Дело № 3а-236/2020
18ОS0000-01-2020-000144-82
Решение
Именем Российской Федерации
15 октября 2020 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Машкиной Н. Ф.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н. В.,
с участием прокурора Бузанаковой Е. Б.,
представителя административного истца У.Л.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),
представителя административного ответчика Л.С.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия один год),
представителя заинтересованного лица Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» Д.Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании недействующим нормативного правового акта,
установил:
Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики 31 декабря 2019 года принят приказ № 32/7 «О долгосрочных параметрах регулирования для открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Свердловская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго) на 2020-2024 годы и индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (Свердловская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго) и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (филиал «Удмуртэнерго) на 2020- 2024 годы» (далее по тексту Приказ № 32/7 от 31 декабря 2019 года) (л. д. 104-109 том 2).
Приложением № 1 к названому приказу установлены долгосрочные параметры регулирования для открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Свердловская дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго), в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годов.
Приложением № 2 установлена необходимая валовая выручка (НВВ) открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Свердловская дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго) на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годов (без учета оплаты потерь).
Приложением № 3 установлены с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (Свердловская дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго) и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (филиал «Удмуртэнерго»).
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД») обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит:
признать недействующим со дня вступления в силу решения суда Приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 31 декабря 2019 года № 37/2 об установлении на 2020-2024 годы долгосрочных параметров регулирования для открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Свердловская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче эклектической энергии для взаиморасчетов между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (Свердловская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Транснэнерго) и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (филиал «Удмуртэнерго») недействующим в части индивидуальных тарифов величины необходимой валовой выручки (НВВ) и долгосрочных параметров регулирования в части базового уровня подконтрольных расходов и индекса эффективности подконтрольных расходов;
обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики принять новый нормативный правовой акт, заменяющий Приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 31 декабря 2019 года № 37/2 об установлении на 2020-2024 годы долгосрочных параметров регулирования для открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Свердловская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче эклектической энергии для взаиморасчетов между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (Свердловская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Транснэнерго) и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (филиал «Удмуртэнерго») с учетом экономически обоснованных затрат и корректно рассчитанного индекса эффективности подконтрольных расходов в десятидневный срок с момента вступления решения суда в силу.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый приказ принят с нарушением законодательства, регулирующего правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике, и нарушает права и законные интересы истца как сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии. По мнению административного истца, при установлении тарифа некорректно определены составляющие НВВ, что привело к необоснованному занижению тарифа, не учтены расходы на инвестиции и армортизацию, необоснованно занижены фактические подконтрольные расходы, индекс эффективности установлен в размере 7%, что невозможно по формулам расчета методики. Расчетов установленного индекса эффективности и базового уровня подконтрольных расходов не предоставлено. Указывают на нарушение административной процедуры установления тарифа: не уведомление в установленные сроки о времени и месте заседания коллегиального органа; не ознакомление с материалами, включая проект решения; не направление в установленные сроки протокола заседания (л. д. 4-8 том 1).
Определением суда от 16 июля 2020 года к участию в дело в качестве заинтересованного лица привлечено Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания» (л. д. 74 том 1).
В судебном заседании представитель административного истца У.Л.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Фактически привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении и письменных пояснениях, приложенных к материалам административного дела (л. д. 96-98 том 1; 11-14, 155-156 том 5)
Представитель административного ответчика Л.С.О. против удовлетворения административного искового заявления возражал, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением компетенции органа исполнительной власти Удмуртской Республики, порядка и процедуры его принятия и введения в действие, и соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Привел доводы, отраженные в письменных возражениях, приложенных к материалам административного дела (л. д. 86-91 том 1; 167-188 том 4; 104-112, 164-169 том 5).
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Д.Н.В. полагала заявленные требования необоснованными, оспариваемый нормативный правовой акт не нарушающим права и законные интересы административного истца, привела доводы, отраженные в письменных возражениях, приложенных к материалам административного дела (л. д. 208-211 том 4; 140-143, 191-194 том 5).
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту – Федеральный закон № 35-ФЗ).
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее по тексту - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее по тексту – Правила государственного регулирования).
В соответствии с десятым абзацем пункта 3 и восьмым абзацем пункта 63 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в числе прочих, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями), которую на розничном рынке на очередной финансовый год устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пункт 24 Правил государственного регулирования предусматривает, что основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В соответствии с тридцать первым абзацем статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В силу абзаца 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО «РЖД» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче эклектической энергии с использованием принадлежащих на праве собственности объектов электросетевого хозяйства.
