ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-238/2023 от 12.10.2023 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-238/2023

УИД 75OS0000-01-2023-000422-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2023 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при секретаре Епифанцеве И.А.,

с участием:

представителя административного истца прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Клиновой Д.Т.,

представителя административного ответчика Правительства Забайкальского края Матвеечева О.А.,

представителя административного ответчика Губернатора Забайкальского края Пришгинтас О.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части пункта 8 Порядка предоставления субсидии из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), являющимся специализированными организациями по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Забайкальском крае, в целях финансового обеспечения и (или) возмещения затрат, связанных с созданием условий для формирования благоприятного инвестиционного климата в Забайкальском крае, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 2 июня 2023 года № 273,

установил:

постановлением Правительства Забайкальского края от 2 июня 2023 года № 273 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), являющимся специализированными организациями по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Забайкальском крае, в целях финансового обеспечения и (или) возмещения затрат, связанных с созданием условий для формирования благоприятного инвестиционного климата в забайкальском крае (далее – Порядок, Порядок № 273).

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 5 июня 2023 года.

22 сентября 2023 года прокурор Забайкальского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Забайкальский краевой суд с названным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что Порядок не содержит указания на конкретный способ проведения отбора получателей субсидии, что не соответствует подпункту «е» пункта 3 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492 (далее – Общие требования), а также свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, - широта дискреционных полномочий. Неуказание в нормативном правовом акте конкретного способа проведения отбора участников, претендующих на получение субсидии, свидетельствует о неоднозначном его толковании, а отраженная в порядке процедура отбора таких участников не позволяет однозначно высказаться о его способе проведения. Указанное нарушает права неограниченного круга хозяйствующих субъектов на получение средств субсидий на финансовое обеспечение и (или) возмещение затрат, связанных с созданием условий для формирования благоприятного инвестиционного климата в Забайкальском крае.

На основании изложенного прокурор просит признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 8 Порядка № 273 в той мере, в какой данной нормой не определен способ проведения отбора при определении получателя субсидии.

В письменных возражениях и дополнениях к ним представитель Правительства Забайкальского края Матвеечев О.А. в удовлетворении заявленных требований просил отказать, ссылаясь на то, что Бюджетный кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает обязательное указание в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, способа проведения отбора. Анализ положений оспариваемого Порядка приводит к однозначному выводу, что субсидии предоставляются по результатам отбора в виде запроса предложений. В Порядке, а именно в пунктах 8 и 21 содержатся все положения, указывающие на конкретный способ проведения отбора, при этом положения, указывающие на проведение отбора посредством конкурса, отсутствуют. Указание на конкретный способ отбора получателей субсидий отсутствует и в ряде аналогичных нормативных правовых актов как федерального, так и регионального значения. Доводы прокурора о наличии в оспариваемой норме коррупциогенного фактора являются безосновательными.

В письменных возражениях представитель Губернатора Забайкальского края Пришгинтас О.Э. в удовлетворении заявленных требований просила отказать, указав, что из совокупного анализа положений Порядка следует однозначный вывод, что согласно оспариваемому Порядку субсидии предоставляются по результатам отбора со способом его проведения – запрос предложений. В нем отсутствует указание на проведение конкурса как способа проведения отбора получателей субсидии, то есть положения Порядка № 273 исключают второй возможный способ проведения отбора. Отсутствие в Порядке слов «запрос предложений» не является аргументированным основанием для признания пункта 8 Порядка № 273 недействующим. Довод прокурора о наличии в пункте 8 Порядка коррупциогенного фактора также полагает неверным.

В судебном заседании представитель административного истца прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Клинова Д.Т. позицию административного истца поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Забайкальского края Матвеечев О.А. с требованиями административного истца не согласился, поддержал письменные возражения, дав пояснения, аналогичные изложенным.

Представитель Губернатора Забайкальского края Пришгинтас О.Э. с требованиями административного истца также не согласилась, поддержала письменные возражения на административное исковое заявление, дав пояснения, аналогичные изложенным.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.

Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 КАС РФ.

Согласно частям 1, 2 статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, субъектов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в краевой суд.

Требования прокурора направлены в защиту прав неопределенного числа субъектов инвестиционной деятельности, а также в интересах публично-правового образования – Забайкальского края.

В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае» предусмотрено, что одной из форм краевой государственной поддержки инвесторов на территории края является сопровождение инвестиционных проектов специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Забайкальском крае.

