ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-236/20 от 29.10.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№ 3а-236/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

председательствующего судьи Лавровой С.Е.

при помощнике судьи Кондратьеве С.В.,

с участием прокурора Петровой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-236/2020 по административному исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (ФГБУ «Главрыбвод») о признании решения Совета муниципального образования «Село Трудфронт» от 15 февраля 2019 г. № 01/01 недействующим

у с т а н о в и л :

Решением Совета муниципального образования «Село Трудфронт» Икрянинского района Астраханской области от 15 февраля 2019 г. № 01/01 «О налоговой ставке в отношении земельных участков филиала ФГБУ «Севкаспрыбвод» Александровский ОРЗ» установлена ставка земельного налога в отношении прочих земельных участков, в том числе земельных участков Александровского осетрового рыбоводного завода федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (ФГБУ «Главрыбвод»), находящихся на территории муниципального образования государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Село Трудфронт» 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка с 1 января 2020 г.

Нормативный правовой акт был подписан и обнародован главой муниципального образования 15 февраля 2019 г., опубликован в газете «Северо-Каспийская правда» 26 ноября 2019 г. № 92.

ФГБУ «Главрыбвод» обратилось в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня его принятия решение Совета муниципального образования «Село Трудфронт» Икрянинского района Астраханской области от 15 февраля 2019 г. № 01/01 по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, в частности, пункту 3 статьи 3, подпункту 9 пункта 1 и пункту 2 статьи 6.

В судебном заседании представитель административного истца Лиджиев А.К. поддержал заявленные требования в полном объеме и пояснил, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права административного истца. На основании увеличенной без экономического обоснования налоговой ставки при действующей кадастровой стоимости 2 667 890682 руб. 87 коп. размер земельного налога в 2020 увеличился до 40 018360 руб. 25 руб. по сравнению с 10 671562 руб. 74 коп. в 2019 г. Увеличение расходов на выплату земельного налога может повлечь сокращение штата завода, состоящего из жителей муниципального образования, уменьшение объемов воспроизводства водных биологических ресурсов, производственных площадей, задействованных под воспроизводство, и невыполнение государственного задания.

Председатель Совета муниципального образования «Село Трудфронт» Икрянинского района Астраханской области и глава МО Копейкина В.А. возражала против удовлетворения административного иска.

Представитель административного ответчика Рождественская О.П. просила оставить административное исковое заявление без удовлетворения, поскольку оспариваемое решение не является нормативным правовым актом.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Астраханской области Петровой О.Н., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, судебные прения, Астраханский областной суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований являются административными делами, подсудными областному суду.

Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается Налоговым кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статья 387). При этом, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен налог (пункт 1 статьи 389), налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (пункт 1 статьи 390).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), к вопросам местного значения сельского поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387). Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установлены предельные размеры, в частности, 1,5 процента в отношении прочих земельных участков (к числу которых отнесены земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения).

Исходя из положений пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении, и статьей 20 Устава муниципального образования «Село Трудфронт» Совет муниципального образования является представительным органом местного самоуправления, к исключительной компетенции которого отнесены вопросы установления, изменения и отмены местных налогов и сборов. Совет муниципального образования в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

С учетом приведенных норм, оспариваемое Решение Совета муниципального образования «Село Трудфронт» Икрянинского района Астраханской области от 15 февраля 2019 г. № 01/01 является нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования «Село Трудфронт», которым установлены правовые нормы, общеобязательного постоянного характера, рассчитанные на многократное применение, поскольку им установлена ставка земельного налога в отношении прочих земельных участков, находящихся на территории муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Село Трудфронт», в том числе земельных участков Александровского осетрового рыбоводного завода ФГБУ «Главрыбвод», в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка с 1 января 2020 г.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Административный истец, владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером , площадью 17 620 307 кв.м, из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования «для воспроизводства рыбных запасов», по адресу: <адрес>. Земельный участок является объектом налогообложения, налоговая база для которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка. Размер ставки земельного налога установлен нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в связи с чем административный истец относится к числу лиц, имеющих право на предъявление в суд административного искового заявления, поскольку непосредственно данным актом затрагиваются его права, свободы, законные интересы.

Основные положения о муниципальных нормативных правовых актах содержатся в Законе о местном самоуправлении, в частности в статье 7 и главе 7 Закона. Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных актов определяются уставом муниципального образования (пункт 6 части 1 статьи 44). Муниципальный акт должен соответствовать требованиям, предъявляемым не только к его содержанию, но и к порядку его принятия и официального опубликования (обнародования).

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида (пункт 29).

С учетом установленной частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности органа местного самоуправления доказать законность принятого им нормативного правового акта, а также подтвердить факты, на которые он ссылается как на основании своих возражений, административный ответчик должен доказать соблюдение требований законодательства при принятии оспариваемого решения.

В ходе судебного рассмотрения установлено, что решением Совета муниципального образования «Село Трудфронт» от 14 мая 2015 г. № 13/05 утвержден Устав муниципального образования «Село Трудфронт», в соответствии с которым решением Совета муниципального образования «Село Трудфронт» от 2 октября 2014 г. № 09/01 утвержден Регламент Совета муниципального образования «Село Трудфронт», определяющий процедуру подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях Совета, процедуру голосования и другие вопросы организации деятельности Совета и его рабочих органов, а также взаимодействие Совета с администрацией МО «Село Трудфронт ».

