38OS0000-01-2019-000324-93
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании заявления, представителя административных ответчиков и заинтересованного лица Думы города Иркутска, администрации города Иркутска, мэра города Иркутска – ФИО3, действующей на основании доверенностей от 13 января 2020 г. № 1223, от 20 января 2020 г. № 005-39-070061/0, от 24 января 2020 г. № 0034, прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Царёвой Натальи Николаевны, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-66/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Думе города Иркутска, администрации города Иркутска о признании недействующими в части решения Думы города Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 «Об утверждении Генерального плана города Иркутска» и решения Думы города Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9«О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск»,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений административных исковых требований, поступивших в канцелярию Иркутского областного суда 27 марта 2020 г. вх. № 1858, о признании недействительным в части решения Думы города Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 «Об утверждении Генерального плана города Иркутска» (далее по тексту - решение Думы города Иркутска от 3 декабря 2018 г. о внесении изменений в Генеральный план), а также решения Думы города Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск» (далее по тексту – также решение Думы города Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9 об изменении ПЗЗ г. Иркутска).
В обоснование административных исковых требований ФИО1, указала, что в соответствии с Генеральным планом города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 «Об утверждении Генерального плана города Иркутска» предоставленный ФИО1 земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) расположен в функциональной зоне «Зоны, занятые парками, скверами, бульварами (Р-2)», территория в границах объектов археологии, водоохранные зоны.
Данное решение Думы от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 подписано председателем Думы г. Иркутска и мэром г. Иркутска, опубликовано в «Ведомости органов городского самоуправления г. Иркутска», 2007, II квартал, часть 3, ст. 131 и в газете «Иркутск официальный» от 9 июля 2007 г. № 42, вступило в силу со дня его официального опубликования – 9 июля 2007 г.
Решением Думы г. Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 «Об утверждении Генерального плана города Иркутска» в Генеральный план г. Иркутска внесены оспариваемые изменения, это решение подписано председателем Думы г. Иркутска, а также мэром г. Иркутска, опубликовано в официальном печатном источнике Думы города Иркутска - газете «Иркутск официальный» от 4 декабря 2018 г. № 50 (793) и на официальном сайте администрации г. Иркутска в сети «Интернет»: www.admirk.ru, решения вступило в силу со дня его официального опубликования - 4 декабря 2018 г.
Решением Думы г. Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск» утверждены «Правила землепользования и застройки части города Иркутска».
Указанное решение от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 подписано председателем Думы г. Иркутска, мэром г. Иркутска, опубликовано в газете «Иркутск официальный» от 15.11.2016 г. № 54 (681), официальном сайте администрации г. Иркутска в сети «Интернет»: www.admirk.ru, вступило в силу со дня его официального опубликования - 15 ноября 2016 г.
Решением Думы г. Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск» (далее - Решение от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9) утверждены изменения в вышеуказанные Правила землепользования и застройки г. Иркутска, в Приложении № 1 к ним в числе карт, на которых отображены территориальные зоны г. Иркутска, имеется карта градостроительного зонирования, планировочный элемент - С-03-14.
Решение Думы г. Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9 подписано председателем Думы г. Иркутска, мэром г. Иркутска, опубликовано в газете «Иркутск официальный» от 30 апреля 2019 г. № 16 (813), а также на официальном сайте администрации г. Иркутска в сети «Интернет»: www.admirk.ru, и вступило в силу со дня его официального опубликования - 30 апреля 2019 г.
Согласно ответу Департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 24 января 2020 г. № 945-71289/20, впервые Генеральный план города Иркутска был утвержден решением Думы г. Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 «Об утверждении Генерального плана города Иркутска».
В соответствии с генеральным планом города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7, земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) расположен в функциональной зоне «Зоны, занятые парками, скверами, бульварами (Р-2)», территория в границах объектов археологии, водоохранные зоны.
С момента принятия Генерального плана г. Иркутска в него вносились изменения, согласно которым:
1) земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) располагался в функциональной зоне «Зоны, занятые парками, скверами, бульварами (Р-2)», территория в границах объектов археологии, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, частично городские леса рекреационного назначения, частично особо охраняемая природная территория «Роща Звездочка», водоохранные зоны (решение Думы города Иркутска от 06.07.2012 № 005-20-360589/2);
2) земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) располагался в функциональной зоне «Зоны парков скверов, бульваров (Р-2)», территория в границах объектов археологии, частично зона регулирования природного ландшафта, частично прибрежные защитные полосы, водоохранные зоны (решение Думы города Иркутска от 05.07.2016 № 005620-230375/6);
3) земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) расположен в границах планировочного элемента С-03-14 в функциональной зоне «Зона лесов (С-03-14/605)». На территории, на которой расположен принадлежащий ФИО1 земельный участок, Генеральным планом города Иркутска, на расчетный срок до 2035 года, планируется размещение объекта регионального значения, объекта межмуниципального значения - ландшафтного памятника природы «Роща Звёздочка» (решение Думы города Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8).
Также в ответе указано, что впервые Правила землепользования и застройки г. Иркутска, распространяющиеся на территорию расположения земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), были утверждены решением Думы города Иркутска от 27 декабря 2013 г. № 005-20-530901/3.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы города Иркутска от 27 декабря 2013 г. № 005-20-530901/3, земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) расположен в планировочном микрорайоне 12:09:00, в территориальной зоне: «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)».