В статье 9.3 названного Закона установлено, что специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Забайкальском крае осуществляет сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна» в порядке и на условиях, установленных Губернатором Забайкальского края. Функции и полномочия специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Забайкальском крае, а также порядок ее взаимодействия с исполнительными органами государственной власти Забайкальского края устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В статье 10 Закона Забайкальского края от 22 декабря 2022 года № 2134-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрено предоставление субсидии за счет средств бюджета края на безвозмездной и безвозвратной основе в случае осуществления поддержки инвестиционной деятельности на территории Дальневосточного федерального округа юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 3).

Действуя в пределах предоставленных полномочий, 2 июня 2023 года Правительство Забайкальского края в установленном, в том числе Законом Забайкальского края от 5 октября 2009 года № 226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края», порядке приняло постановление № 273, которым утвердило Порядок предоставления субсидии из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), являющимся специализированными организациями по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Забайкальском крае, в целях финансового обеспечения и (или) возмещения затрат, связанных с созданием условий для формирования благоприятного инвестиционного климата в Забайкальском крае.

Названное постановление Правительства Забайкальского края опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 5 июня 2023 года.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается, в данной части постановление Правительства Забайкальского края не оспаривается.

Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.

Указанный Порядок определяет категорию юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), имеющих право на получение из бюджета Забайкальского края субсидии на финансовое обеспечение и (или) возмещение затрат, связанных с созданием условий для формирования благоприятного инвестиционного климата в Забайкальском крае в рамках реализации мероприятия «Предоставление субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), являющимся специализированными организациями по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Забайкальском крае, в целях финансового обеспечения и (или) возмещения затрат, связанных с созданием условий для формирования благоприятного инвестиционного климата в Забайкальском крае» основного мероприятия «Создание условий для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Забайкальском крае» подпрограммы «Стимулирование инвестиционной деятельности в Забайкальском крае» государственной программы Забайкальского края «Экономическое развитие», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года № 220, цели, условия и порядок предоставления субсидии, результат ее предоставления, порядок возврата субсидии в бюджет Забайкальского края в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, предоставленной в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году, а также регламентирует положения об осуществлении в отношении получателя субсидии и лиц, указанных в пункте 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, проверок Министерством по социальному, экономическому, инфраструктурному, пространственному планированию и развитию Забайкальского края соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата ее предоставления, а также проверок органами государственного финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, сахаросодержащих напитков, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 19 декабря 2022 года № 521-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена в действие статья 78.5 БК РФ «Унификация и стандартизация предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг».

Согласно данной статье информация о субсидиях юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, включая гранты в форме субсидий, предоставляемых в соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 настоящего Кодекса, в том числе предусмотренных законом (решением) о бюджете (законом (решением) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете), размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с порядком размещения такой информации, установленным Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем сорок третьим статьи 165 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта. Информация о субсидиях, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, указанная в абзаце первом настоящего пункта, размещается на ином сайте с указанием на едином портале бюджетной системы Российской Федерации страниц такого сайта в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации соответствующего решения (пункт 1).

Получатели субсидий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются: 1) в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами (решениями) о бюджете, решениями Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования (за исключением главы муниципального образования, входящего в состав представительного органа муниципального образования и исполняющего полномочия его председателя), решениями, принимаемыми Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации (местными администрациями) в целях использования резервного фонда соответствующего исполнительного органа государственной власти (местной администрации); 2) по результатам проведения отбора получателей субсидий (пункт 2).

Отбор получателей субсидий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется на конкурентной основе следующими способами: 1) запрос предложений - проведение отбора получателей субсидий исходя из соответствия участников отбора получателей субсидий категориям и (или) критериям и очередности поступления предложений (заявок) на участие в отборе получателей субсидий; 2) конкурс - проведение отбора получателей субсидий исходя из наилучших условий достижения результатов предоставления субсидий (пункт 3).

Информация о проведении отбора получателей субсидий размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта (пункт 7).

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492.

В пункте 3 данного постановления предписано рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, не позднее 1 июня 2021 г.

Согласно пункту 1 Общих требований настоящий документ определяет общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В пункте 2 Общих требований установлено, что правовые акты содержат следующие положения:

а) общие положения о предоставлении субсидий;

б) порядок проведения отбора получателей субсидий для предоставления субсидий (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора);

в) условия и порядок предоставления субсидий;

г) требования к отчетности;

д) требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

Согласно подпункту «е» пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте указывается способ проведения отбора в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 настоящего документа в случае, если получатель субсидии определяется по результатам отбора.

