дело № 3а-236/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Казань 30 сентября 2016 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Закамье» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, внесении изменения в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество (далее – ОАО) «Закамье» является арендатором находящегося в муниципальной собственности земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под проезды, благоустройство, озеленение) общей площадью 46 325 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, поставленного на кадастровый учет 30 октября 2008 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани)» и составляет 185 505 219 рублей 75 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ОАО «Закамье» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость этого земельного участка равной одному рублю по состоянию на 1 января 2015 года в связи с допущенной в государственном кадастре недвижимости ошибкой в сведениях о земельном участке, а именно о виде его разрешенного использования, что повлекло неверное определение его кадастровой стоимости.
Одновременно административный истец просит внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ...., указав его: «под проезды, благоустройство, озеленение».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административное исковое заявление поддержал.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ФИО2 административный иск не признал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО3 административному иску возражала.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны, Акционерное общество «Республиканский кадастровый центр «Земля» (далее - АО «РКЦ «Земля») надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителей Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не имеется. От АО «РКЦ «Земля» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 июня 2015 года в соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ принято решение о проведении в 2015 году государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани).
Статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусмотренные настоящей статьей полномочия по формированию и предоставлению перечня Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии переданы подведомственному ему федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
На основании запроса Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан 23 июня 2015 года филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан предоставлен Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани), подлежащих государственной кадастровой оценке в 2015 году, содержащий количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Данный Перечень был передан подрядчику выполнения работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани) в 2015 году, определенному путем проведения аукциона в электронной форме, - АО «РКЦ «Земля».
Перечень включал сведения о земельном участке с кадастровым номером ...., при этом вид его разрешенного использования был указан как: «под проезды, благоустройство, озеленение», что соответствует сведениям Государственного кадастра недвижимости.
В пункте 13 постановления от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
При проведении государственной кадастровой оценки АО «РКЦ «Земля» в процессе группировки земельных участков с неоднозначным видом разрешенного использования земельный участок с кадастровым номером .... был отнесен к 5 группе видов разрешенного использования земель (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания). Кадастровая стоимость данного земельного участка была определена исходя из указанной группы видов разрешенного использования и утверждена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р.
Суд не находит в данном случае искажения данных об объекте оценки –земельном участке с кадастровым номером ...., на основании которых определялась его кадастровая стоимость.
Вид разрешенного использования спорного земельного участка состоит из двух различных видов использования: проезды и благоустройство с озеленением.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39, позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, в том числе такого вида разрешенного использования, как «Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные» (подпункт 1.2.16).
При этом кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.16 Методических указаний, не рассчитывается и устанавливается равной одному рублю за земельный участок (пункт 2.5).
При системном толковании данных правовых норм суд приходит к выводу о том, что земельные участки с видом разрешенного использования «проезды» относятся к 16 группе, описанной в подпункте 1.2.16 Методических указаний, только в том случае, когда относятся к землям общего пользования и передача их в пользование отдельных лиц не допускается.
В перечне видов разрешенного использования, изложенных в Методических указаниях, такое разрешенное использование как «благоустройство и озеленение» отсутствует. Оно является сопутствующим и присваивается в том случае, когда земельный участок примыкает к другому основному участку.
При рассмотрении дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером .... расположен на территории торговой базы. Земли под строениями на территории базы выделены в отдельные земельные участки, а все проезды окружающие торговые строения выделены и сформированы в земельный участок с кадастровым номером .....
Данный земельный участок предоставлен ОАО «Закамье» в аренду сроком до 11 марта 2050 года и обременен сервитутом для обеспечения проезда посторонним землепользователям.
Указанное свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером .... не относится к землям общего пользования, поэтому отнесение вида его разрешенного использования к 16 группе, описанной в подпункте 1.2.16 Методических указаний, неправомерно. Суд соглашается с обоснованностью отнесения оценщиками при проведении кадастровой оценки спорного земельного участка к 5 группе видов разрешенного использования исходя из вида использования большинства основных земельных участков, примыкающих к нему.
Вопреки доводам административного истца определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .... равной одному рублю при предыдущей кадастровой оценке не может являться основанием для вывода об искажении данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость в 2015 году.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления ОАО «Закамье» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, внесении изменения в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Закамье» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, внесении изменения в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 5 октября 2016 года.
Судья Э.С. Каминский