В вышеуказанные Правила землепользования и застройки с 2013 года вносились следующие изменения, касающиеся земельного участка с кадастровым номером (номер изъят):
1) решением Думы г. Иркутска от 25.06.2014 г. № 005-20-601009/4, согласно которым земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) располагался в планировочном микрорайоне 12:09:00, в территориальной зоне: «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)»;
2) решением Думы г. Иркутска от 25.06.2015 г. № 006-20-120156/5, согласно которым земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) располагался в планировочном микрорайоне 12:09:00, в территориальной зоне: «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)»;
3) решением Думы г. Иркутска от 28.10.2016 г. № 006-20-260430/6, согласно которым земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) находился в территориальной зоне «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)», в планировочном элементе С-03-13;
4) решением Думы г. Иркутска от 30.03.2017 г. № 006-20-320502/7 изменения в планировочный элемент С-03-13 не вносились;
5) решением Думы города Иркутска от 29.09.2017 г. № 006-20-380564/7, согласно которым земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) также находился в территориальной зоне «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)», в планировочном элементе С-03-13;
6) решением Думы г. Иркутска от 29.03.2018 г. № 006-20-450683/8, согласно которым земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) также находился в территориальной зоне «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)», в планировочном элементе С-03-13;
7) решением Думы г. Иркутска от 26.04.2019 г. № 006-20-560909/9, согласно которым земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) находится в территориальной зоне «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)», в планировочном элементе С-03-14.
Согласно ответу Комитета по градостроительной политике департамента обеспечения градостроительной деятельности администрации г. Иркутска от 2 августа 2019 г. № 957-74-3278/19 о предоставлении сведений о земельном участке с кадастровым номером (номер изъят), в соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от 28.10.2016 г. № 006-20-260430/6 (в редакции решения Думы г. Иркутска от 26.04.2019 г. № 006-20-560909/9), принадлежащий ФИО1, земельный участок находится в территориальной зоне «Зона парков, скверов, бульваров» (РЗ-502), в планировочном элементе С-03-14.
В настоящее время действует Генеральный план города Иркутска в редакции решения Думы г. Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8, а также Правила землепользования и застройки, части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденные решением Думы 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 в редакции изменений от 26 апреля 2019 г., которые оспариваются административным истцом в части.
Административный истец указывает, что оспариваемые решения являются нормативными правовыми актами, приняты уполномоченным органом в установленной форме, подписаны председателем Думы и мэром города Иркутска, официально опубликованы для всеобщего сведения, вступили в силу со дня их официального опубликования и по этим основаниям административным истцом, не оспариваются.
ФИО1 указывает, что ей на основании нотариально удостоверенного договора дарения от (дата изъята) , договора купли-продажи земельного участка от (дата изъята) , кадастрового паспорта от 16 октября 2012 г., выданного Филиалом федерального государственного бюджетного управления Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области; Договора купли-продажи земельного участка от (дата изъята) ; Постановления Мэра г. Иркутска от 28 августа 2009 г. № 031-06-2963/9, принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 93,1 кв.м., расположенный по адресу: (адрес изъят), кадастровый номер (номер изъят), право собственности на который зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, о чем Едином государственном реестре прав и недвижимое имущество с ним сделана запись (номер изъят) от 2 апреля 2018 г.
Также ей, на основании нотариально удостоверенного договора дарения от (дата изъята) , договора купли-продажи земельного участка от (дата изъята) , Постановления Мэра г. Иркутска от 28 августа 2009 г. № 031-06-2963/9, принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование по данным Росреестра Российской Федерации: для индивидуальной жилой застройки, по документу: под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, площадью 1086,00 кв.м., расположенного по адресу: (адрес изъят), кадастровый номер (номер изъят), право собственности не который зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, о чем в Едином государственном реестре прав и недвижимое имущество с ним сделана запись, (номер изъят) от 2 апреля 2018 г.
Земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) был образован из земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) путем его раздела на три земельных участка с кадастровыми номерами: (номер изъят), (номер изъят), (номер изъят).
Земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) был предоставлен ФИО1 и ФИО4 в собственность в равных долях по 1/2 доли каждой, на основании Постановления Мэра г. Иркутска от 28 августа 2009 г. № 031-06-2963/9 и договора купли-продажи от 1 сентября 2009 г., заключенного с Администрацией г. Иркутска. Данный земельный участок на кадастровый учет с определенными границами был поставлен в 2009 году.
Как указывает истица в исковом заявлении, до (дата изъята) земельный участок под домом по адресу: (адрес изъят)-б использовался ею на праве бессрочного пользования в существующих и в настоящее время границах с 1990 года.
Далее земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) был предоставлен ФИО1 и МГВ на основании постановления Мэра г. Иркутска от 28 августа 2009 г. № 031-06-2963/9 под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями в соответствии с действовавшей на тот момент статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Классификатором видов разрешенного использования утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2019 года приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2019 года № 44, для зоны жилой застройки (индивидуальной) предусмотрены следующие виды: для индивидуального жилищного строительства, для личного подсобного хозяйства, для блокированной застройки (строки 2.1-2.3).
