ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-238/2015 от 29.12.2015 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело № 3а-238/2015

Решение

Именем Российской Федерации

29 декабря 2015 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А., при секретаре З.Н.З. с участием прокурора В.Е.В. представителя административного истца - СНТ <данные изъяты>З.В.В. представителя административного ответчика - Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики - Л.С.О. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества <данные изъяты> о признании недействующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Удмуртской Республике на ДД.ММ.ГГГГ» и постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении понижающих коэффициентов, применяемых к тарифам на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Удмуртской Республике»

установил:

СНТ <данные изъяты> обратилось в суд с административным иском к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики о признании недействующим в части установления понижающего коэффициента <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Удмуртской Республике на ДД.ММ.ГГГГ и постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении понижающих коэффициентов, применяемых к тарифам на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Удмуртской Республике». Свои требования мотивировало тем, что между ОАО <данные изъяты> (в настоящее время ОАО <данные изъяты> и СНТ <данные изъяты> заключен договор энергоснабжения (для одноставочного потребителя, приравненного к категории «население») от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии потребителю, а также обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии, а потребитель обязуется принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказываемые услуги. В связи с принятием оспариваемых Постановлений тариф за потребленную электрическую энергию для СНТ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ увеличился более чем на <данные изъяты> с <данные изъяты> до <данные изъяты>., что повлекло для административного истца существенное увеличение расходов на оплату потребленной электроэнергии. По мнению административного истца, нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, ст. 3, п.п. 1, 2 ст. 4, п. 1 ст. 20, п.п. 2, 4 ст. 21, п. 1 ст. 37 Федерального закона № 35-Ф3 от 26.03.2003 «Об электроэнергетике», Постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Приказу ФСТ России о 16.09.2014 N 1442-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категорий потребителей", Распоряжению Правительства РФ №2222-р от 01.11.2014г. Просит признать недействующим с момента принятия Постановление Региональной энергетическое комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Удмуртской Республике на ДД.ММ.ГГГГ» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ в части пункта 3.1. Таблицы 2 Приложения: установления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применяемого понижающего коэффициента при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) - <данные изъяты> для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан — некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. А также признать недействующим с момента принятия Постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении понижающих коэффициентов, применяемых к тарифам на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Удмуртской Республике» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.) в части пункта 3.1. Приложения: установления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применяемого понижающего коэффициента при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) - <данные изъяты> для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан — некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что СНТ <данные изъяты> оплачивает поставляемую по договору электрическую энергию. Ранее до ДД.ММ.ГГГГ был установлен понижающий коэффициент <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ понижающий коэффициент установлен в <данные изъяты> что повлекло к увеличению размера оплаты за электроэнергию. Соответственно граждане- члены СНТ вынуждены платить больше, однако поступающих средств в виде взносов недостаточно для оплаты электроэнергии по повышенному тарифу. Считает, что установление понижающего коэффициента это особый порядок ценообразования и для других категорий потребителей он остался прежним. Нарушение прав СНТ <данные изъяты> выражается в том, что расходы на оплату электроэнергии увеличились, заложенных бюджетом СНТ средств на оплату электроэнергии не хватает. Применение понижающего коэффициента <данные изъяты> экономически не обосновано.

Представитель административного ответчика с требованиями истца не согласился, просил отказать в их удовлетворении. В своих объяснениях сослался на доводы письменных объяснений, в которых частности указал следующее. Расчет тарифов для населения и потребителей, приравненных к населению, выполнен в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителе, утвержденными Приказом ФСТ России от 16 сентября 2014 года № 1442-э. Решение о применении понижающих коэффициентов было принято в пределах полномочий Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 750 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе». Порядок введения нормативного правового акта в действие установлен Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2011 гола № 1178, согласно которым цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. Согласно пункту 3 Постановления РЭК УР указанное постановление вступило в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Постановление РЭК УР опубликовано в газете «Известия Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ, правовой акт зарегистрирован Управлением Минюста России по Удмуртской Республики № и вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ Согласно пункту 3 Постановления РЭК УР указанное постановление вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Постановление РЭК УР опубликовано в газете «Известия Удмуртской Республики» от 20 декабря 2014 года, правовой акт зарегистрирован Управлением Минюста России по Удмуртской Республики № и вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Указом Главы Удмуртской Республики от 9 октября 2014 года № 327 «О формировании исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики» (в редакции Указа Главы Удмуртской Республики от 15 октября 2014 года № 389) Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики реорганизована путем присоединения к вновь образованному Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики. С 1 января 2015 года вступило в силу постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2014 года № 466 «О Министерстве энергетики, жилищно- коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики» (далее - Постановление № 466). В пункте 5 Постановления № 466 установлено, что Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является правопреемником Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики. В подпункте 1 пункта 1 Постановления № 466 определено, что Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляет выработку, реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги, подлежащие государственному регулированию, на территории Удмуртской Республики. 7 февраля 2015 года вступил в силу Приказ ФСТ России от 24 декабря 2014 года № 2389-э «О внесении изменений и дополнений в Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и форму принятия решения органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденные приказом ФСТ России от 28 марта 2013 года № 313-э», согласно которому форма принятия решения на цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей была изменена. В связи с указанными изменениями в адрес Министерства энергетики и ЖКХ УР 10 марта 2015 года поступило предписание от Федеральной службы по тарифам России (письмо от 10 марта 2015 года № 4-1312) о приведении Постановления РЭК УР и Постановления РЭК УР в соответствие с законодательством Российской Федерации. Во исполнения предписания Министерством энергетики и ЖКХ УР были утверждены следующие нормативные правовые акты:

1) приказ Министерства энергетики и ЖКХ УР от 27 марта 2015 года № 5/2 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Удмуртской Республике на ДД.ММ.ГГГГ (далее - Приказ Министерства энергетики и ЖКХ УР согласно которому, в постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения: Таблица к приложению «Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Удмуртской Республики» была изложена в новой редакции;

2) приказ Министерства энергетики и ЖКХ УР от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении понижающих коэффициентов, применяемых к тарифам на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Удмуртской Республике» » (далее - Приказ Министерства энергетики и ЖКХ УР согласно которому, в постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения: приложение «Понижающие коэффициенты, применяемые к тарифам на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Удмуртской Республике» было изложено в новой редакции.

Таким образом, орган государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики, Министерство энергетики и ЖКХ УР) принимая Постановление РЭК УР (в редакции Приказ Министерства энергетики и ЖКХ УР Постановление РЭК УР (в редакции Приказ Министерства энергетики и ЖКХ УР действовал в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий. Оспариваемые акты официально опубликованы, зарегистрированы в Управлении Минюста России по Удмуртской Республики и вступили в силу. Применение понижающего коэффициента на второе полугодие ДД.ММ.ГГГГ осуществлено во исполнение рекомендаций Правительства РФ в части поэтапного прекращения перекрёстного субсидирования в электроэнергетике. Для установления понижающих коэффициентов закон не требует какого-либо экономического обоснования, поскольку это особый порядок ценообразования. Недостаточность средств у СНТ для оплаты электроэнергии не свидетельствует о нарушении прав оспариваемыми нормативными правовыми актами, а является следствием отсутствия надлежащей работы руководства СНТ с ее членами по ликвидации задолженности за пользование гражданами электроэнергией. Права административного истца оспариваемыми актами не могли быть нарушены и не нарушались.

В заключении прокурор пояснил, что в данном деле административный истец не доказал нарушения своих прав оспариваемыми нормативными правовыми актами в части применения понижающего коэффициента. Все доводы административного истца сводятся к тому, что граждане-члены СНТ вынуждены больше платить за электроэнергию, однако в чем конкретно выразилось нарушение прав СНТ как юридического лица по делу не ясно.

Выслушав лиц участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) - лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ч.1 ст. 208 КАС РФ - с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного акта, которые оспариваются.

Частью 2 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу п. 9 ст. 213 КАС РФ - обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно статьям 208 и 213 КАС РФ и пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» - суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из представленных сторонами доказательств, следуют следующие обстоятельства.

Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики приняты Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Удмуртской Республике на ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление РЭК УР ) и постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении понижающих коэффициентов, применяемых к тарифам на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Удмуртской Республике» (далее - Постановление РЭК УР ).

На момент принятия органом регулирования Постановления РЭК УР и Постановления РЭК УР , Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики в соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ года № являлась исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен и тарифов.

Постановлением РЭК УР и Постановлением РЭК УР установлены понижающие коэффициенты, применяемые к тарифам на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Удмуртской Республике, составляющие с ДД.ММ.ГГГГ для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан – <данные изъяты>.

Постановление РЭК УР № опубликовано в газете «Известия Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано Управлением Минюста России по Удмуртской Республики № и вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ

Постановление РЭК УР опубликовано в газете «Известия Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано Управлением Минюста России по Удмуртской Республики № и вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ.

Указом Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики» (в редакции Указа Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики реорганизована путем присоединения к вновь образованному Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2014 года № 466 «О Министерстве энергетики, жилищно- коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики» (пункт 5) установлено, что Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является правопреемником Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики.

Подпунктом 1 пункта 1 Постановления № 466 определено, что Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляет выработку, реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги, подлежащие государственному регулированию, на территории Удмуртской Республики.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), который также определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).

Пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике установлено - при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

К ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к настоящему документу (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) настоящего документа) по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики, принимая оспариваемые нормативные правовые акты, действовала в пределах представленных полномочий и понижающие коэффициенты для каждой из приравненных к населению категорий потребителей были установлены в пределах, предусмотренных нормативным правовым актом имеющим большую юридическую силу. Также административным ответчиком была соблюдена процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов, порядок их регистрации и опубликования.

26 сентября 1997 года Правительством Российской Федерации принято Постановление 1231 (ред. от 02.04.2002) "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения", в пунктах 1 и 2 которого постановлено:

- утвердить прилагаемый график доведения в 1997 - 2000 годах уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения (далее именуется - график).

- региональным энергетическим комиссиям при установлении тарифов на электрическую энергию для населения исходить из графика с применением понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.

В связи с этим Федеральной службой по тарифам было издано информационное письмо ФСТ РФ от 30.12.2004 N СН-2849/13 "О порядке применения понижающего коэффициента 0,7" в котором указано, что установление тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению, устанавливается на экономически обоснованном уровне и применение коэффициента 0,7 не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования. Судебная практика, а именно Решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2003 N ГКПИ03-1247 и Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2004 N КАС04-15, также подтверждает позицию, что установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 понижающий коэффициент 0,7 не является льготой.

31.07.2014 года, Правительством Российской Федерации принято Постановление № 750 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе», которым также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предписывалось принять решения о пересмотре установленных (пересмотренных) с 1 июля 2014 г. тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Таким образом, Правительством Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, направленные на снижение перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе.

Установление органом государственной власти в области государственного регулирования тарифов разных понижающих коэффициентов в отношении потребителей электрической энергии влечет за собой перекрестное субсидирование, понятие которого раскрыто в Федеральном законе от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и "Концепции ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации" (утв. Правительственной комиссией по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в РФ 29.01.1999), а именно перекрестное субсидирование – это когда разные группы потребителей получают один и тот же вид коммунальных услуг по разным тарифам, при этом одни потребители платят по завышенным тарифам, за других – которые платят по тарифам с учетом понижающих коэффициентов.

Таким образом, оплата потребителем электроэнергии по установленному тарифу без применения понижающего коэффициента не является нарушением его прав и законных интересов.

Соответственно суд приходит к выводу о том, установление понижающего коэффициента, влекущего оплату за электроэнергию по установленному тарифу, без его снижения, не может считаться нарушением прав и законных интересов потребителя.

Ссылки административного истца на противоречие оспариваемых нормативных правовых актов п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, ст. 3, п.п. 1, 2 ст. 4, п. 1 ст. 20, п.п. 2, 4 ст. 21, п. 1 ст. 37 Федерального закона № 35-Ф3 от 26.03.2003 «Об электроэнергетике», Постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Приказу ФСТ России о 16.09.2014 N 1442-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категорий потребителей", Распоряжению Правительства РФ №2222-р от 01.11.2014г. не состоятельны.

Так п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации касаются прав и свобод гражданина, а не юридического лица, коим является административный истец.

Ст. 3, п.п. 1, 2 ст. 4, п. 1 ст. 20, п.п. 2, 4 ст. 21, п. 1 ст. 37 Федерального закона № 35-Ф3 от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» не содержат положений, которым противоречили бы в оспариваемой части Постановление РЭК УР № и Постановление РЭК УР , потому как не регулируют порядок и основания установления понижающих коэффициентов для определенных категорий потребителей.

Установление органом регулирования тарифов понижающего коэффициента в размере <данные изъяты> также не противоречит Постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и Приказу ФСТ России о 16.09.2014 N 1442-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категорий потребителей" который в пункте 7 определяет, что для приравненных к населению категорий потребителей согласно пункту 71 Основ ценообразования к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к Основам ценообразования (за исключением потребителей, указанных в пункте 71.1 Основ ценообразования) по решению Органов регулирования применяются понижающие коэффициенты от <данные изъяты>.

Распоряжение Правительства РФ №2222-р от 01.11.2014г. устанавливает индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2015 - 2018 годы, но не устанавливает аналогичного относительно платы за предоставление энергетических ресурсов для юридических лиц.

Поскольку в судебном заседании установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, в оспариваемой истцом части, были приняты с учетом положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта, его опубликования и не нарушают прав и законных интересов административного истца, заявленные СНТ <данные изъяты>» требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска садоводческого некоммерческого товарищества <данные изъяты> о признании недействующим в части установления на ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ понижающего коэффициента <данные изъяты> постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Удмуртской Республике на ДД.ММ.ГГГГ и постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении понижающих коэффициентов, применяемых к тарифам на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Удмуртской Республике» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2015 года.

Председательствующий судья Соловьев В.А.

копия верна судья Соловьев В.А.