ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-236/2023 от 12.12.2023 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-236/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12.12.2023 г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Лопаткиной Л.А.,

при секретаре судебного заседания Мельник А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Катайгородского Р.Л. к ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области», ПКК «Роскадастр» в лице филиала ПКК «Роскадастр» по Челябинской области о признании действий незаконными,

определил:

индивидуальный предприниматель Катайгородский Р.Л. (далее - ИП Катайгородский Р.Л.) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий ПКК «Роскадастр» в лице филиала ПКК «Роскадастр» по Челябинской области по включению нежилых помещений с кадастровыми номерами , в перечень вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) объектов недвижимости, в сведения в ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости соответствующих видов (категорий земель) до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, формируемой в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ), а также внесению сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 47 680 793 рубля 06 копеек, с кадастровым номером в размере 50 676 047 рублей 80 копеек; о признании незаконными действий ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» по перерасчету и определению актом от 21.03.2022 № кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером в размере 47 680 793 рубля 06 копеек, с кадастровым номером в размере 50 676 047 рублей 80 копеек, возложении обязанности на ПКК «Роскадастр» в лице филиала ПКК «Роскадастр» по Челябинской области устранить допущенные нарушения прав административного истца путем внесения сведений о кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером в размере 33 219 144 рубля 95 копеек, с кадастровым номером в размере 35 305 934 рубля 93 копейки.

В обоснование административного иска указано, что ИП Катайгородский Р.Л. является собственником указанных объектов недвижимости (доля 31/200). Приказом Министерства имущества Челябинской области от 24.11.2021 № 189-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Челябинской области» утверждена кадастровая стоимость данных объектов недвижимости с кадастровым номером в размере 33 219 144 рубля 95 копеек, с кадастровым номером в размере 35 305 934 рубля 93 копейки. В связи с исключением из ЕГРН актуальных незасвидетельствованных сведений о назначении объектов «Нежилое» данные объекты были включены в перечень объектов недвижимости, в отношении которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, и направлены в ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» для определения кадастровой стоимости. На основании части 5 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ актом ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» от 21.03.2022 кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером определена в размере 47 680 793 рубля 06 копеек, с кадастровым номером - в размере 50 676 047 рублей 80 копеек. Полагает незаконным увеличение кадастровой стоимости указанных нежилых помещений, поскольку исключение из ЕГРН актуальных незасвидетельствованных сведений не являлось основанием для включения объектов недвижимости в перечень, подлежащий направлению в ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» для определения кадастровой стоимости. Изменение характеристик объекта недвижимости, сведения о которых не влекут за собой изменение кадастровой стоимости, не может служить основанием для определения бюджетным учреждением кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ. Так как с даты начала проведения государственной кадастровой оценки - 01.01.2021, по настоящее время никаких изменений количественных и (или) качественных характеристик спорных помещений произведено не было, то законных оснований для включения в перечень спорных объектов недвижимости, предусмотренных частью 7 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ, не имелось, как и оснований для перерасчета кадастровой стоимости. В результате совершения оспариваемых действий были нарушены права и законные интересы административного истца как собственника объектов недвижимости и плательщика налога на имущества физических лиц, исчисление которого производится исходя из кадастровой стоимости спорных объектов.

В судебном заседании представитель административного истца Романенко С.А. на административных требованиях настаивала.

Представители административного ответчика ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» Нескоблева Е.В., Касаткина Н.Н. возражали против удовлетворения требований.

Представитель ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Челябинской области Бикметова И.Р. возражала против удовлетворения требований.

Иные участвующие в деле лица при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились.

Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных и не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона № 237-ФЗ, а отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, - Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).

Частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с названным федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Челябинской области от 18.07.2017 № 377-П установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Челябинской области в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ - с 01.09.2017.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции по состоянию на 05.02.2021) установлено, что перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением бесплатно на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, размещенном в фонде данных государственной кадастровой оценки.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В силу части 7 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции, действующей на момент направления перечня) подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, с учетом следующих особенностей:

1) в перечень объектов недвижимости включаются виды объектов недвижимости (для земельных участков - категории земель), в отношении которых проводилась государственная кадастровая оценка;

2) перечень объектов недвижимости формируется и предоставляется в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.

