ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-235/20 от 02.10.2020 Костромского областного суда (Костромская область)

44OS0000-01-2020-000158-69

Дело № 3а-235/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 октября 2020 года, город Кострома

Костромской областной суд в составе

председательствующего Колесова Р.Н.,

при секретаре Потаповой Е.С.,

с участием прокурора Рыловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственность «Стратегия» к департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области о признании недействующим постановления №19/284 от 29 ноября 2019 года «О внесении изменений в постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области №18/575 от 20 декабря 2018 года»,

у с т а н о в и л:

постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области №18/575 от 20 декабря 2018 года установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Стратегия» потребителям Костромского муниципального района, на 2019-2021 годы, в том числе на период с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере 1878,00 руб./Гкал, для населения в размере 1878,00 руб./Гкал (пункты 1.3 и 2.3 приложения №1 к указанному постановлению); на период с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере 1903,00 руб./Гкал, для населения в размере 1903,00 руб./Гкал (пункты 1.4 и 2.4 приложения №1 к указанному постановлению).

Постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области №19/284 от 20 декабря 2018 года в указанное постановление внесены изменения, установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Стратегия» потребителям Костромского муниципального района, на период с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере 1990,00 руб./Гкал, для населения в размере 1990,00 руб./Гкал.

Указанные постановления опубликованы на портале государственных органов Костромской области www.adm44.ru 25 декабря 2018 года и 02 декабря 2019 года соответственно.

Общество с ограниченной ответственностью «Стратегия» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с вышеуказанным заявлением по тем основаниям, что в период рассмотрения заявленного тарифа ими в департамент были направлены разногласия по предлагаемому расчету тарифа на тепловую энергию, кроме того, несогласие с расчетом было озвучено на заседании правления департамента 29 ноября 20219 года.

Предлагаемый ООО «Стратегия» тариф на тепловую энергию по расчетам, подготовленным административным истцом, должен составлять 3418,78 рублей за 1 Гкал исходя из фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год.

Определяя размер тарифов и исчисляя необходимую валовую выручку предприятия, департамент необоснованно не принял во внимание расчеты и документы, представленные Обществом в подтверждение расходов, неверно определил объем полезного отпуска тепловой энергии, занизил амортизацию основных средств, исключил затраты на аренду офиса, уменьшил сумму прибыли.

По мнению административного истца, тарифы установлены с нарушением принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, закрепленных в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», положений пунктов 7, 12, 13, 22, 22(1), 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075, вследствие чего заявленные расходы на производство тепловой энергии неправомерно уменьшены, отпуск тепла завышен, утвержденный тариф не является экономически обоснованным.

Определением Арбитражного суда Костромской области от 13 мая 2020 года дело передано для рассмотрения по подсудности в Костромской областной суд.

В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.

В судебное заседание ООО «Стратегия», извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя не направило.

Представитель административного ответчика департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее – Департамент) Маракулина И.А. административные исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в ранее представленных суду письменных возражениях, сводящихся к тому, что оспариваемое постановление полностью соответствует положениям нормативным правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и тариф, таким образом, рассчитан правильно. Замечания Общества отклонены в основном в связи с тем, что не были представлены полностью или в части подтверждающие документы.

Заинтересованное лицо Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направило, будучи извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В соответствие с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Рыловой Т.В., полагавшей, что заявленные административные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

В силу пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Согласно части 4 статьи 8 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 года № 339-ЗКО «О системе исполнительных органов государственной власти Костромской области» и пунктам 12, 46 Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 31 июля 2012 года № 313-а, Департамент устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; решения об утверждении тарифов принимаются специальным коллегиальным органом, созданным в Департаменте – правлением Департамента.

Согласно части 1 статьи 9.1. Закона Костромской области от 11 января 2007 года № 106-4-ЗКО «О нормативных правовых актах Костромской области» исполнительные органы государственной власти Костромской области в пределах своих полномочий, на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Костромской области и законов Костромской области, постановлений губернатора Костромской области, постановлений администрации Костромской области по вопросам, требующим нормативного регулирования, издают постановления, приказы.

