблизи подстанции ПС 220 кВ «Астаховская» предполагаемой площадью 800000 кв.м. для размещения солнечной электростанции в соответствии с требованиями законодательства РФ. Администрацией был выбран земельный участок вблизи ПС 220 кВ «Астаховская» и согласована схема размещения земельного участка с кадастровым номером 34:04:02005:89. Поскольку указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, администрация обратилась в комитет промышленности и торговли Волгоградской области с просьбой оказать содействие в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, для реализации инвестиционного проекта, на что получила отказ от комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области. Основной причиной отказа послужило то обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка превышает средний уровень кадастровой стоимости использования земель по Даниловскому муниципальному району, что не соответствует требованиям пункта 4 части 1 стати 7 Федерального закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ). Также истец просил восстановить процессуальный срок для обращения в суд с настоящим иском.

В ходе судебного заседания представитель истца поддержал заявленные требования, по основаниям, указанным в иске.

Представитель административного ответчика не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представители Управления Росреестра по Волгоградской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от ФГБУ «ФКП Росреестра» поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Статья 245 КАС РФ предусматривает право юридических лиц на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.

При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспаривание юридическими лицами кадастровой стоимости предусмотрено только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

С учётом требований части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, на территории администрации Профсоюзнинского с/п, Даниловского района Волгоградской области находится земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером <.......>, площадью 1117000 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства.

31 марта 2018 года между администрацией Даниловского муниципального района Волгоградской области и ООО «Солар Системс» было заключено соглашение о сотрудничестве, на основании которого принято решение о реализации инвестиционного проекта ООО «Солар Систем» по строительству на территории Даниловского муниципального района Волгоградской области солнечных электростанций мощностью до 30 МВт. Участие административного истца заключается в осуществлении сотрудничества в виде выделения земельного участка вблизи подстанции ПС 220 кВ «Астаховская» предполагаемой площадью 800000 кв.м. для размещения солнечной электростанции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (категория земель - земли промышленности).

С этой целью административным истцом был выбран земельный участок вблизи ПС 220 кВ «Астаховская» и согласована схема размещения земельного участка с кадастровым номером <.......>

Поскольку указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, истец обратился в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением об оказании содействия в переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, для реализации инвестиционного проекта, в удовлетворении которого ему было отказано.

Как следует из решения комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 12 октября 2018 года № 21-14/21103, основанием для отказа послужили следующие обстоятельства.

В соответствие с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 7 указанного выше Федерального закона установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.

При рассмотрении ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую Облкомимуществом осуществляется сравнение кадастровой стоимости земельных участков со средним удельным показателем кадастровой стоимости по муниципальному району Волгоградской области, утверждённым распоряжением Мингосимущества Волгоградской области от 27 ноября 2013 года № 2577-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области» (далее – Распоряжение № 2577-р).

Как следует из указанного выше Распоряжения № 2577-р, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> составляет 3,1 руб/кв.м.; средний уровень кадастровой стоимости по Даниловскому муниципальному району Волгоградской области составляет 2,83 руб/кв.м.

В ходе сравнения указанных выше показателей установлено, что кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает средний уровень кадастровой стоимости использования земель по Даниловскому муниципальному району, что не соответствует требованиям пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ (т.3 л.д.157-161).

В данном случае установлено, что кадастровая стоимость спорного земельного участка затрагивает права и обязанности администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области. Следовательно, у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области № 2577-р утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения согласно приложению № 1 по состоянию на 1 января 2011 года.

Так как очередная государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области в срок, установленный статьёй 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ не проведена, то с учётом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, суд считает возможным восстановить истцу срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Согласно выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10 сентября 2019 года, выписки из ЕГРН от 1 ноября 2019 года, земельный участок с кадастровым номером 34:04:020005:89 внесён в государственный кадастр недвижимости 19 ноября 2005 года, его кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2011 года в размере 3462700 рублей на основании Распоряжения № 2577-р (т.3 л.д.9 - 14).

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2011 года, его рыночная стоимость должна быть определена по состоянию на эту же дату.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на истце. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Административным истцом в обоснование заявленных требований был представлен отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка № 180/О-2019 от 11 августа 2019 года, выполненный оценщиком <.......>., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года составляет <.......>

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28, исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Суд находит представленный в материалы дела отчёт в полной мере соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Так, выводы оценщика о рыночной стоимости земельного участка сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, опубликованных в открытых источниках информации, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учётом особенностей рынка недвижимости в Волгоградской области в соответствующий период и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Оценка стоимости спорного объекта произведена оценщиком <.......> Р.Ю., являющимся членом Некоммерческого партнёрства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», имеющим соответствующий диплом о профессиональной подготовке и профессиональная деятельность которого застрахована.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведённой оценки, суду не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы заявлено не было, поводы для её назначения по инициативе суда отсутствуют.

С учётом изложенного и исходя из приведённых выше положений Закона об оценочной деятельности, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере <.......>.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно абзацу 3 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В соответствии с требованиями абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия).

Судом установлено, что спорный земельный участок на основании договора аренды № 01-19 от 4 марта 2019 года, заключенным между истцом и ИП Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Сапруновым М.П., передан последнему в аренду на срок по 04 марта 2024 года.

3 сентября 2019 года Сапрунов М.П. обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка (заявление было возвращено по причине пропуска срока обращения в Комиссию).

Поскольку с заявлением в Комиссию обратился арендатор спорного земельного участка, арендодателем которого является истец, суд приходит к выводу о том, что досудебный порядок урегулирования спора администрацией Даниловского муниципального района Волгоградской области соблюдён. Следовательно, 3 сентября 2019 года следует считать датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Даниловский район, территория администрации Профсоюзнинского с/п, с кадастровым номером <.......>, площадью 1117000 кв.м., категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – для сельскохозяйственного производства, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в размере <.......>

Датой подачи заявления считать 3 сентября 2019 года (дата подачи заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости).

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ Жданова С.В.

решение в окончательной

форме принято 3 июня 2020 года

Судья /подпись/ Жданова С.В.

Копия верна:

Судья Волгоградского областного суда Жданова С.В.