Административный истец полагает, что поскольку вид разрешенного использования, принадлежащего ей земельного участка «под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями» не соответствует видам разрешенного использования установленным указанным выше Классификатором, при определении вида разрешенного принадлежащего ей земельного участка следует исходить из сведений Росреестра Российской Федерации, который приведен в соответствии с классификатором видов разрешенного использования утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, согласно которому принадлежащий ей земельный участок относится к разрешенному виду использования - «для строительства индивидуального жилого дома», так как статус земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на момент рассмотрения дела определяется в соответствии со статьями 7 и 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
ФИО1, ссылаясь на разъяснения Департамента недвижимости Минэкономразвития России, изложенные в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № Д23-5313 (Д), полагает, что имеет право реконструировать жилой дом на земельном участке с кадастровым номером (номер изъят) с разрешенным использованием по данным Росреестра Российской Федерации: «для индивидуальной жилой застройки», в целях улучшения жилищных условий своей семьи, состоящей, в том числе, из четверых несовершеннолетних детей, так как каких-либо ограничений и обременений в отношении принадлежащего ей земельного участка и жилого дома, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, не установлено.
ФИО1 11 сентября 2019 г. через МФЦ подала Уведомление о планируемой реконструкции индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером (номер изъят).
Подразделением Администрации г. Иркутска вынесено решение в форме Уведомления о недопустимости реконструкции индивидуального жилищного строительства от 18 сентября 2019 г. № 610-2/19, в связи с тем, что согласно решению Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) расположен в планировочном элементе С-03-14, в зоне парков, скверов, бульваров, основными видами использования земельного участка размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.
ФИО1 указывает, что оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушается ее право собственника земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), закрепленное статьями 209, 263 ГК РФ (на реконструкцию жилого дома), эти нормативные правовые акты не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а в частности, пункту 4 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) (отнесения спорного земельного участка к зоне лесов в Генеральном плане необоснованно, в том числе, и в связи с тем, что не только спорный участок, но и прилегающая к нему роща «Звездочка», не входит в реестр и перечень лесов г. Иркутска), пункту 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ (не учтена сложившееся планировка территории и существующего землепользования в правилах землепользования и застройки), части 1 статьи 9 ГрК РФ (не учтена совокупность факторов при территориальном планировании спорного земельного участка), части 1 статьи 30 ГрК РФ (не обеспечены права и законные интересы собственника земельного участка), части 11 статьи 35 ГрК РФ и п. 9 ст. 85 ЗК РФ (отнесение спорного земельного участка к территориям общего пользования).
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения; 3) карту границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов регионального значения.
Согласно части 6 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт, которые в том числе, отображают особо охраняемые природные территории регионального значения (пункт 5 статьи 8 данной статьи).
В соответствии с Генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 (в редакции решения Думы г. Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8), земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) находится в границах планировочного элемента С-03-14 в функциональной зоне «Зона лесов (С-03-14/605)».
С северной стороны к земельному участку с кадастровым номером (номер изъят) примыкает Роща «Звездочка».
Согласно общедоступным сведениям с публичной кадастровой карты сайта Росреестра Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером (номер изъят), площадью 89 233,00 кв.м., с видом разрешенного использования по данным Росреестра Российской Федерации: «для размещения скверов, парков, городских садов», по документу: «для создания парковой зоны без возведения каких-либо сооружений и ограждений», расположен по адресу: (адрес изъят).
Административный истец считает, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают её право, как собственника земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) площадью 1 086,00 кв.м., вид разрешенного использования: «под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями», расположенного по адресу: (адрес изъят), так как оспариваемыми нормативно-правовыми актами изменено функциональное и территориальное зонирование в отношении этого земельного участка, он отнесен к зоне лесов города Иркутска, принятого решением городской Думы г. Иркутска от 20 мая 2004 № 003-20-430537/4.
В границах принадлежащего административному истцу земельного участка, прилегающего к Роще «Звездочка», какие-либо зеленые насаждения отсутствуют, этот земельный участок расположен в пределах обширной территории существующей малоэтажной жилой застройки, эксплуатируется под существующую индивидуальную жилую постройку более 150 лет.
Административный истец полагает, что ответчиками не предоставлено доказательств нахождения лесов на земельном участке с кадастровым номером (номер изъят), а также отсутствует обоснование для отнесения этого земельного участка к зоне лесов в Генеральном плане города Иркутска.
В ответе Комитета по градостроительной политике Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Иркутска от 22 января 2010 г. № 945-250/20 указано, что Схемой территориального планирования Иркутской области, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 2 ноября 2012 г. № 507-пп, в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 6 марта 2019 г. № 203-пп, предусмотрено создание особо охраняемой природной территории регионального значения - ландшафтного памятника природы «Роща Звездочка» на расчетный срок реализации до 2035 г.
Ответчиками представлен в материалы дела фрагмент Положения о территориальном планировании, являющегося Приложением № 1 к решению Думы г. Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8 в пункте 2.3 которого указаны сведения о планируемых для размещения объектах регионального значения, объектах межмуниципального значения - социальная инфраструктура, иные области в соответствии с государственными полномочиями указана под кодовым изображением «Л-2 Роща «Звездочка» как ландшафтный памятник природы с местоположением Левый берег Ангары, С-03-14/605. Также представлен фрагмент карты границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа, карта функциональных зон городского округа Генерального плана г. Иркутска.
Согласно пункту 1675 главы 18 раздела 3 Схемы территориального планирования Иркутской области на расчетный период до 2035 г. планируется установить в отношении Рощи «Звёздочка» (г. Иркутск, левый берег р. Ангара) особо охраняемую территорию.