Пункт 4 Общих требований предписывает, что в целях установления порядка проведения отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора) в правовом акте указывается один из следующих способов проведения отбора:

конкурс, который проводится при определении получателя субсидии исходя из наилучших условий достижения результатов, в целях достижения которых предоставляется субсидия;

запрос предложений, который указывается при определении получателя субсидии главным распорядителем как получателем бюджетных средств или иной организацией, проводящей в соответствии с правовым актом отбор (в случае, если это предусмотрено правовым актом), на основании предложений (заявок), направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из соответствия участника отбора категориям и (или) критериям отбора и очередности поступления предложений (заявок) на участие в отборе.

Таким образом, с учетом вышеприведенных положений статьи 78 БК РФ и пунктов 2, 3, 4 Общих требований, в том случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора, в правовом акте о предоставлении субсидий в общих положениях о предоставлении субсидий должно содержатся прямое указание на способ проведения отбора получателей субсидий: конкурс или запрос предложений.

В оспариваемом Порядке № 273 отражены общие положения о предоставлении субсидии, порядок проведения отбора получателей субсидии для предоставления субсидий, условия и порядок предоставления субсидий, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

В целях определения общих положений о предоставлении субсидии в соответствии с подпунктами «б» «в», «д», «ж» пункта 3 Общих требований в утвержденном постановлением Правительства Забайкальского края Порядке № 273 указаны: цели предоставления субсидий, наименование органа государственной власти, осуществляющего функции главного распорядителя бюджетных средств, категории отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, а также информация о размещении на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в разделе единого портала) сведений о субсидии не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем принятия закона (решения) о бюджете (закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете).

Согласно пункту 8 Порядка № 273 получателем субсидии является участник отбора, признанный победителем по результатам рассмотрения заявок, поданных в Министерство.

В пунктах 9-26 Порядка № 273 содержатся положения, устанавливающие порядок проведения отбора получателей субсидии.

Так, в пунктах 9-10 Порядка отражены сведения к объявлению о проведении отбора.

В пункте 11 Порядка установлены требования к участникам отбора, в пунктах 12-18 – требования относительно заявки на участие в отборе.

При этом согласно пункту 15 Порядка ответственное должностное лицо Министерства регистрирует заявки участников отбора в день их поступления в журнале входящей корреспонденции Министерства с указанием порядкового номера и даты регистрации.

Датой подачи заявки в новой редакции считается: 1) дата и время подачи заявки в Министерство, зафиксированные в журнале; 2) дата и время поступления заявки в адрес Министерства посредством почтового отправления или на адрес электронной почты, указанный в объявлении. При этом ранее направленная заявка не рассматривается (пункт 17).

Министерство на следующий рабочий день со дня регистрации поступивших документов рассматривает их, проверяет полноту и достоверность содержащихся в них сведений, проверяет участников отбора на соответствие категории и требованиям, указанным в пунктах 6 и 11 настоящего Порядка. Министерство в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока приема документов принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении. О принятом решении Министерство уведомляет участников отбора в срок не более 10 рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок (пункт 19).

Победителем отбора признается участник, заявка которого была признана прошедшей отбор в соответствии с категорией и требованиями, указанными в пунктами 6 и 11 настоящего Порядка, и поступившая ранее других участников отбора согласно журналу (пункт 21).

В случае если на участие в отборе на получение субсидии поступила одна заявка, соответствующая категории и требованиям, указанным в пунктами 6 и 11 настоящего Порядка, победителем отбора признается участник отбора, представивший указанную заявку (пункт 22).

Решение о признании участника отбора победителем и предоставлении субсидии оформляется приказом Министерства с указанием размера предоставляемой субсидии (пункт 23).

Таким образом, в оспариваемом порядке отсутствует, как это прямо предусмотрено подпунктом «е» пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидий, указание на способ проведения отбора в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Общих требований – конкурс или запрос предложений.

При этом понятие «заявка», вопреки суждению представителя Правительства Забайкальского края, исходя из Общих требований применимо как к запросу предложений, так и к конкурсу.