В границах Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» передача электрической энергии в республике Удмуртия осуществляется через электрические сети и устройства Пермской дистанции электроснабжения – структурного подразделения Свердловской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД» (вертикально интегрированный функциональный филиал ОАО «РЖД») (л. д. 68-76 том 3).
Из изложенного следует, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах, административный истец, полагающий, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает его права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверив соблюдение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации компетенции и полномочий при принятии нормативного правового акта, суд установил следующее.
Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Разделом 6 Основ ценообразования установлено, что регулируемая цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, устанавливается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов.
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (часть 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации).
Уполномоченным органом исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям в соответствии подпунктом 4 пункта 13 Положения о Министерстве строительства, жилищного-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2017 года № 550, является Министерство строительства, жилищного-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее по тексту – Министерство).
Согласно подпункту 2 пункта 14 названного выше Положения, Министерство издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме приказов, в том числе нормативного характера.
Министерство возглавляет министр строительства, жилищного-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (пункт 17 Положения).
Таким образом, оспариваемый приказа принят Министерством строительства, жилищного-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики в пределах предоставленных ему полномочий, подписан уполномоченным лицом, и обладает необходимой совокупностью признаков, позволяющих отнести его к нормативным правовым актам.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, оспариваемый нормативный правовой акт является действующим.
Проверяя процедуру принятия, официального опубликования и вступления в силу, суд приходит к следующему.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 29 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Из приведенного разъяснения следует, что не любые нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта могут служить основанием для признания его недействующим, поскольку только несоблюдение существенных положений нормативного правового акта, регулирующего процедуру принятия актов данного вида, может повлечь исключение такого акта из системы действующих правовых актов субъекта Российской Федерации.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии существенных нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Так, Правилами государственного регулирования предусмотрено, что регулируемые организации до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в регулирующий орган предложения об установлении тарифов с прилагаемыми обосновывающими материалами (пункты 12, 17), на основании которых регулирующий орган открывает дело об установлении тарифов (далее - тарифное дело) (пункт 8); в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений возникнет необходимость их уточнений либо обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указывая форму их представления и требования к ним (пункт 19); регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов, приобщая к тарифному делу мотивированное экспертное заключение (пункты 22, 23); решения об установлении тарифов принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа (пункт 25).
Судом установлено, что ОАО «РЖД» 30 апреля 2019 года представило Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики заявление об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям на 2020-2024 года с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, с приложением обосновывающих материалов (том 3, 1-134 том 4).
Рассмотрев заявление, регулирующий орган Приказом от 07 мая 2019 года № 01-09/213 открыл тарифное дело (л. д. 56-62 том 2), направил извещение об открытии тарифного дела (л. д. 13 том 1).
Во исполнение запроса регулирующего органа, ОАО «РЖД» 13 июня 2019 года направлен прогноз амортизационных отчислений в соответствии с требованиями пункта 27 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 на 2019 год (л. д. 14 том 1).
Представленные документы тарифного дела свидетельствуют о том, что какие-либо иные дополнительные материалы, уточняющие или обосновывающие заявленные ОАО «РЖД», регулирующим органом не запрашивались.
В соответствии с требованиями пункта 22 Правил государственного регулирования административным ответчиком проведена экспертиза по формированию необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД» (Свердловская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго) на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы (далее по тексту – экспертное заключение) (л. д. 94-103 том 2).
Из экспертного заключения следует, что расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии произведен в соответствии с Обновами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее – Основы ценообразования) с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (приказ ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э) (далее – Методические указания).
При отражении в решении суда выводов данного экспертного заключения, суд применяет сокращения актов, на основании которых произведен расчет, примененные экспертами.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Пунктами 16-18 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Пунктом 38 Основ ценообразования определено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее по тексту - Методические указания № 98-э), расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV Методических указаний необходимой валовой выручки.
Пунктом 38 Основ ценообразования, пунктом 6 Методических указаний № 98-э, к долгосрочным параметрам регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются, отнесен базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами, индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов.
Согласно пункту 11 Методических указаний № 98-э необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования определяется по формулам (1) и (2), содержащих в том числе показатели:
подконтрольные расходы, учтенные соответственно в базовом и в i-1 году долгосрочного периода регулирования (тыс. руб.;
индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов;
неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования.