Постановление опубликовано на Портале государственных органов Костромской области www.adm44.ru, что соответствует требованиям статьи 21 Закона Костромской области от 11 января 2007 года № 106-4-ЗКО «О нормативных правовых актах Костромской области», регулирующей порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Костромской области.

Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление принято полномочным органом в пределах предоставленной компетенции и в надлежащей форме, опубликовано в установленном законом порядке.

Согласно пунктам 12 и 13 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого в том числе по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктами 15 и 16 данных Правил.

Ранее постановлением Департамента №18/575 от 20 декабря 2018 года на тепловую энергию, поставляемую ООО «Стратегия» потребителям Костромского муниципального района, были установлены долгосрочные тарифы на 2019-2021 годы.

ООО «Стратегия» 29 апреля 2019 года обратилось в Департамент с заявлением о корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Костромского муниципального района, на 2020 год, предложив установить среднегодовой тариф в размере 3418,78 руб./Гкал.

Решением Департамента от 14 мая 2019 года №209-Т открыто дело о корректировке указанных тарифов.

По результатам рассмотрения заявления Департаментом определены плановые показатели регулируемой организации на 2020 год, в том числе полезный отпуск тепловой энергии 900 Гкал, объем необходимой валовой выручки в ценах 2 полугодия 1791,11 тыс. руб., (в том числе топливо на технологические нужды 827,01 тыс. руб., электрическая энергия 72,65 тыс. руб., холодная вода на технологические цели 0,45 тыс. руб.), амортизация основных средств 387,50 тыс. руб., предпринимательская прибыль 44,24 тыс. руб.

Со стороны ООО «Стратегия» в Департамент были направлены письменные возражения, в которых заявитель выразил несогласие с определенной величиной полезного отпуска тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, расходов на амортизацию основных средств, расходов на электрическую энергию, размером предпринимательской прибыли, а также с отказом во включении в тариф затрат на аренду помещения (офиса).

На заседании правления Департамента от 29 ноября 2019 года (протокол №45) принято решение об установлении скорректированных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Стратегия» потребителям Костромского муниципального района, на 2020 год на период с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года 1878 руб./Гкал, на период с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года 1990 руб./Гкал.

Решение об установлении тарифов в указанном размере оформлено постановлением Департамента от 29 ноября 2019 года №19/284.

Согласно пунктам 13-16, 20, 28 и 33 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.В соответствии со статьей 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестиционного капитала; метод сравнения аналогов.

По предложению Общества на 2020 год объем полезного отпуска тепловой энергии составил 601,80 Гкал, из них на горячее водоснабжение 118,60 Гкал., по расчету Департамента – 900 Гкал, из них на горячее водоснабжение 455,33 Гкал.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Пунктом 22 Методических указаний установлено, что фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.

Данные Общества по объему полезного отпуска тепловой энергии не могли быть приняты Департаментом, поскольку, как следует из экспертного заключения Департамента о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Стратегия» потребителям Костромского муниципального района на 2020 год:

- актуализированная на 2020 год схема теплоснабжения Никольского сельского поселения отсутствовала, существующая схема теплоснабжения, утвержденная постановлением главы Никольского сельского поселения от 11 апреля 2017 года №12, не содержала информации о жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, которому ООО «Стратигия» оказываются услуги теплоснабжения, в связи с чем не могла быть использована;

- муниципальная программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Никольского сельского поселения Костромского муниципального района до 2020 года не содержит информации об осуществлении услуг теплоснабжения административным истцом;

- динамика фактического полезного отпуска за три последних года отсутствовала, поскольку Общество регулируемую деятельность осуществляло только с 15 августа 2018 года;

- объем полезного отпуска за последний отчетный год был представлен не в полном размере – только за четыре месяца 2018 года (с сентября по декабрь).

