ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-237/2023 от 22.09.2023 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-237/2023

73OS0000-01-2023-000143-19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2023 года                                                      город Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Старомайнского района о признании недействующими отдельных положений Устава муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области, принятого решением  Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 16 декабря 2005 года № 11, в действующей редакции,

у с т а н о в и л :

Прокурор Старомайнского района обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к  муниципальному учреждению Совету депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» (далее также Совет депутатов) о признании недействующими  со дня вступления в законную силу решения суда следующих положений Устава муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области (далее также Устава), принятого решением  Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 16 декабря 2005 года № 11, в действующей редакции:

- пункта 18 части 1 статьи 8 Устава  в части полномочий органа местного самоуправления по сбору твердых коммунальных отходов;

- пункта 19 части 1 статьи 8 Устава в той мере, в которой данной нормой не предусматривается соблюдение требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

- пункта 39 части 1 статьи 8 Устава в части формулировки «Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

- пункта 14 части 1 статьи 8.1 Устава;

- части 2 статьи 9.1 Устава;

- части 5 статьи 16 Устава в части формулировки «или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений  законодательства»;

- пункта 9 части 4 статьи 41 Устава в той мере, в которой данной нормой не предусматривается порядок сообщения представителю нанимателя (работодателя) о прекращении гражданства Российской Федерации либо приобретении гражданства (подданства) иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, установленный пунктами 9, 9.1 части 1 статьи 12 Федерального  закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В обоснование требований указано на то, что в результате  проведенной прокуратурой Старомайнского района проверки установлено, что вышеуказанные положения Устава МО «Старомайнское городское поселение»  Старомайнского района Ульяновской области не соответствует действующему федеральному законодательству – Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации». По выявленным нарушениям прокуратурой Старомайнского района вносилось в Совет депутатов представление об устранении нарушения закона от 18 июля 2022 года, однако отмеченные в представлении нарушения до настоящего времени не устранены.

Неприведение  административным ответчиком Устава в соответствие с нормами федерального законодательства не позволяет  надлежащим образом регулировать вопросы организации и деятельности местного самоуправления, что негативно сказывается на правах и законных интересах жителей муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица  было привлечено  Управление  Министерства юстиции  Российской Федерации по Ульяновской области.

Определением Ульяновского областного суда от 22 сентября 2023 года принят отказ прокурора Старомайнского района от административного иска в части  признания недействующей с даты вступления решения суда в законную силу части 5 статьи 16 Устава муниципального образования «Старомайнское городское поселение», принятого решением  Совета депутатов муниципального образования  «Старомайнское  городское  поселение» от 16 декабря 2005 года № 11, в действующей редакции, в части формулировки «или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений  законодательства» и производство по административному делу  в данной части прекращено.

Представитель административного истца Бутовичева Е.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований уточненного административного иска по доводам, изложенным  в нем.

Представитель  Управления  Министерства юстиции  Российской Федерации по Ульяновской области Шемырева М.А. в судебном заседании пояснила, что считает административный иск прокурора Старомайнского района подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемые положения Устава не соответствуют  нормам федерального законодательства и должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Представитель муниципального учреждения Совета депутатов  муниципального образования  «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области – глава муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Ширманова Г.В.  в суд не явилась, в отзыве на административный иск просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Совета депутатов, указала, что Совет депутатовознакомился с исковым заявлением, рассмотрел его на первом организационном заседании, которое состоялось  21 сентября 2023 года, и полагает, что требования прокурора Старомайнского района с учетом их уточнения подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к  следующему.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации  в Российской Федерации признается и гарантируется  местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления» (далее также Федеральный закон № 131-ФЗ) в целях  решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов  обладают, в том числе, полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Входящий в систему муниципальных правовых актов устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории  муниципального образования (части 1 и 2 статьи  43 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17, пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «Старомайнское городское поселение» в соответствии с его Уставом является Совет депутатов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Устава МО «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области в исключительной компетенции Совета депутатов находится принятие Устава поселения и внесение в него изменений и дополнений.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом депутатов МО «Старомайнское городское поселение» в пределах предоставленных ему вышеуказанными правовыми актами полномочий.

Подпунктом  «в» пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру  принятия оспариваемого нормативного правового акта.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона № 131-ФЗ проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами (часть 4).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (часть 5).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (часть 6).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 8).

Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев (часть 9).

Согласно  статье  1  Федерального  закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»  государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (далее - регистрирующие органы) (часть 3).