Административный истец полагает, что Схемой территориального планирования Иркутской области, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 2 ноября 2012 г. № 507-пп, в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 6 марта 2019 г. № 203-пп, не подтвержден факт нахождения принадлежащего ей земельного участка в границах планируемой к созданию особо охраняемой природной территории регионального значения - ландшафтного памятника природы «Роща Звёздочка».
ФИО1 считает, что решением Думы г. Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8 необоснованно внесены изменения в решение Думы г. Иркутска от 28 июля 2007 г. № 004- 20-390583/7 в части включения и отнесения спорного земельного участка к территории, где на расчетный срок до 2035 года, планируется размещение объекта регионального значения, объекта межмуниципального значения - ландшафтного памятника природы «Роща Звёздочка», и, соответственно установление зоны особо охраняемой природной территории.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденными решением Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 (в редакции решения Думы города Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9), принадлежащий ФИО1 земельный участок находится в территориальной зоне «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)», в планировочном элементе С-03-14.
Вместе с тем, в соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента С-03-14, утвержденного Постановлением Администрации г. Иркутска от 2 октября 2017 г. № 031-06-943/7 (в редакции Постановления администрации г. Иркутска от 4 июля 2019 г. № 031-06-490/9) земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) не расположен в границах планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения.
Административный истец считает, что при отсутствии объектов регионального значения в границах земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) установление функциональной зоны территорий общего пользования необоснованно и незаконно.
Данное обстоятельство, как полагает административный истец, свидетельствует о том, что при принятии оспариваемых решений в части, касающейся установления функциональной и территориальной зон в границах земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), не были учтены ни сложившаяся планировка территории и существующее землепользование, ни права и законные интересы правообладателя земельного участка.
ФИО1, с учетом уточнения административных исковых требований в последней редакции, поступивших через канцелярию Иркутского областного суда 27 марта 2020 г., просит суд признать не действующим с даты вступления решения суда в законную силу решения Думы г. Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 «Об утверждении Генерального плана города Иркутска» в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) функциональной зоны «Зоны лесов (С-03-14/605) в границах планировочного элемента С-03-14 и включения земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) в границы территории, на которой на расчетный срок до 2035 года планируется размещение объекта регионального значения, объекта межмуниципального значения – ландшафтного памятника природы «Роща Звездочка», признать не действующим с даты вступления решения суда в законную силу решения Думы города Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск» в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) территориальной зоны «Зоны парков, скверов, бульваров» (РЗ-502) в границах планировочного элемента С-03-14.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержала с учетом уточнений, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2, действующая на основании письменного заявления, в судебном заседании 10 июня 2020 г. была допущена к участию в деле в качестве представителя административного истца. ФИО2 поддержала доводы, изложенные в уточненном административном исковом заявлении, поданном 27 марта 2020 г., просила их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица Думы города Иркутска, администрации города Иркутска, мэра города Иркутска – ФИО3, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Прокурор отдела прокуратуры по Иркутской области – Царёва Н.Н. в заключении полагала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Заинтересованное лицо Департамент обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, отзыва на административное исковое заявление не представило.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, заключения прокурора, определил рассматривать дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора Царёвой Н.Н., полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу пункта 3 части 1 стать 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений (пункты 1, 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ).
Разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования по смыслу норм статей 8, 9, 18 ГрК РФ относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу статьи 2 ГрК РФ обеспечение комплексного и устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, органам местного самоуправления городских округов предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий осуществляемой, в том числе, в виде утверждения документов территориального планирования, а также в виде градостроительного зонирования путем утверждения правил землепользования и застройки.
Учитывая изложенное выше, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования и правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб общественным интересам, а в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
В силу пункта 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.
По смыслу приведенных выше норм ГрК РФ территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий.
Документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий, по ее достижению исходя из назначения территорий.
Таким образом, положениями ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В силу части 3 статьи 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 данного Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частями 5-6 статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Таким образом, из содержания частей 5-6 статьи 9 ГрК РФ следует, что при подготовке документов территориального планирования (генерального плана городского округа) органами местного самоуправления не должно учитываться фактическое использование земельных участков, существовавшее до разработки и утверждения генерального плана.
Приведенные нормы не возлагают на органы местного самоуправления обязанности по учету фактического использования земельных участков при разработке и утверждении генерального плана городского округа.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 3 статьи 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки и документов территориального планирования относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в него, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
Частью 1 статьи 32 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 1 Устава города Иркутска, город Иркутск, входит в состав Иркутской области и является ее областным центром. В соответствии со статье 11 Устава города Иркутска, согласно Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и принимаемым в соответствии с ними федеральными законами в ведении городского округа находятся следующие вопросы местного значения, в том числе планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации (пункт 26 статьи 11 Устава города Иркутска).
Как предусмотрено частью 1 статьи 32 Устава, городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения – нормативные и иные правовые акты.
Согласно пунктам 28, 29 части 3 статьи 31 Устава города Иркутска по представлению мэра города Иркутска Дума города Иркутска утверждает генеральный план города Иркутска, а также утверждает правила землепользования и застройки города.
Частью 1 статьи 4 Регламента Думы города Иркутска (далее по тексту – регламент) предусмотрено, что городская Дума состоит из 35 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам населением города на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Регламента, Дума обладает правами юридического лица, и подлежит государственной регистрации в установленном порядке, как муниципальное учреждение на основании норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющих статус представительного органа муниципального образования, и норм Федерального закона «О некоммерческих организациях», применяемых к учреждениям.