Из Устава следует, что проекты муниципальных правовых актов вносятся в Совет муниципального образования, порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются Регламентом Совета муниципального образования «Село Трудфронт» (статья 51).

Совет муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения. Решения Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Голос главы муниципального образования, обладающего правом решающего голоса, учитывается при принятии решений Совета муниципального образования как голос депутата Совета муниципального образования. Нормативный правовой акт, принятый Советом, направляется главе муниципального образования, для подписания и обнародования (статья 55 Устава).

Аналогичные положения содержатся и в Регламенте Совета муниципального образования «Село Трудфронт» (пункт 24), порядок внесения проектов муниципальных правовых актов установлен пунктами 13 и 14 Регламента, согласно которым в порядке подготовки заседания Совета Председатель Совета проводит работу по формированию повестки дня, организует вручение депутатам Совета всех материалов, включая заключения комиссий и проекты решений, не позднее чем за 3 дня до начала заседания Совета. Повестка дня заседания Совета формируется, в том числе, из проектов решений Совета. Председатель Совета организует регистрацию поступающих проектов и в течение суток направляет их в депутатскую комиссию, к ведению которой относится предлагаемый к рассмотрению вопрос. По сформированной повестке дня выносится постановление Председателя Совета, которое обнародуется (публикуется) не позднее, чем за 3 дня до заседания Совета.

Из пояснений представителей административного ответчика следует, что материалы, подтверждающие процедуру подготовки проекта оспариваемого нормативного правового акта, внесения и рассмотрения его на заседании Совета отсутствуют.

Из пояснений свидетелей - депутатов Совета муниципального образования «Село Трудфронт» Н., В., Ф., принимавших участие в заседании Совета 15 февраля 2019 г. при принятии оспариваемого решения, следует, что на заседании Совета присутствовало 7 депутатов и глава муниципального образования С., являвшийся председателем Совета, о повестке заседания Совета их заранее не информировали и проект нормативного правового акта с соответствующими материалами на ознакомление не предоставляли, предметом обсуждения и голосования являлся вопрос установления ставки земельного налога для Александровского осетрового рыбоводного завода. За принятие решения проголосовало 4 депутата. Основанием для принятия Решения явилась необходимость пополнения бюджета.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона о местном самоуправлении представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Аналогичное положение относительно количества голосов депутатов, необходимого для принятия решения, устанавливающего правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, к которым следует отнести решение об установлении налоговой ставки, предусмотрено статьей 55 Устава муниципального образования «Село Трудфронт».

Пунктом 2 статьи 20 Устава муниципального образования определено, что Совет муниципального образования состоит из 10 депутатов и главы муниципального образования.

Следовательно, оспариваемое решение Совета муниципального образования могло быть принято в случае положительного результата голосования за него не менее, чем 6 депутатами. Между тем, согласно протоколу заседания Совета от 15 февраля 2019 г. за принятие данного решения проголосовали 4 депутата, что подтвердили в судебном заседании участвующие в заседании депутаты.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением требований действующего федерального законодательства и Устава муниципального образования, что является основанием для признания его недействующим.

Доводы представителей административного ответчика о том, что при принятии оспариваемого решения отсутствовала необходимость учета обстоятельств, связанных с фактической способностью налогоплательщика к уплате налога в большем размере, поскольку ранее положением о земельном налогообложении, утвержденным решением Совета МО «Село Трудфронт» от 15 января 2013 г. № 02/01 установлена ставка земельного налога на территории МО «Село Трудфронт» для прочих земельных участков в размере 1,5 процентов от кадастровой стоимости, в пределах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, и ранее решениями Совета МО «Село Трудфронт» «О налоговой ставке в отношении земельных участков филиала ФГБУ «Севкаспрыбвод» Александровский ОРЗ» по ходатайствам "Главрыбвода" к указанным землям применялась льготная налоговая ставка в размере 0,3% (решение Совета от 9 апреля 2012 № 16/04), в размере 0,4 % (решение Совета от 13 ноября 2015 г. № 38/17), не состоятельны.

Из буквального толкования оспариваемого решения в системном единстве с приведенными выше положениями Налогового кодекса РФ, следует, что установлена ставка земельного налога на территории МО «Село Трудфронт» в размере 1,5 процентов от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения) к которым относятся и земли, находящиеся в пользовании административного истца.

В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Так как оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает возможным признать его не действующим со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

административное исковое заявление ФГБУ «Главрыбвод» удовлетворить.

Признать решение Совета муниципального образования «Село Трудфронт» Икрянинского района Астраханской области от 15 февраля 2019 г. № 01/01 «О налоговой ставке в отношении земельных участков филиала ФГБУ «Севкаспрыбвод» Александровский ОРЗ» не действующим со дня вступления в законную силу решения суда.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом муниципального образования «Село Трудфронт» Икрянинского района Астраханской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 13 ноября 2020 г.