Из положений пункта 38 Основ ценообразования также следует, что базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
При применении метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки долгосрочные параметры регулирования, определяемые на основе Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 18 марта 2015 года № 421-э (далее по тексту - Методические указания № 421-э), устанавливаются на очередной долгосрочный период регулирования и не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев, предусмотренных 7 Основ ценообразования (пункт 4 Методических указаний), а также пунктом 12 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО базовый уровень ОПР ТСО определяется в 70% доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30% доле от базового уровня ОПР для ТСО, рассчитанного в соответствии с настоящими Методическими указаниями:
(9),
где:
- базовый уровень ОПР ТСО n в году m + 1;
- значение эффективного уровня ОПР ТСО n в году m + 1, рассчитываемого в соответствии с пунктом 10 настоящих Методических указаний;
- уровень ОПР, рассчитанный органом регулирования для ТСО n в году m + 1 в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ.
В силу пункта 11 Методических указаний № 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Согласно пункта 12 Методических указаний № 98-э при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда; другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
В экспертном заключении отражено, что базовый уровень подконтрольных расходов определен регулирующим органом в соответствии с пунктом 9 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов (приказ ФСТ России от 18 марта 2015 года № 421-э) (далее – Методические указания по определению расходов методом аналогов) в доле 70% базового уровня ОПР, рассчитанного в соответствии с в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, и в доле 30% от эффективного уровня ОПР, рассчитанного методом аналогов, который составил <данные изъяты> тыс. руб.
При расчете использована следующая формула:
, где
- 22 214,26 значение эффективного уровня ОПР в 2020 году, расчет произведен в соответствии с пунктом 10 Методических указаний по определению расходов методом аналогов (прилагается)
- 7 378,03 подконтрольные расходы на базовый 2020 год, определенные согласно пункту 11 Методических указаний.
На основе анализа предоставленных организацией расчетов и документов экспертами признаны обоснованными подконтрольные расходы на базовый 2020 год, определенные методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний), в следующий размерах:
расходы на сырье и вспомогательные материалы: предложение организации на 2020 год - <данные изъяты> тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год - <данные изъяты> тыс. руб.;
расходы на оплату работ, услуг производственного характера, оказываемых сторонним организациям: предложение организации на 2020 год - <данные изъяты> тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год - <данные изъяты> тыс. руб.;
расходы на оплату труда: предложение организации на 2020 год - <данные изъяты> тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год - <данные изъяты> тыс. руб.;
прочие расходы: предложение организации на 2020 год – <данные изъяты> тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год – <данные изъяты> руб.;
подконтрольные расходы на прибыли: предложение организации на 2020 год – <данные изъяты> тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год – 0,00.
Обращаясь с заявленными требованиями, административный истец указывает на то, что при определении НВВ на 2020 год регулирующим органом некорректно определены составляющие НВВ (приняты показатели за 2018 год из графы 6 таблицы 1.6), что привело к необоснованному занижению тарифа более чем в 3 раза.
В обоснование заявленного тарифа, ОАО «РЖД» приложена Расшифровка расходов субъекта естественных монополий, оказывающих услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законом основании территориальным сетевым организациями за 2018 год (Таблица 1.6) (л. д. 237-238 том 4; 202-203 том 5), в которой указаны расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли (код показателя 100), в том числе расходы на приобретение сырья и материалы (код 111) в отношении вида деятельности «передача по распределительным сетям» (графа 6) – <данные изъяты> тыс. руб.
В ходе рассмотрения дела, а также материалов тарифного дела установлено, что ОАО «РЖД» предложено включить в расчет подконтрольных расходов на затраты «вспомогательные материалы» на 2020 год – <данные изъяты> тыс. руб. (л. д. 41 том 3). Между тем, каких-либо документов в целях определения фактических значений, то есть расходов на данные затраты, не предоставлены, кроме Расшифровки расходов субъекта естественных монополий, оказывающих услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законом основании территориальным сетевым организациями за 2018 год (Таблица 1.6) (л. д. ), которая применена органом регулирования при расчете, а также дополнительно были признаны обоснованными расходы по факту 2018 года на метрологическое обеспечение в соответствии с пунктом 33 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 25 октября 2017 года № 1013 согласно показателям накладных затрат Пермской дирекции электроснабжения за 2018 год по форме 7-у (л. д. 184 том 3).