Согласно части 9 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, при этом представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица в силу данного Федерального закона, что касается представительных органов сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района, то наделение их статусом юридического лица возможно, если это предусмотрено в уставе муниципального образования.
Как было указано выше, из Устава города Иркутска следует, что городская Дума обладает правами юридического лица.
Таким образом, подготовка, утверждение, согласование оспариваемого решения Думы города Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 «Об утверждении Генерального плана города Иркутска», решения Думы города Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск» органами местного самоуправления города Иркутска было осуществлено в соответствии со статьями 24, 25 ГрК РФ в пределах компетенции Думы.
Предметом деятельности представительных органов муниципального образования является осуществление публичной власти для достижения поставленных перед ними целей.
Публично-правовые правоспособность и дееспособность таких органов по общему правилу наступают одновременно в момент их учреждения как органов местного самоуправления (первое заседание представительного органа муниципального образования в полномочном составе, вступление в должность главы муниципального образования, принятие решения представительного органа об учреждении органа местного самоуправления и о назначении его руководителя).
Таким образом, обсуждая вопрос о процессуальной право-дееспособности Думы города Иркутска, обладающего статусом юридического лица, суд приходит к выводу о том, что настоящее административное исковое заявление предъявлено к надлежащему ответчику – Думе города Иркутска, принявшему оспариваемые нормативно - правые акты.
Как предусмотрено пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных актов, к вопросам местного значения поселения относились утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Согласно частей 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных актов, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Решением Думы города Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8 внесены изменения в решение Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 «Об утверждении Генерального плана города Иркутска», решением Думы города Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9 внесены изменения в решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск».
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ), представленные в материалы административного дела.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1-3 статьи 32 ГрК РФ).
4 июня 2004 г. Думой города Иркутска принято решение «Об утверждении регламента Думы города Иркутска в новой редакции».
Согласно части 1 статьи 4 регламента Думы города Иркутска (далее по тексту – регламент), городская Дума состоит из 35 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам населением города на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности городской Думы.
Проверяя соблюдение Думой города Иркутска порядка принятия решения Думы города Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 «Об утверждении Генерального плана города Иркутска», суд установил, что согласно протоколу 51-го заседания Думы города Иркутска шестого созыва оспариваемое решение было принято большинством участвующих, а именно: «ЗА» 25 депутатов, «ПРОТИВ» 1 депутат, «ВОЗДЕРЖАЛСЯ» 1 депутат. (л.д.187-201 т. 7).
При принятии оспариваемого решения принимали участие: председатель Думы города Иркутска – СЕЮ, Депутаты города Иркутска: КСП, БАА, РГИ, САВ, ВЕП, ГСГ, РДО, ПЛА, ПВВ, ИВГ, ГГМ, КАА, ДЕВ, СВП, КЮД, ЕИВ, РАВ, КАМ, ААА, ДВП, ГИА, ЖДИ, ХАП, ПВВ, ХАК, КМГ
Как следует из положений статьи 11 Устава и статьи 9 Регламента планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации относится к полномочиям Думы города Иркутска, к которым также отнесено осуществление иных полномочий, определенных уставом города, законодательством Иркутской области и федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 4 Регламента Думы города Иркутска, утвержденного решением от 4 июня 2004 г. «Об утверждении регламента Думы города Иркутска в новой редакции», городская Дума состоит из 35 депутатов, решение об утверждении планирования застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации считается принятым если за него проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании городской Думы депутатов, если иное не установлено уставов и регламентом города Иркутска. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности городской Думы.
Соблюдая порядок принятия оспариваемого нормативно-правового акта - решения Думы города Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 «Об утверждении Генерального плана города Иркутска», были проведены публичные слушания по проекту принятия оспариваемого решения, что подтверждается протоколом 51-го заседания Думы города Иркутска шестого созыва от 29 ноября 2018 г.
Проверяя соблюдение Думой города Иркутска порядка принятия решения Думы города Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск», суд установил, что согласно протокола 56-го заседания Думы города Иркутска шестого созыва оспариваемое решение было принято большинством участвующих, а именно: «ЗА» 23 депутата, «НЕ ГОЛОСОВАЛ» 1 депутат. (л.д.72-84 т. 5).
При принятии оспариваемого решения принимали участие: председатель Думы города Иркутска – СЕЮ, Депутаты города Иркутска: КСП, МВН, БАА, ЕЖВ, САВ, ВЕП, ГСГ, РДО, ПЛА, ПВВ, КрАА, ДЕВ, СВП, КЮД, ЕИВ, РАВ, КАМ, ААА, ДВП, КАА, ХАП, ХАК, КМГ, ПАГ
Как следует из положений статьи 11 Устава и статьи 9 Регламента планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации относится к полномочиям Думы города Иркутска, к которым также отнесено осуществление иных полномочий, определенных уставом города, законодательством Иркутской области и федеральным законодательством.
Соблюдая порядок принятия оспариваемого нормативно-правового акта - решения Думы города Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск», были проведены публичные слушания по проекту принятия оспариваемого решения, что подтверждается протоколом 56-го заседания Думы города Иркутска шестого созыва от 25 апреля 2019 г.
Судом установлено, что оспариваемые решение Думы города Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 «Об утверждении Генерального плана города Иркутска», решение Думы города Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск» являются нормативными правовыми актами, принятыми уполномоченным органом Думой города Иркутска, подписанные уполномоченными лицами – председателем Думы города Иркутска и Мэром города Иркутска.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, установленной статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных актов, опубликованы в соответствии с положениями Устава города Иркутска в официальном печатном источнике Думы города Иркутска «Иркутск официальный» 4 декабря 2018 г. № 50 (793), 30 апреля 2019 г. № 16 (813), опубликованы на официальном сайте администрации города Иркутска www.admirk.ru.
