РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара 11.12.2023 Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Клюева С.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дементьевой Т.Г. с участием прокурора Колчиной Е.Е., представителя административного истца Куприянова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2364/2023 по административному исковому заявлению Никишова Александра Викторовича к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, УСТАНОВИЛ: Никишов Александр Викторович (далее также – административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 (далее также Перечень) в части включения Приложение № 2 под пунктом № 1388 нежилого помещения с кадастровым номером №. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названным пунктом в Перечень включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, которое не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ, так как расположено в жилом доме, не предназначено и не использовалось под офисы, объекты торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Считает нормативный правовой акт в оспариваемой части незаконным, нарушающим его права, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта капитального строительства. Представитель административного истца Куприянов Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном иске. Министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что включение нежилого помещения в Перечни обусловлено тем, что оно находится на первом этаже многоквартирного жилого дома, где располагаются офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания. Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему. В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт. Установлено, что административный истец с 25.08.2020 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 231, 7 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Рабочая, д. 26. В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы. В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан Приказ от 22.10.2021 № 2233, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год; Приказ опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021 и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается. В указанный Перечень на 2022 год под пунктом 1388 включено принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером №. Как следует из отзыва административного ответчика, указанное выше нежилое помещение включено в Перечень на 2022 год на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными. Из материалов дела следует, что по объект капитального строительства с кадастровым номером №, имеет назначение «нежилое», наименование «нежилое помещение» данные о виде его разрешенного использования отсутствуют, что подтверждено выпиской из ЕГРН от 16.10.2023. Согласно технической документации – копии технического паспорта на помещение, истребованной судом от Публично-правовой компании «Роскадастр» по состоянию на 13.10.2011 нежилое помещение имеет площадь 231,7 кв.м. с назначением его частей: «техническое помещение», «помещение нежилое», «коридор», «сан.узел», «лестничная клетка» «подсобное помещение». Установлено также, что нежилое помещение расположено на первом и подвальном этажах здания с кадастровым номером 63:01:0513002:1310, имеющего назначение «многоквартирный жилой дом» и наименование: «жилой дом со встроенными нежилыми помещениями», год завершения строительства 2011, о чем представлена выписка из ЕГРН от 27.10.2023. Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0510003:515, на котором расположен жилой дом, имеет вид разрешенного использования: «для объектов жилой застройки», что подтверждено выпиской из ЕГРН от 02.11.2023. Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого помещения, здания в котором оно расположено, как и вид разрешенного использования земельного участка, не предполагают размещение объектов, поименованных в п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем для включения спорного нежилого помещения в Перечень на 2022 год требовалось установление его фактического использования. Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения оспариваемого Перечня, административным ответчиком не проводилось. Как следует из объяснений представителя административного истца и представленному договору от 11.03.2020 нежилое помещение с кадастровым номером № передано в аренду Региональной общественной организации «Федерация профессионального кикбоксинга Самарской области» для размещения тренировочного зала на срок 11 месяцев (п. 5.1 договора аренды). В настоящее время договор, согласно п. 5.2, возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок, в соответствии со ст. 621 ГК РФ. Региональная общественная организация «Федерация профессионального кикбоксинга Самарской области» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц, о чем представлена соответствующая выписка. В числе видов деятельности юридического лица указана «деятельность спортивных объектов». На основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), а также согласно приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 10.05.2016 № 1471 «Об утверждении собирательной классификационной группировки видов экономической деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2)…», деятельность спортивных объектов не поименована в числе бытовых услуг, в отношении которых статьей 378.2 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения нежилого помещения в Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год и полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт – приказ Министерства имущественных отношений Самарской области в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Несмотря на истечение срока действия Перечня на 2022 год, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество и не утрачена возможность взыскания недоимки налоговым органом. В связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание ее недействующей со дня принятия. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Административный иск Никишова Александра Викторовича удовлетворить. Признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения Приложение № 2 под пунктом № 1388 нежилого помещения с кадастровым номером №. Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий: С.Б. Клюев Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.12.2023. |