ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-239/17 от 15.11.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-239/17Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

город Владивосток 15 ноября 2017 года

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Деменевой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному комитету Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края, департаменту градостроительства Приморского края о признании Правил землепользования и застройки Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края не действующими в части,

установил:

решением муниципального комитета Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края от 24 апреля 2014 года N 328 утверждены Правила землепользования и застройки Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края (далее – Правила землепользования и застройки), которые опубликованы на официальном сайте Администрации Подъяпольского сельского поселения http://podyapolsky.ru/ и в газете «Взморье» 8 мая 2014 N 18.

В абзаце 3 части 1 статьи 9 Правил землепользования и застройки указано, что формирование земельного участка производится в соответствии со статьёй 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Абзацем 5 части 1 статьи 9 Правил землепользования и застройки установлено, что формирование земельных участков существующих объектов капитального строительства, правообладателями которых являются физические или юридические лица, формирование земельных участков, планируемых для предоставления физическим или юридическим лицам в целях строительства, осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания, утверждённым в виде отдельного документа или в составе проекта планировки территории.

Заместитель прокурора Приморского края обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с административным исковым заявлением о признании не действующими абзацев 3 и 5 части 1 статьи 9 Правил землепользования и застройки Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края, утверждённых решением муниципального комитета Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края от 24 апреля 2014 года N 328, со дня вступления решения суда в законную силу; возложении на департамент градостроительства Приморского края обязанности опубликовать решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу. В обоснование своих требований указал, что абзац 5 части 1 статьи 9 Правил землепользования и застройки противоречит положениям части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, и свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, связанного с наличием завышенных требований к лицам, создает возможность коррупционных проявлений при реализации администрацией функций по образованию земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указание в абзаце 3 части 1 статьи 9 Правил землепользования и застройки на статью 30 Земельного кодекса РФ не правомерно, поскольку в силу пункта 18 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ с 1 марта 2015 года указанная статья утратила силу. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт в обжалуемой части противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, что влечёт нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, а также создаёт препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов при предоставлении гражданам земельных участков. В силу пункта 2.1.7.2. Постановления Администрации Приморского края от 6 августа 2007 года N 196-па департамент градостроительства Приморского края осуществляет полномочия Шкотовского муниципального района по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки сельских поселений, в том числе по внесению изменений в них, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

В судебном заседании прокурор ФИО9 поддержала заявленные требования в полном объёме, по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

Представитель муниципального комитета Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края ФИО6 в судебном заседании поддержала заявленные требования, предоставила письменные пояснения к иску. По существу указала, что во исполнение пункта 4 статьи 6 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ Администрация Подъяпольского сельского поселения передала департаменту градостроительства Приморского края полномочия по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки сельских поселений, в том числе по внесению в них изменений. Муниципальный комитет Подъяпольского сельского поселения свои обязанности исполнил, передав все документы департаменту градостроительства Приморского края в 2015 году. До момента передачи полномочий изменения в спорный нормативный правовой акт муниципальным комитетом Подъяпольского сельского поселения не вносились.

Представитель департамента градостроительства Приморского края ФИО7 в судебном заседании согласился с заявленными требованиями в части признания нормативного правового акта не действующим в обжалуемой части, возражал против удовлетворения требования в части возложения на департамент градостроительства Приморского края обязанности по опубликованию решения суда, поскольку в силу действующего законодательства обязанность по опубликованию лежит на муниципальном комитете Подъяпольского сельского поселения. По существу указал, что работа по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Подъяпольского сельского поселения в настоящее время ведётся, подготовлен проект внесения в них изменений, в августе 2017 года состоялись публичные слушания. В проекте внесения изменений в Правила землепользования и застройки Подъяпольского сельского поселения спорные положения отсутствуют.

Выслушав объяснения прокурора ФИО9, пояснения представителя муниципального комитета Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края ФИО6., возражения представителя департамента градостроительства Приморского края ФИО7, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года от N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.

В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ, c административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 8 статьи 1, пункта 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ и пункта 20 части 1 статьи 14 вышеназванного Федерального закона утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Согласно статье 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения муниципальным комитетом Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решение муниципального комитета Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края в данной части не оспаривалось.

Как следует из положений статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Следовательно, абзац 5 части 1 статьи 9 Правил землепользования и застройки Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края противоречит пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, поскольку образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может осуществляться исключительно в соответствии с проектом межевания, утверждённым в виде отдельного документа или в составе проекта планировки территории.

Указание в абзаце 3 части 1 статьи 9 Правил землепользования и застройки Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края на статью 30 Земельного кодекса РФ не правомерно, поскольку в силу пункта 18 статьи 1 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ указанная статья утратила силу с 1 марта 2015 года.

При указанных обстоятельствах, требования о признании недействующими абзацев 3 и 5 части 1 статьи 9 Правил землепользования и застройки Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края, утверждённых решением муниципального комитета Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края от 24 апреля 2014 года N 328,подлежат удовлетворению.

С учётом требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию на официальном сайте и в официальном печатном издании представительного органа местного самоуправления, в которых был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, отдельные положения которого признаны судом недействующими. При этом, суд полагает, что данная обязанность может быть возложена на представительный орган местного самоуправления муниципальный комитет Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному комитету Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края, департаменту градостроительства Приморского края о признании Правил землепользования и застройки Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края не действующими в части – удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда абзацы 3 и 5 части 1 статьи 9 Правил землепользования и застройки Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края, утверждённых решением муниципального комитета Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края от 24 апреля 2014 года N 328.

Обязать муниципальный комитет Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края опубликовать данное решение суда на официальном сайте администрации Подъяпольского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края и в официальном печатном издании в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приморского краевого суда О.А. Зайцева