Учитывая указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты – решение Думы города Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 «Об утверждении Генерального плана города Иркутска», решение Думы города Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск» приняты уполномоченным на принятие данного нормативного правового акта органом - Думой города Иркутска, с соблюдением порядка, установленного законодательством об общих принципах организации местного самоуправления и уставом города Иркутска, а также требований к опубликованию такого нормативно - правового акта.
Административный истец ФИО1 указывает, что оспариваемые ею решения не соответствуют действующему законодательству, поскольку противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
По запросу суда Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области были представлены: копии договора дарения от 27 марта 2018 г.; Постановления администрации г. Иркутска от 28 августа 2009 г. № 031-06-2963/9 «О предоставлении земельного участка, расположенного в (адрес изъят); договор купли-продажи земельного участка от (дата изъята) ; кадастровый паспорта на земельный участок; акт приема-передачи земельного участка, расположенного по адресу: (адрес изъят), с кадастровым номером (номер изъят).
Анализируя собранные по делу доказательства, суд установил, что на основании договора купли-продажи земельного участка от (дата изъята) , акта приема-передачи земельного участка, расположенного по адресу: (адрес изъят), кадастровый номер (номер изъят), Постановления администрации г. Иркутска от 28 августа 2009 г. № 031-06-2963/9 «О предоставлении земельного участка, расположенного в (адрес изъят)» ФИО1 и МГВ был предоставлен в собственность земельный участок, с кадастровым номером (номер изъят), расположенный по адресу: (адрес изъят), категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями», площадью 1131,00 кв.м., также на данном земельном участке находился принадлежащий им на праве общей долевой собственности жилой дом, состоящий из двух комнат общей площадью 59,60 кв.м., в том числе жилой 44,40 кв.м.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) образован из земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), приобретенного в общую долевую собственность ФИО1 и МГВ на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного ими на основании Постановления Мэра г. Иркутска от 28 августа 2009 г. № 031-06-2963/9 «О предоставлении земельного участка, расположенного в (адрес изъят), путем его раздела на три земельных участка с кадастровыми номерами: (номер изъят), (номер изъят), (номер изъят), данный факт лицами, участвующими в деле не оспаривается.
В дальнейшем на основании договора дарения от 27 марта 2018 г., заключенного между МГВ и ФИО1, ? доля в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1086,00 кв.м. с кадастровым номером (номер изъят) и возведенный на нем двухэтажный жилой дом общей площадью 93,1 кв.м. с кадастровым номером (номер изъят), расположенных по адресу: (адрес изъят), принадлежащая МГВ, была подарена ФИО1
Право собственности на земельный участок и жилой дом зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 2 апреля 2018 г. (номер изъят) и (номер изъят) за ФИО1
Разрешая заявленные административные исковые требования ФИО1 суд исходит из того, что право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером (номер изъят), а также жилой дом с кадастровым номером (номер изъят) зарегистрировано, в подтверждение чего ею представлены суду копии выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 2 августа 2019 г (л.д. 28-30 т. 1) и от 2 апреля 2018 г (л.д. 81-83 т. 1), данные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Таким образом, ФИО1 является надлежащим административным истцом по заявленным ею административным исковым требованиям, так как оспариваемыми ею нормативными актами затрагивается ее право собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер изъят), а также на находящиеся на нем объекты недвижимости.
В соответствии с Генеральным планом города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 (в редакции решения Думы города Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8), земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) находится в границах планировочного элемента С-03-14 в функциональной зоне «Зона лесов (С-03-14/605)».
На территории, где расположен земельный участок, принадлежащий на праве собственности ФИО1, Генеральным планом г. Иркутска, на расчетный срок до 2035 года, планируется размещение объекта регионального значения, объекта межмуниципального значения - ландшафтного памятника природы «Роща Звёздочка», что подтверждается письмами Департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 22 января 2020 г. (л.д. 115-117 т. 1), от 24.01.2020 (л.д. 118-121 т. 1), выкопировкой из Генерального плана города Иркутска (л.д. 126-133 т. 1), постановлением Правительства Иркутской области от 6 марта 2019 г. № 203-пп «О внесении изменений в схему территориального планирования Иркутской области».
В соответствии с Генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28 июня 2007 № 004-20-390583/7, в первоначальной редакции, а также в редакции решений Думы г. Иркутска от 6 июля 2012 г. № 005-20-360589/2, от 5 июля 2016 г. № 005-20-230375/6, земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) находился в функциональной зоне «Зоны парков, скверов, бульваров (Р-2)», а не в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, что подтверждается письмом Департамента обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 24 января 2020 (л.д. 118-121 т. 1), а также представленными административным ответчиком материалами, в том числе, картографическими.
В соответствии с Генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 (в редакции решения Думы города Иркутска от 6 июля 2012 г. № 005-20-360589/2) земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) расположен в функциональной зоне «Зоны, занятые парками, скверами, бульварами (Р-2)», территория в границах объектов археологии, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, частично городские леса рекреационного назначения, частично особо охраняемая природная территория «Роща Звёздочка», водоохранные зоны.
Генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 (в редакции решения Думы г. Иркутска от 5 июля 2016 г. № 005620-230375/6) земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) расположен в функциональной зоне «Зоны парков, скверов, бульваров (Р-2)», территория в границах объектов археологии, частично зона регулирования природного ландшафта, частично прибрежные защитные полосы, водоохранные зоны.
Согласно Генеральному плану г. Иркутска, утвержденному решением Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 (в редакции решения Думы города Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8) земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) находится в границах планировочного элемента С-03-14 в функциональной зоне «Зона лесов (С-03-14/605)». На территории где расположен земельный участок, Генеральным планом города Иркутска, на расчетный срок до 2035 года, планируется размещение объекта регионального значения, объекта межмуниципального значения – ландшафтного памятника природы «Роща Звёздочка».
Впервые Правила землепользования и застройки территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером (номер изъят), были утверждены решением Думы г. Иркутска от 27 декабря 2013 г. № 005-20-530901/3.
Согласно Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы города Иркутска от 27 декабря 2013 г. № 005-20-530901/3, земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) расположен в планировочном микрорайоне 12:09:00, в территориальной зоне: «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)».
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы города Иркутска от 27 декабря 2013 г. № 005-20-530901/3 (в редакции решения Думы города Иркутска от 25.06.2014 № 005-20-601009/4), земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) расположен в планировочном микрорайоне 12:09:00, в территориальной зоне: «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)».
Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы г. Иркутска от 27 декабря 2013 г. № 005-20-530901/3 (в редакции решения Думы г. Иркутска от 25.06.2015 № 006-20-120156/5), предусмотрено, что земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) расположен в планировочном микрорайоне 12:09:00, в территориальной зоне: «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)».
Согласно Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденных решением Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6, земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) находится в территориальной зоне «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)», в планировочном элементе С-03-13 (Зона парков, скверов, бульваров).
Решением Думы города Иркутска от 30 марта 2017 г. № 006-20-320502/7 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск» изменения в планировочный элемент С-03-13 (Зона парков, скверов, бульваров) не вносились.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденными решением Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 (в редакции решения Думы города Иркутска от 29 сентября 2017 г. № 006-20-380564/7), земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) находится в территориальной зоне «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)», в планировочном элементе С-03-13 (Зона парков, скверов, бульваров).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденными решением Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 (в редакции решения Думы города Иркутска от 29 марта 2018 г. № 006-20-450683/8), земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) находится в территориальной зоне «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)», в планировочном элементе С-03-13 (Зона парков, скверов, бульваров).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденными решением Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 (в редакции решения Думы города Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9), земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) находится в территориальной зоне «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)», в планировочном элементе С-03-14 (Зона лесов).
Анализируя действовавшее на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов законодательство о градостроительной деятельности, суд приходит к выводу о том, что генеральный план, как документ территориального планирования может не соответствовать фактическому использованию земельного участка, поскольку определяет перспективное развитие территории, а действующее градостроительное законодательство не содержит требований, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в генеральном плане исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем.
При разрешении настоящего административного дела судом принята во внимание правовая позиция сформулированная в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 г. № 387-О, от 15 июля 2010 г. № 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. № 242-О, согласно которой регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В соответствии со строкой 1487 раздела I главы 18 Постановления Правительства Иркутской области от 2 ноября 2012 г. № 607-пп «Об утверждении схемы территориального планирования Иркутской области» (в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 23.07.2015 № 355-пп, от 08.12.2015 № 619-пп, от 08.07.2016 № 426-пп, от 31.08.2016 № 536-пп) на расчетный период до 2035 г. запланировано в Центральном сегменте Иркутской зоны создание особо охраняемой природной территории регионального значения - ландшафтного памятника природы Роща «Звёздочка», находящегося по адресу: г. Иркутск, левый берег р. Ангара.
Также действующим в настоящее время Постановлением Правительства Иркутской области от 6 марта 2019 № 203-пп «О внесении изменений в Схему территориального планирования Иркутской области» в строке 1675 раздела III «Зональные (территориальные) объекты регионального значения» главы 19 «Особо охраняемые природные территории регионального значения для реализации полномочия: «Создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; Ведение красной книги субъекта Российской Федерации» на расчетный период до 2035 г. также в Саяно-Иркутской опорной территории развития запланировано создание особо охраняемой природной территории регионального значения - ландшафтного памятника природы Роща «Звёздочка», находящегося по адресу: г. Иркутск, левый берег р. Ангара, в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями регионального значения урегулирован Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 26 указанного выше Закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 этой же статьи Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае необходимости соответствующие земельные участки и водные объекты могут быть изъяты для государственных нужд в порядке, установленном гражданским, земельным и водным законодательством.
Создание данной особо охраняемой природной территории регионального значения и определение ее границ именно как памятника природы «Роща Звёздочка» в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами Правительства Иркутской области запланировано до 2035 г.
Вместе с тем определение в действующих на момент рассмотрения дела Генеральном плане города Иркутска а также в Правилах землепользования и застройки города Иркутска, функциональной и территориальных зон, в которых будет создана данная особо охраняемая природная территория регионального значения, является частью работы по определению границ этой природной территории.
Учитывая изложенное выше, судом не принят довод административного истца об отсутствии обоснования отнесения принадлежащего ей земельного участка к зоне лесов, к которой относится «Роща Звёздочка».