Согласно Таблицы 1.6 строка «расходы на приобретение сырья и материалов» в столбце 6 указаны данные по расходам 2018 года в размере <данные изъяты> тыс. руб.
Согласно форме «Накладные затраты Пермской дистанции энергоснабжения за 2018 год по форме 7-у» расходы на метрологическое обеспечение (по статье 0774) оставили <данные изъяты> тыс. руб.
Как следует из пункта 24 Основ ценообразования, расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 названного документа.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования заявленные расходы по данной статье затрат должны определяться исходя из регулируемых государством цен; цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночных цен, сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Принимая во внимание то, что регулируемой организацией не предоставлены документы, причисленные в пункте 29 Основ ценообразования, расходы на «сырье и вспомогательные материалы» подлежат расчету с применением индекса потребительских цен на 2019 год и плановый 2020 год, в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации в октябре 2018 года, и составят <данные изъяты> тыс. руб. (<данные изъяты> х 104,7% х 103%) + (<данные изъяты> х 104,7% х 103%), что соответствует произведенному расчету органа регулирования.Расчет затрат на: на оплату работ, услуг производственного характера, оказываемых сторонним организациям - предложение органа регулирования на 2020 год <данные изъяты> тыс. руб.; на оплату труда - предложение органа регулирования на 2020 год <данные изъяты> тыс. руб.; прочие расходы - предложение органа регулирования на 2020 год – <данные изъяты> руб.; подконтрольные расходы на прибыли - предложение органа регулирования на 2020 год – 0,00, административным истцом в рамках настоящего дела не оспаривается.
Суд приходит к выводу, что отраженный размер подконтрольных расходов на базовый уровень 2020 года в разделе 4.1 экспертного заключения, экономически обоснован и составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты>).
Между тем, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком экономически не обоснован расчет базового уровня подконтрольных расходов, определенный в размере <данные изъяты> тыс. руб. в соответствии с пунктом 9 Металлических указаний №-э.
Как установлено выше данным пунктом определено, что базовый уровень определяется в 70% доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30% доле от базового уровня ОПР для ТСО, рассчитанного в соответствии с настоящими Методическими указаниями, по соответствующей формуле
(9),
где:
- значение эффективного уровня ОПР ТСО n в году m + 1, рассчитываемого в соответствии с пунктом 10 настоящих Методических указаний.
Органом регулирования значение эффективного уровня ОПР в 2020 году определен в размере <данные изъяты> тыс. руб., однако расчет данного значения в экспертном заключении не приведен, не смотря на то, что в нем отражено, что расчет прилагается.
В связи с чем, оснований считать, что базовый уровень подконтрольных расходов в размере 11 828,90 тыс. руб. (Приложение № 1 к Приказу № 32/7 от 31 декабря 2019 года) рассчитан органом регулирования в соответствии с требованиями пункта 9 Методических указаний № 421-э, не имеется.
Так же суд приходит к выводу о том, что экспертное заключение в нарушение требований пункта 23 Правил государственного регулирования не содержит оценки достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в отношении индекса эффективности подконтрольных расходов (раздел 4.2 экспертного заключения).
К заявлению об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям на 2020-2024 года в соответствии с пунктом 17 Правил государственного регулирования ОАО «РЖД» приложило предложение по тарифов, в частности в отношении индекса эффективности подконтрольных расходов на регулируемый период в размере 5%, (л. д. 41 том 3), предоставило Расчет базового уровня подконтрольных расходов и индекса эффективности подконтрольных расходов в соответствии с МУ, утвержденными Приказом ФСТ от 18 марта 2015 года № 421-э (л. д. 66-67 том 3)
Оспариваемым Приказом № 32/7 от 31 декабря 2019 года установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества, включающие в том числе индекс эффективности подконтрольных расходов в размере 7% (Приложение № 1).
Согласно пункту 7 Методических указаний № 421-э расчет индекса эффективности базового уровня операционных, подконтрольных расходов и величины базового уровня операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов осуществляется на основании распределения территориальных сетевых организаций по их группам, показатель рейтинга эффективности которых находится в заданном интервале фиксированных значений в соответствии с приложением № 3 к Методическим указаниям № 421-э по итогам расчета рейтинга эффективности территориальных сетевых организаций, с учетом: уровня цен и климатических условий в регионе, в котором осуществляется деятельность территориальных сетевых организаций; натуральных показателей территориальных сетевых организаций, предусмотренных приложением № 1 к Методическим указаниям № 421-э.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Расчет базового уровня подконтрольных расходов и индекса эффективности подконтрольных расходов в соответствии с МУ, утвержденными Приказом ФСТ от 18 марта 2015 года № 421-э (л. д. 66-67 том 3) предоставлен ОАО «РЖД» в соответствии с Приложением № 1 к Методическим указаниям № 421-э, не предусматривающий, предшествующий периоду регулирования (2020-2024) год – 2019, а также не указаны за 2019 год прогнозные значения.