Позиция же представителя Правительства Забайкальского края о том, что указание на способ проведения отбора получателей субсидии содержится в пункте 21 Порядка № 273, судом признается несостоятельной.

Как указано выше, пункт 21 оспариваемого Порядка устанавливает правила определения победителя отбора, что не тождественно понятию способа проведения отбора. При этом из содержания данной нормы и правового анализа иных норм Порядка № 273 усматривается, что согласно данному нормативному правовому акту отбор получателей субсидии, действительно, производится в форме запроса предложений. С учетом этого порядок определения победителя отбора, безусловно, вытекает из существа конкретного способа отбора.

Между тем отсутствие указания в общих положениях оспариваемого Порядка на способ проведения отбора получателей субсидии не позволяет однозначно определить способ проведения отбора получателей субсидии, не изучив и не проанализировав текст Порядка в целом. Только оценив совокупность норм Порядка, регламентирующих порядок проведения отбора получателей субсидии, в том числе, каким образом определяется победитель отбора, и, сопоставив их с Общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, правоприменители, в том числе лица, претендующие на получение субсидии, могут прийти к выводу, что отбор получателей субсидии производится не в форме конкурса, а в форме запроса предложений, что, в свою очередь, может свидетельствовать о неопределенности правовой нормы.

Кроме того, в силу пункта 7 статьи 78.5 БК РФ информация о проведении отбора получателей субсидий подлежит размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Отсутствие в Порядке № 273 прямого указания на способ проведения отбора затрудняет размещение информации о способе проведения отбора получателей субсидии на соответствующем сайте и может создавать определенные препятствия в получении, в том числе потенциальными получателями субсидии, информации о конкретной субсидии по способу отбора получателей субсидии.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставление субсидий хозяйствующим субъектам является формой возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78). Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78). Кроме того, нормативно-правовые акты, в частности субъектов Российской Федерации, на основании которых реализуется решение о предоставлении отдельным хозяйствующим субъектам субсидий, должны соответствовать утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492 общим требованиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № 2120-О).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит – к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом (например, постановления от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, что обеспечивается ее соответствием требованиям ясности, недвусмысленности, возможности ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункт «а», «ж» пункта 3), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Механизм действия нормативного правового акта должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.

В пункте 41 Регламента Правительства Забайкальского края, утвержденного постановлением Губернатора Забайкальского края от 16 ноября 2016 года № 87, установлено, что текст проекта правового акта должен быть кратким, последовательным, обоснованным и исключающим возможность двоякого толкования.

Таким образом, суд приходит к выводу, что принятый Правительством Забайкальского края Порядок № 273 в части отсутствия указания способа проведения отбора получателей субсидий для предоставления субсидий не соответствует положениям статей 78, 78.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492, а также не отвечает общеправовым критериям ясности, определенности.

Вместе с тем требования прокурора о признании недействующим непосредственно пункта 8 Порядка № 273 в той мере, в какой данной нормой не определен способ проведения отбора при определении получателя субсидии, фактически сводятся к возложению на орган, принявший нормативный правовой акт, обязанности по внесению изменений именно в данный пункт. Между тем при признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим обязанность компетентных органов разработать и принять соответствующий нормативный правовой акт возникает в силу закона, и с учетом компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере нормотворчества данный орган вправе самостоятельно определять структуру нормативного правового акта с учетом вышеприведенных нормативных положений, имеющих большую юридическую силу.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Порядок предоставления субсидии из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), являющимся специализированными организациями по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Забайкальском крае, в целях финансового обеспечения и (или) возмещения затрат, связанных с созданием условий для формирования благоприятного инвестиционного климата в Забайкальском крае, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 2 июня 2023 года № 273, подлежит признанию не действующим, как противоречащий приведенным выше нормам федерального законодательства, в той мере, в которой он не содержит указания на способ проведения отбора получателей субсидии.

Принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся, на основании его положений реализовывались права граждан и организаций, суд считает возможным признать оспариваемый нормативный правовой акт не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Порядок предоставления субсидии из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), являющимся специализированными организациями по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Забайкальском крае, в целях финансового обеспечения и (или) возмещения затрат, связанных с созданием условий для формирования благоприятного инвестиционного климата в Забайкальском крае, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 2 июня 2023 года № 273, в той мере, в которой он не содержит указания на способ проведения отбора получателей субсидии.

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Решение в окончательной форме изготовлено 18 октября 2023 года.