Регистрирующий  орган: проверяет соответствие устава муниципального  образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам,  конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта  Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования; проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования; проводит антикоррупционную экспертизу устава муниципального  образования; присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер; включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации (часть 4).

Как следует из представленных по запросу суда Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 16 декабря 2005 года № 11  принят Устав муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области.

В данный Устав были внесены изменения следующими решениями Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»: от 1 ноября 2006 года № 33, от 28 мая 2007 года № 45-09-07, от 25 декабря 2007 года № 107-18-17, от 22 июня 2008 года № 50-08-08, от 12 мая 2009 года № 19-04-09, от 22 сентября 2009 года № 33-08-09, от 27 мая 2010 года № 17-05-10, от 27 января 2011 года  № 03-02-11, от 26 января 2012 года № 04-01-12,  от 27 сентября 2012 года № 35-09-12, от 24 января 2013 года №  02-01-13, от 18 марта 2013 года № 08-03-13, от  18 марта 2013 года № 09-03-13, от 21 апреля 2014 года № 09, от  9 сентября 2014 года № 20, от 16 апреля 2015 года № 05, от 9 февраля 2016 года № 01,  от 22 апреля 2016 года № 09,  от 29 сентября 2017 года № 20, от 3 апреля 2018 года № 5, от 30 сентября 2021 года № 30.

Порядок принятия указанных муниципальных нормативных правовых актов был соблюден, а именно, соблюден 30-дневный срок между днем опубликования  проекта муниципального нормативного правового акта  и днем принятия решения, установленный частью 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ; проведены публичные слушания в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ;   при принятии Устава и решений о внесении изменений в Устав   на заседаниях Совета депутатов имелся кворум, и решения были приняты большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов.

Управлением Минюста России по Ульяновской области была осуществлена государственная регистрация Устава муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 16 декабря 2005 года № 11,   и  вышеприведенных решений Совета депутатов о внесении изменений в данный Устав.

Частью 1 статьи 39 Устава МО «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области предусмотрено, что официальным опубликованием муниципального правового акта органов местного самоуправления поселения считается первая публикация его полного текста в периодических печатных изданиях: газета «Муниципальный вестник Заволжья», газета «Старомайнские известия».

После процедуры государственной регистрации Устав и вышеуказанные решения о внесении изменений  в Устав надлежащим образом опубликованы  и вступили в законную силу.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования. По данным основаниям нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.

В части соответствия оспариваемых положений нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 части  1 статьи 8 Устава к вопросам местного значения поселения относится  участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Административным истцом заявлено требование о признании недействующим  указанного пункта в части полномочий органа местного самоуправления по сбору твердых коммунальных отходов, поскольку он не соответствует в данной части действующей редакции пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ. 

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ,  действующему в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ и вступившему в силу с 1 января 2019 года, к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Организация деятельности по сбору твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, что предусмотрено статьей 6 Федерального закона от «Об отходах производства и потребления».

В силу этого подлежит удовлетворению требование о признании недействующим пункта 18 части 1 статьи 8 Устава в части отнесения к вопросам местного значения участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов, поскольку в соответствии с действующим федеральным законодательством организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) не относится к  полномочиям органов местного самоуправления.

Пунктом 18 части  1 статьи 8 Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится  утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства на территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Административным истцом заявлено требование о признании недействующим данного пункта Устава в той мере, в которой данной нормой не предусматривается соблюдение требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В  соответствии  с  пунктом  19   части 1  статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, действующим в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ и вступившим в силу с 1 июля 2021 года, к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства  территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии  с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктом поселения.

Таким образом, указанный пункт Устава не соответствует приведенному подпункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, в связи с чем суд считает необходимым признать его недействующим в той мере, в которой в данном пункте не указано на наименование относящегося к вопросам местного значения городского поселения контроля в сфере благоустройства, а именно: муниципального, не приведен его предмет, а именно: соблюдение  правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, не указано на отнесение к вопросам местного значения  организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Административный истец просил признать недействующим  пункт  39  части 1 статьи 8 Устава в части  формулировки «Федеральным законом от 24 июля  2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно пункту 39 части 1 статьи 8 Устава к вопросам местного значения поселения относится участие в соответствии с Федеральным законом от 24 июля  2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»  в выполнении комплексных кадастровых работ.