Таким образом, в заявлении и обосновывающих материалах ОАО «РЖД» отсутствуют расчеты индекса эффективности подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов.
Пунктом 12 Методических указаний № 421-э определено, что в случае если необходимые для расчета рейтинга эффективности, величины эффективного и/или базового уровня ОПР данные (приложение № 1 к Методическим указаниям) не представлены ТСО в орган регулирования, либо представленные данные являются недостоверными, значения индекса эффективности ОПР принимается в соответствии с приложением № 3 п к Методическим указаниям, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Методических указаний.
В соответствии с Приложением № 3 к Методическим указаниям № 421-э в случае не предоставления данных либо недостоверных данных индекс эффективности подконтрольных расходов подлежит определению – 10%.
Вместе с тем в разделе 4.2 «Индекс эффективности подконтрольных расходов» экспертом определено, что расчет индекса эффективности подконтрольных расходов произведен в соответствии с пунктом 7 Методических указаний по определению расходов методом аналогов на основании распределения ТСО по группам, показатель рейтинга эффективности которых находиться в заданном интервале фиксированных значений в соответствии с приложением № 3 к указанным Методическими указаниям по итогам расчета рейтинга эффективности ТСО, с учетом: уровня цен и климатических условий в регионе; натуральных показателей ТС:
х 2020 = 7% - данный индекс эффективности подконтрольных расходов соответствует рейтингу эффективности ТСО – 7 группа.
В Приложении № 3 к Методическим указанием № 421-э закреплено, что значение индекса эффективности ОПР определяется в соответствии с распределением ТСО по группам эффективности на основании рейтинга эффективности компании, рассчитанного для года m - 1 в соответствии с формулой 1 Методических указаний.
Согласно пункту 8 Методических указаний № 421-э расчет рейтинга эффективности, ранжирование уровней эффективности сетевой организации, проводится с использованием нормализованных (преобразованных в значения в диапазоне от 0 до 1) удельных показателей, определенных по приведенной в данном пункте формуле.
Однако в нарушение требований пункта 23 Правил в экспертном заключении не дана оценка отсутствия либо недостоверности, расчетов приведенных регулируемой организацией в обоснование индекса эффективности подконтрольных расходов, а также отсутствуют мотивоы, по которым регулирующий орган определил данный индекс в размере 7%.
При этом отнеся данный индекс к 7 группе, не произведен соответствующий расчет по формуле приведенной в пункте 8 Методических указаний № 421-э.
Не смотря на эти обстоятельства, Комиссия по тарифному регулированию Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики на заседании, состоявшимся ДД.ММ.ГГГГ, большинством голосов принято решение об определение индекса эффективности подконтрольных расходов в размере 7%, что нашло отражение Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ№ (л. д. 69-93 том 2).
Утверждения представителя административного ответчика о том, что установление данного индекса в указанном размере не может нарушать права и законные интересы административно истца, поскольку указанный показатель применен на уровне минимального значения в целях не приведения к убыточной деятельности регулируемой организации, судом отклоняются, в виду того, что данный подход не отвечает принципам определения экономической обоснованности при расчете и утверждении цен (тарифов), а также законодательно не предусмотрен и свидетельствует о нарушении предусмотренного законодательством порядка принятия нормативных правовых актов в указанной области.
Пунктом 11 Методических указаний № 98-э определен перечень неподконтрольных расходов, включающий в себя: расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли; оплату налогов на прибыль, имущество и иных налогов; амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, в том числе направляемых на финансирование капитальных вложений; расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов; расходы на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций; прочие расходы, учитываемые при установлении тарифов на i-й год долгосрочного периода регулирования (тыс. руб.).