При расчете тарифа на 2018 год ООО «Стратегия» была представлена информация о расчетном количестве жителей дома по адресу: <адрес> – потребителях услуги горячего водоснабжения, как 168 человек, что и было учтено Департаментом при установлении соответствующего тарифа. Указанные данные были изменены в предоставляемых в последующем документах, где количество жильцов на 2019 год указано как 74 человека, на 2020 год – как 83 человека без какого-либо обоснования, в связи с чем указанные сведения не могли быть приняты. В целях поэтапного доведения до фактического полезного отпуска объем полезного отпуска был пересмотрен Департаментом в сторону снижения на 5,6%.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что объем полезного отпуска тепловой энергии был рассчитан административным ответчиком в полном соответствии с требованиями Основных положений и Методических указаний.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

В рамках тарифного регулирования на 2019 год Департаментом был принят объем электрической энергии в размере 9,5 кВт·ч в соответствии с предложением заявителя. В тарифной заявке на 2020 год Обществом предложен объем электрической энергии в размере 32,6 кВт/ч без каких-либо дополнительных обоснований, в связи с чем он не мог быть принят регулирующим органом и в результате был учтен на ранее утвержденном уровне в 9,5 тыс. кВт·ч.

Стоимость здания котельной в соответствии с договором купли-продажи от 11 сентября 2017 года, заключенным ООО «Стратегия» с ООО СК «СМУ-7», составила 6,20 млн.руб. Заявителем была указана сумма амортизации нежилого здания котельной исходя из срока полезного использования 10 лет, затраты составили 620 тыс. руб. на каждый год тарифного регулирования. Данные бухгалтерской отчетности, расчет амортизационных отчислений в тарифной заявке на 2018 год отсутствовали, в тарифной заявке на 2019 год представлены данные о материалах, из которых построено нежилое здание котельной.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В силу пункта 73 Основ ценообразования величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с Методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 39 Методических указаний амортизация основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с приложением 4.10 к настоящим Методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации, при этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования основных средств и отнесение к соответствующей амортизационной группе определяются регулирующим органом в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», согласно которой срок полезного использования здания котельной – свыше 15 до 20 лет включительно (7 амортизационная группа, код 210.00.10.10.740).

Исходя из приведенных норм и представленных заявителем документов органом регулирования правомерно принят срок амортизации по указанной группе в 16 лет и учтены в тарифе на тепловую энергию расходы по статье «амортизация» в размере 387,50 тыс. руб.

Порядок определения расходов на арендную плату, в том числе при применении метода индексации, предусмотрен пунктом 45 Основ ценообразования, согласно которому арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлись критерием конкурса или аукциона на заключение договора. В случае если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Для установления тарифа на тепловую энергию (мощность) общество заявило расходы на арендные платежи в размере 25,50 тыс. руб., однако договор с детальной расшифровкой арендной платы, позволяющей рассчитать ее экономически обоснованный уровень, регулирующему органу представлен не был, в связи с чем в соответствии с требованиями закона указанные расходы не могли быть учтены Департаментом в тарифе.

Кроме того, заявителем была рассчитана для включения в тариф предпринимательскую прибыль в размере 83,9 тыс. руб., из которых Департаментом принято 44,05 руб.

Оснований полагать, что в рассматриваем случае права административного истца нарушены, не имеется, поскольку в соответствии с пунктом 48(1) Основ ценообразования, пунктом 23 Методических указаний расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2 - 8 пункта 33 Основ ценообразования, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

Поскольку размер предпринимательской прибыли законодателем поставлен в прямую зависимость от размера ряда затрат, включаемых в необходимую валовую выручку, которые административным ответчиком рассчитаны верно, суд не усматривает оснований для признания необоснованным произведённого органом регулирования расчета предпринимательской прибыли.

Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Неоднозначного толкования оспариваемое постановление не вызывает.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято Департаментом в пределах компетенции, в надлежащих форме и виде, процедура его принятия и правила введения в действие нарушены не были, оно не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также не содержат неоднозначных формулировок и терминов, свидетельствующих о правовой неопределенности, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственность «Стратегия» к департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области о признании недействующим постановления №19/284 от 29 ноября 2019 года «О внесении изменений в постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области №18/575 от 20 декабря 2018 года» отказать.

На настоящее решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.

Председательствующий Р.Н. Колесов

Полный текст решения изготовлен 30 октября 2020 года.