Из представленного суду картографического материала следует, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) непосредственно примыкает с его северной стороны к земельному участку Рощи «Звёздочка» с кадастровым номером (номер изъят), площадью 89 233,00 кв.м., вдаваясь в земельный участок Рощи «Звёздочка» и образуя с ним ломаную линию соприкосновения (л.д. 86, т. 1), оспариваемые изменения в Генеральный план города Иркутска предусматривают отнесение земельных участков, в том числе и земельного участка принадлежащего ФИО1, образующих с земельным участком Рощи «Звёздочка» ломаную линию соприкосновения к одной функциональной зоне «Зоне лесов», что позволит в публичных интересах выровнять границы планируемой к созданию в этом месте особо охраняемой природной территории регионального значения (л.д. 45, 63, 69, 76, 77, т. 1).
Как следует из материалов административного дела с момента первоначального утверждения Генерального плана города Иркутска, исходный земельный участок, из которого образован земельный участок принадлежащий ФИО1 на праве собственности, располагался в функциональной зоне «Зоны, занятые парками, скверами, бульварами (Р-2)», территория в границах объектов археологии, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, частично городские леса рекреационного назначения, частично особо охраняемая природная территория «Роща Звёздочка», водоохранные зоны, отнесение оспариваемыми изменениями в Генеральный план города Иркутска этого земельного участка, находящегося в границах планировочного элемента С-03-14, к функциональной зоне «Зона лесов (С-03-14/605)» прав на земельный участок административного истца не нарушает, поскольку данный земельный участок никогда не относился к функциональной зоне, предусматривающей возможность жилищного строительства.
Доводы административного истца о том, что в отношении принадлежащего ей земельного участка неправильно определен вид разрешенного использования, а также то, что этот вид не приведен в соответствие с утвержденным классификатором видов разрешенного использования юридического значения для дела не имеет, поскольку вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать генеральному плану поселения, а возможность использования земельного участка должны соответствовать правилам землепользования и застройки поселения.
Как следует из материалов административного дела исходный земельный участок, а также образованный из него земельный участок, принадлежащий ФИО1, изначально находились в территориальной зоне «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)», в планировочном элементе С-03-13 (Зона парков, скверов, бульваров), в соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденными решением Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 (в оспариваемой редакции решения Думы города Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9), земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) находится в территориальной зоне «Зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-502)», в планировочном элементе С-03-14 (Зона лесов), таким образом, данный земельный участок никогда не относился к территориальной зоне, предусматривающей возможность жилищного строительства, а отнесение его к территориальной «Зоне лесов» соответствует Генеральному плану города Иркутска в оспариваемой административным истцом редакции.
Также не влияет на выводы суда и довод административного истца о не включении Рощи «Звёздочка» в реестр и перечень городских лесов, поскольку данное обстоятельство на законность оспариваемых изменений в Генеральный план города Иркутска и Правила землепользования и застройки города Иркутска не влияет, так как генеральный план определяет назначение территорий для достижения цели устойчивого развития в публичных интересах территории городского поселения, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий, по ее достижению исходя из назначения территорий.
Исходя из вышеизложенного, исследовав и изучив представленные суду документы, суд приходит к выводу, что согласно действующим на сегодняшний день, а также действовавшим ранее документам территориального планирования и градостроительного зонирования г. Иркутска, земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) никогда не располагался в функциональной и территориальной зонах жилой застройки индивидуальными жилыми домами.
Кроме того, как следует из письма Комитета градостроительной политики Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Иркутска от 22 января 2020 г. № 945-71-250/20 (л.д. 115-116, т. 1), согласно Постановлению Администрации Иркутской области от 12 сентября 2008 г. № 254-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», на территорию Рощи «Звёздочка» до железной дороги установлены зона охраняемого ландшафта и зона регулирования ландшафта. Земельный участок жилого дома по адресу: (адрес изъят), расположен в границах зоны регулирования ландшафта. Режимом охраны данной зоны предусмотрено запрещение хозяйственной деятельности искажающей ландшафт, или предполагающей его изменения.
Судом не принят во внимание довод административного истца о том, что земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) предназначен для строительства индивидуального жилого дома, так как из представленных суду кадастрового паспорта на земельный участок от 20 ноября 2009 г. № 38/130/09-177550, а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках на объект недвижимости от 2 августа 2019 г., следует, что данный земельный участок имеет вид разрешенного использования: «под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями».
Иные доводы административного истца, как основанные на неправильном толковании норм материального права, не ставят под сомнения выводы суда, к которым суд при разрешении настоящего дела.
Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Думе города Иркутска, администрации города Иркутска:
- о признании не действующим с даты вступления решения суда в законную силу решения Думы г. Иркутска от 3 декабря 2018 г. № 006-20-510812/8 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 июня 2007 г. № 004-20-390583/7 «Об утверждении Генерального плана города Иркутска» в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) функциональной зоны «Зоны лесов (С-03-14/605) в границах планировочного элемента С-03-14 и включения земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) в границы территории, на которой на расчетный срок до 2035 года планируется размещение объекта регионального значения, объекта межмуниципального значения – ландшафтного памятника природы «Роща Звёздочка»;
- о признании с даты вступления решения суда в законную силу решения Думы города Иркутска от 26 апреля 2019 г. № 006-20-560909/9 «О внесении изменений в решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. № 006-20-260430/6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск» в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) территориальной зоны «Зоны парков, скверов, бульваров» (РЗ-502) в границах планировочного элемента С-03-14 – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.
Председательствующий А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено 4 июля 2020 г.