На основе анализа предоставленных организацией расчетов и документов экспертами признаны обоснованными не подконтрольные расходы, определенные методом экономически обоснованных расходов (раздел 4.7 экспертного заключения), в следующий размерах:
расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования): предложение организации на 2020 год <данные изъяты> тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год 0,00 тыс. руб.;
расходы на оплату работ, услуг производственного характера, оказываемых сторонним организациям: предложение организации на 2020 год <данные изъяты> тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год <данные изъяты> тыс. руб.;
амортизация основных средств (в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования): предложение организации на 2020 год <данные изъяты> тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год <данные изъяты> тыс. руб.;
расходы на плату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые деятельности, (коммунальные ресурсы): предложение организации на 2020 год – <данные изъяты> тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год – 0,00 тыс. руб.;
страховые взносы социального характера: предложение организации на 2020 год – <данные изъяты> тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год – <данные изъяты> тыс. руб.;
плата за аренду имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговые платежи: предложение организации на 2020 год – 0,00 тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год –0,00 тыс. руб.;
налог на имущество: предложение организации на 2020 год – 0,00 тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год – <данные изъяты> тыс. руб.;
налог на прибыль: предложение организации на 2020 год – <данные изъяты> тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год – 0,00 тыс. руб.;
прочие налоги и сборы: предложение организации на 2020 год – 0,00 тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год – 0,00 тыс. руб.;
расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, направленных на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования: предложение организации на 2020 год – 0,00 тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год – 0,00 тыс. руб.;
прочие неподконтрольные расходы (услуги ПАО «ФСК ЕЭС»): предложение организации на 2020 год – 0,00 тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год – 0,00 тыс. руб.;
расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренные пунктом 87 Основ ценообразования (технологическое присоединение льготных групп заявителей): предложение организации на 2020 год – 0,00 тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год – 0,00 тыс. руб.;
прочие неподконтрольные расходы: предложение организации на 2020 год – <данные изъяты> тыс. руб., предложение органа регулирования на 2020 год – 0,00 тыс. руб.,
и составил <данные изъяты> тыс. руб.
В обоснование заявленных требований административный истец выражает несогласие с расчетом неподконтрольных расходов «расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли» и «ароматизация основных средств».
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым – десятым данного пункта.
С учетом того, что абзац одиннадцатый пункта 32 Основ ценообразования предусматривает право регулируемой организации на ежегодную корректировку необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, не включение органом регулирования в расчет неподконтрольных расходов – расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли (предложение регулируемой организации – <данные изъяты> тыс. руб. (л. д. 41 том 3), прав административного истца не нарушает.
В состав расходов «ароматизация основных средств» регулируемой организацией заявлено <данные изъяты> тыс. руб. (л. д. 41 том 3), органом регулирования учтены расходы по амортизации в размере <данные изъяты> тыс. руб. Мотивом учета расходов в указанном размере, послужило не предоставление со стороны регулируемой организации первичных бухгалтерских документов – инвентарных карточек на объекты основных средств, содержащие сведения о балансовой стоимости имущества, сроках полезного использования, амортизационной группы основных средств, а также сведений о переоценке основных средств, и с учетом положений пункта 31 Основ ценообразования, предусматривающего, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, предоставляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с Таблицей 1.6 Расшифровка расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевыми организациям на 2018 год (л. д. ) код показателей 150, столбец 6 – <данные изъяты> тыс. руб., определил расходы в указанном размере.
Как следует из пункта 43 Основ ценообразования, сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пунктам 12, 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н (далее по тексту - Методические указания № 91н), учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о не начислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.
Между тем согласно пункту 16 названных методических указаний при наличии большого количества объектов основных средств по месту их нахождения в структурных подразделениях их учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта основных средств, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта.
Представленные в материалы тарифного дела Выписки из ведомости Пермской дистанции электроснабжения по основным средствам, относимым на передачу электрической энергии в границах Удмуртской Республики с расчетом амортизационных отчислений и налога на имущество за 2018 год и на 2019-2020 годы (л. д. 185-187 том 3) содержат необходимые сведения, предусмотренные пунктом 16 Методических указаний № 91н.
Указанные данные бухгалтерского учета были представлены регулируемой организацией с тарифной заявкой, что не оспорено административным ответчиком, при этом каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, допущенных административным истцом при составлении представленных в тарифный орган документов, административным ответчиком не указано.
Вместе с тем, административный ответчик включил в необходимую валовую выручку на 2020 год расходы на амортизацию на уровне 2018 ода.
