ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-237/19 от 05.04.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-237/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 5 апреля 2019 г.

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бузмакова С.С.,

при секретаре Еремеевой С.С.,

с участием представителя административного истца заместителя прокурора Пермского края – прокурора Поносова А.В., представителя административного ответчика Законодательного Собрания Пермского края ФИО1, представителя заинтересованного лица губернатора Пермского края – ФИО2, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании не действующими в части пункта 2 статьи 7 и пункта 2 статьи 8 Закона Пермского края от 4 июля 2018 г. № 256-ПК «О реализации отдельных полномочий в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пермского края»,

у с т а н о в и л:

21 июня 2018 г. Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края «О реализации отдельных полномочий в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пермского края». Закон подписан губернатором Пермского края 4 июля 2018 г. за № 256-ПК, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 6 июля 2018 г. и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 26 от 9 июля 2018 г. Нормативный правовой акт вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования.

Закон Пермского края «О реализации отдельных полномочий в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пермского края» (далее также – Закон № 256-ПК) принят в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также – Закон об отходах производства и потребления) в целях регулирования отношений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пермского края, предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду (пункт 1 статьи 1 Закона № 256-ПК).

Статьёй 7 Закона № 256-ПК определены общие требования к обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Согласно пункту 2 данной нормы в случаях, установленных Правительством Пермского края, собственники твёрдых коммунальных отходов осуществляют разделение твёрдых коммунальных отходов по видам отходов в соответствии с порядком накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) при создании условий для раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 256-ПК информация в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами является общедоступной, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Раскрытие такой информации осуществляется уполномоченным органом, региональным оператором и операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии с утверждёнными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.

Положениями пункта 2 статьи 8 предусмотрено, что доступ к указанной в пункте 1 этой статьи информации обеспечивается уполномоченным органом, региональным оператором (региональными операторами) и операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами путем её размещения в форме открытых данных на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с порядком создания, эксплуатации и модернизации информационной системы «Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края».

Заместитель прокурора Пермского края (далее также – административный истец) обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 статьи 7 в части и пункт 2 статьи 8 в части Закона № 256-ПК, указав в его обоснование следующее.

Пункт 2 статьи 7 Закона № 256-ПК противоречит части 6 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления и пункту 19 (с учётом пункта 2) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее также – Правила обращения с ТКО), поскольку не предусматривает обязанность иных (помимо собственников) уполномоченных лиц осуществлять раздельный сбор твёрдых коммунальных отходов, поэтому названный пункт подлежит признанию недействующим в части слова «собственники».

Пункт 2 статьи 8 Закона № 256-ПК противоречит пункту 3 Стандартов раскрытия информации в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 г. № 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами» (далее также – Стандарты), так как в данном пункте названной статьи регионального закона не в полном объёме воспроизведены способы обеспечения доступа к информации в сфере обращения с отходами. В частности, отсутствуют следующие, предусмотренные пунктом 3 Стандартов, положения о раскрытии информации регулируемыми организации:

- путём опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, а также представления информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя регулируемой организации, в полном объёме на электронном носителе в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, в случае, если в границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, отсутствует доступ к сети «Интернет», который самостоятельно размещает представленную информацию в информационно-аналитической системе и опубликовывает на своем официальном сайте в сети «Интернет». Информация также раскрывается регулируемой организацией путем её предоставления на основании письменных запросов потребителей;

- путём предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций, а также запросов, поступивших в электронном виде.

В связи с изложенным пункт 2 статьи 8 Закона № 256-ПК в части отсутствия в нём приведённых выше положений о раскрытии информации регулируемыми организации также подлежит признанию недействующим.

В судебном заседании представитель административного истца заместителя прокурора Пермского края – прокурор Поносов А.В. исковые требования поддержал в полном объёме, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении и дополнительных пояснениях от 20 марта 2019 г., пояснив, что полномочия Законодательного Собрания Пермского края на принятие Закона Пермского края «О реализации отдельных полномочий в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пермского края» и процедура принятия административным ответчиком данного нормативного правового акта административным истцом не оспариваются.

Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Пермского края ФИО1, действующая на основании доверенности, просила отказать заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 24 – 27), пояснив, что оспариваемый заместителем прокурора Пермского края региональный нормативный правовой акт полностью соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель заинтересованного лица губернатора Пермского края – ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 66 – 68).

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; законодательство об охране окружающей среды.

В силу положений статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5).

Подпунктом 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что решение вопросов организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 6 Закона об отходах производства и потребления одним из полномочий субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами является организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов.

Частью 6 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что накопление твёрдых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твёрдых коммунальных отходов, утверждённым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из пункта 2 Правил обращения с ТКО, потребителем является собственник твёрдых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 19 Правил обращения с ТКО в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твёрдых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твёрдых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твёрдых коммунальных отходов.

Из анализа приведённых выше положений Закона об отходах производства и потребления, а также Правил обращения с ТКО следует, что обязанность по разделению твёрдых коммунальных отходов возлагается на потребителя, к которым отнесены не только собственники твёрдых коммунальных отходов, но и уполномоченные ими лица, заключившие или обязанные заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Поскольку пунктом 2 статьи 7 Закона № 256-ПК обязанность по осуществлению разделения твёрдых коммунальных отходов по видам отходов в соответствии с порядком накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) возлагается только на собственников твёрдых коммунальных отходов, учитывая, что понятие «собственник» не тождественно понятию «потребитель», данная правовая норма регионального закона в части слова «собственники» не соответствует части 6 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления, пункту 19 (с учётом пункта 2) Правил обращения с ТКО, в связи с чем административный иск в этой части подлежит удовлетворению.

Возражения представителя Законодательного Собрания Пермского края относительно необоснованности заявленного административного иска в данной части в связи с тем, что договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами может быть заключён только с собственником твёрдых коммунальных отходов, со ссылкой на положения части 5 статьи 30, пункт 4.4 части 2 статьи 44, статью 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд признаёт ошибочными, так как уполномоченными лицами могут выступать не только собственники, но и иные лица (часть 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

То обстоятельство, что пунктом 4.1 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 8 июня 2018 г. № 309-п «Об утверждении Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края», обязанность по разделению твёрдых коммунальных отходов по видам отходов и складированию твёрдых коммунальных отходов возложена на потребителей, не влечёт отказ заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении иска в данной части, так как Закон № 256-ПК, являющийся предметом рассмотрения по настоящему административному делу, имеет большую по отношению к приведённому Порядку юридическую силу.

Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 г. № 564, данный документ устанавливает состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - регулируемые организации), а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, и органами местного самоуправления, которым в соответствии с законами субъектов Российской Федерации переданы полномочия по утверждению тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - органы местного самоуправления).

В силу пункта 2 Стандартов под раскрытием информации в этом документе понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели её получения.

В пункте 3 Стандартов приведены способы обеспечения доступа к информации регулируемых организаций в сфере общения с отходами. Так, регулируемыми организациями информация раскрывается путём:

а) размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее - информационно-аналитическая система) напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, либо информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - единые форматы);

б) опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления (далее - печатные издания), а также представления информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя регулируемой организации, в полном объёме на электронном носителе в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, - в случае, указанном в абзаце первом пункта 27 данного документа;

в) опубликования в печатных изданиях - в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 27 данного документа;

г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители), а также запросов, поступивших в электронном виде, в порядке, установленном настоящим документом.

Из анализа пункта 2 статьи 8 Закона № 256-ПК следует, что в этом пункте не в полном объёме, по сравнению с пунктом 3 Стандартов, воспроизведены способы обеспечения доступа к информации регулируемых организаций в сфере общения с отходами. В частности, отсутствуют те способы обеспечения доступа к информации, которые изложены в административном исковом заявлении заместителя прокурора Пермского края.

Вместе с тем, в силу положений статьи 5 Закона об отходах производства и потребления утверждение стандартов раскрытия информации в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами отнесено к компетенции Российской Федерации, поэтому ограничение способов получения информации в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами региональным нормативным правовым актом противоречит требованиям федерального законодательства.

Таким образом, пункт 2 статьи 8 Закона № 256-ПК не соответствует пункту 3 Стандартов в той части, в которой этот пункт приведённой статьи регионального нормативного правового акта оспаривается административным истцом, в связи с чем исковые требования заместителя прокурора Пермского края в этой части также подлежат удовлетворению.

Возражения административного ответчика и заинтересованного лица относительно требований административного истца в части признания недействующим пункта 2 статьи 8 Закона № 256-ПК не могут быть приняты судом во внимание, так как приведённый в этой норме перечень способов раскрытия информации в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами значительно сужен по сравнению со способами обеспечения доступа к информации регулируемых организаций в соответствии с пунктом 3 Стандартов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку как установлено судом, Закон № 256-ПК в оспариваемой административным истцом части не соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, требования заместителя прокурора Пермского края являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Пункт 2 статьи 7 и пункт 2 статьи 8 Закона № 256-ПК в той части, в которой они оспариваются административным истцом, подлежат признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Закона Пермского края от 4 июля 2018 г. № 256-ПК «О реализации отдельных полномочий в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пермского края»:

пункт 2 статьи 7 в части слова «собственники»;

пункт 2 статьи 8 в части отсутствия положений о раскрытии информации регулируемыми организации путём:

- опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, а также представления информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя регулируемой организации, в полном объёме на электронном носителе в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, в случае, если в границах территории муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, отсутствует доступ к сети «Интернет», который самостоятельно размещает представленную информацию в информационно-аналитической системе и опубликовывает на своем официальном сайте в сети «Интернет». Информация также раскрывается регулируемой организацией путем её предоставления на основании письменных запросов потребителей;

- предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций, а также запросов, поступивших в электронном виде.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 12 апреля 2019 г.

Решение в законную силу не вступило.

Судья – подпись