Согласно частям 1, 2 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Публично-правовая компания в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.

Из материалов дела следует и установлено судом, что 15.07.2020 при введении на территории Челябинской области ФГИС ЕГРН сведениям о назначении объектов недвижимости («Нежилое») с кадастровыми номерами и был присвоен статус «актуальные незасвидетельствованные», поскольку при переносе из Единого государственного реестра прав и Государственного кадастра недвижимости были выявлены отличия.

05.02.2021 ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области направило в ОГБУ ГосКадОценка по Челябинской области» перечень объектов недвижимости, подлежащих кадастровой оценке в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 237-ФЗ, по состоянию на 01.01.2021 (Т. 1, л.д. 129-130; Т. 3, л.д. 87).

В данном перечне содержались сведения относительно нежилых помещений с кадастровыми номерами и .

При этом в направленном файле формата XML имелись сведения о родительском объекте, в котором расположены рассматриваемые помещения, но при преобразовании информации в формат Exсel произошла техническая ошибка и сведения о родительском объекте были утеряны, в связи с чем, кадастровая стоимость объектов недвижимости рассчитана исходя из отсутствия данных в сведениях о родительском объекте, в котором расположены помещения, с определением функциональной подгруппы объектов оценки «Прочие помещения, отнесение которых к другим группам невозможно» ( Т. 1, л.д. 129-130; Т. 3, л.д. 85-86, 114-116).

Результаты очередной государственной кадастровой оценки утверждены приказом Министерства имущества Челябинской области от 24.11.2021 № 189-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Челябинской области».

Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером утверждена в размере 33 219 144,95 руб., с кадастровым номером - в размере 35 305 934,93 руб.

14.07.2021 органом регистрации прав сведения о назначении рассматриваемых объектов недвижимости «нежилое» со статусом «актуальные незасвидетельствованные» исключены из ЕГРН, что повлекло включение их в перечень, формируемый на основании части 7 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ.

Как пояснила в судебном заседании представитель ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Челябинской области, из ЕГРН исключена фраза «актуальные незасвидетельствованные» и в назначении помещений «нежилое» буква «н» с заглавной изменилась на строчную.28.01.2022 ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области направило в ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» перечень вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, куда вошли рассматриваемые объекты недвижимости (Т. 1, л.д. 88-89, 119-128).

В данном перечне имелись сведения о родительском объекте, в котором находятся помещения с кадастровыми номерами и , а именно кадастровый номер здания () и его назначение (нежилое), связи с чем, ОГБУ «ГосКадОценка по <адрес>» пересчитана кадастровая стоимость нежилых помещений и утверждена актом об определении кадастровой стоимости от 21.03.2022 : в отношении нежилого помещения с кадастровым номером в размере 47 680 793,06 руб., с кадастровым номером в размере 50 676 047,8 руб. (Т. 1, л.д. 90; Т. 2, л.д. 93, 94).

Акт ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» об определении кадастровой стоимости от 21.03.2022 являлся основанием для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости.

Катайгородский Р.Л. является сособственником нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере 31/300 с 22.03.2022, в размере 27/300 с 07.07.2022 (Т. 2, л.д. 95-97).

Катайгородский Р.Л. является сособственником нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 31/300 с 22.03.2022, в размере 27/300 с 07.07.2022 (Т. 2, л.д. 98-100).

Увеличение кадастровой стоимости объектов недвижимости влечет увеличение налоговых обязательств административного истца, в связи с чем, действия административных ответчиков затрагивают интересы Катайгородского Р.Л.

Как указано ранее, статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ предусмотрено формирование перечня объектов недвижимости, о которых изменились сведения, влекущие перерасчет кадастровой стоимости.

Пунктом 10 части 5 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, а именно: о назначении помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение.

Исходя из положений пункта 11 Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0283, в перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 названного Порядка, включаются актуальные по состоянию на день формирования такого перечня сведения ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектах недвижимости, в сведения ЕГРН о которых, предусмотренные пунктами 1, 3, 8 - 19, 23, 24, 27 части 4 и пунктами 2 - 12, 17, 18, 21, 24 части 5 статьи 8 Федерального закона о государственной регистрации, внесены изменения (за исключением сведений об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения хотя бы об одной из характеристик, указанных в пункте 13 названного Порядка).

Таким образом, при изменении сведений о назначении объекта недвижимости, такие помещения в силу прямого указания цитируемого приказа, подлежат включению в перечень объектов, кадастровая стоимость которых должна быть пересчитана в порядке статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ.

Между тем, как установлено в судебном заседании сведения о назначении рассматриваемых помещений («нежилое») в ЕГРН не менялись.

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами и включены в перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, направленный в ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» 28.01.2022, в связи с исключением статуса «актуальные незасвидетельствованные» и изменением заглавной буквы, что не является фактором, влияющим на кадастровую стоимость.

Таким образом, у ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, правопреемником которого является ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Челябинской области, не имелось правовых оснований для включения рассматриваемых объектов недвижимости в перечень, направляемый в порядке части 7 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ в бюджетное учреждение.

При этом рассмотрение поступивших сведений на предмет влияния на кадастровую стоимость осуществлялось ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» на основании изменившейся информации о связи помещений с родительским объектом, сведения о котором ранее при преобразовании информации в формат Exсel были утеряны.

Между тем, поскольку у ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области отсутствовали основания для включения в перечень, направляемый в порядке части 7 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ, рассматриваемых объектов недвижимости, то у бюджетного учреждения также отсутствовали основания для перерасчета кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами и

Установление актом ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» иной кадастровой стоимости данных помещений фактически является исправлением допущенной ошибки, связанной со сбоем в программном обеспечении при расчете кадастровой стоимости в 2021 году.

Между тем, исправление технической ошибки в силу части 5 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ возможно по заявлению юридических и физических лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, но не самостоятельно бюджетным учреждением.

Суд полагает, что в судебном заседании установлена совокупность условий, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, для признания незаконными действий ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Челябинской области по включению объектов недвижимости с кадастровыми номерами , в перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, направленный в ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» 28.01.2022, а также признания незаконным и отмене акта ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» от 21.03.2022 в части определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами .

В свою очередь, суд не усматривает оснований для признания незаконными действий ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Челябинской области по внесению 22.03.2022 сведений в ЕГРН, поскольку они соответствуют требованиям статей 16, 17 Федерального закона № 237-ФЗ, произведены компетентным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия, предусмотренном статьей 32 Федерального закона № 218-ФЗ.

Как разъяснено в абзацах втором, пятом пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований. Суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца или при состоявшемся добровольном удовлетворении предъявленных требований).

Суд не усматривает оснований для возложения на ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Челябинской области обязанности по внесению сведений о нежилых помещениях с кадастровым номером в размере 33 219 144 рубля 95 копеек, с кадастровым номером в размере 35 305 934 рубля 93 копейки, поскольку акт бюджетного учреждения от 21.03.2022, которым установлена иная кадастровая стоимость и который являлся основанием для внесения сведений в ЕГРН, в части, касающейся рассматриваемых объектов недвижимости, признан утратившим силу.

Руководствуясь статьями 175-178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Катайгородского Р.Л. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Челябинской области по включению объектов недвижимости с кадастровыми номерами , в перечень вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, направленный в ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» 28.01.2022.

Признать незаконным и отменить акт ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» от 21.03.2022 в части определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , .

В удовлетворении остальной части административных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.А. Лопаткина

Мотивированное решение изготовлено 19.12.2023.