Тем самым, суд приходит к выводу о том, что расходы на амортизацию основных средств определены органом регулированиям с нарушением требований пункта 43 Основ ценообразования и Методических указаний № 91н, и без надлежащего экономического обоснования., и как следствие определенный органом регулирования размер неподконтрольных расходов – <данные изъяты> тыс. руб., включающий в себя значение «амортизация основанных средств - <данные изъяты> тыс. руб.».
Необходимая валовая выручка регулируемой организации на 2020-2024 год определена органом регулирования в соответствии с пунктом 11 Методических указаний, и составила на 2020 год – <данные изъяты> тыс. руб. (раздел 4.12 экспертного заключения).
При расчете применен базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год размере <данные изъяты> тыс. руб., индекс эффективности подконтрольных расходов – 7%, неподконтрольные расходы в размере <данные изъяты> тыс. руб.
С учетом того, что в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что данные показатели определены административным ответчиков с нарушением вышеприведенных Методических указаний, и оснований полагать, что необходимая валовая выручка (Приложение № 2 к Приказу № 32/7 от 31 декабря 2019 года) определена в соответствии с законодательством, регулирующим с пунктом 11 Методических указаний № 98-э, не имеется.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний № 98-э расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки.
Вопреки доводам возражений стороны административного ответчика отсутствие полного анализа необходимой валовой выручки, исключает возможность проверки экономической обоснованности индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (Приложение № 3 к Приказу № 32/7 от 31 декабря 2019 года) и свидетельствует о неверном определении данных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Суд приходит к выводу о том, что экспертное заключение не в полной мере соответствует пункту 23 Правил государственного регулирования, оспариваемые тарифы являются экономически необоснованными.
Пунктом 25 Правил государственного регулирования установлено, что организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения коллегиальным органом регулирующего органа вопроса об установлении цен (тарифов) должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.
В случае отсутствия на заседании официальных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение может быть отложено на срок, определяемый правлением (коллегиальным органом). В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия (пункт 26 Правил государственного регулирования).
В соответствии с пунктами 9 и 10 Порядка деятельности Комиссии по тарифному регулированию Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, утвержденного приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 16 февраля 2018 года (л. д. 45-46 том 2) на заседании Комиссии, в ходе которых планируется рассмотреть и (или) принять решение об установлении цен (тарифов), приглашаются заинтересованные лица, в том числе представителя регулируемых организаций, члены экспертного совета, а также представителя Общественного совета при Министерстве и Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Удмуртской Республики.
Члены Комиссии, а также заинтересованные лица, которые приглашены на заседание Комиссии, своевременно извещаются о дате, времени и месте проведения заседания Комиссии по планируемым к рассмотрению вопросам.
В ходе рассмотрения дела достоверно подтверждено, что представители ОАО «РЖД» о предстоящем заседании Комиссии по вопросу установления долгосрочных параметров регулирования на 2020-204 года в сроки установленные пунктом 25 Правил государственного регулирования (л. д. 192 том 4, л. д. 183 том 5) не извещались, им не была предоставлена возможность знакомиться с указанным экспертным заключением, проектом решения.
При этом, экспертное заключение не содержит даты его составления.
Невыполнение перечисленных выше предписаний Правил государственного регулирования нарушило права и законные интересы ОАО «РЖД», поскольку воспрепятствовало присутствию его представителей на заседании правления ДД.ММ.ГГГГ, лишило возможности представления при необходимости дополнительных объяснений и документов.
Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ принят органом регулирования без соблюдения приведенных положений законодательства, обсепечивающих соблюдение прав и интересов организации, осуществляющей регулируемую деятельность.
В соответствии с пунктом «г» части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.
В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.
Судом установлено, что административным ответчиком нарушен порядок опубликования и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта.
По смыслу нормативных положений Правил государственного регулирования, регулирующих вопросы процедуры установления тарифов (пункты 12, 16, 18, 19, 20, 29, 30, 30(1)) решение об установлении тарифов на очередной период регулирования должно быть принято и опубликовано до начала такого периода, то есть в текущем году, а введено в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 7). Обратной силы такое решение не имеет (пункт 31 Правил государственного регулирования).
Согласно пунктам 6, 8, 9 и статьи 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» Правовые акты Правительства Удмуртской Республики и правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики могут быть официально опубликованы в одном из следующих республиканских периодических печатных изданий: газете «Известия Удмуртской Республики», газете «Удмуртская правда», газете «Удмурт дунне», Собрании законодательства Удмуртской Республики, или путем размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, или путем размещения (опубликования) на Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) в порядке, установленном Главой Удмуртской Республики. Правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики также могут быть размещены (опубликованы) на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, устанавливаемом ими самостоятельно в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики, законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики и актами Правительства Удмуртской Республики.