Судом установлено, что данный пункт содержит  наименование Федерального закона от 24 июля  2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»  в недействующей редакции. Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ, вступившим в силу 1 января 2017 года,  были внесены изменения в наименование Федерального закона от 24 июля  2007 года № 221-ФЗ, в результате чего данный Федеральный закон имеет наименование   «О кадастровой деятельности».

Кроме того, пунктом 39 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, действующим в редакции Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 445-ФЗ и вступившим в силу с 23 марта 2021 года, предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в соответствии с федеральным законом в выполнении  комплексных кадастровых работ.

В силу изложенного подлежит удовлетворению требование о признании недействующим пункт 39 части 1 статьи 8 в части  указания наименования Федерального закона  от 24 июля  2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Пунктом 14 части 1  статьи 8.1 Устава  предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения».

Административный истец просит признать данный пункт недействующим со ссылкой на его несоответствие пункту 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи  14.1 Федерального закона № 131-ФЗ, действующим в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ и вступившим в силу с 27 декабря 2018 года,  органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев – это деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными.

Поскольку понятие «деятельность по обращению с животными без владельцев» включает в себя более расширенный перечень мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, чем  указано в оспариваемом пункте  Устава, суд считает подлежащим удовлетворению требование о признании недействующим  14 части 1  статьи 8.1 Устава.

Частью 2 статьи 9.1 «Муниципальный контроль» Устава предусмотрено, что к отношениям, связанным с  осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Административный истец просит признать недействующим указанную норму Устава, указывая на то, что она не соответствует части 2 статьи 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии  с частью 2 статьи 17.1 «Муниципальный контроль»Федерального закона № 131-ФЗ, действующей в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ и вступившей в силу с 1 июля 2021 года, предусмотрено, что организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном  контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Поскольку приведенная норма Федерального закона содержит указание на иной специальный  Федеральный закон, который регулирует   вопросы организация и осуществления видов муниципального контроля, соответственно, суд считает правомерным довод административного истца о несоответствии оспариваемой части 2 статьи 9.1 Устава части 2 статьи 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ, в связи с чем требование  о признании недействующей части 2 статьи 9.1 Устава подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 9 части 4 статьи 41 Устава  муниципальный служащий обязан сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства  Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении  гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства.

Административный истец указывает на несоответствие указанного пункта   положениям, установленным пунктами 9, 9.1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», которыми предусматривается  иной порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о  прекращении гражданства Российской Федерации либо о приобретении гражданства  иностранного государства.

Так, в соответствии с пунктами 9, 9.1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», действующими в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 116-ФЗ и вступившими в силу с 1 июля 2021 года,  муниципальный служащий обязан:

сообщать в письменной форме представителю нанимателя (работодателю) о прекращении гражданства Российской Федерации либо гражданства (подданства) иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, в день, когда муниципальному служащему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства (подданства) иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

сообщать в письменной форме представителю нанимателя (работодателю) о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, в день, когда муниципальному служащему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства.

Проанализировав указанные нормы федерального законодательства, суд считает обоснованным довод административного истца о несоответствии оспариваемого пункта Устава положениям пунктов 9, 9.1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в связи с чем приходит к выводу о том, что требование о признании недействующим пункта 9 части 4 статьи 41 Устава подлежит удовлетворению.

Выводы суда о том, что  заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению, основан также на приведенных положениях части 9 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, которой предусматривается обязанность приведения Устава в соответствии с федеральным законом в шестимесячный срок с учетом даты вступления в силу федерального закона. Однако, административным ответчиком данная обязанность не была выполнена, несмотря на вынесение в его адрес прокурором Старомайнского района представления об устранении нарушений закона.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт в оспариваемой части должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда  административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться в том числе  указания на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого  нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснению, изложенному в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся, суд считает возможным признать его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Старомайнского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения следующие положения Устава муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области, принятого решением  Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 16 декабря 2005 года № 11, в действующей редакции:

- пункт 18 части 1 статьи 8 в части отнесения к вопросам местного значения участие в организации деятельности по (сбору) (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов;

- пункт 19 части 1 статьи  8 в той мере, в которой в нем не указано на наименование относящегося к вопросам местного значения городского поселения контроля в сфере благоустройства, а именно: муниципального, не приведен его предмет, а именно: соблюдение  правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, не указано на отнесение к вопросам местного значения  организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

- пункт 39 части 1 статьи 8 в части  указания наименования Федерального закона  от 24 июля  2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

- пункт 14 части 1 статьи 8.1;

- часть 2 статьи 9.1;

- пункт 9 части 4 статьи 41.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                       О.Е.Кинчарова