Официальным опубликованием правового акта исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики считается первая публикация его полного текста в одном из республиканских периодических печатных изданий, указанных в части 6 настоящей статьи, или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), или Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru), или официальном сайте исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8).
Если текст правового акта Правительства Удмуртской Республики или правового акта исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики публикуется частями, днем его официального опубликования является дата первой публикации (размещения) последней части текста правового акта Правительства Удмуртской Республики или текста правового акта исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики (пункт 9).
Постановления Правительства Удмуртской Республики и нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные постановления Правительства Удмуртской Республики и нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Удмуртской Республики или нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики не предусмотрен иной порядок их вступления в силу (пункт 11).
Оспариваемый Приказ № 32/7 принят 31 декабря 2019 года.
В подпункте 7 пункта 4 указанного приказа указано, что настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Установленные этим приказом тарифы должны действовать с 01 января 2020 года
В то же время в ходе рассмотрения дела достоверно установлено (л. д. 1-10 том 5), что данный приказ опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики 31 декабря 2019 года не в полном объеме, без Приложений №№ 1, 2 и 3, являющихся неотъемлемой его частью, и являются предметом оспаривания. В полном объеме оспариваемый Приказ официально опубликован сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики только 27 апреля 2020 года
Таким образом, приказ № 32/7 от 31 декабря 2019 года не может считаться вступившим в силу ранее 27 апреля 2020 года, а в таком случае срок действия оспариваемых административным истцом тарифов будет составлять менее одного года, что противоречит вышеуказанным положениям Правил государственного регулирования..
Допущенные нарушения порядка опубликования являются существенными, и являются самостоятельными и достаточными основаниями для признания недействующими оспариваемого приказа.
Утверждения представителя административного ответчика, заинтересованного лица о том, что нарушение порядка опубликования оспариваемого нормативного правого акта не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку последнему было известно о размере установленного тарифа, кроме того указанный нормативный правовой акт не подлежит обязательному опубликованию, поскольку не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
При этом, в ходе судебного разбирательством, с учетом сведений содержащихся в материалах прокурорской проверки по заявлению ОАО «РЖД» на нарушения Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики Правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетики (л. д. 30-79 том 5), достоверно установлено, что приложения №№ 1-3 к приказу не размещены по той причине, что необходимо было провести дополнительные проверки данных, публикуемых в приложениях, с расчетами, приведенными в электронном варианте.
Учитывая совокупность установленных обстоятельств, принимая во внимание нарушение административным ответчиком порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также расчет оспариваемого тарифа с нарушением тарифного законодательства, в отсутствие экономической обоснованности отдельных включенных в него расходов, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и признания приказа № 32/7 от 31 декабря 2019 года недействующим.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Суд, руководствуясь вышеприведенной правовой нормой и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в пункте 38 упомянутого выше постановления № 50, и исходит из того, что приказ № 32/7 от 31 декабря 2019 применялся, на его основании определялся объем прав и финансовых обязательств, при подобных обстоятельствах он подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность принять новый нормативный правовой акт может быть возложена на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, в случае выявления недостаточной правовой урегулированности административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
По мнению суда, выявленное нарушение установленного порядка определения тарифов на регулируемый вид деятельности для административного истца является основанием для применения указанной нормы процессуального права.
При этом, в силу части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выводы суда, изложенные в решении по делу об оспаривании нормативного правового акта в сфере тарифного регулирования, подлежат учету органом, на который возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.
С учетом положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики в пользу ОАО «РЖД» подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500,00 руб., понесенные при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 31 декабря 2019 года № 37/2 «О долгосрочных параметрах регулирования для открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Свердловская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго) на 2020-2024 годы и индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (Свердловская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго) и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (филиал «Удмуртэнерго) на 2020- 2024 годы»
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики принять новый нормативный правовой акт устанавливающий долгосрочные параметры регулирования для открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Свердловская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго) на 2020-2024 годы и индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (Свердловская дирекция по энергообеспечению – структурное подразделение Трансэнерго) и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (филиал «Удмуртэнерго) на 2020- 2024 года.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в официальном республиканском периодическом печатном издании или путем размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или путем размещения (опубликования) на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики в пользу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500,00 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 29 октября 2020 года.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина